Особенности исчисления и уплаты налога
на доходы физических лиц головной организацией
(головным офисом) и обособленными подразделениями
банка регулируются гл. 23 НК РФ «Налог
на доходы физических лиц».14
Банк по операциям с физическими лицами
выступает налоговым агентом и должен
в соответствии с положениями гл. 23 НК
РФ исчислить, удержать и перечислить
в бюджет налог на доходы физических лиц
с перечисляемых физическим лицам доходов.
Основная ставка налога на доходы физических
лиц установлена в размере 13%.
Банк признается налогоплательщиком
единого социального налога по производимым
физическим лицам выплатам, признаваемым
объектом обложения в соответствии с гл.
24 НК РФ.
Объектом налогообложения признаются
выплаты и иные вознаграждения, начисляемые
банком в пользу физических лиц по трудовым
и гражданско-правовым договорам, предметом
которых является выполнение работ, оказание
услуг (за исключением вознаграждений,
выплачиваемых индивидуальным предпринимателям),
а также по авторским договорам.
Банк в соответствии со ст. 333.17 НК РФ признается
плательщиком государственной пошлины:
- при обращении за совершением юридически
значимых действий, предусмотренных гл.
25.3 НК РФ;
- если выступает ответчиком в судах общей
юрисдикции, арбитражных судах или по
делам, рассматриваемым мировыми судьями,
и если при этом решение суда принято не
в пользу банка и истец освобожден от уплаты
государственной пошлины.
Банк является налогоплательщиком налога
на имущество по имуществу, признаваемому
объектом налогообложения. Объектом налогообложения
налогом на имущество признается движимое
и недвижимое имущество (включая имущество,
переданное во временное владение, пользование,
распоряжение, доверительное управление,
в том числе приобретенное в рамках договора
доверительного управления), учитываемое
на балансе в качестве объектов основных
средств.15
Банк является налогоплательщиком транспортного
налога по транспортным средствам, признаваемым
объектом налогообложения, зарегистрированным
в установленном законодательством порядке
на банк. Объектом налогообложения признаются
зарегистрированные в установленном порядке
транспортные средства, в частности автомобили,
мотоциклы, автобусы. Полный перечень
объектов налогообложения транспортным
налогом определен в ст. 358 НК РФ. Базовый
размер налоговых ставок установлен ст.
361 НК РФ.
В заключение хотелось бы отметить, что
введенные в действие к настоящему времени
основы российской налоговой системы
были сформированы во многом с учетом
лучшей мировой практики в области налоговой
политики. Вместе с тем эффективность
и результативность функционирования
российской налоговой системы хотя и соответствует
нынешнему уровню развития экономики,
но все же далека от ожидаемой. Однако
проблемы с внедрением в России инструментов
налоговой политики, которые успешно функционируют
во многих зарубежных странах, свидетельствуют
не о неэффективности данных инструментов,
а о том, что причины этих проблем лежат
вне системы принятия решений в отношении
налоговой политики.
3. Проблемы и пути
совершенствования налогообложения
кредитных организаций
Налоговое планирование - важный
элемент бюджетирования и финансового
менеджмента. В связи с этим целесообразно
объединить систему налогового планирования
и систему бюджетирования, то есть внедрить
в систему бюджетов коммерческого банка
бюджет налоговых платежей.
Бюджетирование налогов представляет
собой систему мероприятий, направленную
на определение плановой суммы налоговых
платежей, подлежащих уплате банком в
будущих периодах, и их минимизацию.
Бюджетирование налогов зависит
от специфики деятельности и особенностей
системы налогообложения, которую выбирает
согласно действующему законодательству
субъект хозяйствования. Так как коммерческие
банки объединены одной сферой деятельности,
все они уплачивают одинаковый набор налогов,
предусмотренный традиционной системой
налогообложения, на основе которого и
определяется структура бюджета налоговых
платежей. Согласно налоговому законодательству,
к налогам, взимаемым с коммерческих банков,
относятся: налог на прибыль, НДС (по некоторым
операциям), единый социальный налог, налог
на имущество, транспортный налог, земельный
налог.16
На основании разработки
отдельных бюджетов налогов банку
необходимо сформировать сводный
бюджет налогов, который в дальнейшем
будет использоваться для расчёта
других бюджетов банка в системе
бюджетирования.
Важно учитывать, что при бюджетировании
налогов используется информация всех
подразделений банка. Это объясняется
тем, что для исчисления отдельных налогов
недостаточно данных лишь налогового
учета (налог с владельцев транспортных
средств, земельный налог, единый социальный
налог и т.д.), так как согласно Налоговому
Кодексу РФ, налоговый учёт должен осуществляться
лишь по налогу на прибыль организаций.
Особенностью налогового бюджетирования
является расчет показателей бюджетов
налогов на базе всей системы оперативных
бюджетов. Кроме того, акцентируя внимание
на планировании налоговых расходов в
коммерческом банке, следует учитывать
особенности, предусмотренные законодательством
для банковской сферы, а именно создание
всевозможных резервов (резерв под обесценение
ценных бумаг различных видов, резерв
по сомнительным долгам и т.д.), обязательное
страхование вкладов и другое, так как
эти особенности тоже вносят коррективы
в систему бюджетирования и налогового
планирования банка.
В первую очередь необходимо
определить, какие виды налоговых бюджетов
будут формировать общий бюджет налоговых
платежей коммерческого банка. На основе
ранее перечисленных налогов, подлежащих
уплате коммерческим банком разработана
структура общего бюджета налоговых платежей.
Большинство налоговых бюджетов
являются составной частью как общего
бюджета налоговых платежей, так и бюджета
платежей по налогу на прибыль, который
в свою очередь, является основой разработки
прогнозного отчёта о прибылях и убытках.
Следовательно, место общего бюджета налоговых
платежей находится в составе бюджета
прибылей и убытков. В то же время показатели
общего налогового бюджета востребованы
при разработке прогноза движения денежных
потоков.17
Определив место бюджета налоговых
платежей в общей системе бюджетирования,
необходимо учесть ещё один немаловажный
аспект, а именно организационную структуру
коммерческого банка.
В большинстве случаев коммерческие
банки имеют очень разветвлённую сеть
обособленных подразделений во многих
городах, которые в свою очередь, также
включают дополнительные офисы и филиалы.
Так как многие налоги, уплачиваемые банком,
планируются на уровне этих структурных
единиц, организация процесса бюджетирования
налогов, как и других расходов банка,
должна производиться с учётом этих особенностей.
ОАО «Сбербанк России» имеет
очень разветвлённую сеть. В его состав
входят 18 региональных банков, которые
в свою очередь состоят из множества отделений
(от 13 до 105 отделений). Кроме того, сами
отделения структурированы отдельными
филиалами и дополнительными офисами.
Возвращаясь к определению
места бюджета налоговых расходов в общей
системе бюджетирования, необходимо учитывать
принцип построения налоговой системы
РФ, то есть деление налогов на федеральные,
налоги субъектов РФ и местные налоги.
Уплачиваемые банками налоги,
по принципу иерархии разделяются следующим
образом: НДС, налог на прибыль, ЕСН и государственная
пошлина являются федеральными налогами,
транспортный налог и налог на имущество
- региональными, а земельный налог относится
к местным налогам.18
Исходя из российской практики,
во всех коммерческих банках принцип организации
налогового планирования одинаков и состоит
в следующем: планирование и исчисление
транспортного, земельного налога и налога
на имущество организаций осуществляется
на уровне каждого отделения и филиала
банка по закону соответствующего субъекта
федерации или муниципального образования.
Планированием федеральных налогов занимается
головной банк. На первый взгляд, такая
постановка налогового планирования в
коммерческом банке может показаться
оптимальной.
В то же время, как нам представляется,
она не совсем эффективна с точки зрения
затрат на осуществление налогового планирования.
Более того, при такой организации иногда
используются не все методы налоговой
оптимизации.
Для подтверждения первого
высказывания, то есть неэффективности
затрат по организации налогового планирования,
обратимся к методике расчёта транзакционных
издержек (ТАИ).
Принято считать, что отдел
налогового планирования относится к
транзакционному сектору, т.е., неся затраты,
фактически доход не получает.
По мнению автора, такая постановка
вопроса не совсем верна, если учитывать,
что основной задачей группы налогового
планирования, является законодательно
обоснованная экономия налоговых платежей.
Доходами данного подразделения можно
считать уменьшение сумм налогов, уплаченных
банком в результате работы данного подразделения,
так как именно на эту сумму в конечном
итоге увеличится чистая прибыль банка.
В связи с этим отдел налогового планирования
можно тоже рассматривать как бизнес-единицу
в системе бюджетирования банка.
К издержкам отнесём стоимость
оплаты труда сотрудников, осуществляющих
налоговое планирование в банке, а также
некоторые другие расходы, как правило,
накладные.
Прибыль данного подразделения
может быть получена за счёт двух факторов:19
1) за счёт экономии налоговых
платежей (постоянный фактор);
2) за счёт снижения издержек
по оплате труда сотрудников благодаря
расчёту оптимального количества сотрудников
данного подразделения (единовременный
фактор).
В функции сотрудников данного
подразделения независимо от того, на
какой ступени организационной структуры
банка оно находится (головной банк, филиал,
отделение, доп. офис) включаются:
- формирование бюджета налоговых
расходов банка, включая отслеживание
и контроль за его исполнением; расчет
контрольных показателей по расходам
на уплату налогов для формирования Плана
экономических показателей деятельности
банка;
- сбор, обработка и анализ информации
по расчетам банка с бюджетами различных
уровней и внебюджетными фондами, а также
представление указанной информации руководству,
ФНС РФ, Минфину РФ, органам ФСНП, ФСФО
и прочим заинтересованным ведомствам;20
- формирование сводного плана
налоговых платежей банка в федеральный
бюджет на ежемесячной основе с учетом
реально ожидаемого поступления финансовых
средств, включая контроль за исполнением
сводного плана платежей;
- составление налоговой части
годовых и квартальных отчетов о результатах
финансово-хозяйственной деятельности
банка, утверждаемых Правлением банка
и собранием акционеров;
- подготовка аналитической
отчетности для органов управления банка
по вопросам, касающимся состояния и динамики
расчетов банка с бюджетами различных
уровней и внебюджетными фондами, исполнения
бюджета налоговых расходов банка, исполнения
графиков реструктуризации задолженности
банка по налоговым платежам и т.п.
Количественную оценку ТАИ
можно произвести через стоимость предельного
продукта и вознаграждения в соответствии
с формулой «Трансакционные издержки
равны разнице стоимости предельного
продукта и вознаграждения», или более
обобщенной формулой «Трансакционные
издержки равны разнице предельного дохода
и предельного расхода» которая является
универсальной для всех видов ТАИ в отдельности
и для их совокупности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проделанной работы
по изучению и анализу действующей системы
налогообложения банков в России в предыдущих
главах данной курсовой работы можно сделать
следующие выводы.
Создание концепции национального
налогообложения государством, стоящим
на пути рыночных реформ, - сложнейший
процесс. Он требует глубокой теоретической
и практической проработки всего спектра
производственных отношений, влияющих
на темпы и уровень развития производительных
сил. Налоговая реформа неотделима от
структурной перестройки всех сфер общественных
отношений. Фрагментарные преобразования
в любой отдельно взятой сфере производственных
отношений никогда не приводили к устойчивым
и качественным изменениям в структуре
воспроизводственных пропорций. Преобразование
экономических и социально-политических
основ государства - проблема комплексная.
Существенную роль в решении этих проблем
играет создание рациональной налоговой
системы. Вот почему так важен правильный
выбор принципов построения системы налогообложения,
ориентированных на классический вариант,
в такой стране, как Россия.
В стимул или антистимул экономики
налог превращается под воздействием
целого комплекса объективных и субъективных
факторов, которые разделяют на две группы.
В качестве критерия выступает паритет
между функциями налогообложения. Интеграция
в действующем на практике налоговом механизме
фискальной и регулирующей функций, т.
е. логическое сосуществование косвенных
и прямых налогов, способствует равновесию
экономических интересов за счет равномерной
раскладки на налогоплательщиков налогового
бремени. Ни одна из налоговых функций
не может превалировать над другой без
ущерба экономическим интересам. Интегрированное
проявление функционального предназначения
системы налогообложения способствует
последовательному наращиванию налогового
потенциала.
К сожалению, в условиях современного
состояния экономики практически невозможен
объективный экономический анализ состояния
налогообложения, тем более затруднены
выявление тенденций и формулирование
закономерностей развития налоговой системы.
Зависимость большинства налогов в составе
современной отечественной системы налогообложения
от расчетных финансовых результатов
производства и обращения, равно как измерение
налогового бремени по отношению к валовому
внутреннему продукту, некорректны с методологической
точки зрения.
В любой налоговой системе банки
всегда занимают особое положение. Это
обусловлено тем, что во взаимоотношениях
с налоговыми органами банки выступают
в трех действующих лицах: во-первых, непосредственно
как самостоятельные налогоплательщики;
во-вторых, как посредник между государством
и налогоплательщиками, через которого
осуществляют финансово-хозяйственные
операции другие налогоплательщики (предприятия,
организации, граждане) и который в силу
указанного может предоставить налоговым
органам специфические услуги, в том числе
необходимую информацию для проверки
правильности исчисления и своевременности
уплаты налогов в бюджет; наконец, в третьих,
как налоговые агенты (в части исчисления,
удержания налогов из денежных средств,
выплачиваемых налогоплательщиками, и
перечисления их в бюджет).