Проблемы косвенного налогообложения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 20:03, реферат

Краткое описание

Опыт российской налоговой системы демонстрирует необходимость использования косвенных налогов, как в фискальных целях, так и в регулирующих. Так доля поступлений косвенных налогов в общей сумме доходных средств составляет более 40%. Однако мировой опыт требует осторожности и постепенности при введении косвенных налогов, что определяется возможными негативными социальными последствиями. Поэтому требуется детальное изучение экономического значения и особенностей практического использования косвенных налогов.

Содержание

Введение


Эволюция косвенного налогообложения в России


Основные проблемы косвенного налогообложения в РФ

Перспективы развития косвенного налогообложения в РФ

Заключение


Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Налоги.docx

— 35.34 Кб (Скачать файл)

По мнению А. А. Талаша уточнения затронут и порядок оформления счетов-фактур. Планируется решить вопрос о возможности оформления счетов-фактур с отрицательными показателями (кредит счетов). Ранее Минфин России высказывался против выставления отрицательных счетов-фактур (письма Минфина России от 29.05.07 г. № 03-07-09/09, от 10.04.07 г. № 03-07-08/70 от 21.03.06 г. № 03-04-09/05 и др.). Также ставится задача внести изменения в законодательство в отношении незначительных нарушений правил заполнения счета-фактуры. Указанные изменения должны определить, при незаполнении (или неверном заполнении) каких реквизитов счет-фактура может быть признан несоответствующим установленным требованиям. Это должно способствовать снижению издержек налогоплательщиков по исполнению налогового законодательства.

Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пп. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Именно в пп. 5 и 5.1 указанной статьи приведен перечень обязательных реквизитов счетов-фактур, выставляемых при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. Пунктом 6 ст. 169 НК РФ установлено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается этим предпринимателем с указанием реквизитов его свидетельства о государственной регистрации.

В свою очередь, ассистент  кафедры финансового права Харисов  И. Ф. подчеркивает, что в соответствии с концепцией развития России до 2020 г., представленной Министерством экономического развития и торговли, рассматриваются  два варианта реформы налога на добавленную  стоимость: во-первых, введение единой ставки НДС в размере 12 %; во-вторых, снижение ставки налога до 14 % с сохранением  льготной ставки 10 % по отдельным группам  товаров (продовольственные и детские  товары, лекарственные средства, полиграфическая  продукция). Как отмечается в документе, оба варианта приведут к выпадению  доходов федерального бюджета. При  унификации ставки НДС на уровне 12 % в первый год налоговой реформы  прямые выпадающие доходы оцениваются  в 2 % ВВП. При сокращении ставки до 14 % с сохранением льготной ставки выпадающие доходы будут ниже и составят около 1,3 % ВВП.

Министр финансов А. Кудрин отметил, что в условиях, когда  спрос превышает темпы производства, в России снижение налога на потребление  приведет к еще большему темпу  роста спроса и, соответственно, к  дальнейшему перегреву экономики. В то же время, снизив ставку НДС, придется думать о сокращении расходов на основные сферы, которые требуют увеличения расходов, - это здравоохранение, пенсионная системам дорожное строительство [16].

Подводя итог выше сказанному, следует отметить, что к обсуждению вопроса о снижении ставки НДС, можно  будет вернуться после преодоления  мирового финансового кризиса.

Совершенствование акцизного  налогообложения в перспективе, по мнению профессора, зав. кафедрой «Государственные доходы» Академии бюджета и казначейства Минфина России Н. И. Малиса, связывается, прежде всего, с механизмом предотвращения ухода от их уплаты. Надо отметить, что у предпринимателей в наличии в настоящее время достаточное количество соответствующих легальных схем. В частности, зачастую используется так называемая спиртосодержащая схема, по которой налогоплательщики с целью получения налоговых вычетов в большем объеме в качестве сырья для производства алкогольной продукции используют не этиловый спирт, а спиртосодержащую продукцию. Эту проблему предполагается устранить следующим образом: в действующий порядок будут внесены изменения, которые продекларируют возможность получения налоговых вычетов только в том случае, если использованное для производства алкогольной продукции исходное сырье будет соответствовать ГОСТу и другой нормативной документации, регулирующей процесс производства конкретной алкогольной продукции. Кроме того, чтобы предотвратить существующие злоупотребления, связанные с возвратом алкогольной продукции производителю, предполагается предусмотреть восстановление полученных налоговых вычетов и уплату соответствующих сумм в бюджет в этом случае, а также и в случае утраты (недостачи) алкогольной продукции и в случае уничтожения налогоплательщиком произведенной им алкогольной продукции.

В настоящее время гарантом правомерности применения нулевой  ставки акциза являются банки, однако налоговое законодательство не дает однозначного ответа на вопрос о регламенте предоставления данной гарантии, поэтому  в случае нарушения налогового законодательства, выявленного в процессе налоговой  проверки, банки ответственности  не несут. Предполагается, что в ближайшей  перспективе будут четко установлены  границы ответственности банков за неправомерное применение налогоплательщиками  освобождения от уплаты акцизов, что, несомненно, должно привести к более взвешенному  подходу банков к предоставлению данной гарантии.

Что касается ставок акцизов, то за последние годы налогоплательщики  привыкли к механизму их индексации, - он отменен не будет. В то же время  сложная ситуация с ценообразованием в сфере реализации нефтепродуктов вынуждает внести существенные коррективы. Предполагается, что ставки акцизов  на нефтепродукты на 2009-2010 гг. индексироваться  не будут, а в дальнейшей перспективе  они будут снижаться, но только для  тех производителей, которые реализуют  бензин и дизельное топливо более  высокого класса, нежели остальные. Прогноз  для остальных ставок подакцизных  товаров сделать пока невозможно, поскольку все будет зависеть от прогнозируемого индекса потребительских  цен.

Таким образом, перспективы  развития акцизов в РФ связаны  с уточнением перечня подакцизной  продукции, дифференциацией ставок и исчислением и уплатой акцизов  на спиртосодержащую продукцию и  нефтепродукты.

Косвенные налоги часто критикуют, ссылаясь на то, что они регрессивны  и недемократичны, но в тоже время, по мнению многих исследователей, косвенные  налоги являются оптимальными для нестабильной экономики. Косвенные налоги еще не одно столетие будут использоваться государствами, совершенствоваться и приносить значительные поступления в бюджет.

5.Заключение

Отход от принципов административного  управления экономикой и вступление на рыночный путь развития выдвигают  на первый план проблему налогового регулирования  экономических процессов. В этих условиях законодательным органам  необходимо проводить гибкую налоговую  политику, позволяющую оптимально сочетать интересы государственной казны  с интересами отдельных предприятий, а также с интересами граждан-налогоплательщиков.

Налоговая система России, в том числе и система косвенных  налогов, далеко не совершенна. Необходимо ее изменение, качественное реформирование. Однако это необходимо производить  крайне осторожно и взвешенно. Логически  вполне понятно желание в условиях острой нехватки бюджетных средств  усилить фискальную направленность налогов, однако, недооценка социального  аспекта проблемы чревата худшими  последствиями, чем дефицит бюджета. Устранение дефицитности бюджета за счет изъятия налогов у предприятий  является основным недостатком налоговой  системы в России. Нет достаточной  увязки налоговой системы с развитием  экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов - предприятий. Потеря такой  взаимосвязи привела к тому, что  налоговая система развивается  сама по себе, а предприятия, испытывая  ее чрезмерное давление, - сами по себе. Многие поставлены на грань убыточности  и банкротства. При этом предприятия  заинтересованы в получении минимальной  прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения.

Система косвенных налогов  должна базироваться на оптимальном  сочетании интересов всех социальных слоев общества - предпринимателей, работников, государственных служащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в количестве получаемых доходов. Такая  социальная функция косвенных налогов  имеет большое значение для обеспечения  социального равновесия в обществе.  

Налоговая система России не учитывает то, что она функционирует  в условиях монопольного ценообразования. Это обусловливает ее инфляционный характер, так как она стимулирует  “вздувание” цен. И такое явление  вполне закономерно - ведь производители  товаров стремятся переложить все  бремя налогового давления на непосредственных и конечных

 

6.Список литературы

 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть первая и вторая – М.: Проспект, КноРус,   704 с.;
  2. Основные направления налоговой политики Российской Федерации : (одобрено Правительством Российской Федерации ) // Налоги и налогообложение. - N 6. - С. 8-34.;
  3. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ.- М.: Международный центр финансово-экономического развития
  4. Горский К.В. Некоторые параметры налоговой реформы // Финансы. 
  5. Из истории налоговой системы России.// Российский налоговый курьер.
  6. http://gendocs.ru/v35484/ косвенные_налоги_и_их_роль_в_экономике_страны?page=4
  7. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=483752
  8. http://arbir.ru/articles/a_3495.htm

Информация о работе Проблемы косвенного налогообложения в России