Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 16:14, курсовая работа
Целью данной работы является выработка мероприятий по совершенствованию системы налогообложения физических лиц.
К задачам следует отнести следующие:
- раскрыть налог на доходы физических лиц в экономической системе общества;
- исследовать порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц;
- выявить пути совершенствования налога на доходы физических лиц.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы налогообложения физических лиц………5
1.1. Экономическое содержание и основные элементы налогообложения
доходов физических лиц ……………………………………………….5
1.2. Льготы, применяемые налогообложении физических лиц……………7
1.3. Основные налоговые вычеты…………………………………………..14
Глава 2. Анализ поступлений налогов, взимаемых с физических лиц
в местный бюджет (2006-2008 гг.)………………………………………….21
2.1. Анализ поступлений налога на имущество физических лиц
в местный бюджет (2006-2008 гг.)……………………………………...21
2.2. Анализ поступлений налога на имущество, переходящего
в порядке наследования или дарения (2006-2008 гг.)…………………22
Глава 3. Проблемы налогообложения физических лиц……………………24
Заключение…………………………………………………………………..30
Список литературы…………………………………………
В подавляющем большинстве стран супруги имеют право уплаты подоходного налога и определения обязательств по нему как по индивидуальной, так и по совместной системе налогообложения. В тех случаях, когда применяется система совместного налогообложения дохода семьи, при определении налоговых обязательств к налогооблагаемому доходу применяются пониженные ставки.
Расчет налоговых обязательств по подоходному налогу осуществляется самими налогоплательщиками. Налогоплательщик несет административную и уголовную ответственность за информацию, представляемую в налоговые органы, за правильность определения налоговых обязательств, своевременность уплаты налогов и подачу сведений в налоговые органы. Наряду с уплатой налога по декларации во всех странах действуют системы удержания налога у источника выплаты дохода.
Схема определения налоговых обязательств по подоходному налогу с физического лица выглядит следующим образом. Совокупный годовой доход, состоящий из валовой выручки от реализации товаров и услуг, поступления рентных платежей, доходов от реализации движимого и недвижимого имущества и прочих доходов, уменьшается на сумму разрешенных вычетов, состоящих из выплат заработной платы работающим по найму, расходов на содержание движимого и недвижимого имущества, рентных платежей, налогов, уплаченных в бюджеты органов местного самоуправления и регионов, поимущественных налогов, процентов за привлеченный для деловых целей кредит, взносов в фонды социального страхования и социального обеспечения бесприбыльных организаций, а также на сумму других расходов и платежей, разрешенных налоговым законодательством к вычету в определенных размерах. Кроме того, совокупный годовой доход уменьшается на суммы специальных вычетов, а также убытков прошлых лет при определении налоговых обязательств текущего периода.
Вышеперечисленные вычеты могут быть разрешены лишь при документальном подтверждении и обосновании необходимости их осуществления. Максимальный размер вычетов устанавливается в законодательном порядке либо как процент от валового дохода, либо в твердой сумме. В ряде стран при исчислении налогооблагаемого дохода предусмотрена возможность вычета суммы выходного пособия при увольнении, выплат по системе социального обеспечения, выплат по болезни, выплат определенным категориям лиц (участникам военных действий, семьям погибших, инвалидам и т.д.).
В результате всех вычетов из скорректированного валового дохода образуется налогооблагаемый доход, к которому и применяется действующая шкала ставок подоходного налога.
Приведенная общая схема расчета обязательств по подоходному налогу имеет значительную специфику в каждой отдельно взятой стране, где специальные налоговые льготы могут быть предоставлены как в форме вычетов, так и в форме налоговых кредитов, т.е. зачета каких-либо произведенных платежей. Освобождение от налогообложения какого-либо вида доходов непосредственно оговаривается в налоговом законодательстве или принимает форму разрешенного налогового вычета либо скидки. Зачастую исключение отдельного вида дохода из совокупного годового дохода для целей налогообложения по подоходному налогу может быть связано с наличием дополнительного налогообложения, не входящего в систему налогообложения подоходным налогом и регулируемого на основании иных законодательных актов. В совокупный годовой доход для целей налогообложения подоходным налогом обычно включаются все основные доходы работающих по найму, а также дополнительные выплаты, доплаты, премии, выплаты сверх основной заработной платы, не имеющие компенсационного характера.
Для последних десятилетий характерна тенденция расширения налоговой базы по подоходному налогообложению. Наряду с денежными выплатами в совокупный годовой доход включаются выплаты в товарно-материальной форме, а также в форме привилегий. Так, в совокупный годовой доход служащих компаний включаются расходы компании по предоставлению этим служащим автотранспорта, специальных займов по льготным ставкам, жилища на льготных условиях, на получение товаров и услуг со скидкой, бесплатное питание, расходы на образование за счет компании, на оплату медицинских услуг и ряда других. В этих случаях для определения налоговой базы плательщик обязан к сумме денежных и материальных выплат, составляющих его доход, прибавить разницу между обычной (рыночной) ценой приобретенных товаров или полученных услуг и фактически уплаченной за них суммой.
Доходы руководителей компаний, поступающие в форме косвенных выплат, компенсаций, льгот и привилегий, в последние годы практически во всех странах имели тенденцию к увеличению. Для предотвращения уклонения от уплаты налогов законодатели расширяют базу по налогообложению доходов физических лиц и значительно расширяют объем обязательной отчетности по подоходному налогу с физических лиц и корпорационному налогу. Невключение каких-либо из указанных сумм в декларацию может служить основанием как для административных санкций, так и для уголовного преследования. Занижение размеров полученных косвенных выплат, выгод и льгот обычно квалифицируется как умышленное сокрытие доходов от налогообложения.
Во всех странах в совокупный годовой доход включаются доходы от предпринимательской деятельности. Некоторые виды предпринимательской деятельности облагаются самостоятельным промысловым (профессиональным) налогом. При этом из совокупного годового дохода предпринимателей вычитаются производственные издержки, а также ряд иных расходов, предусмотренных законодательством всех развитых стран.
Пассивные доходы, такие как дивиденды, проценты по облигациям и по остаткам на счетах банков, проценты по государственным, муниципальным и другим ценным бумагам, могут как включаться в совокупный годовой доход налогоплательщика для целей налогообложения подоходным налогом, так и исключаться из налогооблагаемой суммы.
Пассивные доходы, как правило, облагаются налогом по льготным ставкам либо на основании специальных статей законов, регламентирующих подоходное налогообложение физических лиц, либо на основании отдельных специальных законов.
Доходы, получаемые от владения недвижимостью, во всех странах включаются в базу обложения налогами на доходы физических лиц, однако доходы, получаемые от реализации недвижимого имущества, могут облагаться как в рамках подоходного налогообложения, так и на основании действующих самостоятельных налогов на прирост капитала.
Кроме того, в подавляющем большинстве стран из совокупного годового дохода налогоплательщика вычитаются суммы взносов по обязательному страхованию. В отдельных странах налогоплательщик обязан показывать сумму совокупного годового дохода без вычета взносов по обязательному страхованию, при этом он получает возможность на зачет этих сумм при окончательном расчете налоговых обязательств.
В большинстве развитых стран в совокупный годовой доход налогоплательщика включаются полученные алименты, различного рода единовременные выплаты и пособия, в том числе пенсии, а также выплаты и пособия по безработице.
Как правило, в состав совокупного дохода для целей налогообложения не включаются дарения от физических лиц, призы и награды, различного рода компенсации за ущерб, причиненный здоровью, стипендии.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов с учетом особенностей, установленных гл. 23 НК РФ.
Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, подлежащих налогообложению, за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, подлежащих налогообложению, не переносится, если иное не предусмотрено гл. 23 НК РФ.
Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые вычеты не применяются.
Доходы (расходы, принимаемые к вычету) налогоплательщика, выраженные (номинированные) в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному на дату фактического получения доходов (на дату фактического осуществления расходов).
Глава 2. Анализ поступлений налогов, взимаемых с физических лиц
в местный бюджет (2006-2008 гг.)
2.1. Анализ поступлений налога на имущество физических лиц
в местный бюджет (2006-2008 гг.)
Доля местных налогов настолько мизерна, что в отдельных муниципальных образованиях не дотягивает и до 1% доходов бюджета. Из года в год доля дотационных муниципальных образований в стране возрастает. В условиях реформы, старт которой дал 131-й федеральный закон, большинство муниципалитетов не обладают достаточными ресурсами для решения вопросов местного значения и их бюджеты более чем на 40 процентов формируются из трансфертов с регионального уровня. Система местного самоуправления дискредитируется в глазах населения. Федеральный центр сократил число местных налоговых источников в 10 раз с 20 до двух, самых тяжелых в администрировании – земельного налога и налога с имущества физических лиц. Практически полностью исключена экономическая заинтересованность муниципалитетов в развитии производственной инфраструктуры на их территориях.
Таблица 1.
Анализ доли местных налогов и налоговых доходах бюджета
РСО-Алания за 2006-2008 гг., тыс. руб.
Показатель |
2006 год |
Удельный вес, % |
2007 год |
Удельный вес, % |
2008 год |
Удельный вес, % |
Доходы, подлежащие налогообложению |
4226336 |
100,0 |
5132731 |
100,0 |
5198318 |
100,0 |
в том числе местные налоги: |
43929 |
1,04 |
67264 |
1,31 |
79684 |
1,53 |
из них: налог на имущество физ. лиц |
5054 |
0,12 |
6457 |
0,13 |
9134 |
0,18 |
земельный налог |
38875 |
0,92 |
60807 |
1,18 |
70550 |
1,36 |
Из данной таблицы 1 видно, что доля местных налогов в налоговых поступлениях консолидированного бюджета Республики Северная Осетия-Алания за анализируемый период составляла от 1,04% в 2006 году до 1,53% в 2008 году.
2.2. Анализ поступлений налога на имущество, переходящего
в порядке наследования или дарения (2006-2008 гг.)
В связи с принятием Федерального закона от 01.07.2005 года № 78-ФЗ «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения», с 1 января 2006 года Закон № 2020-1 утрачивает силу, одновременно вступают в силу изменения, в том числе, внесенные в статью 217 главы 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Кодекса.
Пункт 18 вышеназванной статьи дополнен пунктом 18.1, из содержания которого следует, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).
Рассмотрим, какова же роль рассматриваемого налога в формировании доходов бюджета в РСО-Алания. В состав налоговых доходов бюджета, помимо прочих, включаются налог на имущество физических лиц, переходящего в порядке наследования или дарения.
Таблица 2
Анализ в составе бюджета динамики и структуры налогов на имущество физических лиц, переходящего в порядке наследования или дарения
за 2006-2008 гг., тыс. руб.
Показатель |
2006 год |
Удельный вес, % |
2007 год |
Удельный вес, % |
2008 год |
Удельный вес, % |
Бюджет всего: |
393 556 |
100,0 |
468 050 |
100,0 |
626 718 |
100,0 |
Доходы, подлежащие налогообложению |
39 391 |
10,01 |
55 346 |
11,82 |
79 347 |
12,66 |
из них: |
||||||
налог на имущество физических лиц, переходящего в порядке наследования |
274 |
0,07 |
204 |
0,04 |
215 |
0,03 |
налог на имущество физических лиц, переходящего в порядке дарения налог |
954 |
0,24 |
1 968 |
0,42 |
1 261 |
0,20 |
Безвозмездные поступления |
354 165 |
90,0 |
409 288 |
87,45 |
547 371 |
87,34 |
Как видно из таблицы 2, в бюджете удельный вес налогов на имущество физических лиц, переходящего в порядке наследования или дарения в составе доходов консолидированного бюджета района составил в 2006г. – 0,31%, в 2007г.– 0,46%, в 2008г. – 0,23%.