Роль и значение органов ФНС РФ в системе государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы выяснения места и роли органов налоговой службы в механизме российского государства на современном этапе принимают не столько теоретический, а скорее практический характер. «Фундаментальные преобразования в экономической и политической жизни российского общества со всей определенностью ставят на повестку дня вопрос о необходимости коренного пересмотра роли и места властных структур как федерального, так регионального и муниципального уровней в системе жизнеобеспечения общества, особенно в экономической и социальной сфер».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ………………………………………………………5
Содержание и формы налогового администрирования……………….…5
Факторы формирования налогового администрирования………………9
Правовое обеспечение налогового администрирования……………….11
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФНС РФ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………..15
2.1 ФНС РФ и ее место в государственном управлении……………………15
2.2 Новшества в системе государственных услуг, предоставляемые ФНС РФ……………………………………………………………………………..…..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….......….28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по НА.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

        ФНС РФ осуществляет возложенные на нее функции и полномочия непосредственно и через свои территориальные органы.  ФНС РФ и ее территориальные органы – управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, инспекции ФНС РФ по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС РФ межрайонного уровня образуют единую централизованную систему налоговых органов.[6]

      Тем самым система органов ФНС  РФ имеет трехуровневую структуру  построения системы, включающую:

  1. федеральный уровень – руководитель и Центральный аппарат ФНС РФ;
  2. региональный уровень – управления ФНС РФ по субъектам РФ и межрегиональные инспекции по федеральным округам;
  3. местный уровень – инспекции ФНС РФ по районам, районам в городах, городам без районного деления, а также инспекции межрайонного уровня.

           Современное построение налоговых  органов в России осуществляется  одновременно по двум принципам:  территориальному и отраслевому.

              Между трехуровневой  структурой построения налоговых органов соблюдается строгая иерархия вертикальной подчиненности. Высшему звену подчиняются средние и низшие звенья, а среднему – низовое звено. Администрирование низовым звеном таких налоговых органов осуществляется в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщиков.  Однако данные инспекции не исчерпывают всего многообразия построения налоговых органов.

            Вместе с тем ФНС РФ осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы в тесном взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

      Наиболее  распространенными формами сотрудничества ФНС РФ с иными органами являются следующие:

  • обмен информацией;
  • совместное осуществление проводимых мероприятий;
  • анализ вопросов налогообложения и выработка общих подходов к их разрешению;
  • создание межведомственных комиссий и рабочих групп из представителей ведомств, заинтересованных в разработке и решении тех или иных задач;
  • проведение совместных коллегий, совещаний и т.д.

      При этом формы и методы взаимодействия вышеуказанных органов регулируются рядом межведомственных нормативных актов.

      Кроме того, ФНС РФ имеет в своем подчинении ряд структур, реализующих научно-исследовательские, учебно-методические и информационно-аналитические  задачи, актуальные для совершенствования  теории и практики налогового администрирования: Главный научно-исследовательский вычислительный центр (ГНИВЦ); Государственный научно-исследовательский институт развития налоговой системы (ГНИИРаНС).

      В соответствии со ст.31 НК РФ Налоговые  органы вправе:

  • требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты;
  • проводить налоговые проверки;
  • производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
  • вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
  • приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном НК РФ;
  • осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов РФ;
  • определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течении более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
  • взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ;
  • взыскивать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.[1]

      Федеральная налоговая служба России является федеральным органом исполнительной власти.

      Основными задачами ФНС РФ являются:

  1. контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
  2. правильность исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;
  3. контроль производства и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
  4. а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.[6]

      ФНС РФ предоставлены полномочия по государственной  регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских хозяйств, а также представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам. ФНС РФ не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

      ФНС РФ возглавляет руководитель, назначаемый  на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ. Руководитель имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемый от должности Министром финансов РФ по представлению руководителя службы.

      Финансирование  расходов на содержание ФНС РФ осуществляется за счет средств, предусмотренных в  федеральном бюджете. ФНС РФ и  ее территориальные органы являются юридическими лицами, имеют бланк и печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, эмблему, иные печати, штампы и бланки, а также счета. Место нахождения центрального аппарата ФНС – г. Москва.

      Функции налоговых органов – центрального аппарата, региональных и местных – несколько различаются.[15] 
 

2.2 Новшества в системе  государственных  услуг, предоставляемые 

ФНС РФ

      В 2009 году Правительство РФ утвердило  план перехода федеральных органов исполнительной власти на предоставление госуслуг и исполнение государственных функций в электронном виде. Всего распоряжение предусматривает 16 групп госуслуг, которые граждане смогут получать в электронном виде.

      Справочно-информационный портал «Государственные услуги» является единой точкой доступа граждан и организаций к информации о государственных услугах, предоставляемых органами исполнительной власти РФ, а также о возможности получения этих услуг.

      Единый  портал государственных и муниципальных  услуг в сети Интернет был запущен  в демо-версии 15 декабря 2009г. С 1 апреля 2010 года данный электронный ресурс работает в реальном режиме и оказывает услуги по мере их адаптации к государственным органам и информационным возможностям регионов. Он содержит информацию о важнейших услугах, перечень которых бал утвержден правительством, а также о ряде других услуг федеральных органов власти, которые будут востребованы как гражданами, так и юридическими лицами.[18]

      В первоначальный перечень сайта включены услуги, оказываемые ГИБДД, Федеральной  миграционной службой РФ, Федеральной налоговой службой РФ, Пенсионным фондом, Росреестром и другими.

      Все услуги, размещенные на портале, соотнесены с конкретным регионом РФ: место  получения услуги определяет как  наличие самой услуги, так и  условия ее предоставления. Поэтому первым шагом для получения доступа к возможностям ресурса является выбор региона, после чего откроется список услуг, предоставляемых как территориальными органами центральных министерств и ведомств, структурами конкретного субъекта  РФ, так и органами местного самоуправления. 

      Для удобства поиска можно воспользоваться следующими классификаторами: тематическим, по категориям пользователей, по ведомствам. Кроме того, организован поиск услуг, организаций, документов и форм по ключевым словам.

      В карточке услуг содержится ее описание, информация о ее стоимости, срока исполнения, также можно изучить бланки заявления и форм, которые следует заполнить для обращения за услугой, ознакомиться с перечнем документов, необходимых для получения услуги. Если по каким-либо причинам в предоставлении услуги было отказано, или сроки ее исполнения были недопустимо затянуты, сведения об определенных законодательно условиях отказа в услуге и о возможностях обжаловать это решение размещены в соответствующих рубриках.

      1-го  апреля 2010г. состоялось открытие  нового раздела Портала государственных  и муниципальных услуг – «Личного  кабинета». 

      «Личный кабинет» - это раздел Портала, позволяющий  после авторизации в нем, на первом этапе, подавать запросы на получение  услуг, получать доступ к электронным сервисам органов власти, подавать обращения в органы власти. На следующих этапах будет обеспечена возможность отследить, на какой стадии исполнения находится запрошенная услуга, получить ответ на обращение в «Личный кабинет». Конечной целью развития «Личного кабинета» является предоставление персонифицированных услуг в электронном виде.

      Раздел  предназначен для получения персонифицированных  услуг, т.е. таких, для предоставления которых органам власти необходимо точно знать, кто именно эту услугу запрашивает и имеет ли он право на ее получение. В качестве примере можно привести услуги пенсионного фонда РФ (ПФР) – регистрация в ПФР, получении извещения о состоянии своего лицевого счета и т.д. Для этих услуг важно обеспечить безопасность используемых в них данных, и не дать возможности воспользоваться услугой  от чужого имени.

      Услуги, не требующие персонификации, например, такие как информирование, получение выписок из реестров, не содержащих персональных данных, могут быть получены без регистрации в «Личном кабинете».

      Регистрация на Портале позволит получить доступ к интерактивным сервисам, а также  к персональным настройкам портала  государственных услуг. В настоящее  время для ряда услуг доступна возможность в электронной форме  заполнить и отправить заявление на получение услуги, либо сформировать онлайн-запрос в орган исполнительной власти. В дальнейшем, по номеру документа, зайдя в Личный кабинет, можно будет отследить  статус поданного обращения. Со временем значительная часть наиболее востребованных услуг станет доступна в электронном виде с использованием возможностей Портала.  

      Зарегистрировавшись в «Личном кабинете» можно  обратиться за нужной услугой в электронном  виде, а также воспользоваться  другими онлайновыми сервисами. На портале реализован механизм единой авторизации, не требующий повторного ввода учетных данных и позволяющий однозначно идентифицировать пользователя в ведомственной информационной системе. Зарегистрированные пользователи могут в электронной форме заполнить и отправить заявление на получение услуги или запрос в орган исполнительной власти. Также в «Личном кабинете» по номеру документа можно отследить статус своего обращения. Со временем значительная часть наиболее востребованных услуг станет доступна для получения с использованием возможностей портала. [15]

      Регистрация на Портале госуслуг необходима для  возможности получения персонифицированных  государственных и муниципальных  услуг через сервис «Личный кабинет». В данный момент регистрация реализована  для физических и юридических лиц.

      Процесс регистрации включает в себя следующие  шаги:

  • Заполнение регистрационной анкеты;
  • Проверка корректности введенного e-mail адреса;
  • Проверка корректности введенного номера мобильного телефона;
  • Онлайн-проверка достоверности введенных номеров СНИЛС и ИНН;
  • Получение по почте заказного письма с кодом активации учетной записи Портала государственных услуг.

Информация о работе Роль и значение органов ФНС РФ в системе государственного управления