Рентные налоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:19, реферат

Краткое описание

До недавнего времени считалось, что пользование природными ресурсами универсального назначения не может быть платным в силу их неограниченности и естественного воспроизводства, а значит, невозможности их монополизации. Однако к настоящему времени масштабы промышленного производства достигли таких размеров, что уже о естественном воспроизводстве, а, следовательно, и о неограниченности говорить не приходится.

Содержание

Введение 3
Понятие рентных налогов 4
Виды рентных налогов 5 1.1.Земельный налог 5
1.2.Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) 6
1.3.Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов 8
1.4.Водный налог 9
Заключение 11
Список использованной литературы 13

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Рентные налоги.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                                                                                                                       3

Понятие  рентных  налогов      4

  1. Виды рентных налогов                                                                                          5                       1.1.Земельный налог                                                                                              5

1.2.Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)          6

     1.3.Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов                                                                                8                                              

     1.4.Водный налог                                                                                                     9                                                                                                   

Заключение  11

Список использованной литературы                                                                         13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

До  недавнего времени считалось, что  пользование природными ресурсами универсального назначения не может быть платным в силу их неограниченности и естественного воспроизводства, а значит, невозможности их монополизации. Однако к настоящему времени масштабы промышленного производства достигли таких размеров, что уже о естественном воспроизводстве, а, следовательно, и о неограниченности говорить не приходится. Поэтому в настоящее время необходимо вкладывать значительные средства на природоохранные мероприятия, т.е. на воспроизводство и сбережение универсальных природных ресурсов.

Сопоставление общественного ущерба и затрат на очистку с учетом сложившейся экологической ситуации позволяет выработать концепцию для системы налогообложения.

Налог за загрязнение среды должен быть достаточно высоким, чтобы предприятиям стало выгоднее охранять окружающую среду, а не выплачивать штрафную плату за нерациональное использование природных ресурсов.

Повсюду, где  силы природы могут быть монополизированы и обеспечивают применяющему их промышленнику  добавочную прибыль, - будет ли то водопад, или богатый рудник, или богатая  рыбой вода, или хорошо расположенное  строительное место, - лицо, признаваемое в силу своего титула на часть земли собственником этих предметов природы, улавливает у функционирующего капитала эту добавочную прибыль в форме ренты.

 

 

 

 

 

 

 

Понятие рентных налогов

 

Понятие рентных налогов не разработаны достаточно в полном объеме ни в законодательстве, ни в правовой науке. Между тем данные платежи, представляющие собой обязательные взносы за пользование природными ресурсами, принадлежащими государству чрезвычайно важны для национальных бюджетов. В настоящее время нельзя утверждать, что они играют в полной мере определяющую роль для формирования, например, федерального бюджета, однако в случае совершенствования их правовой формы, порядка взимания фискальные поступления от них, с нашей точки зрения, могут существенно возрасти.

Можно предложить следующее определение: рентный налог  это налог, уплата которого обусловлена использованием плательщиком природных ресурсов, принадлежащих по праву собственности государству.

Таким образом, рентный налог имеет значительное сходство со сборами. Однако уплата сбора связана не с пользованием какими-либо объектами материального мира, а с активными юридически значимыми действиями или иной деятельностью государства и уполномоченных им субъектов.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Виды рентных налогов

1.1.Земельный налог

Земельный налог регулируется главой 31 НК РФ.

Налогоплательщиками налога признаются организации и  физические лица, обладающие земельными участками, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования  или праве пожизненного наследуемого владения  (п.1 ч.2 ст. 388 НК РФ).

Объектом налогообложения  признаются земельные участки, расположенные  в пределах муниципального образования (городов федерального значения), на территории которого введен налог (п.1 ч.2 ст. 389 НК РФ).

Налоговая база  согласно ст. 390 НК РФ определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которая определяется в соответствии с ЗК РФ, Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316, приказами Росземкадастра.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п.1 ч.2 ст.390 НК РФ).

Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налогоплательщики – физические лица, являющиеся ИП, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений Государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговым периодом  признается календарный год (п.1 ч.2 ст. 393 НК РФ).

 Отчетными периодами для налогоплательщиков – организаций и физических лиц, являющихся ИП, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п.2 ч.2 ст. 393 НК РФ).

Налоговые ставки  устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) и не могут превышать (п.1 ч.2 ст.394 НК РФ):

  1. 0,3% в отношении земельных участков;
    • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
    • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно - коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно - коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
    • предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (п.2 ч.2 ст.394 НК РФ).

 

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

          Глава 26 НК РФ устанавливает налог НДПИ.

Налогоплательщиками НДПИ признаются организации и ИП, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ (п.1 ч.2 ст.334 НК РФ). Налогоплательщик обязан встать на учет в налоговом органе по месту нахождения участка недр.

Объектом  налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются (п.1 ч.2 ст. 336 НК РФ):

  1. добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ;
  2. извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах;
  3. добытые из недр за пределами территории РФ если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Налоговая база  определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого) как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. Стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со ст. 340 НК РФ.

Налоговая база при добыче попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного  сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном  выражении. Количество добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со ст. 339 НК РФ.

Налоговым периодом признается календарный месяц (ст.341 НК РФ).

Налоговая ставка,  соответствующая каждому виду полезных ископаемых, установлена ст. 342 НК РФ.

Сумма налога  исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ. При этом сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида.

Статья 344 НК РФ определяет сроки уплаты налога.  Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, подается налоговая декларация.

 

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

 

Плательщиками  сбора признаются организации и физические лица, в том числе ИП, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории РФ, во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген (ст. 333.1 НК РФ).

Объектами обложения стали объекты животного мира и водных биологических ресурсов, на изъятие которых из среды их обитания требуется лицензия (разрешение).

Статья 333.3 НК РФ устанавливает ставки сборов  в зависимости от вида ресурсов на единицу измерения.

Сумма сбора  определяется в отношении каждого объекта животного мира как произведение соответствующего количества объектов животного мира и ставки сбора (п.1 ч.2 ст. 333.4 НК РФ).

Сбор за пользование  объектами животного мира (кроме  водных биоресурсов) взимается единовременно – при получении лицензии (разрешения), а сумму сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов плательщики уплачивают в виде разового и регулярных взносов. Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10%. Уплата разового взноса производится при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов (п.2 ч.2 ст. 333.5 НК РФ).

Уплата сборов  производится (п.3 ч.2 ст. 333.5 НК РФ):

  1. плательщиками – физическими лицами, за исключением ИП – по местонахождению органа, выдавшего лицензию (разрешение);
  2. плательщиками - организациями и ИП – по месту своего учета.

Организации и ИП, осуществляющие пользование объектами животного мира по разрешению на добычу объектов животного мира, не позднее 10 дней с даты получения такого разрешения представляют в налоговый орган по месту нахождения органа, выдавшего указанное разрешение, сведения о полученных разрешениях на добычу объектов животного мира, суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов (п.1 ч.2 ст. 333.7 НК РФ).

Организации и ИП, осуществляющие пользование объектами водных биологических ресурсов по разрешению на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, не позднее 10 дней с даты получения такого разрешения представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о полученных разрешениях на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов (п.2 ч.2 ст. 333.7 НК РФ).

 

Водный налог

 

С 2005 г. обновленный  водный налог действует на основании  главы 25.2 НК РФ.

Налогоплательщиками водного налога признаются организации  и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 333.9 НК РФ.

Объектами налогообложения  признаются следующие виды водопользования (п.1 ч.2 ст. 333.9 НК РФ):

  1. забор воды из водных объектов;
  2. использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
  3. использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  4. использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Информация о работе Рентные налоги