Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 12:02, курсовая работа
Целью исследования является изучение системы налогов и сборов Российской Федерации. К задачам исследования можно отнести:
изучение понятия налога;
выявление налоговых элементов;
классификацию налогов;
разграничение понятий налога и сбора.
Введение
Глава 1. Сущность налогов и сборов
Глава 2. Принципы построения системы налогов и сборов
Глава 3. Классификация налогов и сборов
3.1. Федеральные налоги и сборы
3.2. Региональные налоги и сборы
3.3. Местные налоги и сборы
Заключение
Список используемой литературы
Профессор М. Такер выделяет следующие современные принципы налогообложения:
1. уровень налоговой ставки
должен устанавливаться с
2. необходимо прилагать
все усилия, чтобы налогообложение
доходов носило однократный
3. обязательность уплаты налогов;
4. система и процедура
выплаты налогов должны быть
простыми, понятными и удобными
для налогоплательщиков и
5. налоговая система должна
быть гибкой и легко
6.налоговая система должна
обеспечивать
Статья 3 Часть первая Налогового Кодекса РФ определила основные начала законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации:
1. Каждое лицо должно
уплачивать законно
2. Налоги и сборы не
могут иметь дискриминационный
характер и различно
Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
3. Налоги и сборы должны
иметь экономическое основание
и не могут быть произвольными.
4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
5. Ни на кого не может
быть возложена обязанность
6. При установлении налогов
должны быть определены все
элементы налогообложения.
7. Все неустранимые сомнения,
противоречия и неясности
На основе принципов построения налоговой системы к настоящему времени сложились основные концепции налогообложения.
Первая - физические и юридические лица должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Например, те, кто пользуются хорошими дорогами, должны оплачивать затраты на поддержание и ремонт этих дорог.
Вторая - концепция предполагает зависимость налога от размера полученного дохода, то есть физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают большие налоги и наоборот.
Современные налоговые системы используют оба подхода в зависимости от социально-экономической базы государства, потребности правительства в доходах, взглядов политических правящих партий.
Принципы налогового законодательства России, закрепленные в ст.3 НК РФ, являются ориентиром в первую очередь для государства и законодателя, которые формируют национальный режим налогообложения и налоговую политику.
При подготовке и принятии Федеральных законов и иных нормативных актов о налогах и сборах учет данных принципов обязателен. Нормативные акты любого уровня, в том числе и местные законы, принятые в противоречии с принципами, изложенными в ст. 3 НК, являются изначально незаконными.
Классификации налогов и сборов
Для получения общего представления
о налогах и сборах необходимо
рассмотреть систему налогов
и сборов в Российской Федерации.
В настоящий момент в соответствии
с законодательством она
- федеральные,
- региональные,
- местные налоги и сборы.
Кроме того в экономической
и юридической науке
- на доход,
- на капитал,
- на расходы.
По субъектам (плательщикам) выделяют налоги:
- с организаций (НДС, налог на прибыль организаций, акцизы и др.),
- с физических лиц (налог
на доходы физических лиц,
- общие (земельный налог, транспортный налог и др.).
В зависимости от формы возложения налогового бремени налоги делятся:
- на прямые, которые непосредственно
обращены к налогоплательщику
– его доходам, имуществу,
- на косвенные, которые
устанавливаются в виде
По характеру использования налоги в литературе налоги могут быть:
1) общего значения,
2) целевые,
3) рентные.
Налоги общего значения - налоги, которые зачисляются в бюджет определенного уровня как общий денежный фонд соответствующей территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям. Они составляются основную массу налогов в Российской Федерации.
Целевой налог – это налог, установление, введение и взимание которого обусловлено конкретной социальной программой, предусмотренной федеральными законами, поступления от которой направляются исключительно на мероприятия по ее финансированию.
Характерные признаки такого налога легко выделяются из его определения:
а) взимание обусловлено конкретной социальной программой, предусмотренной федеральными законами,
б) он приобретает частичную возмездность, его уплата может быть связана с какими-то встречными предоставлениями (например, система накопительного страхования, которая базируется на привлечении средств в Пенсионный фонд РФ единым социальным налогом, предусматривает конкретные выгоды плательщику в зависимости от размера уплаченного налога).
Примером данного вида налога является, закрепленный в главе 24 Налогового Кодекса РФ единый социальный налог, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ.[7]
Рентный налог – это налог, уплата которого обусловлена использованием плательщиком природных ресурсов, принадлежащих по праву собственности государству.
Характерными признаками являются:
а) уплата рентного налога не только социально обусловлена, но и взаимосвязана с пользованием плательщиком определенными природными объектами.
б) он не является безвозмездным, так как плательщик должен иметь возможность получить определенный доход в процессе природопользования.[8]
В качестве примера рентного налога выступает водный налог, которому посвящена глава 25.2 Налогового Кодекса РФ.
В зависимости от характера ставок различают следующие налоги:
- прогрессивный налог
– это налог, который
- регрессивный налог
- пропорциональный налог – это, когда применяется единая ставка для доходов любой величины. Пропорциональный налог может оказаться регрессивным: если из реально получаемых доходов вычесть обязательные затраты, останется дискреционный доход, который может вырасти или уменьшиться после введения новых налогов.[9]
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) водный налог;
8) сборы за пользование
объектами животного мира и
за пользование объектами
9) государственная пошлина.
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым Кодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 12 НК РФ.[10]
Рассмотрим наиболее интересные положения, касающиеся некоторых из вышеуказанных налогов.
Налог на добавленную стоимость
занимает одно из центральных мест
в налоговой системе РФ. Ему
посвящена глава 27 Налогового Кодекса
РФ. НДС является федеральным, многоступенчатым,
косвенным, регулярным, количественным
и универсальным налогом. НДС - это
форма изъятия в бюджет части
добавленной стоимости
Он взимается при
Общие положения об акцизах отражены в 22 главе НК РФ. Акцизы - это косвенные налоги, которые устанавливаются государством в процентах от отпускной цены товаров, реализуемых предприятиями - изготовителями. Они устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары для изъятия в доход государственного бюджета получаемой производителями сверхприбыли.
Уделим внимание акцизам
на нефтепродукты. В настоящее время
взимание акцизов происходит с оптового
и розничного звеньев реализации
этих продуктов, а не с предприятий-производителей
как это было до 2003 года для обеспечения
равномерности соответствующих
поступлений в территориальном
плане. С 2004 года основная доля зачисляемого
в бюджеты субъектов РФ акциза
на нефтепродукты сначала
Налог на прибыль организаций
является одним из важнейших в
системе налогов и сборов страны.
Основные положения, касающиеся данного
налога, закреплены в 25 главе НК РФ.
Он является федеральным, личным, нецелевым,
регулярным, количественным налогом. Его
применение вызвано тем, что в
условиях рыночного хозяйствования
роль прибыли существенно