Принципы и сущность системы налогов и сборов в Российской Федерации Название: Принципы и сущность системы налогов и сборов в Российской Ф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение системы налогов и сборов Российской Федерации. К задачам исследования можно отнести:
изучение понятия налога;
выявление налоговых элементов;
классификацию налогов;
разграничение понятий налога и сбора.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность налогов и сборов
Глава 2. Принципы построения системы налогов и сборов
Глава 3. Классификация налогов и сборов
3.1. Федеральные налоги и сборы
3.2. Региональные налоги и сборы
3.3. Местные налоги и сборы
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РФ.docx

— 51.39 Кб (Скачать файл)

 

Профессор М. Такер выделяет следующие современные принципы налогообложения:

 

1. уровень налоговой ставки  должен устанавливаться с учетом  возможностей налогоплательщика,  то есть уровня доходов;

 

2. необходимо прилагать  все усилия, чтобы налогообложение  доходов носило однократный характер;

 

3. обязательность уплаты  налогов;

 

4. система и процедура  выплаты налогов должны быть  простыми, понятными и удобными  для налогоплательщиков и экономичными  для учреждений, собирающих налоги;

 

5. налоговая система должна  быть гибкой и легко адаптируемой  к меняющимся общественно-политическими  потребностям;

 

6.налоговая система должна  обеспечивать перераспределение  создаваемого валового внутреннего  продукта.

 

Статья 3 Часть первая Налогового Кодекса РФ определила основные начала законодательства о налогах и  сборах в Российской Федерации:

 

1. Каждое лицо должно  уплачивать законно установленные  налоги и сборы. Законодательство  о налогах и сборах основывается  на признании всеобщности и  равенства налогообложения. При  установлении налогов учитывается  фактическая способность налогоплательщика  к уплате налога.

 

2. Налоги и сборы не  могут иметь дискриминационный  характер и различно применяться  исходя из социальных, расовых,  национальных, религиозных и иных  подобных критериев.

 

Не допускается устанавливать  дифференцированные ставки налогов  и сборов, налоговые льготы в зависимости  от формы собственности, гражданства  физических лиц или места происхождения  капитала.

 

3. Налоги и сборы должны  иметь экономическое основание  и не могут быть произвольными.  Недопустимы налоги и сборы,  препятствующие реализации гражданами  своих конституционных прав.

 

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

 

5. Ни на кого не может  быть возложена обязанность уплачивать  налоги и сборы, а также иные  взносы и платежи, обладающие  установленными настоящим Кодексом  признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим  Кодексом либо установленные  в ином порядке, чем это определено  настоящим Кодексом.

 

6. При установлении налогов  должны быть определены все  элементы налогообложения. Акты  законодательства о налогах и  сборах должны быть сформулированы  таким образом, чтобы каждый  точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке  он должен платить.

 

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов  законодательства о налогах и  сборах толкуются в пользу  налогоплательщика (плательщика  сборов).

 

На основе принципов построения налоговой системы к настоящему времени сложились основные концепции  налогообложения.

 

Первая - физические и юридические  лица должны уплачивать налоги пропорционально  тем выгодам, которые они получили от государства. Например, те, кто пользуются хорошими дорогами, должны оплачивать затраты на поддержание и ремонт этих дорог.

 

Вторая - концепция предполагает зависимость налога от размера полученного  дохода, то есть физические и юридические  лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают большие налоги и  наоборот.

 

Современные налоговые системы  используют оба подхода в зависимости  от социально-экономической базы государства, потребности правительства в  доходах, взглядов политических правящих партий.

 

Принципы налогового законодательства России, закрепленные в ст.3 НК РФ, являются ориентиром в первую очередь для  государства и законодателя, которые  формируют национальный режим налогообложения  и налоговую политику.

 

При подготовке и принятии Федеральных законов и иных нормативных  актов о налогах и сборах учет данных принципов обязателен. Нормативные  акты любого уровня, в том числе  и местные законы, принятые в противоречии с принципами, изложенными в ст. 3 НК, являются изначально незаконными.

 

 

Классификации налогов и  сборов

 

 

 

Для получения общего представления  о налогах и сборах необходимо рассмотреть систему налогов  и сборов в Российской Федерации. В настоящий момент в соответствии с законодательством она включает:

 

- федеральные,

 

- региональные,

 

- местные налоги и сборы.

 

Кроме того в экономической  и юридической науке классифицируют налоги по экономическим категориям:

 

- на доход,

 

- на капитал,

 

- на расходы.

 

По субъектам (плательщикам) выделяют налоги:

 

- с организаций (НДС,  налог на прибыль организаций,  акцизы и др.),

 

- с физических лиц (налог  на доходы физических лиц, налог  на имущество физических лиц),

 

- общие (земельный налог, транспортный налог и др.).

 

В зависимости от формы  возложения налогового бремени налоги делятся:

 

- на прямые, которые непосредственно  обращены к налогоплательщику  – его доходам, имуществу, другим  объектам налогообложения (налог  на прибыль, налог на доходы  физических лиц и т.д.),

 

- на косвенные, которые  устанавливаются в виде надбавки  к цене реализуемых товаров  и в результате этого не  связаны непосредственно с доходом  или имуществом фактического  плательщика (НДС, акцизы и  т.д.).[6]

 

По характеру использования  налоги в литературе налоги могут  быть:

 

1)  общего значения,

 

2)  целевые,

 

3)  рентные.

 

Налоги общего значения - налоги, которые зачисляются в  бюджет определенного уровня как  общий денежный фонд соответствующей  территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям. Они составляются основную массу налогов в Российской Федерации.

 

Целевой налог – это  налог, установление, введение и взимание которого обусловлено конкретной социальной программой, предусмотренной федеральными законами, поступления от которой  направляются исключительно на мероприятия  по ее финансированию.

 

Характерные признаки такого налога легко выделяются из его определения:

 

а) взимание обусловлено  конкретной социальной программой, предусмотренной  федеральными законами,

 

б) он приобретает частичную  возмездность, его уплата может быть связана с какими-то встречными предоставлениями (например, система накопительного страхования, которая базируется на привлечении средств в Пенсионный фонд РФ единым социальным налогом, предусматривает конкретные выгоды плательщику в зависимости от размера уплаченного налога).

 

Примером данного вида налога является, закрепленный в главе 24 Налогового Кодекса РФ единый социальный налог, зачисляемый в государственные  внебюджетные фонды – Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ.[7]

 

Рентный налог – это  налог, уплата которого обусловлена  использованием плательщиком природных  ресурсов, принадлежащих по праву  собственности государству.

 

Характерными признаками являются:

 

а) уплата рентного налога не только социально обусловлена, но и  взаимосвязана с пользованием плательщиком определенными природными объектами.

 

б) он не является безвозмездным, так как плательщик должен иметь  возможность получить определенный доход в процессе природопользования.[8]

 

В качестве примера рентного налога выступает водный налог, которому посвящена глава 25.2 Налогового Кодекса  РФ.

 

В зависимости от характера  ставок различают следующие налоги:

 

- прогрессивный налог  – это налог, который возрастает  быстрее, чем прирастает доход.  Для разных по величине доходов  устанавливается несколько шкал  налоговых ставок.

 

- регрессивный налог характеризуется  взиманием более высокого процента  с низких доходов и меньшего  процента с высоких доходов.  Это такой налог, который возрастает  медленнее, чем доход. Косвенные  налоги чаще всего регрессивные.

 

- пропорциональный налог – это, когда применяется единая ставка для доходов любой величины. Пропорциональный налог может оказаться регрессивным: если из реально получаемых доходов вычесть обязательные затраты, останется дискреционный доход, который может вырасти или уменьшиться после введения новых налогов.[9]

 

К федеральным налогам  и сборам относятся:

 

1) налог на добавленную  стоимость;

 

2) акцизы;

 

3) налог на доходы физических  лиц;

 

4) единый социальный налог;

 

5) налог на прибыль  организаций;

 

6) налог на добычу полезных  ископаемых;

 

7) водный налог;

 

8) сборы за пользование  объектами животного мира и  за пользование объектами водных  биологических ресурсов;

 

9) государственная пошлина.

 

Федеральными налогами и  сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым  Кодексом Российской Федерации и  обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 12 НК РФ.[10]

 

Рассмотрим наиболее интересные положения, касающиеся некоторых из вышеуказанных налогов.

 

Налог на добавленную стоимость  занимает одно из центральных мест в налоговой системе РФ. Ему  посвящена глава 27 Налогового Кодекса  РФ. НДС является федеральным, многоступенчатым, косвенным, регулярным, количественным и универсальным налогом. НДС - это  форма изъятия в бюджет части  добавленной стоимости создаваемой  на всех стадиях производства и обращения  и определяемой как разница между  стоимостью реализованной продукции, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

 

Он взимается при осуществлении  налогоплательщиками (организациями, индивидуальными предприятиями) на территории Российской Федерации хозяйственных  операций по передаче права собственности  на товары, результаты работ и по оказанию услуг. Данный налог связан с ценообразованием стоимости товара (работы, услуги), включаясь в цену при реализации продукции (работ, услуг). НДС очень удобен для реализации фискальной функции налогов, но с  другой стороны он усиливает инфляционные процессы. Рассматривая фискальную функцию  налога на добавленную стоимость  можно отметить, что доля поступлений  по НДС в общих доходах федерального бюджета РФ в 2004 году составила 36%, а  в налоговых доходах 47,7%. Фискальная составляющая НДС более эффективна, чем у других налогов[11].

 

Общие положения об акцизах  отражены в 22 главе НК РФ. Акцизы - это  косвенные налоги, которые устанавливаются  государством в процентах от отпускной цены товаров, реализуемых предприятиями - изготовителями. Они устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары для изъятия в доход государственного бюджета получаемой производителями сверхприбыли.

 

Уделим внимание акцизам  на нефтепродукты. В настоящее время  взимание акцизов происходит с оптового и розничного звеньев реализации этих продуктов, а не с предприятий-производителей как это было до 2003 года для обеспечения  равномерности соответствующих  поступлений в территориальном  плане. С 2004 года основная доля зачисляемого в бюджеты субъектов РФ акциза на нефтепродукты сначала поступает  на счета Федерального казначейства, т.е. централизуется в федеральном  бюджете, и лишь после этого происходит распределение централизованных средств  по регионам (в соответствии с нормативами, зависящими от числа зарегистрированных автомобилей и протяженности  дорог). Сейчас в федеральном бюджете  централизуется примерно 90 % акциза на нефтепродукты, причем субъектами РФ распределяется чуть больше половины данных средств.[12]

 

Налог на прибыль организаций  является одним из важнейших в  системе налогов и сборов страны. Основные положения, касающиеся данного  налога, закреплены в 25 главе НК РФ. Он является федеральным, личным, нецелевым, регулярным, количественным налогом. Его  применение вызвано тем, что в  условиях рыночного хозяйствования роль прибыли существенно возрастает; она становится важнейшим объектом воздействия государства. Наличие  разных форм собственности, экономическое  соперничество вызывает необходимость  взимания налога не только с получаемых доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным  образом способствует росту дохода предприятия. Поэтому налог на имущество  предприятий - неотъемлемая часть налоговой  системы страны при рыночных отношениях. Он введен для субъектов хозяйствования, являющихся собственниками имущества  на территории государства. При его  взимании реализуются и фискальная, и экономическая функции налога. Первая - благодаря тому, что налог на имущество обеспечивает стабильные поступления в доходы территориальных бюджетов, так как вносится в первоочередном порядке с отнесением расходов по его уплате на себестоимость продукции. Вторая - через заинтересованность предприятия в уплате меньших сумм, чем стимулируется стремление плательщика быстрее освобождаться от излишнего, неиспользуемого имущества.

Информация о работе Принципы и сущность системы налогов и сборов в Российской Федерации Название: Принципы и сущность системы налогов и сборов в Российской Ф