Система налогообложение банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового исследования является рассмотрение механизма налогообложения коммерческих банков, как неотъемлемого элемента современной рыночной инфраструктуры. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе выделены системные задачи:
рассмотреть концепцию налогообложения коммерческих банков исходя из тенденций и задач развития банковской системы и направлений современной налоговой политики;
выявить механизм налогообложения коммерческих банков;
исследовать положения налогового администрирования с целью их развития применительно к специфике институционального положения коммерческих банков по отношению к налоговой системе.

Вложенные файлы: 1 файл

налогооблажение Word (2).docx

— 62.00 Кб (Скачать файл)

Объектом воздействия могут быть как деятельность в целом, так и отдельные операции коммерческих банков, а также деятельность предприятий и организаций, связанная с банками.7

Границы налогового воздействия на банковскую деятельность определяются максимальными и минимальными ставками и объемами предоставляемых льгот.

Особый подход к налогообложению деятельности коммерческих банков обусловлен спецификой их развития и функционирования, что определяет направления воздействия на их деятельность через налоги. Представляется необходимым подробнее остановиться на формах и методах налогообложения как фактора банковской деятельности, поскольку от выбора той или иной формы, того или иного метода в различных условиях зависит деятельность коммерческих банков. Можно выделить следующие формы:8

  1. законодательная (принятие новых законов, внесение изменений и дополнений в уже действующие законодательные акты);

  1. налоговое администрирование:

    • работа налоговых органов непосредственно с налогоплательщиками (разъяснение налогового законодательства, издание инструкций и т.п.);

    • камеральная и выездная налоговая проверка деятельности коммерческих банков;

    • анализ эффективности и целесообразности тех или иных налогов;

  1. обязательные аудиторские проверки.

Поясним кратко вышесказанное. Российская экономика находится в постоянном развитии, появляются новые товары, работы, услуги, новые финансовые инструменты, изменяется законодательство, что требует своевременной корректировки законов о налогах в соответствии с происходящими в стране изменениями. Именно от оперативности и своевременности внесения изменений и дополнений в такие законы зависит полнота уплаты в бюджет налогов и максимальное снижение проблемных и спорных вопросов по причине отставания налогового законодательства от развития экономики страны и потребностей государства.

Под налоговым администрированием понимается комплекс мер, направленных на полную и своевременную уплату всех налогов и сборов в максимальном объеме при минимальных издержках. Для этого кроме проведения налоговых проверок представляется необходимым анализ налоговых поступлений от коммерческих банков, решение спорных вопросов путем внесения соответствующих предложений в налоговое законодательство, а также оценка эффективности и целесообразности тех или иных налогов, взимаемых с коммерческих банков.

Скоординированная работа налоговых органов с налогоплательщиками и между собой, единая позиция территориальных подразделений Министерства по налогам и сборам по вопросам налогообложения, полное соответствие законодательству способствует повышению налоговой культуры налогоплательщиков, снижает их ошибки при расчетах, поскольку большинство их допускается не умышленно, а из-за неточности и запутанности законодательства и разъяснений налоговых органов.

Воздействие налогообложения на банковскую деятельность осуществляется посредством следующих методов:9

  • введение или отмена налогов (изменение системы налогообложения);

  • изменение налоговых ставок;

  • предоставление или отмена льгот;

  • изменение налоговой базы.

 

2.2. Современные тенденции  налогообложения кредитных организаций

 

Банки являются, как правило, достаточно устойчивыми и крупными налогоплательщиками, что обусловлено законодательно установленными требованиями к уровню капитализации и ликвидности кредитных организаций (таблица 2.1).

Это вызывает  повышенный интерес налоговых органов относительно выполнения кредитными организациями налоговых обязательств. Отсутствие же определенности в применении общего порядка налогообложения в условиях значительной специфики банковского продукта, деятельности банков и ведения бухгалтерского учета является причиной судебных споров между налоговыми органами и банками-налогоплательщиками.

Таблица 2.1

Макроэкономические показатели деятельности  
банков России

Показатель

1.01.08

1.01.09

1.01.10

1.01.11

1.01.12

Активы (пассивы) банковского сектора, млрд. руб.

9696,2

13963,5

20125,1

28022,3

29430,0

в % к ВВП

44,8

51,9

60,5

67,6

75,3

Собственные средства (капитал) банковского сектора, млрд. руб.

1 241,8

1 692,7

2 671,5

3 811,1

4 620,6

в % к ВВП

5,7

6,3

8,0

9,2

11,8

в % к активам банковского сектора

12,8

12,1

13,3

13,6

15,7

Кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные нефинансовым организациям и физическим лицам, включая просроченную задолженность, млрд. руб.

5 452,9

8 030,5

12287,1

16526,9

16115,5

в % к ВВП

25,2

29,8

36,9

39,9

41,3

в % к активам банковского сектора

56,2

57,5

61,1

59,0

54,8

Ценные бумаги, приобретенные банками, млрд. руб.

1 400,1

1 745,4

2 250,6

2 365,2

4 309,4

в % к ВВП

6,5

6,5

6,8

5,7

11,0

в % к активам банковского сектора

14,4

12,5

11,2

8,4

14,6

Вклады физических лиц, млрд. руб.

2 761,2

3 809,7

5 159,2

5 907,0

7 485,0

в % к ВВП

12,8

14,2

15,5

14,3

19,2

в % к пассивам банковского сектора

28,5

27,3

25,6

21,1

25,4

в % к денежным доходам населения

20,0

22,0

24,2

23,1

26,4

Средства, привлеченные от организаций, млрд. руб.

3 138,9

4 790,3

7 053,1

8 774,6

9 557,2

в % к ВВП

14,5

17,8

21,2

21,2

24,5

в % к пассивам банковского сектора

32,4

34,3

35,0

31,3

32,5


 

 

В финансовых потоках находят отражение многозвенные операции, проводимые банками и их клиентами, в том числе на межрегиональном уровне. Широкое использование банковских продуктов для минимизации налоговых платежей, особенно в 90-х годах ХХ века, связано не только с несовершенством налогового законодательства, но и с отсутствием или несовершенством специальных методик налоговых проверок банковской деятельности.

В таблице 2.2 представлены налоги, плательщиками которых являются банки.

 

 

Таблица 2.2

Налоги уплачиваемые коммерческими банками10

 

Налог

Уровень

федеральный

региональный

местный

Налог на добавленную стоимость

+

   

  Налог на доходы физических  лиц

+

   

  Налог на прибыль организаций

+

   

Государственная пошлина

+

   

Налог на имущество организаций

 

+

 

Транспортный налог

 

+

 

Земельный налог

   

+


 

 

Банки, в силу специфики своего положения в финансовой архитектуре экономики страны, играют существенную роль в обеспечении полного и своевременного поступления налоговых платежей в бюджет. Длительное время установленные налоговым законодательством обязанности и предъявляемые со стороны налоговых органов требования носили фискальный характер, сопровождались административными мерами воздействия. Принятие первой части НК РФ и ее дальнейшее совершенствование оказали позитивное влияние на деятельность банков в части организации их взаимоотношений с налоговыми органами. Тем не менее, еще остались многочисленные методологические и организационно-процедурные вопросы, не получившие должного решения. Они возникают как со стороны налогоплательщиков (например, при ограничении операций по банковскому счету), так и налоговых органов (в частности, в силу ограничения доступа к информационной базе коммерческих банков).

Налоговое законодательство является нестабильным, в Налоговый кодекс РФ ежегодно вносится значительное число изменений, некоторые инструктивные письма, выходящие из стен министерств и ведомств, к сожалению, содержат разъяснения противоречивого характера. В этой связи в процессе работы у банков возникает множество вопросов по налогообложению тех или иных операций.

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.3

Оценка налоговой нагрузки по хозяйствующим субъектам РФ  в 2004 2012гг.11

Показатели

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Уровень налоговой нагрузки во вновь созданной стоимости, %

54,48

39,55

33,50

32,00

33,69

35,87

33,84

29,88

36,49


 

Изменение тяжести налоговой нагрузки российской налоговой системы в период реформирования экономики (1992 – 2009 гг.) носили циклический характер и только в 2004 – 2005 году сделаны серьезные шаги по снижению налогового давления. Анализ уровня налоговых изъятий свидетельствует о том, что для стран с социально-ориентированной экономикой (Германия, Швеция, Дания и другие) характерен высокий уровень такого изъятия – от 42% до 54% в ВВП, компенсируемый широким спектром общественных благ, предоставляемых государствами своим гражданам.

 

2.3. Особенности налогообложения  кредитных организаций

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, определяемая как полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с гл. 25 НК РФ. Это в полной мере относится и к операциям с ценными бумагами.

Особенности определения налоговой базы по ценным бумагам по операциям реализации (выбытия) ценных бумаг предусмотрены ст. ст. 250, 251, 265, 270 - 273, 277, 280, 281, 286, 287, 328, 329 НК РФ.

С 15.07.2005 вступил в силу Федеральный закон № 58-ФЗ, вносящий изменения в гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций», который во многом изменил порядок налогообложения прибыли, в частности кредитных организаций. Основные изменения, коснувшиеся банков, сводятся к следующему:12

  • исключение правила «30». Перенос убытков на будущее в 2006 г. - не более 50%. А с 2007 г. - 100%;
  • изменение определения расходов, учитываемых для налогообложения в части признания расходов, осуществленных за границей;
  • введение механизма амортизации капитальных вложений в арендованное имущество, а также введение 10%-ной скидки по введенным капитальным вложениям;
  • изменение механизма учета выплачиваемых банком процентов в налоговой базе, в частности существенные изменения в правилах «тонкой капитализации»;
  • изменения в определении правил формирования резервов по сомнительным долгам;
  • изменения в определении налоговых обязательств по организациям, имеющим в своем составе обособленные подразделения;
  • закрепление налогообложения операции реализации долей (имущественных прав);
  • изменения в порядок налогообложения лизинга.

Учитывая ту значительную долю доходов, которую банки получают при работе на рынке ценных бумаг, нельзя обойти и те существенные изменения, которые коснулись порядка расчета налоговой базы по операциям с ценными бумагами:

  • исключение текущей переоценки в связи с изменением курсов иностранных валют по отношению к рублю по ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, в том числе у векселедателей и эмитентов;
  • изменение порядка налогообложения сделок РЕПО;
  • изменение порядка определения расчетной цены по ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг;
  • закрепление законодательно определения понятия национального законодательства, даты совершения сделки для целей применения рыночных цен;
  • порядок налогообложения ценных бумаг, полученных при реорганизации, а также оценки ценных бумаг при формировании уставного капитала организации;
  • налогообложение дивидендов, направляемых на оплату дополнительных акций;
  • изменения по доверительному управлению ценными бумагами;
  • изменение в налогообложении НКД по государственным ценным бумагам;
  • изменение в налогообложении ОВГВЗ для первичных владельцев.

Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость головной организацией (головным офисом) и обособленными подразделениями банка регулируются гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ.13

Банк признается налогоплательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии со ст. 143 НК РФ. Для банка объектом налогообложения налога на добавленную стоимость являются в основном операции по оказанию услуг, реализации имущества, передаче имущественных прав.

Сумма налога на добавленную стоимость при определении налоговой базы исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Если применяются разные налоговые ставки, то общая сумма налога на добавленную стоимость определяется путем сложения сумм налога, исчисленных как произведение соответствующей налоговой ставки на соответствующую налоговую базу.

Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, момент определения налоговой базы которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

Информация о работе Система налогообложение банков