Порядок взимания налогов в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 21:52, реферат

Краткое описание

Государственная власть во все времена нуждалась в средствах для своего содержания, но методы привлечения этих средств менялись в зависимости от обстоятельств и уровня развития общества.
Действующая ныне налоговая система России практически введена с 1992 г. и основывается на более чем 20 законах, охватывающих, по сути, все сферы экономической жизни государства. По своей структуре и принципам построения новая налоговая система в основном отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы.

Вложенные файлы: 1 файл

referat_naaaaaalogi.docx

— 145.73 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»

 

 

 

 

Налоги и налоговая система

Реферат на тему:

«Порядок взимания налогов в РФ».

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса гр.3203

Барсова Анастасия

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государственная власть во все времена нуждалась в средствах для своего содержания, но методы привлечения этих средств менялись в зависимости от обстоятельств и уровня развития общества.

Действующая ныне налоговая система России практически введена с 1992 г. и основывается на более чем 20 законах, охватывающих, по сути, все сферы экономической жизни государства. По своей структуре и принципам построения новая налоговая система в основном отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы. Перечень применяемых видов налогов практически соответствует общепринятому в современной рыночной экономике и в значительной части набору налогов и сборов, применявшихся в нашей практике ранее.

Оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике. К созданию налоговой системы РФ был широко привлечен опыт развития зарубежных стран.

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Налоговые органы являются единственными законными сборщиками налогов и сборов, которые и формируют бюджеты всех уровней государства. От того, насколько правильно построена система налогообложения, и система налоговых органов зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства страны.

Структура Федеральной налоговой  службы России

Налоговая система - это совокупность взимаемых в  государстве  налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также  форм,  методов  их  проведения  и принципы построения.

    В России создана  организационная структура системы  взимания  налогов  - Государственная налоговая служба,  подчиненная  Президенту  и  Правительству РФ. Она  состоит  из  государственных  налоговых  инспекций  в  республиках, краях, областях, автономных областях, городах, районах.

Налоговая система России базируется на следующих основных принципах:

    • полное равенство существующих форм собственности;
    • учёт всех видов получаемых юридическими и физическими лицами доходов, независимо от вида и характера деятельности;
    • единый подход при определении размеров налогообложения, установления льгот и налоговых ставок;
    • однократность налогообложения;
    • обеспечение учёта специфики объектов налогообложения.

    Система управления налогообложением  в  РФ  представляет  собой  единую центральную систему, построенную  по  принципу  многоуровневой  иерархической организации:  республиканского,  областного  и  районного  уровней.   Каждый уровень имеет свои уровни и специфику.

    Органом (субъектом) управления системой налогообложения в  РФ  является Государственная   налоговая   служба   РФ,   состоящая   из   подразделений, осуществляющих методологическое руководство и контроль  за  налогообложением по видам (отраслям) налогов.

    К областному  уровню  относятся  государственные  налоговые  инспекции, входящих в состав РФ республик, краёв,  областей,  городов  республиканского подчинения.

    Районный уровень  охватывает государственные налоговые  инспекции городов краевого,  областного  подчинения,  сельских  районов,  районов  в   городах республиканского и областного подчинения.

    Главной задачей налоговых служб РФ  является  контроль  за  соблюдением законодательства  о  налогах,  правильностью  их  исчисления,   полнотой   и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных  налогов и других платежей, установленных  законодательством  РФ  и  республик  в  её составе,  органами  государственной  власти  краёв,   областей,   автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, городов, районов  в  городах в пределах их компетенции.

    Низовые налоговые  службы осуществляют непосредственное  взаимодействие с налогоплательщиками посредством реализации определённых функций.

    Основные  функции  государственной  налоговой  инспекции  по   районам, городам без районного деления и районах в городах являются:

    1) осуществление  контроля за соблюдением законодательства  о  налогах  и других платежах в бюджет;

    2) обеспечение  своевременного, правильного и  полного  учёта  исчисления налогов и платежей в бюджет, а также  возврат  излишне  взысканных  и уплаченных налогов и др. платежей в бюджет;

    3) взаимодействие  с  соответственными  органами  исполнительной  власти, правоохранительными  и  финансовыми  органами,  банками  по  вопросам контроля за правильностью реализации и исполнения налогоплательщиками законодательных и др. распорядительных документов;

    4) получение от  предприятий,  банков  и  др.  документов,  на  основании  которых  ведут оперативно бухгалтерский  учёт  сумм  налогов  и  других       платежей в бюджет, финансовых  санкций и административных  штрафов,  а       также приостановление  операций предприятий, организаций  и граждан  по       расчётным  и  другим  счетам  в  банках  и  иных  финансово-кредитных       учреждениях в противном случае;

    5) осмотр, фиксация  и изъятие у предприятий,  учреждений  и  организаций       документов,  свидетельствующих  о  сокрытии  или  занижении   прибыли       (дохода) или  иных налогов от налогообложения;

    6) учёт, оценка  и реализация конфискованного  и бесхозного  имущества,  а       также  кладов  и  имущества  переходящего  по  праву  наследования  к       государству;

    7) предоставление  отчёта  о  ежемесячных  фактически  поступивших  сумм       налогов и других платежей  в  бюджет  -  вышестоящим  государственным       налоговым органам;

    8) рассмотрение  заявлений, предложений и жалоб  граждан,  предприятий  и       организаций  по  вопросам  налогообложения  и   жалоб   на   действия       должностных лиц государственной  налоговой инспекции.

    Налоговые органы имеют следующие права:

    а)  возбуждать  в  установленном  порядке  ходатайства   о   запрещении    заниматься  предпринимательской деятельностью;

    б) предъявлять  в суд или арбитражный суд  иски:

      • о  ликвидации  предприятия   по   основаниям,   установленным законодательством РФ;
      • о признании  сделок  недействительными  и  взыскании  в  доход государства всего полученного по таким сделкам;
      • о взыскании неосновательно приобретённого не по  сделке,  а  в результате незаконных действий;
      • о признании регистрации предприятия недействительной в  случае нарушения  установленного  порядка  создания  предприятия  или             несоответствия    учредительных     документов     требованиям             законодательства  и   взыскании   доходов,   полученных   этим             предприятием;

    в) другие права, предусмотренные законодательством.

        Налоговые органы и их сотрудники обязаны сохранять коммерческую  тайну, тайну сведений о вкладах физических  лиц  и  выполнять  другие  обязанности, предусмотренные законом Российской Федерации  «О  государственной  налоговой службе Российской Федерации».

    Ущерб  (включая  упущенную  выгоду),   причинённый   налогоплательщикам

вследствие   ненадлежащего   осуществления   налоговыми   органами   и    их

сотрудниками  возложенных  на  них  обязанностей,  подлежит   возмещению   в

установленном порядке.

    Налоговые  органами  совместно  с  финансовыми  органами   осуществляют контроль за исполнением доходной части бюджета.

    Защита прав  и интересов налогоплательщиков  и государства осуществляется

в судебном прядке.

    Налогоплательщик,    нарушивший    налоговое    законодательство,     в

установленных законом случаях несёт ответственность в виде:

      а) взыскания  всей суммы сокрытого  или  заниженного  дохода  (прибыли)

       либо  суммы  налога  за   иной   сокрытый   или   неучтённый   объект

       налогообложения  и штрафа в размере той  же  суммы,  а  при  повторном

       нарушении - соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере  этой

       суммы.  При  установлении  судом  факта  умышленного   сокрытия   или

       занижения  дохода (прибыли) приговором  либо  решением  суда  по  иску

       налогового  органа или прокурора  может  быть  взыскан  в  федеральный

       бюджет  штраф в пятикратном  размере  сокрытой  или  заниженной  суммы

       дохода (прибыли);

      б) штрафа  за каждое из следующих  нарушений:

    • за отсутствие учёта объектов  налогообложения  и  за  введение  учёта налогообложения с нарушением  установленного  порядка,  повлекшие  за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период, в  размере 10 процентов доначисленных сумм налога;
    • за непредставление  или  несвоевременное  представление  в  налоговый орган документов, необходимых для  исчисления,  а  также  для  уплаты налога - в размере 10 процентов причитающихся к уплате по  очередному сроку сумм налога;

      в) взыскании пени с налогоплательщика в случае задержки уплаты  налога

       в размере 0,7 процента  неуплаченной  суммы  налога  за  каждый  день

       просрочки  платежа начиная с установленного  срока  уплаты  выявленной

       задержанной  суммы налога, если законом не  предусмотрены иные  размеры

       пени. Взыскание  пени не освобождает налогоплательщика  от других видов

       ответственности.

      Должностные  лица  и  граждане,  виновные   в   нарушении   налогового

законодательства,   привлекаются    к    административной,    уголовной    и

дисциплинарной ответственности.

      Для борьбы с налоговыми преступлениями в Российской Федерации  создана специальная  служба  -  Департамент  налоговой   полиции,   действующая   на основании  Закон  РФ  от  24.06.93  г.  «О  федеральных  органах   налоговой полиции». Задачей налоговой полиции является выявление  ,  предупреждение  и пресечение   налоговых   преступлений    и    правонарушений;    обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций  и  защита  их сотрудников.

     Налоговая полиция наделена очень широким объёмом прав:

      . проводить  оперативно-розыскные мероприятия  и дознание;

      . исполнять  принятые судами решения;

      .  налагать  административный  арест  на   имущество   юридических   и

        физических  лиц.

Согласно статьи 162-2 Уголовного Кодекса РФ  за  сокрытие  полученных

доходов (прибыли) в особо крупных размерах (если налог с  сокрытых  объектов превышает 1000-кратный размер минимальной оплаты труда) виновный может  быть наказан лишением свободы до 5 лет и конфискацией имущества либо  штрафом  от 300 до 500 размеров минимальной оплаты труда.

 

Права и обязанности налогоплательщиков

Платя налоги, граждане вступают с государством в налоговые правоотношения, которые отличаются от других имущественных (например, гражданских) отношений тем, что в них присутствует неравенство сторон, т.е. подчинение одной стороны (налогоплательщика) другой (государству). В налоговых правоотношениях государство всегда выступает в лице своих органов, наделенных властными полномочиями.

Конституция РФ гарантирует следующие права налогоплательщиков:

  • установление налогов и сборов только законом;

  • запрет обратной силы законов о новых налогах и налогах, ухудшающих положение налогоплательщиков.

Правоотношения в налоговой сфере возникают, изменяются и прекращаются в результате наступления юридических фактов (фактов, устанавливающих, изменяющих или прекращающих права тех или иных лиц).

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

К организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (далее — российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (далее — иностранные организации).

Информация о работе Порядок взимания налогов в РФ