Правоприминительная практика разрешения налоговых споров по взясканию транспортного налога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

Транспортный налог относится к региональным и вводится законами субъектов РФ в соответствии с положениями главы 28 Налогового Кодекса Российской Федерации. Поэтому порядок исчисления и уплаты транспортного налога регулируется не только этой главой, но и законами субъектов РФ.
Законодательные (представительные) органы власти субъекта РФ в своих нормативных актах имеют право:
- предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками;
- предусматривать для отдельных категорий налогоплательщиков возможность не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 246.00 Кб (Скачать файл)

Из данной нормы НК РФ однозначно следует, что налоговые органы не наделены правом самостоятельно определять тип и (или) категорию транспортного средства, в связи с чем при исчислении суммы транспортного налога, подлежащей уплате по конкретному транспортному средству, ставка этого налога должна применяться налоговыми органами исключительно на основании и в соответствии с данными о типе и категории автомобиля, представленными подразделением ГИБДД МВД России.

Поскольку в рассматриваемом случае совокупность регистрационных данных, имеющихся по транспортному средству, не позволяет однозначно определить конкретный тип этого транспортного средства в целях налогообложения транспортным налогом, следует руководствоваться пунктом 7 статьи 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

В связи с наличием в ПТС противоречий в рассматриваемом случае налоговые органы вправе в целях уточнения категории и типа транспортного средства обратиться в компетентные органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств. При получении уточненных сведений налоговый орган обязан внести необходимые изменения в базу данных, а также известить физическое лицо о выявленных (невыявленных) расхождениях и принятом решении [6].

Вопрос 3. Каков порядок уплаты транспортного налога в случае изменения собственника транспортного средства в течение налогового периода.

Ответ: Министерство Финансов Российской Федерации в Письме от 4 октября 2013 г. № 03-05-06-04/41284 сообщается следующее.

Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Пунктом 3 статьи 362 НК РФ предусмотрено, что в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового периода исчисление суммы транспортного налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полные месяцы.

В связи с этим в случае изменения в течение налогового периода собственника транспортного средства налог уплачивается каждым из собственников исходя из количества полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на каждого из них [7].

Вопрос 4. О применении с 1 января 2014 г. повышающих коэффициентов по транспортному налогу в отношении дорогих легковых автомобилей.

Ответ. Министерство Финансов Российской Федерации в Письме от 11 сентября 2013 г. № 03-05-06-02/37365 сообщает следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 № 214-ФЗ «О внесении изменений в статью 362 части второй НК РФ», вступающим в силу с 1 января 2014 г., устанавливается повышение налоговой нагрузки на собственников дорогостоящих транспортных средств, в частности устанавливается норма, при которой сумма транспортного налога будет исчисляться с применением повышающих коэффициентов в отношении легковых автомобилей стоимостью от 3,0 млн.руб. [8].

Вопрос 5. Об основаниях для прекращения взимания транспортного налога.

Ответ. Министерство Финансов Российской Федерации в Письме от 29 июля 2013 г. № 03-05-06-04/30032 сообщает следующее.

В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Объектом налогообложения признаются автомобили и другие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащего уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено НК РФ в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.

Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства. Следовательно, взимание транспортного налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета в регистрирующих органах [9].

Вопрос 6. Относится ли самолет, принадлежащий физическому лицу и дооборудованный медицинскими приборами, с нанесенными учетными опознавательными знаками (изображение красного креста или красного полумесяца) к транспортным средствам, не являющимся объектом налогообложения по транспортному налогу?

Ответ. Министерство Финансов Российской Федерации в Письме от 11 октября 2013 г. № 03-05-04-04/42595 сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 358 НК РФ не являются объектом налогообложения самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

Согласно статье 34 Воздушного кодекса Российской Федерации при включении данных о гражданском воздушном судне в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации этому воздушному судну присваиваются государственный и регистрационный опознавательные знаки, которые наносятся на воздушное судно. При этом на воздушные суда, предназначенные для медико-санитарной службы, кроме того, наносится изображение красного креста или изображение красного полумесяца.

Из представленных материалов (свидетельства о регистрации гражданского воздушного судна, формуляра самолета) следует, что на принадлежащий физическому лицу самолет нанесен красный крест, обозначающий медицинскую принадлежность воздушного судна, и он дооборудован медицинскими приборами.

Поэтому, в отношении данного транспортного средства применяется подпункт 8 пункта 2 статьи 358 НК РФ [10].

 

 

2.2 Проблемные вопросы исчисления транспортного налога, разрешаемые в судебном порядке

В ходе исследования вопросов исчисления транспортного налога была проанализирована арбитражная практика. Рассмотрим наиболее часто возникающие проблемные вопросы по изучаемой теме, разрешенные в судебном порядке.

Спорная ситуация 1. Российская организация - собственник вертолета передала его в лизинг иностранной организации с вывозом за пределы РФ, в связи с чем, исключила вертолет из Государственного реестра гражданских воздушных судов РФ. Российская организация не уплачивала транспортный налог в отношении вертолета, руководствуясь тем, что воздушное судно было зарегистрировано не в соответствии с законодательством РФ, а в соответствии с законодательством тех стран, в которых оно эксплуатировалось и чью национальную принадлежность имело (США, Республика Кипр).

Суд, делая вывод о наличии у собственника обязанности по уплате транспортного налога, исходил из того, что налогоплательщик не представил доказательств регистрации вертолета ни на свое имя как собственника (лизингодателя), ни на имя лизингополучателя (иностранной компании) в каком-либо из национальных реестров РФ или иностранного государства. В такой ситуации налогоплательщиком в отношении спорного воздушного судна признается лицо, обладающее вещными правами (правами собственности) на транспортное средство, поэтому общество, являющееся собственником вертолета, независимо от исключения его из государственного реестра обязано было исчислить и уплатить транспортный налог в отношении воздушного судна (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.05.2013 по делу № А32-3084/2012) [11].

Спорная ситуация 2. По мнению ИФНС, налогоплательщик неправомерно не исчислил транспортный налог по транспортным средствам, полученным по договорам купли-продажи и в последующем переданным по договору лизинга лизингополучателям.

Как указал суд в Постановлении ФАС Поволжского округа от 28.03.2013 по делу № А65-18785/2012, признавая позицию ИФНС неправомерной, налоговое законодательство не ставит определение субъекта уплаты транспортного налога во взаимосвязь с балансодержателем таких транспортных средств, а связывает определение такого субъекта именно с тем, на кого зарегистрированы эти транспортные средства. Поскольку транспортные средства были зарегистрированы на лизингополучателей на период договора лизинга, то согласно статье 357 НК РФ влечет обязанность уплаты транспортного налога именно лизингополучателями указанных транспортных средств. Таким образом, доначисление транспортного налога лизингодателю, за которым не зарегистрированы транспортные средства, неправомерно [12].

Спорная ситуация 3. По мнению инспекции, факт регистрации автомобилей за обществом подтвержден сведениями, предоставленными ГИБДД, и материалами исполнительного производства, поэтому отсутствие документов, на основании которых была произведена изначальная регистрация транспортных средств, не исключает обязанности общества уплатить транспортный налог.

Суд, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 12.12.2012 по делу № А29-2260/2012признавая позицию инспекции правомерной, пришел к выводу о том, что основанием для признания лиц налогоплательщиками и возложения на них обязанности по исчислению и уплате транспортного налога является факт регистрации на указанных лиц транспортных средств.

Отсутствие у органа ГИБДД сведений, на основании которых была произведена регистрация транспортных средств, вследствие истечения срока хранения данных сведений не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога [13].

Спорная ситуация 4. По мнению налогоплательщика, с момента наложения ареста у него прекращается право собственности на арестованные транспортные средства и, следовательно, отсутствует обязанность уплачивать транспортный налог на данные объекты.

Как указал суд в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 24.01.2012 № Ф03-6674/11, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, согласно статье 209 Гражданского Кодекса Российской Федерации понятие права собственности на имущество включает право владения, пользования и распоряжения этим имуществом. Арест имущества в определенной степени ограничивает собственника в праве пользования и распоряжения этим имуществом, но не прекращает право собственности на него. Таким образом, поскольку арест транспортных средств не прекращает право собственности на них и не является основанием для снятия этих транспортных средств с регистрационного учета, собственник, на которого зарегистрированы арестованные транспортные средства, считается плательщиком транспортного налога в соответствии со статьями 357, 358 НК РФ [14].

Спорная ситуация 5. По мнению налогоплательщика, поскольку транспортные средства у общества отсутствуют ввиду их утилизации по причине полного износа, с момента их списания с баланса по своим физическим характеристикам они перестают соответствовать критериям транспортного средства и по этой причине не могут использоваться налогоплательщиком в его деятельности; как следствие, данные объекты перестают соответствовать критериям объекта обложения транспортным налогом; сам факт наличия в уполномоченном государственном органе учетной записи о регистрации транспортного средства в отсутствие транспортного средства не влечет за собой возникновения налоговой обязанности.

Как указал ВАС РФ в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 № 12223/10, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, указание в актах по форме № ОС-4а на непригодность транспортных средств к дальнейшей эксплуатации и на нерентабельность их восстановления само по себе не может служить основанием для утверждения о фактическом отсутствии у общества транспортного средства. Списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений статей 357, 358, 362 НК РФ признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы [15].

Спорная ситуация 6. По мнению налогоплательщика, кран общего назначения на автомобильном ходу не является грузовым автомобилем, а относится к прочим самоходным транспортным средствам, в связи с чем должна применяться ставка при исчислении транспортного налога, соответствующая ставке автокрана.

Как указал суд в Постановлении ФАС Поволжского округа от 08.02.2012 по делу № А55-13540/2011, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, поскольку спорный объект налогообложения зарегистрирован в органах ГИБДД как автомобиль категории «С» (грузовой автомобиль), то независимо от того, для какой цели он предназначен и какое оборудование на нем размещено, это транспортное средство в качестве объекта налогообложения не является «другим самоходным транспортным средством», поименованным в пункте 1 статьи 361 НК РФ. Следовательно, при исчислении транспортного налога надлежало применять дифференцированные налоговые ставки, установленные региональным законом о транспортном налоге для категории «Грузовые автомобили» [16].

Информация о работе Правоприминительная практика разрешения налоговых споров по взясканию транспортного налога