Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:23, курсовая работа
Целью данной работы является исследование теоретических основ нарушений законодательства о налогах и сборах, а также проведение анализа арбитражной и судебной практики по вопросам налоговых правонарушений.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
1) рассмотреть классификацию и виды нарушений законодательства о налогах и сборах;
2) изучить особенности нарушения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
3) раскрыть отличия налоговых правонарушений, налоговых проступков и налоговых преступлений;
4) рассмотреть ответственность за нарушение налогового законодательства;
Введение…………………………………………………………………...
3
Глава 1.
Теоретические основы нарушений налогового законодательства в РФ……………………………………….
5
1.1.
Классификация и виды нарушений законодательства о налогах и сборах……………………………………………….
5
1.2.
Элементы состава нарушений налогового законодательства……………………………………………..
12
1.3.
Налоговые правонарушения, налоговые проступки и налоговые преступления…………………………………….
20
1.4.
Налоговая, административная и уголовная ответственность за нарушения налогового законодательства………………………………………………
36
Глава 2.
Совершенствование механизма привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства в РФ………………………………………
44
2.1.
Обзор и анализ арбитражной и судебной практики в РФ по вопросам нарушения законодательства о налогах и сборах…………………………………………………………
44
2.2.
Проблемы ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах в РФ………………………………………………………………
53
2.3.
Механизм привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства в РФ и пути его совершенствования….………………………………………..
59
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………….
-нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;
-нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе;
-нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации;
-нарушение сроков представления налоговой декларации;
-непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
-нарушение порядка открытия
счета налогоплательщику;
-нарушение срока
исполнения поручения о перечислении
налога или сбора (взноса);
-неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;
-неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда;
-грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности [5,c.198].
КоАП РФ устанавливает исчерпывающий перечень видов налоговых проступков, административных наказаний за эти проступки, порядок производства по делам об административных правонарушениях и использования постановлений о назначении административных наказаний, содержит нормы и положения, разработанные с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, Конституции РФ и российского законодательства.
Уголовные правонарушения в сфере законодательства о налогах и сборах (налоговые преступления) – это виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие) в сфере налогообложения, за совершение которого УК РФ предусмотрено наказание [10,c.227].
К таким правонарушениям относятся:
- уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица;
-уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации;
- неисполнение обязанностей налогового агента;
-сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов [16, с.114].
Как и любое правонарушение, налоговое преступление имеет свои отличительные признаки (рис.2).
Рис.2. Отличительные признаки налоговых преступлений
Источник: схема составлена автором.
Общественная опасность деяния является признаком налогового преступления, раскрывающим его социальную сущность. Она проявляется в том, что общественно опасное деяние причиняет вред или создает угрозу его причинения как напрямую – налоговой системе и государству, так и непосредственно - создают угрозу причинения вреда личности и обществу.
Противоправность означает запрещенность деяния уголовным законодательством. Значение данного признака состоит в том, что от его соблюдения зависит реализация принципа законности.
Виновность как признак означает необходимость наличия вины в действиях лиц. Общественно опасное деяние признается преступлением лишь с учетом психического отношения лица к действию (бездействию) и преступным последствием в форме умысла или неосторожности.
Наказуемость как признак заключается в угрозе применения наказания при нарушении норм уголовного законодательства, запрещающих совершать те или иные деяния. Таким образом, только запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания деяние признается преступлением [10,с.228].
У каждого конкретного
нарушения есть свой
Состав нарушения налогового законодательства - это условия, закрепленные в законе, при выполнении которых в совокупности деяние участника налоговых отношений оценивается как нарушение, влекущее наложение взысканий.
Состав налогового правонарушения образуют четыре элемента (рис.3.).
Рис.3. Элементы состава налогового правонарушения
Источник: схема составлена автором.
Объект налогового правонарушения составляют охраняемые законодательством общественные отношения, складывающиеся в налоговой сфере. Объектом правонарушения является то, на что оно посягает, чему причиняет или может причинить какой-либо вред. Налоговые правонарушения характеризуются общностью объекта посягательств — это фискальная компетенция государства и его законные интересы в налоговых отношениях, охраняемые налоговым законодательством. Общим объектом налоговых правонарушений могут быть как материальные, так и процессуальные права государства: нарушения налогового законодательства препятствуют полноценному формированию доходных частей бюджетов и внебюджетных фондов, не позволяют осуществлять налоговый контроль, нарушают права законопослушных налогоплательщиков и т. д.
Непосредственными объектами конкретного налогового правонарушения могут являться императивно установленные отношения по взиманию налогов и сборов, отношения по осуществлению налогового контроля, а также в случаях, прямо предусмотренных НК РФ, — отношения в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей.
Объективная сторона налоговых правонарушений представляет собой совокупность признаков противоправных деяний, предусмотренных нормами налогового права и характеризующих внешнее отражение (проявление) налоговых правонарушений в реальной действительности. Основания привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, а также за нарушения банками законодательства о налогах и сборах установлены НК РФ.
Признаки противоправности деяний можно подразделить на обязательные и факультативные.
Обязательными признаками объективной
стороны налоговых
Факультативными признаками объективной стороны налоговых правонарушений являются место, способ, обстановка, время, систематичность и повторность совершения правонарушения.
Обстановка совершения правонарушения учитывается для квалификации ряда налоговых правонарушений.
Время совершения налогового правонарушения имеет важное значение для его квалификации, поскольку позволяет определить налоговый период, в котором произошло нарушение, и, таким образом, правильно выбрать норму налогового права, подлежащую применению.
Систематичность также названа
законодателем в качестве одного
из признаков налогового правонарушения.
Например, п. 3 ст. 120 НК РФ квалифицирует
грубое нарушение правил учета доходов,
расходов и объектов налогообложения
через систематическое
Повторность совершения налогового правонарушения отнесена НК РФ к квалифицирующим признакам, влияющим на размер налоговой санкции.
Деяния, составляющие объективную сторону налоговых правонарушений, могут выражаться как в действиях, так и в бездействии. Относительно налоговых правонарушений юридическая характеристика бездействия не отличается от противоправного действия, поскольку сущность бездействия в налоговом праве заключается в несовершении фискально-обязанным лицом императивных предписаний правовых норм, хотя оно обязано и может их совершить. Совершая правонарушение в форме бездействия, субъект налоговых отношений не уплачивает причитающиеся налоги, не сдает декларации в налоговые органы, не ведет финансовый учет и т. д. В таком случае недобросовестный участник налоговых правоотношений подлежит ответственности за юридическое бездействие, выразившееся в невыполнении действий, установленных законодательством о налогах и сборах.
Субъектом налогового правонарушения является лицо, совершившее нарушение налогового законодательства и которое в соответствии с действующим законодательством может быть привлечено к ответственности.
Субъекты налоговых правонарушений подразделяются на общие и специальные. Общий субъект определяется на основании положений НК РФ.
Поскольку налоговые правонарушения совершаются физическими лицами и организациями, то общими субъектами налоговых правонарушений могут быть:
1) налогоплательщики: российские организации, иностранные и международные организации, созданные на территории Российской Федерации филиалы и представительства иностранных и международных организаций, граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;
2) плательщики сборов;
3) налоговые агенты: российские и иностранные организации, а также индивидуальные предприниматели;
4) законные представители налогоплательщика — физического лица;
5) свидетели, переводчики, эксперты, специалисты и иные фискально-обязанные лица;
6) организации и физические лица, являющиеся адресатами установленных налоговым законодательством императивов (ограничений и властных предписаний), непосредственно не связанных с уплатой налогов и сборов.
Специальным субъектом налогового правонарушения может быть только лицо, прямо названное в норме НК РФ, описывающей конкретный состав налогового правонарушения. Например, субъектом такого правонарушения, как уклонение от постановки на учет в налоговом органе, может быть только организация или индивидуальный предприниматель.
Общая и специальная
По общему правилу ст. 107 НК РФ ответственности подлежат общие субъекты, если норма НК РФ, описывающая определенный вид налогового правонарушения, не содержит требований о наличии у субъекта специальных признаков, отражающих какие-либо характерные особенности.
Физические лица могут
быть привлечены к ответственности
за нарушения законодательства о
налогах и сборах с 16-летнего возраста.
Кроме возраста, на возможность отнесения
физического лица к субъектам
налоговой ответственности
Законный представитель
налогоплательщика —
Субъективная сторона налогового правонарушения представляет собой совокупность признаков, отражающих внутреннюю сторону противоправного деяния (действия или бездействия) и характеризующих внутренние психические процессы, происходящие в сознании правонарушителя относительно содеянного и его последствий.
Принцип привлечения к
юридической ответственности
Налоговое правонарушение
признается совершенным
умышленно при наличии
1) правонарушитель сознавал общественную опасность своих действий или бездействия;
2) правонарушитель желал или сознательно допускал наступление вредных последствий в результате осуществления своих действий (бездействия).
НК РФ предусматривает две формы вины — прямой умысел и косвенный умысел, различаемые между собой только по волевому критерию. Интеллектуальный критерий умысла в налоговых правонарушениях одинаков. Сущность налогового правонарушения, совершенного в форме прямого умысла, заключается в том, что лицо осознавало противоправный характер своих действий (бездействия) и желало наступления вредных последствий в результате осуществления своих действий (бездействия). Сущность налогового правонарушения, совершенного в форме косвенного умысла, выражается в том, что правонарушитель хотя и не желал наступления вредных последствий, но сознательно допускал их появление в результате осуществления своих действий (бездействия).
Вина в форме умысла является необходимым элементом для установления ряда составов налоговых правонарушений.
Неосторожная форма вины не подразделяется в налоговом праве на какие-либо виды и по своей сущности во многом совпадает с преступной небрежностью. Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности при наличии следующего признака: правонарушитель не осознавал общественную опасность своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, причиняемых своим деянием, в то время как должен был или мог это осознавать.
Неосторожная форма вины присутствует в тех налоговых правонарушениях, которые совершаются, как правило, вследствие недостаточной квалификации бухгалтеров, недисциплинированности, низкого уровня внутриведомственного финансового контроля и т. д.