Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 21:52, реферат
Краткое описание
Государственная власть во все времена нуждалась в средствах для своего содержания, но методы привлечения этих средств менялись в зависимости от обстоятельств и уровня развития общества. Действующая ныне налоговая система России практически введена с 1992 г. и основывается на более чем 20 законах, охватывающих, по сути, все сферы экономической жизни государства. По своей структуре и принципам построения новая налоговая система в основном отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы.
Государственная власть
во все времена нуждалась в средствах
для своего содержания, но методы привлечения
этих средств менялись в зависимости от
обстоятельств и уровня развития общества.
Действующая ныне налоговая
система России практически введена с
1992 г. и основывается на более чем 20 законах,
охватывающих, по сути, все сферы экономической
жизни государства. По своей структуре
и принципам построения новая налоговая
система в основном отражает общераспространенные
в мировой практике налоговые системы.
Перечень применяемых видов налогов практически
соответствует общепринятому в современной
рыночной экономике и в значительной части
набору налогов и сборов, применявшихся
в нашей практике ранее.
Оценивая прошедшие
годы, следует помнить, что налоговая система
России возникла и с первых же дней своего
существования развивается в условиях
экономического кризиса. В тяжелейшей
ситуации она сдерживает нарастание бюджетного
дефицита, обеспечивает функционирование
всего хозяйственного аппарата страны,
позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать
неотложные государственные потребности,
в основном отвечает текущим задачам перехода
к рыночной экономике. К созданию налоговой
системы РФ был широко привлечен опыт
развития зарубежных стран.
Среди множества экономических
рычагов, при помощи которых государство
воздействует на рыночную экономику, важное
место занимают налоги. В условиях рыночных
отношений, и особенно в переходный к рынку
период, налоговая система является одним
из важнейших экономических регуляторов,
основой финансово-кредитного механизма
государственного регулирования экономики.
Государство широко использует налоговую
политику в качестве определенного регулятора
воздействия на негативные явления рынка.
Налоги, как и вся налоговая система, являются
мощным инструментом управления экономикой
в условиях рынка.
Налоговые органы являются
единственными законными сборщиками налогов
и сборов, которые и формируют бюджеты
всех уровней государства. От того, насколько
правильно построена система налогообложения,
и система налоговых органов зависит эффективное
функционирование всего народного хозяйства
страны.
Структура Федеральной налоговой
службы России
Налоговая система - это совокупность взимаемых
в государстве налогов, сборов,
пошлин и других платежей, а также форм,
методов их проведения и принципы
построения.
В России создана
организационная структура системы
взимания налогов - Государственная
налоговая служба, подчиненная
Президенту и Правительству РФ.
Она состоит из государственных
налоговых инспекций в республиках,
краях, областях, автономных областях,
городах, районах.
Налоговая система
России базируется на следующих основных
принципах:
полное равенство существующих
форм собственности;
учёт всех видов получаемых
юридическими и физическими лицами доходов,
независимо от вида и характера деятельности;
единый подход при определении размеров налогообложения, установления льгот и налоговых
ставок;
однократность налогообложения;
обеспечение учёта специфики
объектов налогообложения.
Система управления налогообложением
в РФ представляет собой
единую центральную систему, построенную
по принципу многоуровневой
иерархической организации: республиканского, областного
и районного уровней. Каждый
уровень имеет свои уровни и специфику.
Органом
(субъектом) управления системой налогообложения
в РФ является Государственная
налоговая служба РФ,
состоящая из подразделений,
осуществляющих методологическое руководство
и контроль за налогообложением
по видам (отраслям) налогов.
К областному
уровню относятся государственные
налоговые инспекции, входящих в состав
РФ республик, краёв, областей, городов
республиканского подчинения.
Районный уровень
охватывает государственные налоговые
инспекции городов краевого, областного
подчинения, сельских районов,
районов в городах республиканского
и областного подчинения.
Главной задачей
налоговых служб РФ является контроль
за соблюдением законодательства
о налогах, правильностью их
исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в соответствующие бюджеты государственных
налогов и других платежей, установленных
законодательством РФ и республик
в её составе, органами государственной
власти краёв, областей,
автономных образований, городов Москвы
и Санкт-Петербурга, городов, районов
в городах в пределах их компетенции.
Низовые налоговые
службы осуществляют непосредственное
взаимодействие с налогоплательщиками
посредством реализации определённых
функций.
Основные функции
государственной налоговой инспекции
по районам, городам без районного
деления и районах в городах являются:
1) осуществление
контроля за соблюдением законодательства
о налогах и других платежах в бюджет;
2) обеспечение
своевременного, правильного и полного
учёта исчисления налогов и платежей
в бюджет, а также возврат излишне
взысканных и уплаченных налогов и
др. платежей в бюджет;
3) взаимодействие
с соответственными органами
исполнительной власти, правоохранительными
и финансовыми органами, банками
по вопросам контроля за правильностью
реализации и исполнения налогоплательщиками
законодательных и др. распорядительных
документов;
4) получение от
предприятий, банков и др.
документов, на основании которых
ведут оперативно бухгалтерский
учёт сумм налогов и других
платежей в бюджет, финансовых
санкций и административных штрафов,
а также приостановление
операций предприятий, организаций
и граждан по
расчётным и другим счетам
в банках и иных финансово-кредитных
учреждениях в противном случае;
5) осмотр, фиксация
и изъятие у предприятий, учреждений
и организаций
документов, свидетельствующих
о сокрытии или занижении
прибыли (дохода) или
иных налогов от налогообложения;
6) учёт, оценка
и реализация конфискованного
и бесхозного имущества, а
также кладов и имущества
переходящего по праву наследования
к государству;
7) предоставление
отчёта о ежемесячных фактически
поступивших сумм
налогов и других платежей
в бюджет - вышестоящим государственным
налоговым органам;
8) рассмотрение
заявлений, предложений и жалоб
граждан, предприятий и
организаций по вопросам налогообложения
и жалоб на действия
должностных лиц государственной
налоговой инспекции.
Налоговые органы
имеют следующие права:
а) возбуждать
в установленном порядке ходатайства
о запрещении заниматься
предпринимательской деятельностью;
б) предъявлять
в суд или арбитражный суд
иски:
о ликвидации предприятия
по основаниям, установленным законодательством РФ;
о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного
по таким сделкам;
о взыскании неосновательно приобретённого не по сделке, а в результате незаконных действий;
о признании регистрации предприятия
недействительной в случае нарушения
установленного порядка создания
предприятия или
несоответствия учредительных
документов требованиям
законодательства и взыскании
доходов, полученных этим
предприятием;
в) другие права,
предусмотренные законодательством.
Налоговые
органы и их сотрудники обязаны сохранять
коммерческую тайну, тайну сведений
о вкладах физических лиц и выполнять
другие обязанности, предусмотренные
законом Российской Федерации «О
государственной налоговой службе
Российской Федерации».
Ущерб (включая
упущенную выгоду), причинённый
налогоплательщикам
вследствие ненадлежащего
осуществления налоговыми
органами и их
сотрудниками возложенных
на них обязанностей, подлежит
возмещению в
установленном порядке.
Налоговые органами
совместно с финансовыми органами
осуществляют контроль за исполнением
доходной части бюджета.
Защита прав
и интересов налогоплательщиков
и государства осуществляется
в судебном прядке.
Налогоплательщик,
нарушивший налоговое
законодательство, в
установленных законом случаях
несёт ответственность в виде:
а) взыскания
всей суммы сокрытого или
заниженного дохода (прибыли)
либо
суммы налога за иной
сокрытый или неучтённый
объект
налогообложения
и штрафа в размере той же
суммы, а при повторном
нарушении
- соответствующей суммы и штрафа в двукратном
размере этой
суммы.
При установлении судом факта
умышленного сокрытия или
занижения
дохода (прибыли) приговором либо
решением суда по иску
налогового
органа или прокурора может
быть взыскан в федеральный
бюджет
штраф в пятикратном размере
сокрытой или заниженной суммы
дохода
(прибыли);
б) штрафа
за каждое из следующих нарушений:
за отсутствие учёта объектов
налогообложения и за введение
учёта налогообложения с нарушением
установленного порядка, повлекшие
за собой сокрытие или занижение
дохода за проверяемый период, в размере 10 процентов доначисленных сумм налога;
за непредставление или
несвоевременное представление
в налоговый орган документов, необходимых
для исчисления, а также для
уплаты налога - в размере 10 процентов
причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога;
в) взыскании
пени с налогоплательщика в случае задержки
уплаты налога
в размере
0,7 процента неуплаченной суммы
налога за каждый день
просрочки
платежа начиная с установленного
срока уплаты выявленной
задержанной
суммы налога, если законом не
предусмотрены иные размеры
пени. Взыскание
пени не освобождает налогоплательщика
от других видов
ответственности.
Должностные
лица и граждане, виновные
в нарушении налогового
законодательства, привлекаются
к административной,
уголовной и
дисциплинарной ответственности.
Для борьбы
с налоговыми преступлениями в Российской
Федерации создана специальная
служба - Департамент налоговой
полиции, действующая
на основании Закон РФ от
24.06.93 г. «О федеральных органах
налоговой полиции». Задачей налоговой
полиции является выявление , предупреждение
и пресечение налоговых преступлений
и правонарушений;
обеспечение безопасности деятельности
государственных налоговых инспекций
и защита их сотрудников.
Налоговая полиция
наделена очень широким объёмом прав:
. проводить
оперативно-розыскные мероприятия
и дознание;
. исполнять
принятые судами решения;
. налагать
административный арест на
имущество юридических и
физических
лиц.
Согласно статьи 162-2 Уголовного
Кодекса РФ за сокрытие полученных
доходов (прибыли) в особо крупных
размерах (если налог с сокрытых
объектов превышает 1000-кратный размер
минимальной оплаты труда) виновный может
быть наказан лишением свободы до 5 лет
и конфискацией имущества либо штрафом
от 300 до 500 размеров минимальной оплаты
труда.
Права
и обязанности налогоплательщиков
Платя налоги, граждане вступают
с государством в налоговые правоотношения,
которые отличаются от других имущественных
(например, гражданских) отношений тем,
что в них присутствует неравенство сторон,
т.е. подчинение одной стороны (налогоплательщика)
другой (государству). В налоговых
правоотношениях государство всегда выступает
в лице своих органов, наделенных властными
полномочиями.
Конституция РФ гарантирует
следующие права налогоплательщиков:
установление налогов и сборов
только законом;
запрет обратной силы законов
о новых налогах и налогах, ухудшающих
положение налогоплательщиков.
Правоотношения в налоговой
сфере возникают, изменяются и прекращаются
в результате наступления юридических
фактов (фактов, устанавливающих, изменяющих
или прекращающих права тех или иных лиц).
Налогоплательщиками и плательщиками
сборов признаются организации и физические
лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать
налоги и (или) сборы.
К организациям относятся юридические
лица, образованные в соответствии с законодательством
РФ (далее — российские организации), а
также иностранные юридические лица, компании
и другие корпоративные образования, международные
организации, их филиалы и представительства,
созданные на территории РФ (далее — иностранные
организации).