Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 21:58, курсовая работа
В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Введение………………………………………………………………….…..3
1. Налоговое администрирование: сущность и формы………………..4
1.1. Цели, задачи, этапы развития налогового администрирования в России……………………………………………………………4
1.2. Функции налогового администрирования………………….…11
1.3. Сходство и различие в административных реформах Запада и России……………………………………………………………12
2. Учет и контроль в деятельности инспекции (на примере ИФНС России №5 по ЧР)…………………………………………………………………16
2.1. Экономическая характеристика……………………….……….16
2.2. Методика учета налоговых платежей………………………….23
2.3. Контроль за деятельностью налогоплательщиков…………….29
3. Совершенствование налогового администрирования в Российской Федерации…………………………………………………………………37
Заключение…………………………………………………………………….40
Список литературы…………………………………………………...……….
1.2. Функции налогового администрирования
Функция налогового планирования. Основной целью налогового планирования является обеспечение обоснованных качественных и количественных параметров заданий по формированию доходной части бюджетов различного уровня. Основными формами являются стратегическое и текущее налоговое планирование. Основные методы налогового планирования: косвенные методы, основанные на прогнозировании экономических валовых показателей; прямые методы, основанные на прогнозировании налоговых баз по всему перечню налогов; упрощенные методы, основанные на экстраполяции существующих трендов.
Функцию налогового контроля реализуют налоговые органы, а в предусмотренных НК случаях также таможенные и органы внутренних дел. Основной целью налогового контроля является обеспечение такого уровня налогового производства, при котором исключаются или сводятся к минимуму нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выявление и предупреждение этих нарушений.
Функцию налогового регулирования реализуют финансовые, налоговые, а в некоторых случаях и таможенные органы. Основной целью этой функции является достижение компромисса между фискальными интересами государства и экономическими интересами налогоплательщиков. Фискальные интересы государства, в свою очередь, также неоднородны и требуют нахождения компромисса между интересами Федерации, субъектов РФ и местного самоуправления. Основными здесь являются формы налогового стимулирования и дестимулирования, налогового льготирования, распределения налоговых поступлений между различными уровнями бюджетов. Основными являются следующие методы: регулирование соотношения прямого и косвенного налогообложения; регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов; регулирование масштаба и направленности предоставления налоговых льгот и преференций; регулирование состава налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, способов исчисления налоговой базы, порядка и сроков уплаты налогов.
Функцию принуждения реализуют налоговые, таможенные и органы внутренних дел. Основной целью этой функции является обеспечение обязательности исполнения всеми субъектами законодательства о налогах и сборах, в том числе принудительного исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками. Основными формами принуждения являются формы ответственности за нарушение законодательства: налоговая, административная и уголовная. К основным методам можно отнести добровольное и принудительное исполнение выявленного нарушения законодательства.
Функция учета не является самостоятельной: она полностью подчинена контрольной функции.
1.3. Сходство и различие в административных реформах Запада и России
С конца 1970-х гг. в развитых странах Запада началась активная административная реформа, которая имела ряд общих черт. В отчетах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) отмечалось, что основными тенденциями в проведении административных реформ являлись внедрение принципов, моделей и методов нового государственного управления, восприятие методик бизнес-управления, ориентация на клиентов и сервис, перенос рыночных механизмов и конкуренции в государственное управление.
Сходство и методологическое единство административной реформы в различных странах представляется интересным и неожиданным феноменом. Если вполне объяснимо единство методов бизнес-управления в компаниях, работающих в условиях конкуренции на глобальном рынке, то подобная универсальность принципов и методов государственного управления для стран, глубоко различающихся по уровню экономического развития, конституционному строю, социально-политическим и культурным характеристикам общества, требует научного объяснения. Существенные различия в государственном устройстве США, Австралии, Великобритании, стран — членов Европейского союза в определенной степени нивелируются на уровне методов государственного управления и организации местного самоуправления. Если для США включение методов бизнес-администрирования в государственное администрирование выглядит более понятным, учитывая ведущую роль американских ученых и практиков корпоративного управления в развитии его общепризнанных принципов и методов, то для Великобритании с вековыми традициями замещения высших государственных должностей «джентльменами-любителями» с дипломом Оксфорда подобный бизнес-подход к государственному управлению представляется весьма удивительным. Не менее поразительно, что к новому государственному менеджменту переходят и государства континентальной Европы с глубокими традициями правового государства, как, например, Германия и Австрия.
Безусловно, различия между странами должны учитываться в первую очередь еще до попыток перенести англо-американскую модель административных реформ. Именно поэтому столь важную роль для современного развития российского налогового администрирования имеет исследование теорий и моделей государственного управления и административных реформ, существующих в развитых странах, и определение границ приемлемости перенесения данных идей и институтов в Россию.
Реформы, проводимые во многих зарубежных странах в последние два десятилетия, нацелены на создание эффективного государства. С этих позиций выделяется ряд общих направлений реформирования: уменьшение вмешательств государства в экономику, уход его из сферы материального производства в результате реализации программ приватизации и дерегулирования. Перестраивается бюджетный процесс: снижается налоговая нагрузка на бизнес, в структуре государственных расходов сокращается доля финансирования экономики Такой маневр дает государству возможность сконцентрировать ресурсы и деятельность на социально-гуманитарных и административных функциях. В структурной перестройке государства намечается поворот в сторону развития человеческих ресурсов, что выражается в децентрализации системы государственного управления.
Адаптация Российского государства к изменившимся социально-экономическим условиям происходит в результате осуществления административной реформы, включающей и реформу государственного и местного управления, и реформу государственной и муниципальной службы. Современные административные реформы чаще всего основываются на концепции «нового государственного менеджмента, основные черты которой были сформулированы К.Худом в выступлении в Лондонской школе экономики в 1991 г.: профессиональный менеджмент; стандарты и оценки исполнения; контроль результатов; конкуренция; менеджмент в частном секторе; дисциплина и экономия. Организация экономического сотрудничества и развития характеризует парадигму нового государственного менеджмента следующими основными тенденциями: распределение ответственности при обеспечении гибкости; наличие процедур, контроля, оценки; развитие конкуренции и выбора; предоставление ответственных услуг; улучшение управления человеческими ресурсами; оптимизация информационных технологий; улучшение качества регулирования; усиление наблюдательных функций центра. Административная реформа в России соответствует в целом концепции нового государственного менеджмента, отражает ее основные цели и компоненты.
Налицо значительные отличия от прежних концепций государственного администрирования, которые более соответствовали доиндустриальной и индустриальной стадиям развития общества. Новый государственный менеджмент стал ответом на вызовы позднеиндустриальной ступени и перехода к постиндустриальному обществу в условиях глобализации. Акцентирование инструментальной значимости нового государственного менеджмента, постоянное внимание к технологической (а не только содержательной) стороне административной реформы, стандартам и регламентам особенно характерно для прогнозирования изменений в налоговом администрировании.
2. Учет и контроль в деятельности инспекции (на примере ИФНС России №5 по ЧР)
2.1. Экономическая характеристика
Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой Службы № 5 по Чувашской Республике входит в единую систему Управления Федеральной налоговой службы, является юридическим лицом, имеет самостоятельную смету расходов, лицевой счет в Отделении федерального Казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Чебоксарскому району, печать с изображением Государственного Герба Российской Федерации и со своим наименованием, подчиняется руководителю Управления ФНС России по Чувашской Республике.
Межрайонная инспекция ФНС России № 5 по Чувашской Республике состоит из 9 отделов, входящих в единую структуру Инспекции, утвержденную руководителем Управления ФНС России по Чувашской Республике с правом последующего изменения или дополнения структуры Инспекции.
Межрайонная инспекция ФНС России №5 по Чувашской Республике в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Чувашской Республики, Налоговым Кодексом Российской Федерации, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, законодательством Чувашской Республики, постановлениями Правительства Российской Федерации, Кабинета Министров Чувашской Республики, приказами и указами Управления ФНС России по Чувашской Республике, постановлениями и решениями органов государственной власти Чувашской Республики, решениями Собрания депутатов Чебоксарского района по налоговым вопросам в пределах предоставленных прав.
Структура и штатное расписание Межрайонной инспекции ФНС
России № 5 по Чувашской Республике утверждается руководителем в пределах установленного фонда оплаты труда и штатной численности.
Руководитель Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Чувашской Республике назначается приказом Управления ФНС России по Чувашской Республике.
Главной задачей Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Чувашской Республике является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, Чувашской Республики и решениями Собрания депутатов Чебоксарского района в пределах их компетенции.
Межрайонная инспекция ФНС России № 5 по Чувашской Республике выполняет следующие основные функции:
- проводит работу по осуществлению контроля за соблюдением законодательства по налогам и сборам;
- обеспечивает своевременность и полный учет налогоплательщиков, правильность исчисления платежей юридическими лицами, а также поступления этих платежей в соответствующие бюджеты;
- контролирует своевременность представления налогоплательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, деклараций и других документов;
- осуществляет взыскание платежей, а также пени за счет денежных средств, возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через банки;
- производят выездные проверки на местах по соблюдению налогового законодательства, арест имущества;
- осуществляют контрольную работу по взаимодействии с правоохранительными органами, финансовыми органами;
- организует контроль за применением контрольно - кассовых машин и соблюдением условий работы с денежной наличностью;
- составляет, анализирует и представляет установленную отчетность, расчеты, сведения в Управление ФНС России по Чувашской Республике;
ведет в установленном порядке делопроизводство, учет бланков строгой отчетности;
- привлекает в соответствии с действующим законодательством к дисциплинарной ответственности работников Инспекции за нарушения, допущенные ими в работе.
Проверки предприятий, учреждений и организаций должностные лица Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Чувашской Республике оформляют актами, в которых отражаются выявленные нарушения законодательства о налогах и других платежей в бюджет. Акт подписывается должностными лицами Межрайонной инспекции ФНС России №5 по Чувашской Республике , другими участниками проверок и руководителями и главными бухгалтерами проверенных предприятий, учреждений и организаций. В случаях несогласия с фактами, изложенными в акте, руководители и главные бухгалтера обязаны подписать акт и сделать запись о возражениях, прилагая одновременно письменные пояснения и документы, подтверждающие эти возражения.
Права, обязанности и ответственность государственных налоговых инспекторов, специалистов, а также порядок обжалования их действий регулируется Налоговым Кодексом Российской Федерации.
Организационно-управленческая структура ИФНС
1. Руководитель инспекции
2. Отдел финансового и общего обеспечения
3. Юридический отдел
4. Отдел работы с налогоплательщиками, их регистрации и учета
5. Отдел информационных технологий
6. Отдел ввода и обработки данных
7. Отдел анализа, отчетности и урегулирования задолженности
8 Отдел камеральных проверок
9. Отдел выездных проверок
Состав отделов, основные обязанности:
Отдел общего обеспечения.
Общий отдел:
1. общее делопроизводство;
2. ведение государственного архива документов;
3. ведение текущего архива документов;
4. планирование, координация и контроль исполнения работ;
5. секретариат руководителей;
6. обеспечение представительских мероприятий;
7. массовая печать и размножение документов.
Административно -хозяйственный отдел:
1. выполнение функций получателя бюджетных средств федерального бюджета, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
2. осуществление бухгалтерского учета и представление в установленном порядке бухгалтерской отчетности по единой системе данных об имущественном и финансовом положении налогового органа и результатах его финансово -хозяйственной деятельности, а также статистической отчетности;
Информация о работе Совершенствование налогового администрирования в Российской Федерации