Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 18:28, курсовая работа
Задачи любой налоговой системы меняются с учетом предъявляемых к ней политических, экономических и социальных требований. Из простого инструмента мобилизации доходов государственного бюджета налоги давно превратились в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на темпы и условия функционирования экономики.
Решение проблемы стимулирующего
влияния системы
Эффективность налогообложения определяется соотношением налоговых поступлений в бюджеты с общими затратами на сбор налогов, в том числе и в отношении к каждому конкретному налогу. Эффективное налогообложение, можно обеспечить путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит перед собой государство при управлении экономикой страны.
Существующая система налогообложения недостаточно учитывает сезонный характер производства и поступления финансовых ресурсов в сельском хозяйстве.
Для налоговой системы Российской Федерации характерно:
1. Высокий уровень налогового бремени, возложенный на предприятия.
Жалобы налогоплательщиков
на тяжесть налогового бремени –
общее явление для всех стран.
Тем не менее, величина налога –
понятие относительное. Одна и та
же сумма для кого-то может быть
незначительна, а кого-то разорит. Если
продукцию, цена на которую включает
налоги, покупают и у предприятия
остаются средства на достойную зарплату
персоналу и инвестирование в
развитие – соответственно, уровень
налогообложения для
2. Законодательная и нормативная база налоговой системы весьма сложна и запутана.
Введение налогового учета для определения налоговой базы по налогу на прибыль; введение счетов-фактур, книг покупок и продаж при исчислении НДС, а так же с заменой ЕСН страховыми взносами работодателям приходится представлять одни и те же персонифицированные данные по заработной плате работников в налоговые органы и в целевые внебюджетные фонды – вот далеко не полный перечень нововведений, направленных не на упрощение, а на усложнение расчета взимаемых налогов. Эти решения были направлены на облегчения налогового администрирования государственными органами, но усложнили деятельность работодателей по осуществлению своих налоговых обязанностей.
3. Сложность процедур – одна из коренных проблем практически всех сторон нашей жизни.
Бухгалтерский отчет с приложениями – это несколько десятков страниц текста и расчетов. Книги покупок и продаж с троекратной записью каждой продажи, налоговый учет, который необходимо вести параллельно с бухгалтерским учетом, оформление возмещения НДС за экспорт – это далеко не полный перечень проблем бухгалтера. Инструкция по составлению годового бухгалтерского отчета содержит 600 страниц.
Следует также учесть и тот факт, что многие нормативные документы претерпевают постоянные изменения, что негативно сказывается на качестве бухгалтерского и налогового учета.
4. Не учтены сложные
взаимосвязи всех участников
общественных отношений,
Естественное и вполне объяснимое желание большинства населения уменьшить налоги вступает в противоречие с неотложными нуждами финансирования хозяйства, решения социальных вопросов, развития фундаментальной науки.
Российская система
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
3.1 Государственный
налоговый менеджмент как
Национальная налоговая
политика определяется как совокупность
государственных мероприятий, направленных
на достижение максимально возможного
эффекта при мобилизации
Сегодня в рамках налоговой
стратегии России особое значение приобретает
грамотный государственный
Налоговый менеджмент не следует
отождествлять с процессом
Осуществленный теоретико-
Теория и практика исследования данного вопроса показывают неоднозначность понимания термина «налоговый менеджмент». В данной связи очевидным и актуальным остается вопрос единого определения его теоретической и методологической основ. Систематизировав все имеющиеся толкования, можно выделить следующие девять определяющих тенденций в рассмотрении исследуемого понятия с процессуальных позиций (рис. 1).
Необходимо отметить, что виды и формы налогового менеджмента на макроуровне несколько отличаются от видов и форм налогового менеджмента на микроуровне, что, в свою очередь, связано с различными целями и задачами данных видов деятельности.
Государственный налоговый менеджмент можно разделить на два подвида – стратегический и оперативный.
Оперативный государственный налоговый менеджмент – это совокупность плановых действий, осуществляемых в процессе текущей деятельности налоговых органов и направленных на увеличение эффективности и налогового администрирования, увеличение показателей поступления в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, грамотное распределение уровня налоговой нагрузки на различные группы и категории налогоплательщиков. Оперативный государственный налоговый менеджмент базируется на сложившихся условиях ведения налогового администрирования и налогообложения хозяйствующих субъектов.
Стратегический
Стратегический
Первой формой государственного
налогового менеджмента является оценка
общих принципов построения и
функционирования хозяйственного механизма:
отношения собственности, роль и
место государства в управлении
экономикой, негосударственных
Сравнение национальных налоговых
систем с целью определения
Первый параметр показывает,
насколько действующее
Адаптивность позволяет определить возможность гибко и без ущерба для национальной экономики приспосабливать национальные налоговые системы одна к другой в соответствии с общей налоговой политикой.
Эффективность налоговой
системы определяется различными показателями,
с помощью которых можно
При анализе экономической
и социальной направленности действия
механизма налогообложения в
рамках анализа эффективности
- соотношение прямых и косвенных налогов;
- соотношение доходов
от внешнеэкономической
- структура прямого
- структура косвенного обложения;
- структура доходов бюджета
(налоговые, неналоговые
- сопоставление маргинальных ставок налогов и среднего уровня изъятия.
Данные показатели оценки
механизма налогообложения в
пределах государственного экономического
пространства на предмет экономической
и социальной направленности этого
механизма выбраны не случайно. Первый
показатель, определяющий соотношение
прямого и косвенного налогообложения,
характеризует то, какими методами
– фискальными или
Следует отметить, что классификацию налогов на прямые и косвенные можно оценивать с точки зрения их влияния на экономику государства.
В связи с тем, что косвенные
налоги оказывают наибольшее влияние
на ценообразование и составляют
наибольший удельный вес в объеме
налоговых поступлений
Прямые налоги в случае
их развития влияют на уровень налоговой
нагрузки и приводят к созданию неравных
условий для привлечения
Основной функцией государственного
налогового менеджмента является выработка
государственной налоговой
Управление в теории менеджмента, с одной стороны, связывается с реализацией основных функций управления (планированием, регулированием, анализом и контролем), а с другой – государственный налоговый менеджмент реализуется в используемых методах и формах налогового администрирования.