Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 19:26, курсовая работа
Государственная власть во все времена нуждалась в средствах для своего содержания, но методы привлечения этих средств менялись в зависимости от обстоятельств и уровня развития общества.
Сущность налогов заключается в отношениях безвозмездного присвоения. Государство осуществляет обязательные сборы с юридических и физических лиц. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями граждан и юридических лиц и государства по поводу формирования государственных финансов. Социально-экономическая сущность налогов, их типы, структура и роль видоизменяются вместе с природой и функциями государства.
Введение
1. Становление налоговой системы в России…………………………………...5
1.1 Формирование налогового права…………………………….……………5
2. Классификация налогов………………………………………………………..8
3. Функции налогов………………………………………………………...........15
4. Проблемы и пути совершенствования налогообложения…………. ……...19
4.1 Проблемы налогового законодательства……………………………..…19
4.2 Основные направления совершенствования налоговой политики.........20
Заключение
Список использованных источников
Финансовые органы на всех уровнях управления анализируют поступление налогов, тенденции развития налогооблагаемой базы, прогнозируют объемы платежей в бюджет. Неотъемлемой частью такого анализа и прогнозирования является корректировка законодательства, регулирующего взаимоотношения хозяйствующих субъектов между собой. Своевременно внесенные предложения способствуют устранению негативных явлений в экономике и увеличению доходной части бюджета.
Предметом анализа в рамках налогооблагаемой базы является динамика объемов производимой продукции, индекс цен, валовая прибыль, уровень оплаты труда, изменения количественного и качественного состава предприятий и др.
Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления регулирующей функции налогов. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста доходности производства, позволяет государству получить больше средств. Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении фискальной функции они оказывают влияние лишь при переходе капитала из его товарной формы в денежную, и наоборот, то система регулирования воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Налоговое регулирование затрагивает и социальную, и экологическую сферы. Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджетных и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения собственных функций. Как составная часть экономических отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества. То, что налоги, как форма изъятия части первичных доходов хозяйствующих субъектов и работающего населения в пользу государства, объективно необходимы, по-видимому, не вызывает сомнения у членов общества. Государству собираемые средства нужны для выполнения принятых на себя функций, и требовать уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения самого общества.
4. Проблемы и пути совершенствования налогообложения.
4.1 Проблемы налогового законодательства.
При этом обо всех планируемых изменениях, налогоплательщиков необходимо извещать до периода их действия, а не ставить перед уже свершившимся фактом. В налоговом кодексе любая неясность заведомо обращена в пользу одной стороны – налогоплательщика.
Буквальная трактовка Налогового Кодекса Российской Федерации предоставляет безграничные возможности для извращения сути налоговой идеи и субъективного толкования законодательства. Если пристрастно подойти к чтению положений Кодекса, если занять позицию непримиримого ревнителя буквы, то почти все в нём может стать предметом спора с соответствующими потерями для бюджета.
Новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство - не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.
4.2 Основные направления совершенствования налоговой системы.
Учитывая общемировую тенденцию гармонизации налоговых систем различных стран, потенциальную возможность интеграции России в мировое экономическое сообщество и необходимость привлечения иностранного капитала в экономику Российской Федерации, вопросы совершенствования налогового законодательства согласно принципам, принятым в странах с рыночной экономикой, должны прорабатываться уже сегодня.
Принципы построения эффективной налоговой системы достаточно обоснованы в налоговой теории и включают в себя следующее:
- Экономическую эффективность. Налоговая система не должна мешать развитию предпринимательства и эффективному использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых).
- Определенность
- Справедливость
- Простоту налогообложения и низкий уровень издержек по взиманию налогов. Налоговое законодательство должно содержать простые формулировки, понятные большинству налогоплательщиков, а процедура взимания налогов должна быть относительно дешевой.
Перечисленные принципы построения эффективной налоговой системы недостаточно точно соблюдаются в действующей налоговой системе Российской Федерации, что подтверждает ее анализ.
Налоговая система России является одной из самых громоздких в мире, что делает ее функционирование значительно дороже. Множественность взимаемых налогов, сложная методика определения налогооблагаемой базы, наличие многочисленных льгот не только удорожает стоимость бухгалтерского труда на предприятиях, но и требует все увеличивающегося числа работников налоговых органов, дополнительных расходов по компьютеризации их деятельности. Кроме того, сложное и постоянно меняющееся налоговое законодательство определенным образом дискриминирует права налогоплательщиков, так как при применении различных санкций за нарушение налогового законодательства не принимается во внимание умышленность того или иного нарушения.
Совершенствование действующей налоговой системы проводится в рамках налоговой реформы. Она связана с принятием Налогового кодекса, необходимость которого как закона прямого действия сегодня очевидна. Целью налоговой реформы должно стать усиление влияния налоговой политики на укрепление рыночных начал в экономике и развитие предпринимательства.
В условиях перехода к рынку налоговая политика должна базироваться на следующих основных принципах:
●разумном сочетании прямых и косвенных налогов, позволяющих учесть имущественное положение налогоплательщиков и их доходы
●определении оптимального размера ставки налогов
●использовании системы налоговых льгот, воздействующих на процессы инвестирования;
●четком разделении налогов по уровням государственного управления;
●четкости и ясности налогового законодательства;
●соответствии налоговой системы Российской Федерации международным нормам налогового права.
Реализация перечисленных принципов в налоговой политике является чрезвычайно трудной задачей, однако их соблюдение должно стать основой долговременной налоговой стратегии.
Основные направления налоговой реформы должны, по-видимому, предусматривать следующее:
●изменение методологического подхода при определении облагаемой базы для исчисления налога на прибыль, предполагающее исключение из доходов, полученных налогоплательщиком, расходов, связанных с предпринимательской деятельностью. При этом из налогового права должен быть исключен термин «затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг)»
●пересмотр норм амортизационных отчислений, позволяющих обеспечить своевременное восстановление основных фондов, внедрение прогрессивных методов амортизации, предусматривающих более быстрое списание основных фондов в течение первых лет их эксплуатации;
●введение механизма индексации стоимости основных фондов и производственных запасов, относимых на себестоимость продукции, при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;
●рассмотрение возможности покрытия убытков предприятий не только за счет прибыли последующих периодов, но и за счет прибыли прошлых лет.
Некоторые из этих положений нашли отражение в проекте остальных частей Налогового кодекса. В нем, в частности, предусмотрено изменение методики определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, а плательщикам этого налога разрешено исключать из полученных доходов расходы, связанные с их извлечением. Однако после признания необходимости использования такого подхода при исчислении налогооблагаемой прибыли следует длинный перечень исключений из этого правила. В частности, не могут быть отнесены на себестоимость расходы, связанные с выплатой процентов по займам, выплатой дивидендов, представительские и командировочные расходы, расходы, связанные с обучением и повышением квалификации сотрудников, сверх установленных правительством лимитов и др. Такой усеченный вариант определения налогооблагаемой базы по сравнению с западной моделью (при которой все расходы по ведению бизнеса исключаются из налогооблагаемой базы), как и раньше, базируется на приоритете фискальных интересов государства над интересами налогоплательщиков.
Налоговая система России слабо адаптирована к высокому уровню инфляции. Исчисление и взимание налога на прибыль и налога на добавленную стоимость сопряжено с большими финансовыми потерями, которые несут налогоплательщики. Они связаны с отсутствием индексации амортизации и стоимости производственных запасов, списываемых на себестоимость, в связи с инфляцией.
В проекте Налогового кодекса предусмотрена периодическая корректировка облагаемой налогом прибыли с учетом инфляции. Однако речь должна идти, по-видимому, не о корректировке налогооблагаемой прибыли, а об индексации стоимости основных фондов и производственных запасов, относимых на себестоимость, как это принято международными нормами налогового права.
Одним из основных вопросов совершенствования налогового законодательства, содержащихся в проекте Налогового кодекса, являются правовые взаимоотношения налогоплательщиков с налоговыми органами. В России взаимоотношения налогоплательщиков и налоговых органов регулируются как статьями законов, так и подзаконными актами, включая постановления правительства, а также инструкциями Министерства финансов и Государственной налоговой службы Российской Федерации по применению соответствующих законов, а также многочисленными инструктивными письмами, разъяснениями, телеграммами Министерства финансов, Госналогслужбы и Центрального банка Российской Федерации. Любое нарушение налогового законодательства жестко карается действующей системой штрафов и санкций. Причем налоговыми органами не делается различий между умышленной неуплатой налога и его недоплатой вследствие ошибки при исчислении налогооблагаемой базы, неправильного применения льгот или ошибок при ведении бухгалтерского учета.
Заключение
Таким образом, налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя объемы изъятий финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков.
Рост деловой активности и эффективности производства существенным образом зависят от системы налогообложения. Эффективно работающие предприятия несут основную нагрузку. Действующая система достаточно сложна, работать с ней трудно. Многие предприятия, учитывая жесткий налоговый прессинг, поступают проще - уходят из налогооблагаемого экономического пространства в сферу теневой экономики.
Однако главное - не в сложности налогообложения. Необходимо иметь такое налогообложение, которое способствовало бы повышению эффективности производства, было бы достаточно просто, обеспечивало бы поступление в бюджеты разных уровней определенных финансовых средств. Важно, чтобы система налогов приводила к экономии ресурсов, эффективному использованию инвестиций.
И в настоящее время для этого очень многое делается:
в построении современной и конкурентоспособной налоговой системы за последние годы сделано много: сокращено количество налогов и кардинально изменена их структура, отменены «оборотные» налоги и перераспределена налоговая нагрузка между отдельными секторами экономики. При этом на протяжении последних 5 лет налоговая нагрузка (выраженная в процентах от ВВП) последовательно снижается примерно по одному процентному пункту в год.
Также в настоящее время происходит совершенствование администрирования и налогового законодательств.
Список использованных источников.
1. Налоговый кодекс РФ части
первая и вторая по состоянию на 1 февраля
2010 года.
2. Гражданский кодекс РФ части
первая, вторая, третья и четвертая по
состоянию на 10 сентября 2009 года.
3. Федеральный закон от 27.12.1991
№ 2118-1 «Об основах налоговой системы,
в Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 29.06.2004
N 58-ФЗ, от 29.07.2004 N 95-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ
5. Консультант Плюс: Высшая школа.
– Выпуск 13. Весна 2010.
6. Миляков Н.В Налоги и налогообложение:
учебник для вузов. - М.: 2008г.
7. Романовский М.О. Налоги, налогообложение
и налоговое законодательство: учебник
для вузов. – СПб. – 2007г.
9. Абрамов М.В. Налоги и модернизация
страны// Российская Бизнес-газета. – 2010.
- №745 от 13 апреля.
10. Джумов A.M. Налоги: функции
и виды// Налоги. – 2008. - №4.
11. Назаров В.Н. История налогов//Экономика
и жизнь. – 2008. - №4.
12. ПансковВ.Г. О налоговой системе
России // Налоговый вестник.-2009.- №4.
13. Шевелев М.А Анализ развития
налоговой системы до 2006 года // Все о налогах.
– 2006. - №12.
14. http://www.allmedia.ru/
15. http://www.garant.ru - Информационно-правовой портал
ГАРАНТ
16. http://www.polit.ru/news/
27. http://vseonalogah.ru/ Послед
Информация о работе Проблемы и пути совершенствования налогообложения