Проблемы косвенного налогообложения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 20:03, реферат

Краткое описание

Опыт российской налоговой системы демонстрирует необходимость использования косвенных налогов, как в фискальных целях, так и в регулирующих. Так доля поступлений косвенных налогов в общей сумме доходных средств составляет более 40%. Однако мировой опыт требует осторожности и постепенности при введении косвенных налогов, что определяется возможными негативными социальными последствиями. Поэтому требуется детальное изучение экономического значения и особенностей практического использования косвенных налогов.

Содержание

Введение


Эволюция косвенного налогообложения в России


Основные проблемы косвенного налогообложения в РФ

Перспективы развития косвенного налогообложения в РФ

Заключение


Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Налоги.docx

— 35.34 Кб (Скачать файл)

Проблемы  косвенного налогообложения в России

 

Оглавление:

 

 

 

  1. Введение

 

 

  1. Эволюция косвенного налогообложения в России

 

 

  1. Основные проблемы косвенного налогообложения в РФ

 

  1. Перспективы развития косвенного налогообложения в РФ

 

  1. Заключение

 

 

  1. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение.

Сложно встретить в  России человека, которому бы нравились  налоги. Достаточно только прочитать  заголовки соответствующих публикаций., как сразу складывается определенное впечатление.  Редко встретишь мнение, что российская налоговая система не так плоха, как кажется. Активно обсуждается вопрос  о реформировании налоговой системы.

Естественно, налогообложение  в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно  является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной  политики, которая, меняясь, обрекает  на перемены и систему налогообложения. К тому же в России система налогообложения  находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и  политическая система, направленная на развитие свободы предпринимательской  деятельности.

В условиях становления и  реформирования налоговой системы  России закономерно возрастает роль косвенных налогов как действенного инструмента бюджетно-регулирующего  воздействия государства на развитие экономики.

Опыт российской налоговой  системы демонстрирует необходимость  использования косвенных налогов, как в фискальных целях, так и  в регулирующих. Так доля поступлений  косвенных налогов в общей  сумме доходных средств составляет более 40%. Однако мировой опыт требует  осторожности и постепенности при  введении косвенных налогов, что  определяется возможными негативными  социальными последствиями. Поэтому  требуется детальное изучение экономического значения и особенностей практического  использования косвенных налогов.

2. Эволюция косвенного  налогообложения в России

Вопросы косвенного налогообложения  обсуждались еще несколько веков  тому назад. Английские экономисты в XVIII в. писали о нецелесообразности косвенного налогообложения и переходе на прямое налогообложение.

Чтобы ответить на вопрос о  целесообразности взимания косвенных  налогов, необходимо рассмотреть эволюцию косвенного налогообложения, не удаляясь в глубь веков.

После первой мировой войны  определенный этап в налаживании  финансовой системы нашей страны наступил в период новой экономической  политики (НЭП), когда были сняты  запреты на торговлю, на местный  кустарный промысел. В это время  началось быстрое оживление финансово-налоговой  деятельности Советской власти. Хозяйственная разруха в стране в результате многолетней империалистической и гражданской войны, неустойчивая валюта, порождающая высокую инфляцию, скачки цен и спекуляцию, отсутствие торгового оборота и твердо выявившихся экономических связей, а также необходимость организации заново налогового аппарата побудили советские властные структуры использовать наряду с крайне несовершенными и мало результативными в условиях 20-х годов видами прямого налогообложения широкую систему косвенных налогов.

Первым акцизом, введенным  после 1917 г., было обложение в 1921 г. виноградных  вин крепостью до 14% (затем крепость облагаемых налогом вин была повышена до 20%). В том же 1921 г. были установлены  акцизы с табачных изделий, папиросной бумаги, гильз и с зажигательных  спичек.

В дальнейшем система акцизного  обложения постепенно расширялась: законом от 3 февраля 1922 г. был установлен акциз на спирт, отпускаемый на технические  цели, а также на пиво, мед и  прохладительные напитки; законом  от 23 февраля 1922 г. было установлено  обложение соли, а 9 марта - нефтепродуктов; законом от 21 апреля того же года был  введен акциз на свекловичный и крахмальный  сахар, а также и на восковые свечи. Далее, в том же 1922 г. 4 мая был  установлен акциз на чай, кофе, цикорий, суррогаты чая и кофе и на прессованные дрожжи. Введение в действие всех перечисленных  акцизов ознаменовало один из наиболее активных периодов развития косвенного налогообложения и заменило основу создания единой системы акцизов  в советский период.

Таким образом, в 20-е годы акцизы играли весьма существенную роль в пополнении государственного бюджета. В этот же временной отрезок, с  провозглашением НЭПа, значительное развитие получила система таможенных налогов. В условиях монополии внешней  торговли таможенным налогам придавалось  важное значение как одному из наиболее эффективных способов защиты отечественной промышленности.

Ставки таможенных тарифов  были приняты 9 марта 1922 г. и затем  скорректированы постановлением Совет  Народных Комисаров (СНК) от 22 ноября 1922 г. о применении новых ставок таможенных пошлин к находящимся в ведении  таможен товарам. Затем эти ставки были заменены высокопротекционистской тарифной системой 8 января 1924 г. Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР от 6 февраля 1925 г. был принят Таможенный устав СССР, включавший раздел "Об исчислении и уплате пошлин и прочих сборов". Новый таможенный тариф, утвержденный СНК 11 февраля 1927 г. усилил протекционистскую сторону и значительно поднял ставки фискального характера. Таможенное обложение было усилено по всей линии ввозимых в СССР товаров как на сырье, так и на машины, полуфабрикаты и прочие товары. Если средняя тяжесть таможенного обложения по тарифу 1924 г. составляла 22-24% к стоимости товаров, то по тарификации 1927 г. она была повышена до 30-33%, а общая сумма годовых таможенных поступлений при аналогичных объемах ввоза возросла на 60 млн. золотых рублей.

Стоит отметить, что система  таможенных тарифов давала в 20-е  годы 7-8% налоговых поступлений в  бюджет.

В 1930 г. была осуществлена налоговая  реформа, коренным образом изменившая систему взимания косвенных налогов  на территории СССР. В этом году был  введен налог с оборота, который заменил промысловый налог в обобществленном секторе. Налог с оборота представлял собой комплексный налог, объединяющий и заменяющий целый ряд косвенных и прямых налогов.

В его состав также включались взимавшиеся с предприятий обобществленного сектора платежи за разработку месторождений каменного угля, нефти и рудных ископаемых, т.е. налоги на недра, а также платежи за древесину и местный налог на нее.

В налог с оборота вошли  налоги и сборы, взимавшиеся только с предприятий обобществленного сектора: 1) сборы со свеклы, перерабатываемой на заводах Сахаротреста и Укрсельцукра; 2) особый сбор с организаций изготовляющих хлопок; 3) отчисления на развитие овцеводства от прибылей шерстоперерабатывающей промышленности; 4) отчисления от товарной продукции авто- и авиатрестов; 5) взносы на работы по хозяйственному строительству государственных земельных имуществ; 6) начисления (целевые надбавки) на заготовительные и сбытовые цены сельскохозяйственных продуктов; 7) начисления на продажную стоимость древесины; 8) взносы на содержание надзора на рыбных промыслах; 9) долевое участие в расходах на местное строительство; 10) сборы, взимаемые управлениями строительного контроля.

Гербовый сбор у предприятий  обобществленного сектора также  вошел в состав налога с оборота, а для частного сектора был  заменен единой государственной  пошлиной. Таким образом, все косвенные  налоги (кроме таможенных пошлин), пошлины  и сборы и некоторые прямые налоги заменялись налогом с оборота, принявшем форму надбавки к оптовой цене и взимаемой с населения при продаже товаров и услуг в сети розничной торговли.

В советской налоговой  практике введение налога с оборота  означало введение нового синтетического (или номинального) налога взамен значительного  числа статей расходной части  бюджета, или, если говорить строго, введение нового механизма формирования доходной части бюджета. Этот синтетический  налог был очень удобен для  сформировавшейся в те годы централизованной системы государственного регулирования  экономики и существовать мог только в рамках этой системы. Методы включения в розничные цены товаров и услуг налога с оборота и последующего его изъятия в бюджет стали мощным и весьма эффективным инструментом пополнения бюджета и перекачки средств из фонда потребления в фонд производственного накопления, но эти же методы достаточно быстро спровоцировали отрыв движения финансовых ресурсов от кругооборота материальных ценностей.

Уже в 90-х гг., обсуждая в  периодических изданиях проблемы развития налога с оборота, экономисты проводили  сравнительную характеристику его  с налогом на добавленную стоимость; были выявлены различия и преимущества последнего с точки зрения государственных  интересов.

В 1991 году в России, когда  обсуждался вопрос о замене налога с оборота и налога с продаж на НДС, определили, что ставка НДС, компенсирующая потери от замены двух косвенных налогов одним должна быть такой, чтобы налоговая масса НДС покрывала налоговую массу двух налогов. Расчетным путем было определено, что ставка НДС должна была составить не менее 27%.

В 1992 г. налог на добавленную  стоимость был введен в России законом РФ «О налоге на добавленную  стоимость» в размере 28 % и очень  быстро занял ведущие позиции  в формировании доходов бюджета.

В настоящее время в России основная ставка НДС составляет 18 %. Снижение в 2004 г. ставки НДС с 20 до 18 % обосновывалось государственной политикой снижения налогового бремени.

3. Основные проблемы косвенного налогообложения в РФ.

 Исследование косвенного  налогообложения на современном  этапе имеет особое значение, поскольку налоги выражают фискальные  интересы государства. Разумное  их применение может позитивно  воздействовать на процесс ценообразования и влиять на структуру потребления. Одной из главнейших проблем в области налогообложения является достижение оптимальной величины собираемости налогов. Налоги являются основным инструментом, с помощью которого образуются государственные и муниципальные денежные фонды. Для любого государства, на какой бы ступени своего социально-экономического развития оно ни находилось, необходимость увеличения доходов бюджетов является одной из актуальнейших задач. Нахождение правильного решения этой задачи чрезвычайно важно и для России. К факторам, негативно влияющим на сбор косвенных налогов можно отнести: спад производства, тяжелое финансово-экономическое положение предприятий, рост неплатежей предприятий, предоставление большого количества льгот и отсрочек, введение «зон экономического благоприятствования», уклонение от уплаты налогов. В соответствии с прогнозом доходов федерального бюджета за 2011-2014 гг. дальнейшего снижения налогового бремени не планируется, а это значит, что цены на товары (работы, услуги) облагаемые косвенными налогами - НДС и акцизы - будут только расти. Перспективы развития акцизов в РФ связаны с уточнением перечня подакцизной продукции, дифференциацией ставок и исчислением и уплатой акцизов на спиртосодержащую продукцию и нефтепродукты. Таким образом, косвенное налогообложение в современных условиях имеет ключевое значение в экономике. В России косвенное налогообложение связано с определенными проблемами, для реализации которых органами государственной власти разрабатываются и реализуются определенные меры. 

Анализ существующих проблем  косвенного налогообложения, из-за несовершенства законодательства и нестабильности экономической обстановки, ставит в  зависимость актуальность повышения  эффективности системы налогового контроля и управления в России. Устранение данных недостатков и  улучшение системы администрирования  налогов позволит в значительной степени устранить существующие проблемы косвенного налогообложения, увеличить собираемость косвенных налогов и не допустить рост задолженности косвенных налогов. В частности введение НДС-счетов является одним из решений, позволяющим решить проблему неправомерного возмещения НДС из бюджета, а также позволит решить и многие другие проблемы и не только косвенного налогообложения, но и других налогов, в частности налога на прибыль. В ходе такого жёсткого контроля снизиться число нарушений в области косвенного налогообложения и увеличатся налоговые доходы бюджета в результате полной и своевременной уплаты налогоплательщиками косвенных налогов. При этом стоит помнить, что одним жёстким контролем достичь максимального успеха невозможно, необходимо также и эффективная законодательная база в области налогообложения, без существующих на сегодняшний день недочётов и противоречий, для чего необходимо дальнейшее проведение налоговой реформы.   

4.Перспективы  развития косвенного налогообложения  в Российской Федерации.

Одной из главнейших проблем  в кризисный период в области  налогообложения является достижение оптимальной величины собираемости налогов. Налоги являются основным инструментом, с помощью которого образуются государственные  и муниципальные денежные фонды. Для любого государства, на какой  бы ступени своего социально-экономического развития оно ни находилось, необходимость  увеличения доходов бюджетов является одной из актуальнейших задач. Нахождение правильного решения этой задачи чрезвычайно важно и для России.

25 мая 2009 г. Правительством  Российской Федерации были одобрены  Основные направления налоговой  политики Российской Федерации  на 2010 - 2012 годы. И как следует из  рассматриваемого документа, дальнейшего  снижения налогового бремени  не планируется [14]. Основной «антикризисный  налоговый пакет» был принят  в конце 2008 г. В ближайшие  годы антикризисные меры будут  реализовываться в рамках бюджетной  политики.

Так что же нас ожидает  в сфере косвенного налогообложения? В поисках ответа обратимся к  последним публикациям в данной области.

Например, кандидат экономических  наук, руководитель отдела методологии  бухгалтерского учета и аудита ООО «РосКо» А. А. Талаш в своей статье пишет, что значительных изменений в порядке обложения НДС не предвидится. Планируется внести некоторые уточнения в порядок подтверждения нулевой ставки. Предполагается продолжить работу, направленную на оптимизацию перечня документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки, а также на сокращение сроков возмещения НДС.

Информация о работе Проблемы косвенного налогообложения в России