Совершенствование налоговой системы рф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Задачи любой налоговой системы меняются с учетом предъявляемых к ней политических, экономических и социальных требований. Из простого инструмента мобилизации доходов государственного бюджета налоги давно превратились в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на темпы и условия функционирования экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 67.39 Кб (Скачать файл)

Решение проблемы стимулирующего влияния системы налогообложения  на экономическую деятельность предприятий, развитие производства и экономическое  развитие страны в целом являются в настоящее время одной из первоочередных задач государства.

Эффективность налогообложения  определяется соотношением налоговых  поступлений в бюджеты с общими затратами на сбор налогов, в том  числе и в отношении к каждому  конкретному налогу. Эффективное  налогообложение, можно обеспечить путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и  задачами, которые ставит перед собой  государство при управлении экономикой страны.

Существующая система  налогообложения недостаточно учитывает  сезонный характер производства и поступления  финансовых ресурсов в сельском хозяйстве.

Для налоговой системы  Российской Федерации характерно:

1. Высокий уровень налогового  бремени, возложенный на предприятия.

Жалобы налогоплательщиков на тяжесть налогового бремени –  общее явление для всех стран. Тем не менее, величина налога –  понятие относительное. Одна и та же сумма для кого-то может быть незначительна, а кого-то разорит. Если продукцию, цена на которую включает налоги, покупают и у предприятия  остаются средства на достойную зарплату персоналу и инвестирование в  развитие – соответственно, уровень  налогообложения для предприятия  приемлем. А если при этом налоги, уплаченные в бюджет, обеспечивают достаточно высокий уровень жизни  тех, кто за счет них финансируется (бюджетники, пенсионеры, инвалиды и  др.), значит, действующая налоговая  система эффективна для государства. Недостатки системы налогообложения  являются одной из причин развития коррупции и теневого сектора  экономики.

2. Законодательная и нормативная  база налоговой системы весьма  сложна и запутана.

Введение налогового учета  для определения налоговой базы по налогу на прибыль; введение счетов-фактур, книг покупок и продаж при исчислении НДС, а так же с заменой ЕСН страховыми взносами работодателям приходится представлять одни и те же персонифицированные данные по заработной плате работников в налоговые органы и в целевые внебюджетные фонды – вот далеко не полный перечень нововведений, направленных не на упрощение, а на усложнение расчета взимаемых налогов. Эти решения были направлены на облегчения налогового администрирования государственными органами, но усложнили деятельность работодателей по осуществлению своих налоговых обязанностей.

3. Сложность процедур  – одна из коренных проблем  практически всех сторон нашей  жизни. 

Бухгалтерский отчет с  приложениями – это несколько  десятков страниц текста и расчетов. Книги покупок и продаж с троекратной  записью каждой продажи, налоговый  учет, который необходимо вести параллельно  с бухгалтерским учетом, оформление возмещения НДС за экспорт – это  далеко не полный перечень проблем  бухгалтера. Инструкция по составлению  годового бухгалтерского отчета содержит 600 страниц.

Следует также учесть и  тот факт, что многие нормативные  документы претерпевают постоянные изменения, что негативно сказывается  на качестве бухгалтерского и налогового учета.

4. Не учтены сложные  взаимосвязи всех участников  общественных отношений, складывающихся  в процессе установления и  взимания налогов.

Естественное и вполне объяснимое желание большинства  населения уменьшить налоги вступает в противоречие с неотложными  нуждами финансирования хозяйства, решения социальных вопросов, развития фундаментальной науки.

Российская система налогообложения  плохо выполняет фискальную функцию  и почти не выполняет стимулирующую, распределительную и социальную функции. Она не способствует развитию производства, росту благосостояния и снижению социального расслоения населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

3.1 Государственный  налоговый менеджмент как инструмент  повышения эффективности функционирования  налоговой системы 

Национальная налоговая  политика определяется как совокупность государственных мероприятий, направленных на достижение максимально возможного эффекта при мобилизации налоговых  ресурсов и управлении ими в пределах экономического пространства государства. Налоговая политика является отражением экономического базиса общества и должна обеспечивать все предусмотренные  направления экономического роста. Однако на сегодняшний день невозможно оценивать и рассматривать национальную налоговую политику только в виде комплекса мер, предусматривающих внутреннее регулирование в стране.

Сегодня в рамках налоговой  стратегии России особое значение приобретает  грамотный государственный налоговый  менеджмент. При этом одной из функций  государства по-прежнему остается поддержание  стабильного роста налоговых  поступлений. Однако обеспечение достаточного объема доходов бюджета становится уже не только основой эффективного функционирования государства, но и  основой для реализации и финансирования новых социальных программ и систем мер, направленных на повышение уровня налоговой культуры и правосознания граждан.

Налоговый менеджмент не следует  отождествлять с процессом налогового планирования, поскольку налоговый  менеджмент является более широким, комплексным явлением, предполагающим не только фактическую оценку потенциала налоговых поступлений, но и выработку  единой государственной налоговой  стратегии, формирование эффективной  и оправданной системы управления налоговыми процессами.  Налоговый  менеджмент в условиях посткризисной экономики подразумевает оценку эффективности всей финансовой и налоговой системы страны, сочетающую в себе как анализ объемов взыскиваемых налогов и сборов, так и анализ эффективности используемого инструментария, с помощью которого реализуются управленческие решения в финансовой сфере. Кроме того, на наш взгляд, государственный налоговый менеджмент реализуется в используемых методах и формах налогового администрирования.

Осуществленный теоретико-методологический анализ проведенных исследований позволяет  сделать вывод о том, что авторы научных работ к настоящему моменту  определили свой взгляд на сущность налогового менеджмента практически одинаковым пониманием задач, не оставив возможности  для ее бессистемного толкования. Вместе с тем методологическая трактовка  содержания налогового менеджмента  носит более широкий характер [4].

Теория и практика исследования данного вопроса показывают неоднозначность  понимания термина «налоговый менеджмент». В данной связи очевидным и  актуальным остается вопрос единого  определения его теоретической  и методологической основ. Систематизировав все имеющиеся толкования, можно  выделить следующие девять определяющих тенденций в рассмотрении исследуемого понятия с процессуальных позиций (рис. 1).

Необходимо отметить, что  виды и формы налогового менеджмента  на макроуровне несколько отличаются от видов и форм налогового менеджмента на микроуровне, что, в свою очередь, связано с различными целями и задачами данных видов деятельности.

Государственный налоговый  менеджмент можно разделить на два  подвида – стратегический и оперативный.

Оперативный государственный  налоговый менеджмент – это совокупность плановых действий, осуществляемых в  процессе текущей деятельности налоговых  органов и направленных на увеличение эффективности и налогового администрирования, увеличение показателей поступления  в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, грамотное распределение уровня налоговой нагрузки на различные группы и категории налогоплательщиков. Оперативный государственный налоговый менеджмент базируется на сложившихся условиях ведения налогового администрирования и налогообложения хозяйствующих субъектов.

Стратегический государственный  налоговый менеджмент заключается  в том, что при формировании планов поступления в бюджетную систему  РФ налогов и сборов проводится анализ возможных налоговых последствий  при выборе того или иного количественного  или качественного показателя, наиболее соответствующего реализации поставленных стратегических целей.

Стратегический государственный  налоговый менеджмент предполагает формирование экономически обоснованной и эффективной стратегии реализации фискальных функций государством с  обязательным соблюдением классических принципов налогообложения. Кроме  того, стратегический государственный  налоговый менеджмент предполагает выработку единой государственной  налоговой стратегии, формирование эффективной и оправданной системы  управления налоговыми процессами. Налоговый  менеджмент в условиях посткризисной экономики подразумевает оценку эффективности всей финансовой и налоговой системы страны, сочетающую в себе как анализ объемов взыскиваемых налогов и сборов, так и анализ эффективности используемого инструментария, с помощью которого реализуются управленческие решения в финансовой сфере.

Первой формой государственного налогового менеджмента является оценка общих принципов построения и  функционирования хозяйственного механизма:  отношения собственности, роль и  место государства в управлении экономикой, негосударственных корпоративных  структур, малого и среднего предпринимательства, домашних хозяйств. Применительно к  современному развитию экономики особое значение приобретают сценарные  условия, определяющие основные целевые  параметры, приоритеты и направления  экономической политики, ограничения  и факторы социально-экономического развития. Эта форма выражается, прежде всего, в выборе конкретной стратегии, направлении прогнозирования. Данный элемент является определяющим для всех остальных. Необходимость его оценки при принятии управленческих решений вытекает из наличия в обществе разных позиций относительно будущего развития национальной экономики.

Сравнение национальных налоговых  систем с целью определения показателей  эффективности государственного налогового менеджмента базируется на основе анализа  двух основных параметров – эффективности  налоговой системы и ее адаптивности.

Первый параметр показывает, насколько действующее национальное налогообложение соответствует  классическим принципам построения налоговых систем, целям и задачам  налоговой политики государства, а  также позволяет распространить положительный опыт на общий механизм налогообложения в пределах единого  экономического пространства.

Адаптивность позволяет  определить возможность гибко и  без ущерба для национальной экономики  приспосабливать национальные налоговые  системы одна к другой в соответствии с общей налоговой политикой.

Эффективность налоговой  системы определяется различными показателями, с помощью которых можно выяснить, насколько выбранные формы налогообложения  соответствуют своему функциональному  назначению: формировать доходы бюджета, не сдерживая предпринимательскую  активность [5].

При анализе экономической  и социальной  направленности действия механизма налогообложения в  рамках анализа эффективности государственного налогового менеджмента необходимо исследовать следующие показатели:

- соотношение прямых и  косвенных налогов;

- соотношение доходов  от внешнеэкономической деятельности  и доходов от внутренней деятельности;

- структура прямого налогообложения;

- структура косвенного  обложения;

- структура доходов бюджета  (налоговые, неналоговые платежи,  прочие доходы);

- сопоставление маргинальных  ставок налогов и среднего  уровня изъятия.

Данные показатели оценки механизма налогообложения в  пределах государственного экономического пространства на предмет экономической  и социальной направленности этого  механизма выбраны не случайно. Первый показатель, определяющий соотношение  прямого и косвенного налогообложения, характеризует то, какими методами – фискальными или регулирующими  – формируются доходы бюджета. Выбор  формы налога является, как правило, взвешенным компромиссом между эффективностью налоговой системы и ее справедливостью  с точки зрения распределения  налогового бремени.

Следует отметить, что классификацию  налогов на прямые и косвенные  можно оценивать с точки зрения их влияния на экономику государства.

В связи с тем, что косвенные  налоги оказывают наибольшее влияние  на ценообразование и составляют наибольший удельный вес в объеме налоговых поступлений государств, именно система косвенного налогообложения  подлежит анализу в большей степени [9].

Прямые налоги в случае их развития влияют на уровень налоговой  нагрузки и приводят к созданию неравных условий для привлечения инвестиций в экономику. Соответственно, в области  прямого налогообложения должны быть:

  1. исключены прецеденты двойного налогообложения (один и тот же объект за определенный законом каждого государства период налогообложения должен облагаться налогом одного вида только один раз) и возможность уклонения от уплаты налогов на доход, капитал, имущество;
  2. система налогообложения – максимально рациональной, предусматривающей механизмы стимулирования эффективного экономического развития;
  3. снижена налоговая нагрузка субъектов экономической деятельности (преимущество – сфера производства);
  4. разработан механизм поощрения инвестиций в производственный сектор экономики;
  5. создана согласованная, эффективно функционирующая система налогового администрирования;
  6. отменены нерыночные, экономически необоснованные налоги;
  7. сведено к минимуму количество налоговых льгот;
  8. упрощено налогообложение малого предпринимательства и пр.

Основной  функцией государственного налогового менеджмента является выработка  государственной налоговой стратегии, реализуемой посредством налоговой  политики и методов налогового администрирования.

Управление в теории менеджмента, с одной стороны, связывается  с реализацией основных функций  управления (планированием, регулированием, анализом и контролем), а с другой – государственный налоговый  менеджмент реализуется в используемых методах и формах налогового администрирования.

Информация о работе Совершенствование налоговой системы рф