Правовое регулирование и организация налогового консультирования в странах Восточной Европы на примере Польши, Чешской Республики и Слов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 15:21, контрольная работа

Краткое описание

По результатам научных исследований в этой области можно выделить два основных критерия для сравнения национальных структур.
Первый критерий заключается в порядке допуска желающих на рынок налогового консультирования. Сюда относятся в качестве регламентирующих признаков - требования к личным качествам и уровню квалификации претендента, а также степень исключительности права на оказание услуг, как и по кругу допускаемых лиц, так и по видам услуг, а далее роль и место профессиональных организаций и условия членства в них.

Вложенные файлы: 1 файл

контр. работа.docx

— 22.47 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Финансово-экономический  факультет

Кафедра «налоги и налогообложение»

 

 

Контрольная работа по дисциплине

«Налоговое консультирование»

на тему

«Правовое регулирование и организация налогового консультирования в странах Восточной Европы на примере Польши, Чешской Республики и Словакии. Профессиональные объединения налоговых консультантов в этих странах»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар 2009

Сравнивая системы правового регулирования  и организации налогового консультирования в разных странах Европы выясняется, что они более или менее могут отличаться.

По результатам научных исследований в этой области можно выделить два основных критерия для сравнения национальных структур.

Первый критерий заключается в  порядке допуска желающих на рынок  налогового консультирования. Сюда относятся  в качестве регламентирующих признаков - требования к личным качествам  и уровню квалификации претендента, а также степень исключительности права на оказание услуг, как и  по кругу допускаемых лиц, так  и по видам услуг, а далее роль и место профессиональных организаций  и условия членства в них.

Второй критерий охватывает правила  поведения субъектов налогового консультирования на рынке. Такими правилами  являются права и обязанности  и профессиональная этика налоговых  консультантов, положения о страховании  от профессиональной ответственности  и повышении квалификации. В правила  зачастую включаются ограничительные  предписания касающиеся места исполнения профессии и допустимых организационных форм деятельности, а также прочих правил предписывающих, например, содержание договоренности с клиентами, размер вознаграждения за услуги и допустимый объём рекламы.

Рассматривая на этой основе нормативную  базу для налогового консультирования в отдельных европейских странах, выделяются две существенно отличающиеся друг от друга системы регулирования  правовых отношений на рынке налогового консультирования. Это, во-первых, система "государственного регулирования", когда нормативная база для налогового консультирования в основном кодифицирована законом и адресатами этого закона она при необходимости лишь уточняется или дополняется и, во-вторых, система "саморегулирования", когда нормативная  база для налогового консультирования исключительно установлена самыми действующими лицами.

В зависимости от существующих в  отдельных странах систем регулирования  правовых отношений поставлены профессиональные объединения налоговых консультантов.

Система "государственного регулирования" означает, что в данной стране имеется  специальный закон о налоговом  консультировании и существует профессиональное объединение, созданное и действующее  на основе этого закона, поддерживая  его осуществление и контролируя  его выполнение.

 

Членство  в этой организации является обязательным, т.е. в соответствии с законом, изданные объединением нормативные положения  обязывают всех субъектов налогового консультирования страны.  Странами-представителями  этой системы в Европе выступают, например: Австрия, Венгрия, Германия, Италия, Польша, Словакия, Франция, Хорватия и Чешская Республика. Люксембург и Португалия тоже относятся к этой группе, хотя членство в профессиональной организации там добровольное.

В странах с выраженной системой "саморегулирования" обычно нет  специального закона регулирующего  налоговое консультирование. Профессиональное объединение при этом (а в отдельных странах может быть более одного) как правило, созданное на частноправовой базе и исключительно действует на основе самому себе поставленных правил и норм. Членами профорганизации становятся лица, отвечающие требованиям для вступления в неё, но на добровольных началах. Таким образом, собственные нормативные положения, изданные объединением, обязывают только его членов. С членством связано право, нести профессиональный титул указывающий потенциальному клиенту на ожидаемый квалификационный уровень предлагающего услуги в области налогового консультирования. К странам, имеющим систему "саморегулирования" относятся, например: Бельгия, Великобритания, Голландия, Ирландия, Испания, Финляндия и Швейцария.

Правовое регулирование и организация  налогового консультирования в ряде стран Восточной и Центральной  Европы, перестраивавшие своё народное хозяйство вначале 90-ых гг. на рыночные начала, построены именно на принципах "государственного регулирования", правда с более или менее частичными моментами "саморегулирования" на втором плане.

Польша, Чешская Республика и Словакия (как представители этой группы стран) вскоре после начала трансформационного процесса взялись за урегулирование рынка так называемых "свободных" профессий, в том числе налогового консультирования и при этом особенно воспользовались опытом соседних с  ними стран Австрии и Германии.

Сегодня в этих странах имеется 10-15-ий летний опыт применения соответственных  законов регулирующих налоговое  консультирование и такой же опыт работы профессиональных объединений.

Правовое регулирование и организация  налогового консультирования, и работа профессиональных объединений в  рассматриваемых странах в общем  плане совпадают и отличия  имеются только в нюансах.

Основным нормативным положением для деятельности налоговых консультантов  в каждой из этих стран является специальный закон о налоговом  консультировании. Эти законы регламентируют условия и порядок допуска  к профессии налогового консультанта, их права и обязанности по отношению  к клиенту и государству, а  также предписывают условия создания, задачи и принципы действия профессиональных объединений налоговых консультантов.

В Чешской и Словацкой Республиках соответственный закон имеется уже с 1992-ого года, а в Польше он действует с 1997-ого года.

Субъектами налогового консультирования в качестве физических лиц по пониманию  чешского и словацкого закона являются исключительно налоговые консультанты. В Польше дополнительно применяется  закон в таком случае, когда  адвокаты и аудиторы занимаются консультированием  по налоговым делам своих клиентов. Польша отличается ещё тем, что лицами, занимающимися налоговым консультированием, могут быть юридические лица в  виде Общества с ограниченной ответственностью и Акционерного общества с условием, что больше половины их членов представлена налоговыми консультантами. В Польше и в Словакии налоговое консультирование разрешается, кроме того, и товариществам  налоговых консультантов, в состав которых в Польше должны входить  одни представители профессии а в Словакии больше три четверти. В законе Чешской Республики право юридических лиц на налоговое консультирование отсутствует, о чём чешские коллеги очень сожалеют. Это, однако, не означает, что они для совместного осуществления деятельности не объединяются. Но надо учесть, что носителями прав и обязанностей по налоговому консультированию при этом не является сама компания, а её члены. Конфликты особенно в случае спора с клиентом неизбежны. Соответственные изменения в законе намечаются произвести примерно через два года.

Суть налогового консультирования во всех трёх странах определяется одинаковым образом. Она состоит  в оказании клиентам услуг по их налоговым делам в виде соответственных  консультаций, куда при желании включено выполнение всех способствующих этому  работ, на пример ведение бухучёта и  налоговой документации, составление  необходимых деклараций. На практике не исключено и оказание консалтинговых услуг по разным вопросам предпринимательской  деятельности прямо не связанных  с налогообложением клиента.

Для приобретения статуса налогового консультанта претенденту необходимо обладать определённым уровнем квалификации и личными качествами, а также  пройти специальное испытание в  виде экзамена.

Требования к уровню квалификации кандидата в налоговые консультанты в рассматриваемых странах предъявляются  следующим образом. В Польше требуется  высшее образование по любой специальности  и 2-летний стаж работы у налогового консультанта либо в налоговой службе. В Чешской Республике претендент должен иметь высшее образование  по любой специальности минимум  на уровне бакалавра. Стаж работы не надо иметь, но на практике для успешного  прохождения испытания, где придётся решать определенное количество практических задач, рекомендуется. По словацкому закону тоже требуется высшее образование  по любой специальности и 5-летний стаж работы в области экономики. Этот срок для лиц приобретавших практические навыки в качестве ассистента налогового консультанта, сокращается до трёх лет, а для тех, которые имеют высшее образование экономиста или юриста совсем отпадает.

Также следует отметить, что в Германии и Австрии существуют более жёсткие требования. Желающие стать налоговыми консультантами на пример в Германии должны иметь высшее образование в области экономики или права и пройти 2 - 3-летний стаж работы у налогового консультанта или в налоговой службе. Зато открывается путь к профессии и лицам, которые не обладают высшим образованием, но проработавших, как правило, не менее 10 лет у налогового консультанта или в налоговой службе.

Желающие стать налоговыми консультантами в Польше, Чешской Республике и  Словакии должны отличатся, прежде всего, такими свойственными качествами, как  полная дееспособность и полная правоспособность. Они должны иметь безупречный  характер и образцовое поведение. В  последних двух странах претендент формально ещё должен обладать способностью к самостоятельной деятельности и не состоят в личной зависимости  от налоговых органов или их представителей.

Если, в любой из этих стран, претендент по уровню квалификации и личным качествам  отвечает названным требованиям, то он, чтобы приобрести статус налогового консультанта, обязан пройти испытательный  экзамен. В состав экзаменационной  комиссии везде входят представители  финансово-налоговых органов и  профессионального объединения. В  Польше, где состав комиссии чётко  предопределён законом, кроме того, включаются ещё представители Верховного административного суда и науки. Решающим голосом в комиссии всегда обладает сторона исполнительной власти. Содержание и порядок проведения экзамена в Польше и Чешской Республике устанавливается самой комиссией, а в Словакии профессиональным объединением по согласованию с Минфином.

В Польше и Чешской Республике законом  предусмотрены исключения от необходимости  сдачи экзамена. Прежде всего, это  касается лиц приобретавших статус налогового консультанта в другой стране-члене Евросоюза. В Словакии, где законом не предусмотрено какие-либо исключения, такое право вытекает из соответственных, над национальными законоположениями стоящих директив Европейского союза.

Учредительный акт становления  налогового консультанта в каждой стране осуществляется занесением его в  Реестр налоговых консультантов, который  ведётся при профессиональном объединении.

В Польше и Словакии этот акт связан с "Профессиональной присягой налогового консультанта" со стороны новобранца. Присягой он, в сущности, обязуется  соблюдать интересы клиента при  честном и добросовестном исполнении своeй деятельности на основе закона и профессиональной этики и при сохранении профессиональной тайны.

Также необходимо отметить, что права и обязанности налогового консультанта в каждой из рассматриваемых стран вытекают с одной стороны прямо из закона, с другой стороны из "Положения о профессиональной этике" установленного профессиональным объединением.

К обоснованным законом общим обязанностям налогового консультанта относятся, прежде всего, соблюдение интересов клиента на основе закона и взаимной договоренности, конфиденциальность деятельности, ответственность за учинённый ущерб при обязательном страховании от такого ущерба.

Если, например, в польском законе в дополнении к этому встречается обязанность к постоянному повышению квалификации или в Словакии подчеркивается необходимость к независимому исполнению деятельности, то это вовсе не означает, что в другой стране таких обязанностей нет. В большинстве случаев они могут непосредственно вытекать из других правовых норм и актов.

То же самое касается прав налоговых  консультантов. Среди них можно  выделить право налоговых консультантов  выступить в качестве уполномоченного  клиента в его налоговых делах, право зачисления к себе на службу сотрудников не являющихся налоговыми консультантами на основе трудового договора или право на расторжения договора с клиентом при наличии на это уважительных причин.

В "Положениях о профессиональной этике" помимо разъяснения общих  законных требований к налоговым  консультантам, установлены нормы  для отношений налоговых консультантов  с администрацией и органами правосудья и для отношений между самыми налоговыми консультантами. Там указано  на степень позволительности рекламы  налоговыми консультантами и на дисциплинарную ответственность за нарушение установленных  принципов осуществления налогового консультирования.

Информация о работе Правовое регулирование и организация налогового консультирования в странах Восточной Европы на примере Польши, Чешской Республики и Слов