Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 21:52, реферат
Краткое описание
Государственная власть во все времена нуждалась в средствах для своего содержания, но методы привлечения этих средств менялись в зависимости от обстоятельств и уровня развития общества. Действующая ныне налоговая система России практически введена с 1992 г. и основывается на более чем 20 законах, охватывающих, по сути, все сферы экономической жизни государства. По своей структуре и принципам построения новая налоговая система в основном отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы.
Налоговое поручительство не
противоречит принципам налогового регулирования.
Поручитель возлагает на себя
соответствующие обязанности добровольно
в силу договора.
В отношениях налогового поручительства
участвуют:
налогоплательщик;
поручитель;
и налоговый орган по месту
учета налогоплательщика.
Поручителем может выступать
как юридическое, так и физическое лицо
(пункт 5 статьи 74 НК РФ). По одной обязанности
по уплате налога допускается одновременное
участие нескольких поручителей.
Законом не запрещено налоговым
органам заключать одновременно несколько
договоров с одним поручителем, в том числе
и при обеспечении обязательств разных
должников. Обязательным условием налогового
органа является истребование у поручителя
документов, которые подтверждают его
способность обеспечить исполнение налоговой
обязанности.
Поручительство оформляется
в соответствии с гражданским законодательством
Российской Федерации договором между
налоговым органом и поручителем.
Договор о налоговом поручительстве
заключается в письменной форме между
налоговым органом по месту учета налогоплательщика
и поручителем. Договор поручительства
со стороны налогового органа подписывает
руководитель (заместитель руководителя)
налогового органа.
Налоговые органы самостоятельно
рассматривают и оформляют поручительство
в соответствии с гражданским законодательством
Российской Федерации договором между
налоговым органом и поручителем, если
сумма поручительства не превышает 20 млн.
рублей.
Договор поручительства, подписанный
обеими сторонами, где сумма поручительства
более 20 млн. руб., направляется на рассмотрение
и согласование в ФНС России.
Договор поручительства регистрируется
в налоговом органе.
При рассмотрении возможности
заключения договора поручительства налоговые
органы должны проанализировать финансовое
состояние поручителя, убедиться в отсутствии
задолженности поручителя перед бюджетами
всех уровней по налогам, сборам пеням
и штрафам, а также задолженности по платежам
во внебюджетные фонды и его платежеспособности.
Основаниями для отказа в заключении
договора поручительства могут являться
такие основания, как имеющаяся у поручителей
задолженность по налогам, сборам, пеням,
штрафам, по платежам во внебюджетные
фонды, имеющиеся у налогового органа
достаточные основания полагать, что налогоплательщик
может предпринять меры по уходу от налогообложения
в результате договоренности с поручителем,
а также выявленная налоговым органом
недобросовестность налогоплательщика
или поручителя.
Результаты рассмотрения возможности
заключения договора поручительства налоговые
органы сообщают поручителю и налогоплательщику
в недельный срок после поступления заявления
в соответствующий налоговый орган.
При положительном заключении
договор подписывается в пятидневный
срок.
Обстоятельства и сведения,
которые могут быть признаны налоговым
органом основанием для отказа в заключении
договора поручительства, в том числе:
неисполнение налогоплательщиком решения
налогового органа, вынесенного по результатам
налоговой проверки; несовпадение местонахождения
налогоплательщика с адресом, указанным
в его учредительных документах; непредставление
в налоговые органы необходимых для расчета
налогов документов два и более отчетных
периода и при этом невозможно найти руководство
налогоплательщика по указанному в учредительных
документах адресу.
Если поручитель исполнил взятые
на себя обязательства в соответствии
с договором, то к нему переходит право
требовать от налогоплательщика уплаченных
им сумм, а также процентов по этим суммам
и возмещения убытков, понесенных в связи
с исполнением обязанности налогоплательщика.
статья 75. Пеня
В случае неисполнения налогоплательщиком
в установленный НК РФ срок обязанности
по уплате налогов и сборов налоговые
органы вправе начислять пеню.
В статье 75 НК РФ содержится
понятие пени. В соответствии с пунктом
1 указанной статьи, пеней признается
денежная сумма, которую налогоплательщик,
должен выплатить в случае уплаты причитающихся
сумм налогов или сборов, в том числе налогов,
уплачиваемых в связи с перемещением товаров
через таможенную границу Российской
Федерации, в более поздние по сравнению
с установленными законодательством о
налогах и сборах сроки.
Сумма пени уплачивается помимо
сумм налога или сбора (недоимки) и независимо
от использования мер ответственности
(штрафов), предусмотренных за нарушение
законодательства о налогах и сборах.
Условие об установлении пени
может быть использовано наряду с применением
других способов обеспечения исполнения
обязанности по уплате налога или сбора
(например, залога имущества).
Пеня начисляется
за каждый календарный день просрочки
исполнения обязанности по уплате налога или сбора,
начиная со следующего за установленным
законодательством о налогах и сборах
дня уплаты налога или сбора.
Сумма соответствующих пеней
уплачивается помимо причитающихся к
уплате сумм налога или сбора и независимо
от применения других мер обеспечения
исполнения обязанности по уплате налога
или сбора, а также мер ответственности
за нарушение законодательства о налогах
и сборах.
Пеня за каждый день просрочки
определяется в процентах от неуплаченной
суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается
равной одной трехсотой действующей в
это время ставки рефинансирования Центрального
банка Российской Федерации.
Вопрос по поводу уплаты пени
достаточно спорный, и при желании налогоплательщик
может попытаться доказать, что данное
требование не законно.
Пени уплачиваются одновременно
с уплатой сумм налога и сбора или после
уплаты таких сумм в полном объеме.
Как и в отношении налогов и
сборов пени могут быть взысканы принудительно
за счет денежных средств налогоплательщика
на счетах в банке, а также за счет иного
имущества.
В тоже время, несвоевременное
поступление платежей по вине банка не
может повлечь за собой начисление пеней.
При этом, налогоплательщик обязан представить
в налоговый орган документы, подтверждающие
исполнение в установленном порядке налогоплательщиком
обязанности по уплате налога и устранения
ошибки, допущенной банком.
статья 76. Приостановление
операций по счетам в банках организаций
и индивидуальных предпринимателей
Статья 76 НК РФ определяет порядок
приостановления операций по счетам в
банках организаций и индивидуальных
предпринимателей.
Приостановление операций по
счету означает прекращение банком всех
расходных операций по данному счету.
В случае неуплаты или неполной
уплаты налога в установленный срок, обязанность
по уплате налога исполняется принудительно
путем обращения взыскания на денежные
средства налогоплательщика или налогового
агента на счетах в банках. Взыскание налога
производится по решению налогового органа
путем направления в банк, в котором открыты
счета налогоплательщика или налогового
агента, требования на списание и перечисление
в соответствующие бюджеты необходимых
денежных средств со счетов налогоплательщика
или налогового агента.
Приостановление операций по
счетам в банке налогоплательщика-организации
осуществляется на основании решения,
принимаемого руководителем или заместителем
руководителя налогового органа, которым
было направлено требование об уплате
налога, пеней или штрафа. Причем, решение
о приостановлении операций по счетам
может быть принято только в случае неисполнения
налогоплательщиком требования об уплате
налога.
По общему правилу, приостановить
операции по счетам банк может только
в пределах суммы, указанной в решении
налогового органа.
Решение налогового органа
о приостановлении операций по счетам
налогоплательщика-организации в банке
подлежит безусловному исполнению банком.
Необходимо отметить, что наличие
решения о приостановлении операций по
счетам организации запрещает банку открывать
этой организации новые счета.
статья 77. Арест имущества
Арест имущества производится
в том случае, если налогоплательщик не
исполняет в установленные сроки обязанность
по уплате налога, пеней или штрафа, и есть
вероятность, что он может скрыться либо
скрыть свое имущество.
Арест имущества в данном случае
является обеспечением погашения налога,
пеней или штрафа. Сущностью ареста является
ограничение права собственности в отношении
арестованного имущества, в первую очередь
это ограничение по распоряжению имуществом.
Таким образом, не может быть предметом
ареста имущество, которым владеет организация
на ином титуле (Постановление ФАС Поволжского
округа от 6 декабря 2005 года №А12-3592/05-С32)
(Приложение №165).
Арест
имущества может быть полным или частичным.
Полным арестом имущества признается
такое ограничение прав налогоплательщика-организации
в отношении его имущества, при котором
он не вправе распоряжаться арестованным
имуществом, а владение и пользование
этим имуществом осуществляются с разрешения
и под контролем налогового или таможенного
органа.
Частичным арестом признается такое ограничение
прав налогоплательщика-организации в
отношении его имущества, при котором
владение, пользование и распоряжение
этим имуществом осуществляются с разрешения
и под контролем налогового или таможенного
органа.
сборов) или налогового агента
в целях обеспечения налоговых обязательств.
Арест может быть наложен на
все имущество налогоплательщика-организации.
Но в тоже время необходимо соблюдать
правило пункта 5, согласно которому, аресту
подлежит только то имущество, которое
необходимо и достаточно для
исполнения обязанности по уплате налога,
пеней и штрафов.
Арест имущества налогоплательщика
(плательщика сборов) или налогового агента
в качестве способа обеспечения решения
о взыскании налога производится при одновременном
наличии двух условий:
- неисполнение налогоплательщиком
(плательщиком сборов) или налоговым
агентом в установленный срок
обязанности по уплате налога;
- достаточные основания
полагать, что указанное лицо
предпримет меры, чтобы скрыться
или скрыть свое имущество.
Под основаниями, свидетельствующими
о том, что налогоплательщик (плательщик
сборов) или налоговый агент (должностные
лица налогоплательщика (плательщика
сборов) или налогового агента - организации)
предпримет меры скрыться либо
скрыть свое имущество, рекомендуется
понимать одно из нижеследующих оснований:
- наличие на балансе
налогоплательщика (плательщика сборов)
или налогового агента движимого
имущества, в том числе ценных
бумаг, денежные средства, от реализации
которых достаточны для погашения
более 25 процентов суммы неуплаченного
налога;
- наличие на балансе
налогоплательщика (плательщика сборов)
или налогового агента дебиторской
задолженности, возможной к взысканию,
если налогоплательщик (плательщик
сборов) или налоговый агент не
принимает мер к взысканию
в установленном законом порядке
в течение более одного квартала;
- размер общей суммы
задолженности по налоговым и
иным обязательным платежам (с
учетом штрафов и пени), в том
числе отсроченной (рассроченной) к
уплате, превышает 50 процентов балансовой
стоимости имущества налогоплательщика
(плательщика сборов) или налогового
агента;
- получение налоговым
органом сведений из органов
прокуратуры, внутренних дел, ФСФО
России и из иных официальных
источников, свидетельствующих о
выводе (сокрытии) активов организации
или о намерении должностных
лиц налогоплательщика (плательщика
сборов) или налогового агента - организации
скрыться;
- анализ должностными
лицами налогового органа деятельности
налогоплательщика (плательщика сборов)
или налогового агента, позволяющий
сделать вывод о возможном
уклонении от уплаты налога, например:
систематическое уклонение налогоплательщика
(плательщика сборов) или налогового
агента от явки в налоговый
орган, организацией налогоплательщиком
(плательщиком сборов) или налоговым
агентом срочной распродажи имущества
или переоформление имущества
на подставных лиц, участие посреднических
фирм в расчетах налогоплательщика
(плательщика сборов) или налогового
агента за его продукцию, аккумулирование
средств налогоплательщика (плательщика
сборов) или налогового агента на счетах
других юридических лиц;
- иные обстоятельства
и сведения, которые могут быть
признаны налоговым органом основанием
для наложения ареста, в том
числе:
неисполнение налогоплательщиком
(плательщиком сборов) или налоговым агентом
решения налогового органа, вынесенного
по результатам налоговой проверки;
получение налоговым органом
сведений о фактах сокрытия выручки от
реализации товаров (работ, услуг) за прошлые
налоговые периоды, по которым наступил
срок уплаты налога;
получение налоговым органом
сведений о фактах неуплаты косвенных
налогов за прошлые налоговые периоды
или о фактах необоснованного возмещения
сумм косвенных налогов из бюджета;
несовпадение местонахождения
имущества организации должника с его
юридическим адресом;
руководитель организации должника
выступает учредителем нового юридического
лица и осуществляет передачу имущества
руководимого им юридического лица в качестве
уставного капитала вновь создаваемой
организации;
юридическое лицо не представляет
в налоговые органы необходимые для расчета
налогов документы два и более отчетных
периода и при этом невозможно найти руководство
юридического лица по указанному в учредительных
документах адресу.