Совершенствование налоговой системы рф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Задачи любой налоговой системы меняются с учетом предъявляемых к ней политических, экономических и социальных требований. Из простого инструмента мобилизации доходов государственного бюджета налоги давно превратились в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на темпы и условия функционирования экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 67.39 Кб (Скачать файл)

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Согласно общим условиям установления налогов и сборов налог считается  установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Также должны быть определены элементы налогообложения:

1) объект налогообложения - операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров и т.д.

2) налоговая база - представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения;

3) налоговый период - под ним понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога

4) налоговая ставка - представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

5) порядок исчисления налога;

6) порядок и сроки уплаты налога.

Причем налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. За неисполнение обязанностей по уплате налогов налогоплательщики могут быть привлечены к административной (включая налоговую) и уголовной ответственности.

В Российской Федерации устанавливаются  следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Рис 1 Налоги и сборы в Российской Федерации


Налоговым кодексом устанавливаются  также специальные налоговые режимы:

- система налогообложения для  сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

- упрощённая система налогообложения;

- система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности;

- система налогообложения при  выполнении соглашений о разделе  продукции.

Налогоплательщики и плательщики  сборов, в соответствии со статьей 21 НК РФ, имеют следующие права:

- получать по месту своего  учета от налоговых органов  бесплатную информацию (в том  числе в письменной форме) о  действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и  сборах и принятых в соответствии  с ним нормативных правовых  актах, порядке исчисления и  уплаты налогов и сборов, правах  и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов  и их должностных лиц, а также  получать формы налоговой отчетности  и разъяснения о порядке их заполнения;

- получать от Министерства финансов  Российской Федерации письменные  разъяснения по вопросам применения  законодательства Российской Федерации  о налогах и сборах, от финансовых  органов в субъектах Российской  Федерации и органов местного  самоуправления - по вопросам применения  соответственно законодательства  субъектов Российской Федерации  о налогах и сборах и нормативных  правовых актов органов местного  самоуправления о местных налогах  и сборах;

- использовать налоговые льготы  при наличии оснований и в  порядке, установленном законодательством  о налогах и сборах;

- получать отсрочку, рассрочку,  налоговый кредит или инвестиционный  налоговый кредит в порядке  и на условиях, установленных  НК РФ;

- на своевременный зачет или  возврат сумм излишне уплаченных  либо излишне взысканных налогов,  пени, штрафов;

- представлять свои интересы  в налоговых правоотношениях  лично либо через своего представителя;

- представлять налоговым органам  и их должностным лицам пояснения  по исчислению и уплате налогов,  а также по актам проведенных  налоговых проверок;

- присутствовать при проведении  выездной налоговой проверки;

- получать копии акта налоговой  проверки и решений налоговых  органов, а также налоговые  уведомления и требования об  уплате налогов;

- требовать от должностных лиц  налоговых органов соблюдения  законодательства о налогах и  сборах при совершении ими  действий в отношении налогоплательщиков;

- не выполнять неправомерные  акты и требования налоговых  органов, иных уполномоченных  органов и их должностных лиц,  не соответствующие НК РФ или  иным федеральным законам;

- обжаловать в установленном  порядке акты налоговых органов,  и действия (бездействие) их должностных  лиц;

- требовать соблюдения налоговой  тайны;

- требовать в установленном  порядке возмещения в полном  объеме убытков, причиненных незаконными  решениями налоговых органов  или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц и другие  права, установленные действующим  налоговым законодательством.

Налогоплательщики обязаны:

- уплачивать законно установленные  налоги;

- встать на учет в налоговых  органах, если такая обязанность  предусмотрена НК РФ;

- вести в установленном порядке  учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если  такая обязанность предусмотрена  законодательством о налогах  и сборах;

- представлять налоговым органам  и их должностным лицам в  случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная  Дума, Совет Федерации, Президент  РФ и Правительство РФ. Государственная  Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с  одобрения Совета Федерации после  подписи Президента РФ вступают в  силу.

Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют  с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством  реализации полномочий, предусмотренных  НК РФ и иными нормативными правовыми  актами РФ.

На основании изучения теоретических  основ налоговой системы можно  сделать следующий вывод - налоговый  механизм является наиболее действенным  и эффективным рычагом государственного регулирования. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит  результативность принимаемых экономических  решений, принимаемых на уровне федерации  и регионов. Правовое регулирование  налоговой системы РФ осуществляется на основе Налогового кодекса РФ и  принятых в соответствии с ним  нормативно-правовых актов. Основу эффективности  налоговой системы составляют принципы ее построение, несоблюдение которых  приводит к существенным проблемам.

 

 

2 АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

По мнению многих ученых и практиков, современная налоговая  система РФ, являясь наиболее важным механизмом регулирования экономики, не в полной мере соответствует условиям рыночных отношений. Она является сложной  и запутанной как по исчислению налогов, так и по документированию, составлению  отчетности и компьютеризации.

Множество льгот по видам налогов  для различных групп субъектов  налога, дополнений, поправок и изменений, вносимых в законодательство, приводит к усложнению обработки огромных потоков налоговой информации, усложняет  процесс сбора и хранения информации, требует увеличения штатного состава  налоговых служащих и иных контролирующих структур, увеличения расходов на их содержание, закупку и обслуживание аппаратуры, что требует больших затрат на налоговое администрирование.

Наряду с низким уровнем социальной ответственности, большое налоговое  бремя является основным мотивом  ухода субъектов хозяйственной  деятельности от уплаты налогов и  сборов.

По мере развития рыночных отношений  недостатки, присущие современной налоговой  системе РФ, приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве  изменений, уходу субъектов налога от уплаты или снижению налоговых  платежей, несвоевременности выплат или выплате заработной платы  через "черные кассы", углублению и расширению сети теневой экономики.

Анализируя основные изменения  в налоговой политике РФ в 2009-2011 гг., можно сделать вывод, что с 2010г. налоговая нагрузка на российских предпринимателей возросла. Только в 2011г. на 2,3% увеличилось  налоговое бремя на российский бизнес по сравнению с уровнем 2010г.

Большая часть увеличения налоговой нагрузки на бизнес связана  с возрастанием социальных страховок  взносов с 26 до 34%. Также в 2011г. произошло увеличение на 60% НДПИ на газ, а также рост акцизов на табак и алкоголь [эконом].

Таблица 1 Увеличение налоговой нагрузки в России, в ВВП.

 

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

Налоговая нагрузка

31

32,3

34,6

34,1

34

В том числе: нефтегазовые доходы

 

7,6

 

8,3

 

8,1

 

7,9

 

7,5

налог на прибыль

3,2

4,9

5

4,8

4,8

НДФЛ

4,3

4,4

4,2

4,2

4,2

НДС

5,2

5,1

5,6

5,6

5,7

акцизы

0,9

1,1

1,2

1,3

1,6

таможенные пошлины

6,4

6,2

6,7

6,5

6,3

НДПИ и налоги на природные  ресурсы

2,8

3,2

2,9

2,8

2,8

социальные налоги и отчисления

5,4

5,5

6,9

6,8

6,8


 

В условиях сырьевой экономики  правительство уделяет особое внимание стимулирующим механизмам для разработки новых нефтяных месторождений, освобождает  нефтяной и газовый сектор от уплаты налога на добычу полезных ископаемых. В то же время правительство слабо  стимулирует другие секторы экономики, на которые могла бы опираться  инновационная экономика.

Таким образом, от увеличения налоговой нагрузки пострадают, прежде всего, не сырьевые секторы экономики, которые могли стать локомотивами модернизации. Последствием принятых мер может стать возврат к  серым схемам и даже свертывание производства. Пока правительство не отказалось от политической задачи сокращения бюджетного дефицита, уменьшение налогов для сырьевых отраслей означает неизбежный рост налогов в других секторах экономики. Кроме того, все издержки на уплату налогов бизнес постарается переложить на конечного потребителя. Любое увеличение налогового бремени уменьшает конкурентоспособность российского бизнеса на международной арене и увеличивает его стремление к минимизации своих издержек, в том числе расходов на оплату труда, поэтому, скорее всего, бизнес будет существовать, но уровень жизни населения упадет [14].

В сложившихся условиях важно обратить внимание на опыт западных стран, где важнейшим принципом налоговой политики является приоритет производства перед интересами бюджета. Реализация данного принципа заключается в налоговом стимулировании предпринимательства. В России, напротив, интересы бюджета преобладают. Представляется необходимым перенять опыт развитых стран, в которых доходы предприятия, вложенные в производство, вычитываются из налогооблагаемой базы. Если же предприятие не получает прибыль, то оно на законных основаниях не платит никакие налоги, кроме НДС, который перекладывается на потребителя. Также из налогооблагаемой базы вычитается стоимость приобретенного оборудования и амортизационные отчисления. Перечисленные механизмы формируют основу инновационной экономики, способствуют росту инвестиций в основной, а не фиктивный капитал.

В России в условиях преобладания бюджетных интересов предполагается, что государство справедливо  распределяет полученные доходы, руководствуясь социальными приоритетами. Однако подобный подход не способствует подъему российской перерабатывающей промышленности, инновационной  экономике, развитию малого и среднего бизнеса.

Таким образом, можно с  уверенностью сказать, что отечественная  налоговая политика отличается противоречивостью. С одной стороны, экономический  спад требует преференций для  бизнеса, с другой – нехватку доходов  испытывает бюджет. Однако в условиях выхода из мирового финансового кризиса на первое место выступили интересы государственной казны, что выразилось в увеличении налогового бремени в РФ.

Информация о работе Совершенствование налоговой системы рф