Совершенствования косвенного налогообложения в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 17:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление возможностей совершенствования косвенного налогообложения в Российской Федерации.
Для достижения цели работы были решены следующие задачи:
раскрыть сущность и значение косвенного налогообложения;
изучить состав и структуру косвенных налогов в РФ;
оценить роль косвенных налогов в доходах федерального бюджета РФ;
рассмотреть основные тенденции развития косвенных налогов в РФ;
раскрыть проблемы косвенного налогообложения в РФ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………......................….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ……………………………………………...…..………….6
1.1. Сущность косвенного налогообложения…………………. ………….……….6
1.2. История развития косвенного налогообложения…………………….…….9
1.3. Система косвенных налогов…………………………………….…………… 12
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАСЧЕТА И ВЗАИМСТВОВАНИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ..... ………..…………………25
2.1. Способы взимания косвенных налогов и его правовой эффект………...…. 25
2.2. Анализ поступления косвенных налогов в федеральный бюджет. ………...28
2.3.Тенденции и перспективы косвенного налогообложения……………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...………………….. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовичок (Автосохраненный).doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию Российской Федерации

Восточно-Сибирский государственный  технологический университет

Институт экономики и  права

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине  “Налоги  и налогообложение”

на тему: «Косвенное налогообложение»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка гр.                                                                                                          

                                                                                                                         Проверил: 

 

 

 

 

Улан-Удэ

20010г

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………......................….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ……………………………………………...…..………….6

1.1. Сущность  косвенного налогообложения…………………. ………….……….6

1.2. История развития  косвенного налогообложения…………………….…….9

1.3. Система косвенных  налогов…………………………………….…………… 12

ГЛАВА 2. ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАСЧЕТА И ВЗАИМСТВОВАНИЯ  КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ..... ………..…………………25

2.1. Способы взимания  косвенных налогов и его правовой эффект………...…. 25

2.2. Анализ поступления  косвенных налогов в федеральный  бюджет. ………...28

2.3.Тенденции  и перспективы косвенного налогообложения……………………32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...………………….. 35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..…………………..…..37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Налоги являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием  налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

В условиях рыночной экономики бюджет выступает одним  из главных инструментов государства  в проведении экономической и  социальной политики. Важнейшим источником бюджетных доходов являются налоги. Через налоги государство оказывает серьезное воздействие на процесс экономического и социального развития, стимулируя или сдерживая его темпы, расширяя или сужая платежеспособный спрос, усиливая или ослабляя стимулы к накоплению капитала, поощряя или сдерживая использование новых технологий. При построении налоговой системы особую важность представляет выбор видов налогов, так как от преобладания тех или иных видов налогов (прямых или косвенных) определяются функциональные особенности и цели национального налогообложения.

Наиболее весомую  часть налоговых платежей в федеральный  бюджет Российской Федерации составляют косвенные налоги, выполняющие преимущественно  фискальную функцию. Косвенные налоги угнетающе действуют на экономику  в целом, поэтому преобладание косвенных налогов характерно в период экономических кризисов. Вместе с тем эти налоги наиболее стабильные доходные источники бюджета всех уровней и служат основной экономической опорой развития государств с переходной экономикой.

Актуальность  курсовой работы состоит в том, что НДС и акцизы являются важными источником налоговых поступлений в переходной экономике. Доходы бюджета не являются эластичными по отношению к личным доходам, и поэтому бюджетные поступления от них стабильны.

Объектом исследования курсовой работы является косвенное налогообложение в РФ.

Предметом исследования являются отношения в сфере определения  и исчисления косвенных налогов.

Целью курсовой работы является выявление возможностей совершенствования косвенного налогообложения  в Российской Федерации.

Для достижения цели работы были решены следующие  задачи:

  • раскрыть сущность и значение косвенного налогообложения;
  • изучить состав и структуру косвенных налогов в РФ;
  • оценить роль косвенных налогов в доходах федерального бюджета РФ;
  • рассмотреть основные тенденции развития косвенных налогов в РФ;
  • раскрыть проблемы косвенного налогообложения в РФ;

Теоретической и информационной базой исследования являются: законодательные и нормативные  акты Российской Федерации по налогообложению; материалы Федеральной налоговой службы по налогам и сборам; Министерства финансов Российской Федерации.

        Структура курсовой работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и список использованной литературы. Во введении обоснована актуальность выборанной темы, поставлены цель и задачи исследования. Глава первая раскрывает общие вопросы, основные понятия раскрываются исторические аспекты косвенного налогообложения. В главе второй подробно рассмотрены  финансово – правовые проблемы расчета и заимствования косвенных налогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

    1. Сущность косвенного налогообложения

Налоги - это  обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц - предприятий, организаций, граждан - для удовлетворения общественных потребностей.

Налоговое регулирование  доходов ставит своей основной задачей  сосредоточение в руках государства, местных бюджетов денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития, стоящими перед народом, страной, отраслями в целом.

Общественное  назначение налогов проявляются  в их функциях. Их две - фискальная и  экономическая.

Фискальная  состоит в формировании денежных доходов государства. Деньги ему нужны на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, для поддержки нуждающихся слоев населения, защиты окружающей среды. Часть денег идет на образование, здравоохранение.

Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, то есть любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть поощрительную (предоставление налоговых льгот), ограничительную (повышение налоговых ставок) и контролирующую роль. 

Функции налогов  взаимосвязаны - реализация фискальной функции создает материальную основу для осуществления экономической  роли государства, то есть экономической  функции.

По механизму  формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги — налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль  корпораций (фирм); на социальное страхование  и на фонд заработной платы и рабочую  силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара, тариф или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения.1

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой  эластичности спроса увеличение косвенных  налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы – удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

Фискальная  политика является ключевым элементом  государственного финансового регулирования. Применение косвенных налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью косвенных налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи косвенных налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.2

С помощью косвенных  налогов государство получает в  свое распоряжение ресурсы, необходимые  для выполнения своих общественных функций. За счет них финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: с помощью косвенных налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет них финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

 

 

1.2. История развития  косвенного налогообложения

На  протяжении всей истории человечества происходило развитие и совершенствование  системы налогообложения с последующим  разделением на подсистемы прямого и косвенного налогообложения. При этом, как правило, в ретроспективе происходила постоянная смена прямого и косвенного налогообложения с постепенным усилением роли косвенных налогов.

Система косвенного налогообложения развивалась на протяжении всего исторического периода. В рамках исторической ретроспективы выявлено увеличение налоговой нагрузки на потребителя, что в свою очередь, ознаменовалось переходом к пропорциональной системе налогообложения в большинстве европейских стран. 

Изменение подходов к налогообложению во второй половине ХХ века способствовало формированию сильной экономической системы, направленной на расширенное воспроизводство и повышение социальной ответственности государства перед обществом.

Таблица 1.1

Основные  этапы становления и развития

мировой системы  косвенного налогообложения

 

Этапы

Основные характеристики периодов

Первый этап

(с древних  времен  до VIII в. до н. э.)

  • появление первых прямых и косвенных налогов;

появление постоянных и периодичных налогов.

Второй этап

(c VII в. до н.э.

по IV в. н.э.)

  • формирование налогово-бюджетной системы;
  • становление первой античной налоговой системы в Древнем

   Риме (III в. до н.э.);

  • приоритет отдается прямым налогам.

Третий этап

(с V по XIV в.)

  • основными становятся косвенные налоги;
  • замедляется развитие налоговой системы, наблюдается общий

   экономический  спад;

  • формируется откупная система налогообложения.

Четвертый этап

(с XV по XVII в.)

  • продолжается совершенствование системы налогообложения,

   появление  промысловых налогов;

  • активно развивается регрессивное налогообложение;
  • формируются первые налоговые институты, зарождается

   система  налогового администрирования;

  • образуется институт налогового иммунитета;
  • создаются первые налоговые теории: «Атомистическая теория»,

   «Теория  обмена» и др.

Пятый этап

(c XVIII

по XIX в.)

  • формируется целостная налоговая система;
  • косвенные налоги становятся основным источником доходов

   бюджета;

  • дальнейшее развитие теории налогообложения происходит в

   рамках  «Классической теории»;

  • формируются основные принципы налогообложения.

Шестой этап

(с конца XIX в. до 30-х гг. XX в.)

  • заканчивается  этап  теоретического  обоснования

   налогообложения;

  • окончательно формируется фискальная направленность налогов;
  • прямые налоги преобладают над косвенным;
  • налогообложение становится центральным звеном

   экономической  системы государства.

Седьмой этап

(с середины 

30-х гг. до  конца 

80-х гг. XX в.)

  • ознаменовался практической реализацией «Кейнсианской

   теории»  налогообложения;

  • постепенное снижение роли прямых налогов при одновременном

   увеличении  удельного веса косвенных налогов;

  • теоретически обосновывается и повсеместно вводится НДС,

   как основной  косвенный налог.

Восьмой этап

(с начала 90-х  гг. ХХ в. по 

настоящее

время)

  • бурно развиваются финансовые институты, так или иначе

   контролирующие  процессы налогообложения;

  • становление системы налогового администрирования,

   как центрального  элемента налоговой политики;

  • эмпирическое развитие идет в рамках теоретических вопросов

   «Теории переложения налога».

Информация о работе Совершенствования косвенного налогообложения в Российской Федерации