Современная система налогообложения косвенными налогами в РФ
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 19:52, курсовая работа
Краткое описание
Налоги, их сущность и функции в системе экономических отношений привлекали внимание ученых многих поколений. В целом налогообложение прошло длительный путь в своем развитии. Первое упоминание о налогах относится к IV в. до н.э. Возникновение налогов связывают с периодом появления первых государств, с разделением общества на классы. Появление государства приводит к тому, что, выражая интересы различных классов общества, оно вырабатывает экономическую, экологическую, демографическую, социальную и др. политику, для реализации которых необходимы денежные средства
Содержание
Введение 1. Сущность и виды косвенных налогов РФ 1.1 Теория косвенных налогов 1.2 Сущность НДС и история его введения в России
2. Современная система налогообложения косвенными налогами в РФ 2.1 Оценка и анализ косвенных налогов, взимаемых налоговыми органами РФ 2.2 Налоговая реформа системы косвенного налогообложения в России
16 июля 1992 года был принят
закон РФ "О внесении изменений
и дополнений в налоговую систему РФ", который устанавливал
с 1 января 1993 года стандартную ставку
НДС 20% и пониженную ставку в размере 10%
по продовольственным товарам и товарам
для детей.
Как и в большинстве стран,
применяющих НДС, в России было установлено,
что финансовые услуги, услуги в области образования
и культуры не облагаются налогом. Кроме
того, от налога на добавленную стоимость
были освобождены:
товары и услуги, экспортируемые
за пределы стран СНГ;
услуги городского пассажирского
транспорта;
квартирная плата;
научно-исследовательские и опытно-конструкторские
работы, выполняемые за счет бюджета.
В течение всего 1992 года наблюдался
быстрый рост поступлений налога на добавленную
стоимость в бюджетную систему России:
если в январе доходы от НДС составляли
всего 3,3% ВВП, то уже в декабре они увеличились
до 15,4% ВВП, а по итогам года поступления
НДС составили 11,1% ВВП. Возросла и доля
НДС в общем объеме налоговых доходов
консолидированного бюджета: с 25,4% в январе
до 43% в декабре и 40% в целом за год.
В 1993 году значительно расширилась база НДС.
С 1 января, в соответствии с законом от
22.12.1992, налогом облагаются обороты по
реализации предметов залога, а также
суммы денежных средств, получаемые предприятиями
от своих покупателей за реализуемые им
товары в виде финансовой помощи, пополнения
фондов специального назначения или направляемых
в счет увеличения прибыли.
В 1993 году были сокращены
льготы по НДС. Фактически список товаров
(работ, услуг), освобождаемых от налога
на добавленную стоимость, с этого времени
не менялся вплоть до начала 1995 года.
В этот список входили:
товары, экспортируемые непосредственно
предприятиями-изготовителями, экспортируемые
услуги и работы, услуги по транспортировке
экспортируемых товаров, а также ряд импортируемых
товаров;
стоимость выкупаемого в порядке приватизации
имущества государственных предприятий,
стоимость приобретаемых гражданами жилых
помещений;
операции, связанные с обращением
валюты, денег, банкнот за исключением
брокерских и иных посреднических услуг;
продукция собственного производства отдельных предприятий
общественного питания;
услуги в сфере образования,
научно-исследовательские и опытно-конструкторские
работы;
театральные, спортивные,
просветительные, развлекательные мероприятия,
услуги религиозных объединений, а также
обороты казино, игровых автоматов,
выигрыши по ставкам на ипподромах;
стоимость жилых домов, детских
садов, клубов, санаториев и других объектов
социально-культурного и жилищно-коммунального
назначения, передаваемых безвозмездно
органами государственной власти, работы
по строительству жилых домов;
товары (работы, услуги) за
исключением брокерских и иных посреднических
услуг, производимые и реализуемые предприятиями,
учреждениями и организациями, в которых инвалиды
составляют не менее 50% от общего числа
работников.
С 1 января изменился порядок
исчисления налога для предприятий, осуществляющих
сезонную закупку сырья для отдельных
отраслей, а также предприятий, расположенных
в районах Крайнего Севера. Сумма налога, полученная
при реализации товаров, стала уменьшаться
на суммы налога, уплаченные поставщикам
за приобретаемые товарно-материальные
ресурсы.
В числе крупных изменений
можно отметить расширение базы налога
из-за включения в оборот, облагаемый НДС, всех средств,
полученных от других предприятий (кроме
вкладов в уставные фонды и средств, направляемых
на осуществление совместной деятельности).
Был введен специальный налог для финансирования
отдельных отраслей народного хозяйства,
аналогичный НДС, по ставке 3%. Конкретные
направления его расходования определяло
Правительство. Упоминание о нем в связи
с анализом НДС вызвано тем, что для многих
целей специальный налог можно рассматривать
просто как увеличение ставки НДС.
Указ "О формировании республиканского бюджета
Российской Федерации и взаимоотношениях
с бюджетами субъектов Российской Федерации
в 1994 году" установил со второго квартала
1994 года ряд нововведений. Были определены
единые нормативы отчислений в бюджеты
субъектов федерации от налога на добавленную
стоимость на уровне 25%. В составе федерального
бюджета был организован фонд финансовой
поддержки регионов в размере 22% от НДС,
поступающего в республиканский бюджет,
и предусмотрены единые правила определения
размеров финансовой помощи регионам.
В марте 1995 года было принято
совместное заявление Правительства и
Центрального Банка РФ об экономической
политике на 1995 год. Среди прочих заявленных
мер в области налогово-бюджетной политики
было установлено, что Госналогслужба
в 1995 предпримет меры по введению
обязательного использования счетов-фактур
в целях взимания НДС и переходу к определению
налоговых обязательств по отгрузке. Несмотря
на это, указанные меры в 1995 году в полном
объеме реализованы не были, а обязательное
введение уплаты НДС по счетам-фактурам
осуществлено не было.
Весной 1996 года были приняты
поправки к закону об НДС, среди положений
которого содержалось подробное определение
места реализации работ (услуг), чего не
было в предыдущем варианте закона. В конце
1995 года был принят федеральный
закон, устанавливающий упрощенный порядок
налогообложения для малых предприятий.
Указанный закон предусматривал для индивидуальных
предпринимателей и организаций с предельной
численностью работающих (включая филиалы
и представительства) не более 15 человек
право замены уплаты совокупности установленных
законодательством Российской Федерации
федеральных, региональных и местных налогов
и сборов уплатой единого налога, исчисляемого
по результатам хозяйственной деятельности
организаций за отчетный период. В качестве
базы для указанного налога предлагалось
использовать валовой доход или выручку
предприятия за отчетный период.
Начиная с 2004 года, ставка
НДС была снижена с 20% до 18%. Реализация
этой меры обеспечила только в 2004 году
снижение налогового бремени
(с соответствующим сокращением доходной
базы федерального бюджета) на сумму около
97 млрд. рублей. Это решение способствовало
благоприятному структурному сдвигу в
распределении налоговой нагрузки между
секторами экономики, имея в виду наибольший
выигрыш для несырьевых отраслей экономики.
При этом следует учесть, что снижение
ставки НДС не привело к снижению цен на
товары (работы, услуги) на внутреннем
рынке. Поэтому одним из следствий этой
меры стало некоторое увеличение прибыли
организаций, часть из которой может быть
направлена и на инвестиционные цели.
Снижение ставки НДС стало одним из факторов
перераспределения налоговых платежей
от федерального бюджета в пользу территориальных
бюджетов.
1.3 НДС как вид
налога в современной России
Налогоплательщиками
налога на добавленную стоимость признаются
(гл.21 НК РФ):
организации;
индивидуальные
предприниматели;
лица, признаваемые
налогоплательщиками НДС в связи с перемещением
товаров через таможенную границу.
Все налогоплательщики
подлежат постановке на
учет в налоговом органе по месту нахождения
налогоплательщика.
Объектом налогообложения
признаются следующие обороты (операции):
1) реализация
товаров (работ, услуг) на территории
Российской Федерации, в том числе
реализация предметов залога и передача товаров
(результатов выполненных работ, оказание
услуг);
2) передача на
территории Российской Федерации
товаров (выполнение работ, оказание
услуг) для собственных нужд, расходы
на которые не принимаются
к вычету при исчислении налога
на доходы организаций,
в том числе через амортизационные отчисления.
3) выполнение
строительно-монтажных работ для
собственного потребления;
4) вывоз товаров
на таможенную территорию Российской
Федерации.
В настоящее время
в РФ применяются три ставки налога на
добавленную стоимость
- 0, 10% и 18% (ст.164 НК).
Налогообложение
производится по налоговой ставке 0 процентов
при реализации:
1) товаров, вывезенных
в таможенном режиме экспорта,
а также работ (услуг), непосредственно
связанных с производством и
реализацией товаров;
2) работ (услуг), непосредственно
связанных с перевозкой (транспортировкой)
через таможенную территорию
Российской Федерации товаров, помещенных
под таможенный режим транзита
через указанную территорию;
3) услуг по
перевозке пассажиров и багажа
при условии, что пункт
отправления или пункт назначения пассажиров
и багажа расположены за пределами территории
Российской Федерации, при оформлении
перевозок на основании единых международных
перевозочных документов;
4) работ (услуг), выполняемых
(оказываемых) непосредственно в
космическом пространстве, а также комплекса
подготовительных наземных работ (услуг),
технологически обусловленного и неразрывно
связанного с выполнением работ (оказанием
услуг) непосредственно в космическом
пространстве;
5) драгоценных
металлов налогоплательщиками, осуществляющими
их добычу или производство
из лома и отходов, содержащих драгоценные
металлы, Государственному фонду драгоценных
металлов и драгоценных камней Российской
Федерации, фондам драгоценных металлов
и драгоценных камней субъектов Российской
Федерации, Центральному банку Российской
Федерации, банкам;
6) товаров (работ,
услуг) для официального пользования
иностранными дипломатическими
и приравненными к ним представительствами
или для личного пользования
дипломатического или административно-технического
персонала этих представительств,
включая проживающих вместе с ними членов
их семей.
7) припасов, вывезенных
с территории Российской Федерации
в таможенном режиме перемещения
припасов.
Налогообложение
производится по налоговой ставке 10 процентов
при реализации:
1) отдельных видов продовольственных
товаров;
2) отдельных видов
товаров для детей;
3) периодических
печатных изданий, за исключением
периодических печатных изданий
рекламного или эротического
характера; книжной продукции, связанной
с образованием, наукой и культурой, за исключением
книжной продукции рекламного и эротического
характера;
4) отдельных видов
медицинских товаров.
Во всех остальных
случаях налогообложение налогом на добавленную
стоимость производится по ставке 18%.
В РФ существуют
налогоплательщики, освобожденные от уплаты
НДС. Прежде всего, от уплаты НДС освобождены
налогоплательщики - организации и индивидуальные
предприниматели, применяющие упрощенную
систему налогообложения. Далее, организации
и индивидуальные предприниматели имеют
право на освобождение от исполнения обязанностей
налогоплательщика, связанных с исчислением
и уплатой НДС, если за три предшествующих
последовательных календарных месяца
сумма выручки от реализации товаров (работ,
услуг) этих организаций или индивидуальных
предпринимателей без учета налога не
превысила в совокупности один миллион
рублей (ст.145 НК).
В РФ также не подлежат
налогообложению налогом на добавленную
стоимость следующие операции (ст.149 НК):
реализация предметов
религиозного назначения (с перечнем,
утверждаемым Правительством РФ);
реализация товаров
общественных организаций инвалидов по
перечню, утверждаемому Правительством
РФ;
банковские операции,
выполняемые банками (привлечение денежных
средств, открытие и ведение банковских
счетов, кассовое обслуживание организаций и физических
лиц, выдача банковских гарантий и т.п.);
реализация изделий
народных художественных промыслов признанного
художественного достоинства;
оказание услуг по
страхованию и перестрахованию страховыми
организациями;
внутрисистемная
реализация (передача для собственных
нужд) организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы произведенных
ими товаров (выполненных работ, оказанных
услуг);
передача товаров
(выполненных работ, услуг) безвозмездно
в рамках благотворительной деятельности;
оказание услуг по
предоставлению займа в денежной форме;
выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ за счет средств бюджетной системы
РФ, а также средств Российского фонда
фундаментальных исследований;
реализация научной
и учебной книжной продукции, а также редакционная,
издательская и полиграфическая деятельность по ее производству
и реализации;
проведение работ
(услуг) по тушению лесных пожаров;
медицинской техники
отечественного и зарубежного производства
согласно перечню, утвержденного Правительством
РФ;
материалов для изготовления
медицинских иммунобиологических препаратов для
диагностики, профилактики и (или) лечения
инфекционных заболеваний (по перечню,
утверждаемому Правительством Российской
Федерации);
валюты Российской
Федерации и иностранной валюты, банкнот,
являющихся законными средствами платежа
(за исключением предназначенных
для коллекционирования), а также ценных
бумаг - акций, облигаций, сертификатов,
векселей;
продукции морского
промысла, выловленной и (или) переработанной
рыбопромышленными предприятиями (организациями)
Российской Федерации.
При ввозе товаров на таможенную
территорию Российской Федерации в зависимости
от избранного таможенного режима налогообложение
производится в следующем порядке:
при выпуске для
свободного обращения налог уплачивается
в полном объеме;
при помещении товаров
под таможенный режим реимпорта
налогоплательщиком уплачиваются суммы
налога, от уплаты которых он был освобожден,
либо суммы, которые были ему возвращены
в связи с экспортом товаров;
при помещении товаров
под таможенные режимы транзита, таможенного
склада, реэкспорта, беспошлинной
торговли, свободной таможенной зоны,
свободного склада, уничтожения и отказа
в пользу государства, перемещения припасов
налог не уплачивается;
при помещении товаров
под таможенный режим переработки на таможенной
территории налог не уплачивается при условии
вывоза продуктов переработки с таможенной
территории Российской Федерации в определенный
срок;