Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 08:29, контрольная работа
Из существующих в настоящее время в России налогов к элементам системы поимущественного налогообложения следует относить следующие:
— земельный налог (уплачиваемый и физическими, и юридическими лицами);
— налог на имущество физических лиц;
— налог на имущество организаций.
Введение
Из существующих в настоящее
время в России налогов к элементам системы
поимущественного налогообложения следует
относить следующие:
— земельный налог (уплачиваемый и физическими,
и юридическими лицами);
— налог на имущество физических лиц;
— налог на имущество организаций.
Сутью предполагаемой реформы станет
переход собственников недвижимости жилого
назначения, в настоящее время уплачивающих
два налога, объектом которых является
недвижимое имущество, к уплате единого
местного налога на недвижимость.
Введение в России налога на недвижимость
означает, что нашей страной будет заимствован
опыт стран зарубежных, в которых налог
на недвижимость существует с давних пор
(так, например, в Германии данный налог
был введен еще в 1278 году!) и является эффективным
способом пополнения местных бюджетов.
Соответственно, для того чтобы понять,
какие изменения могут произойти в российской
системе налогового регулирования объектов
недвижимого имущества, следует провести
анализ различий действующего порядка
налогообложения недвижимости в России
и аналогичной системы зарубежных стран,
использующих этот налог.
Налог на недвижимость, рассчитанный исходя
из ее рыночной стоимости, успешно применяется
во многих странах мира. Система налогообложения
недвижимости хорошо зарекомендовала
себя с точки зрения выполнения фискальной,
стимулирующей и социальной функции как
в странах с хорошо развитой рыночной
экономикой, так и в странах с переходной
экономикой. Налог на недвижимость составляет
до 95% всех поступлений в местные бюджеты
в Нидерландах, до 81% - в Канаде и до 52% -
во Франции. В США в зависимости от штата
эта доля может составлять от 10 до 70%.
1. Теоретическая часть
1.1 Принципы налогообложения недвижимости за рубежом
Мировая практика выработала основные принципы, позволяющие организовать налогообложение недвижимости наиболее рациональным образом.
1. Объектом налогообложения выступают земля и строения. В некоторых странах один и тот же закон регулирует обложение как земли, так и строений (ФРГ, Турция, Швеция); в других - обложение земли и строений осуществляется на основании различных законов (Австралия, Дания, Новая Зеландия).
2. В качестве основы
для исчисления базы налога
чаще всего выступает рыночная
стоимость облагаемых объектов.
Но в Соединенном Королевстве
Великобритания и Северная
3. При определении стоимости
недвижимого имущества обычно
используется не
4. Льготы предоставляются
либо социально незащищенным
налогоплательщикам, либо по типам
недвижимости, обеспечивающим осуществление
общественно полезных видов
В большинстве промышленно развитых стран существует примерно одинаковый перечень льгот, предоставляемых в связи с уплатой налога. Не платят налог государственные учреждения, посольства, предприятия транспорта и связи. Льготным является налогообложение образовательных, религиозных, благотворительных, спортивных организаций, а также организаций по оказанию социальных услуг. Особо льготным повсюду является обложение сельскохозяйственной земли и больниц.
Одной из сложных проблем налогообложения недвижимости является определение оценочной стоимости земли и строений. По мнению специалистов, налог на недвижимость принадлежит к числу непопулярных. Одна из причин этого - опасность произвольности оценки и тот факт, что она проводится довольно редко. Вторая причина в том, что при определении суммы налога во внимание не принимаются личные обстоятельства, в которых находится плательщик.
1.2 За рубежом — один, в России — два
Российская и зарубежная системы
отличаются по объекту налогообложения.
Так, в зарубежной практике налог на недвижимость,
как правило, един, и его объектом являются
земля и ее «принадлежности», или «улучшения», —
построенные на ней здания и сооружения.
Действующая же российская система предполагает
наличие двух налогов, объектом одного
из которых является земля, а другого —
построенные на ней здания и сооружения.
Разумеется, данное различие объясняется
историческими причинами. Россия продолжает
оставаться страной, в которой возможна
весьма парадоксальная ситуация, когда
земельный участок принадлежит одному
собственнику, а здание, построенное на
нем, — другому собственнику. В последнее
время предпринимаются попытки законодательного
ограничения раздельного оборота земельных
участков и строений. Однако, как подчеркивается
в Концепции совершенствования общих
положений ГК РФ (2), условия для возврата
к естественному положению, когда единым
объектом недвижимости является только
земельный участок, а все находящиеся
на нем объекты выступают лишь как его
улучшения, пока не созданы в нашей стране.
2) Важнейшим различием действующих российской
и зарубежной систем налогообложения
недвижимости является способ определения
налогооблагаемой базы. Так, в России базой
по налогу на имущество физических лиц
является суммарная инвентаризационная
стоимость имущества, определяемая органами
технической инвентаризации, а базой по
земельному налогу — кадастровая оценка
участка. Если обе эти величины, как известно,
весьма далеки от реальной рыночной стоимости
соответствующего имущества, то в зарубежной
практике определение налоговой базы
по налогу на недвижимость происходит
исключительно на основе данных о рыночной
стоимости конкретного объекта.
1.3 Методы оценки недвижимости
Определение
рыночной стоимости объекта
— метод доходности (оценка стоимости
недвижимости на основе годовой арендной
платы), используемый в Великобритании
в отношении коммерческой собственности,
во Франции и в Швеции;
— методика рыночной стоимости (оценка
стоимости недвижимости по предполагаемой
продажной цене на рынке в типичных условиях),
используемый в Италии, США и Японии.
Также в зарубежной практике известны
методы, которые не являются достаточно
распространенными и не используются
самостоятельно:
— затратный метод (определение стоимости
недвижимости по размеру расходов, которые
могут быть понесены при строительстве
объекта недвижимости, аналогичного по
своим характеристикам объекту налогообложения,
за вычетом начисленной суммы амортизации);
— нестоимостной метод (определение стоимости
недвижимости по ее физическим характеристикам).
1.4 Кто оценивает объект и как считают налог?
Процесс
оценки объектов налога на
недвижимость, как правило, проводится либо
налоговыми органами (как, например, в
Швеции), либо специально созданными государственными
органами (к которым, к примеру, относятся
Центры оценки недвижимости штатов Канады или
Кадастровое управление Испании). Тем
не менее известен и опыт некоторых штатов
США, в которых оценка производится коммерческими
организациями — профессиональными оценщиками
по поручению соответствующих местных
органов.
При этом
налогоплательщикам в зарубежных странах
предоставлено право оспаривать оценку
принадлежащих им объектов недвижимости
(например, основываясь на своих реальных
затратах на приобретение конкретного
объекта), а массовая регулярная переоценка
недвижимого имущества, как правило, производится
раз в несколько лет (или даже ежегодно,
как в Канаде).
Следует
отметить, что налоговой базой по налогу
на недвижимость в зарубежных странах
является не собственно рыночная цена,
определяемая одним из обсуждавшихся
выше методов, а так называемая оценочная
стоимость, обычно находящаяся на уровне
50% от рыночной цены (как в США и Канаде),
но иногда достигающая и 75% (как в Швеции), или
даже 80% (как во Франции в отношении незастроенных
участков).
Наконец, что касается понятия «налогоплательщики
по налогу на недвижимость», то здесь значительной
разницы между российской системой и системами
зарубежными не наблюдается: налогоплательщиками,
как правило, являются собственники недвижимости.
Тем не менее мировой практике известны
примеры, когда пользователи объектов
недвижимости (в первую очередь арендаторы)
выступают плательщиками налога на недвижимость.
Так, например,
в Нидерландах данный налог состоит из
двух частей: части, налагаемой на собственников
недвижимости, и части, налагаемой на пользователей.
Соответственно, собственник, проживающий
в принадлежащем ему объекте недвижимости,
уплачивает обе части налога. Похожая
ситуация и во Франции, где существуют
два налога: собственно налог на недвижимость,
уплачиваемый собственниками недвижимости,
и налог на проживание (или жилищный налог),
уплачиваемый ее пользователями.
1.5 Сначала стандартные методики, потом налог на недвижимость
Итак, проведенный
анализ центральных различий системы
налогообложения недвижимости, существующей
в России, и налога на недвижимость в зарубежных
странах доказывает, что между действующей
российской системой налогообложения
недвижимости и принятой за рубежом, существуют
принципиальная разница. Следовательно,
для введения налога на недвижимость в
России должны быть найдены решения практических
проблем.
Наиболее
очевидной и, пожалуй, самой обсуждаемой
проблемой в этой сфере является отсутствие
сформированного единого кадастра недвижимости
с указанием рыночной оценки объектов
недвижимости. Несомненно, процесс определения
рыночной цены объектов недвижимости
является необыкновенно трудоемким и
в отсутствие стандартных методик в этой
сфере может растянуться на длительное
время.
Кроме того, на настоящий момент не найдено
решения вопроса ни о ставках налога на
недвижимость, ни о соответствующих понижающих
и повышающих коэффициентах и объеме полномочий
местных органов власти в их определении,
ни о льготах по нему. Данный вопрос также
представляется весьма сложным, особенно
с учетом заявлений о том, что цель реформы
системы налогообложения недвижимости
в России — перераспределение налоговой
нагрузки, а не повышение налогового бремени.
Наконец, не решен вопрос о необходимости
распространения реформы системы налогообложения
недвижимости на имущество, не относящееся
к жилищному фонду.
Таким образом,
представляется, что само решение о проведении
реформы системы налогообложения недвижимости
в России является весьма прогрессивным,
ведь преимущества введения налога на
недвижимость несомненны. Это и возможность
обеспечить финансовую самостоятельность
местных бюджетов, и относительная простота
администрирования и контроля (ведь взимание
единого налога на недвижимость объективно
проще применения нескольких разноплановых
налогов).
Кроме того, для обеспечения эффективной
системы налогового регулирования недвижимого
имущества, прозрачности и справедливости
налога на недвижимость желательно изучать
и воспринимать позитивный зарубежный
опыт в сфере введения подобных налогов.
В противном случае весьма вероятно, что
процесс подготовки этой реформы в нашей
стране растянется на долгие годы.
2. Практическая часть
Задача №1 «Оценить объект жилой недвижимости затратным методом, имеющей следующие характеристики». Исходные данные для решения задачи находятся в таблице 1.
Таблица 1 – ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ №1
Показатель |
Значение |
|
200 000 |
|
|
|
? |
|
247 000 |
|
? |
|
12лет |
|
? |
|
? |
|
? |
|
20 лет |
|
? |
|
? |
|
? |
|
10 000 д. ед. |
|
28 500 д. ед. |
|
82.70 д. ед. на м |
|
2500 м |
Решение:
решается при помощи метода рыночной выборки (затратного подхода), который основывается на информации о сопоставимых продажах. Износ оцениваемого объекта определяется в следующей последовательности.
Информация о работе Принципы налогообложения недвижимости за рубежом