Порядок исчисления и уплаты НДФЛ в бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 11:24, контрольная работа

Краткое описание

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Кроме того, не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в том числе прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах ее территории товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Содержание

Введение
1. Налог на доходы физических лиц
1.1. Плательщики НДФЛ
1.2. Объект налогообложения
1.3.Налоговая база
1.4. Налоговые ставки
1.5. Налоговые вычеты
2. Порядок исчисления и уплаты НДФЛ в бюджет
2.1. Порядок исчисления налога
2.2. Исчисление, порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами
2.3. Исчисление, порядок и сроки уплаты налога индивидуальными предпринимателями
2.4. Особенности исчисления налога в отношении отдельных видов доходов. Порядок уплаты налога
2.5. Налоговая декларация
3. Пути совершенствования НДФЛ
Заключение..
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 57.52 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

 Введение

1. Налог на доходы физических лиц 

1.1. Плательщики НДФЛ

1.2. Объект налогообложения

1.3.Налоговая база 

1.4. Налоговые ставки

1.5. Налоговые вычеты 

2. Порядок исчисления и уплаты НДФЛ в бюджет

2.1. Порядок исчисления налога 

2.2. Исчисление, порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами

2.3. Исчисление, порядок и сроки уплаты налога индивидуальными предпринимателями

2.4. Особенности исчисления налога в отношении отдельных видов доходов. Порядок уплаты налога

2.5. Налоговая декларация

3. Пути совершенствования НДФЛ 

Заключение..

Список использованной литературы

 

Введение

 

Налог на доходы физических лиц в той или иной форме взимался всегда: будь то светская десятина, барщина или оброк. В России, как и в большинстве стран мира, подоходный налог служит одним из главных источников доходной части бюджета. Следует отметить, что это - прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.

Налог на доходы физических лиц одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из самых распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения. В развитых странах он составляет значительную часть доходов государства. К примеру, в США его вклад в бюджет достигает 60%, в Великобритании, Швеции и Швейцарии -- 40%, несколько меньше во Франции - 17%.

В нашей стране налог на доходы физических лиц занимает более скромное место в доходной части бюджета, так как затрагивает в основном ту часть населения, которая имеет средний уровень доходов или ниже. В последние годы его доля в бюджете не превышала 12-13%.

Такая ситуация свойственна экономике переходного периода. Чтобы, с одной стороны, стимулировать рост производства и потребления, а с другой - упростить налоговую систему и тем самым снизить склонность налогоплательщиков к занижению налоговых обязательств, государство вынуждено снижать ставки налогов на доходы (имеются в виду доходы всех экономических агентов независимо от правовой формы).

В идеале налог на доходы должен быть налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны.

Налог на доходы физических лиц связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

Согласно статье. 57 Конституции Российской Федерации, а также статье. З и подпункт. 1 пункта. 1 статьи. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. В связи с этим прежняя редакция подпункта. 1 пункта. 1 статьи. 23 содержала дополнение «исходя из принципа справедливости», но поскольку понятие «принцип справедливости» в действующем законодательстве - как налоговом, так и гражданском - абсолютно не развито, то указанное дополнение было исключено.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера, т.е. применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Кроме того, не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в том числе прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах ее территории товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

 

 

 

1. Налог на доходы физических лиц

1.1. Плательщики НДФЛ

 

 

В соответствии со статьей 207 НК РФ плательщиками НДФЛ являются две категории физических лиц - физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации - физические лица, которые не являются налоговыми резидентами России, но получают доходы от источников в Российской Федерации. Согласно части 3 пункта 2 статьи 11 НК РФ к физическим лицам относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Статус налогового резидента означает, что на гражданина распространяется действие российского налогового законодательства, и он должен уплачивать налог на доходы физических лиц в размере 13 в российский бюджет.

Согласно части 5 пункта 2 статьи 11 НК РФ налоговым резидентом является физическое лицо, которое фактически находится на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. В рамках сложившейся практики применения главы 23 НК РФ налоговыми резидентами Российской Федерации на начало налогового периода признаются с последующим уточнением, исходя из количества дней фактического нахождения на территории Российской Федерации по итогам отчетного налогового периода. 1 граждане Российской Федерации, зарегистрированные по месту жительства и по месту временного пребывания 2 иностранные граждане а получившие в органах внутренних дел разрешение на постоянное проживание или вид на жительство б временно пребывающие на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном порядке.

Помимо этого на начало налогового периода иностранные граждане должны работать в какой-либо организации. Это могут быть как российские организации, так и филиалы, представительства иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации. Трудовой контракт, заключенный с указанными гражданами, должен предусматривать, что в текущем календарном году они работают в России свыше 183 дней.

Однако иностранец, временно пребывающий на территории Российской Федерации, в течение календарного года может прекратить трудовые отношения с налоговым агентом и выехать за пределы России до истечения 183 дней. В этом случае он перестает быть налоговым резидентом. Налог на его доходы пересчитывается по повышенной ставке не 13, а 30.

Уточнение налогового статуса налогоплательщика производится на дату - фактического завершения пребывания иностранного гражданина на российской территории в текущем календарном году - следующую после истечения 183 дней пребывания в России российского или иностранного гражданина - отъезда российского гражданина на постоянное место жительства за пределы России. Для того чтобы определить период нахождения физического лица на территории Российской Федерации, необходимо воспользоваться положениями статьи 6.1 НК РФ. В ней предусмотрено, что течение срока, который исчисляется годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которое определяет его начало. Следовательно, фактическое нахождение на российской территории физического лица начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия. А день отъезда физического лица за пределы территории России включается в количество дней его фактического нахождения на ее территории.

 

 

1.2. Объект налогообложения

 

В соответствии со статьей 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками. Для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, это весь доход, полученный как в России, так и за ее пределами. Для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, объектом налогообложения будет только доход от источников в России. Таким образом, для того чтобы определить, будет ли физическое лицо уплачивать НДФЛ в Российской Федерации, необходимо выяснить не только налоговый статус физического лица, но и источник дохода. Перечни доходов, относимые к доходам от источников в Российской Федерации и за ее пределами, приведены в статье 208 НК РФ таблица 1. Таблица 1. Доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами Российской Федерации Доходы от российских источников Доходы от иностранных источников 1. Дивиденды и проценты, выплачиваемые российской организацией или иностранной организацией в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории России 2. страховые выплаты при наступлении страхового случая, выплачиваемые российской организацией или иностранной организацией в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории России 3. доходы, полученные от использования авторских или иных смежных прав 4. доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества 5. доходы от реализации недвижимого имущества, акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций прав требования к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории России иного имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу 6. вознаграждение за выполнение трудовых и иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия 7. пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации 8. доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, в связи с перевозками в Российскую Федерацию и или из Российской Федерации или в ее пределах, а также штрафы и иные санкции за простой задержку таких транспортных средств в пунктах погрузки выгрузки в Российской Федерации 9. доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачии  ЛЭП, линий оптико-волоконной и или беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети 10. выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании Федеральный закон от 29.12.2004 204-ФЗ, вступает в силу с 1 января 2006 г. 11. иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации. 1. Дивиденды и проценты, полученные от иностранной организации, за исключением процентов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса РФ 2. страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от иностранной организации 3. доходы от использования за пределами Российской Федерации авторских или иных смежных прав 4. доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося за пределами Российской Федерации 5. доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации акций ил иных ценных бумаг, а также долей участия в уставных капиталах иностранных организаций прав требования к иностранной организации, иного имущества, находящегося за пределами Российской Федерации 6. вознаграждение за выполнение трудовых и иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами России 7. пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с законодательством иностранных государств 8. доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, а также штрафы и иные санкции за простой задержку таких транспортных средств в пунктах погрузки выгрузки 9. иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности за пределами Российской Федерации.

 

 

1.3. Налоговая база.

 

Согласно положениям статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, которые он получил или право на распоряжение которыми у него возникло, в любой форме - денежной - натуральной - в виде материальной выгоды. Их дохода налогоплательщика организацией могут производиться удержания.

Например, организация может удерживать причиненный ей данным работником материальный ущерб, алименты в пользу третьих лиц, взносы, перечисляемые по заявлению работника в страховые и благотворительные организации, и т. д. Во всех этих случаях удержания не уменьшают налоговую базу по НДФЛ. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Так, для доходов, облагаемых по ставке 13, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов. При этом если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы полученных доходов, то налоговая база по НДФЛ принимается равной нулю. Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки например, 9,30, 35, налоговая база определяется как денежное выражение данных доходов, подлежащих налогообложению. Причем налоговые вычеты не применяются. Налогоплательщик может получить доходы от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров работ, услуг или иного имущества. К таким доходам, в частности, относятся - оплата полностью или частично за налогоплательщика организациями или предпринимателями товаров работ, услуг или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения - получение налогоплательщиком товаров, выполнение в его интересах работ, оказание ему услуг на безвозмездной основе - оплата труда в натуральной форме. Во всех случаях получения дохода в натуральной форме налоговая база по НДФЛ определяется как стоимость этих товаров работ, услуг или иного имущества, исчисленная исходя из рыночных цен. Причем в стоимость должна быть включена сумма налога на добавленную стоимость НДС и акцизов ст. 211 НК РФ. Статьей 212 НК РФ установлено, что к доходам налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, относится выгода, полученная - от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей - от приобретения товаров работ, услуг у физических лиц в соответствии с гражданско-правовым договором, а также у организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику - от приобретения ценных бумаг. Материальная выгода, полученная от экономии на процентах, возникает только в случае, когда налогоплательщик получает заемные средства по договору займа, кредитному договору, договору товарного кредита и при этом уплачивает проценты в меньшем размере, чем это предусмотрено Налоговым кодексом РФ, исходя из действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ, либо вообще не уплачивает никаких процентов. Например, не облагается НДФЛ материальная выгода, полученная от экономии на процентах по операциям с кредитными картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении кредитной карты Каширина М.В. НДФЛ в вопросах и ответах. М. ООО Статус-Кво 97, 2006. Стр. 29 По заемным средствам, выраженным в рублях, процентная ставка по договору займа не должна быть меньше трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ на дату получения таких средств.

Пример Организация выдала сотруднику кредит на месяц в сумме 100 000 руб. под 3 годовых. Ставка Банка России составляет 13 годовых. Материальная выгода сотрудника в данном случае составит 100 000 13 3 12 1 830 руб. Сумма налога с материальной выгоды равна 830 35 108 руб. По заемным средствам, выраженным в иностранной валюте, процентная ставка по договору займа не должна быть меньше 9 годовых. В случае если процентная ставка по договору займа не установлена либо ее размер меньше, чем указанные пределы, то на сумму разницы возникает материальная выгода. Налоговая база по НДФЛ при получении дохода в виде материальной выгоды, выраженной как экономия на процентах, определяется при уплате налогоплательщиком процентов на дату, установленную в договоре, но не реже чем один раз в налоговый период. Доход в виде материальной выгоды от приобретения товаров работ, услуг определяется следующим образом. Из цены идентичных однородных товаров работ, услуг, которые реализуются обычным покупателям, вычитается цена, по которой товары работы, услуги были проданы налогоплательщику. Полученное превышение над ценой идентичных товаров следует рассматривать как доход в виде материальной выгоды. От приобретения ценных бумаг материальная выгода определяется как превышение рыночной стоимости ценных бумаг над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение.

 

 

1.4. Налоговые ставки

 

В соответствии со статьей 224 НК РФ по НДФЛ установлены следующие налоговые ставки 35, 30, 13, 9. Налоговая ставка установлена в размере 35 в отношении следующих доходов налогоплательщика - стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг в сумме, превышающей 2000 руб. 4000 руб. с 1 января 2006 года в соответствии с Федеральным законом от 30.06.2005 71-ФЗ – страховых выплат по договорам добровольного страхования в части превышения размеров выплат, освобождаемых от налогообложения - процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ, в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам за исключением срочных пенсионных вкладов, внесенных на срок не менее шести месяцев и 9 годовых по вкладам в иностранной валюте - суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств в части превышения следующих размеров - превышения суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора Исключение составляют доходы в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиками целевыми займами кредитами, полученными от кредитных и иных организаций России и фактически израсходованными ими на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли долей в них, на основании документов, подтверждающих целевое использование таких средств превышения суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в иностранной валюте, исчисленной исходя из 9 годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора. Налоговая ставка установлена в размере 30 в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации. Налоговая ставка установлена в размере 9 в отношении доходов - от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов - в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года. Ко всем остальным видам доходов, являющихся объектом налогообложения НДФЛ, применяется налоговая ставка в размере 13.

Информация о работе Порядок исчисления и уплаты НДФЛ в бюджет