Статья 200 НК РФ дополнена
пунктами 13-15. В результате с 2007 года налогоплательщики,
направляющие прямогонный бензин на производство
продукции нефтехимии, имеют право принять
к вычету суммы акциза, начисленные по
прямогонному бензину. Перечень документов, необходимых
для получения указанных вычетов, предусмотрен
в новых пунктах 200-й статьи НК РФ.
С 1 января 2007 года меняется
порядок формирования налоговой базы
на подакцизные товары, по которым установлены
комбинированные ставки акциза. Такими товарами являются
сигареты с фильтром, сигареты без фильтра,
папиросы. В связи с этим пункт 2 статьи
187 НК РФ дополнен подпунктом 4, на основании
которого налоговая база при реализации
(передаче) указанных товаров, произведенных
налогоплательщиком, определяется исходя
из двух показателей. А именно:
объема реализованных (переданных)
сигарет и папирос в натуральном выражении
(в тыс. шт.);
расчетной стоимости этих
товаров, исчисленной исходя из максимальных
розничных цен.
Для оптимизации косвенных
налогов необходимо упорядочить
систему налогового администрирования.
Работа налоговых органов должна оцениваться
не только по объему поступивших косвенных
налогов и сборов, но и по отсутствию претензий
к их работе со стороны налогоплательщиков,
оперативности рассмотрения поступивших
запросов, своевременности возврата излишне
уплаченных сумм и иным качественным показателям.
В связи с этим предполагается в ближайшее
время утвердить единый стандарт обслуживания
налогоплательщиков, в котором будут содержаться
конкретные сроки совершения налоговыми
органами всех процедур, возникающих во
взаимоотношениях с налогоплательщиками.
Для совершенствования налогового
администрирования в 2006 году предполагается
упорядочить процесс проведения камеральных
налоговых проверок, увеличить срок для представления
налогоплательщиком возражений на акты
налоговых проверок, увеличить с 5 до 10
дней срок представления истребованных
документов и пояснений с возможностью
увеличения этого срока руководителем
налогового органа с учетом объема истребуемых
документов. Также планируется установить
предельный срок проведения выездной
налоговой проверки - 2 месяца, а для организаций,
имеющих обособленные подразделения,
- 3 месяца. При этом такой срок может быть
продлен по решению вышестоящих налоговых
органов.
Коренным образом планируется
улучшить информационную работу налоговых
органов, создать подразделения для рассмотрения
возражений на акты выездных налоговых
проверок, работники которых назначаются
на должность или снимаются с должности
руководителем вышестоящего налогового
органа.
Заключение
Под налогом (сбором, пошлиной
и другим платежом) понимается обязательный
взнос в бюджет соответствующего уровня
или во внебюджетный фонд, осуществляемый
плательщиками. Основной принцип налоговой
классификации заключается в делении
налогов на прямые и косвенные.
Настоящая работа представляет
собой попытку систематизации теоретических
основ косвенных налогов и их взимания,
международного опыта взимания косвенных
налогов и выработку на этой основе рекомендаций
по реформированию системы косвенных
налогов в Российской Федерации.
Прямые налоги - это налоги
на предпринимательскую прибыль владельца
и заработную плату наемного работника.
Косвенные налоги связаны с расходами
и перелагаются на потребителя. В РФ существуют
следующие виды косвенных налогов:
· налог на добавленную стоимость,
· акцизы на отдельные виды
товаров.
Добавленная стоимость - часть
стоимости товара (работ, услуг), которую
производитель товара добавляет к стоимости
затрат (сырья, материалов, работ и услуг
третьих лиц, использованных в процессе
производства). Налог на добавленную
стоимость представляет собой изъятие
в бюджет части добавленной стоимости.
Налог на добавленную стоимость
является одним из ключевых налогов в
современной налоговой системе большинства
стран мира. Помимо легкости администрирования, указанный налог обеспечивает
устойчивые поступления доходов в государственный
бюджет, а также не вызывает значительных
искажений в производстве и потреблении
товаров и услуг.
С конца 1960-х годов в развитых
странах мира начался массовый переход
от взимавшегося ранее налога
с розничных продаж к налогу на добавленную
стоимость. Несмотря на то, что с макроэкономической
точки зрения оба этих налога эквивалентны,
отказ от налога с продаж был вызван следующими
причинами:
применение НДС позволяет
сделать налоги на потребление более
нейтральными к потребительскому выбору,
налог на добавленную стоимость
имеет более широкую базу обложения, т.к.
им облагаются не только розничные продажи,
но и все непроизводственные покупки предприятий,
в которых предприятия выступают конечными потребителями,
в т. ч. работы, выполненные самим предприятием
для собственных нужд,
НДС позволяет сократить
налоговые искажения в ценах международной
торговли,
В настоящее время в России
обложение НДС производится по ставке
0%, 10% и 18%. При этом происходит централизация
налога на добавленную стоимость в федеральном
бюджете.
Объектом налогообложения
у акцизов является оборот по реализации
подакцизных товаров. Государство применяет
акцизы для пополнения доходов бюджета
и для регулирования спроса и предложения на отдельные
товары.
Существует следующие виды
ставок акцизов по подакцизным товарам:
1) в процентах к стоимости
отдельных товаров по отпускным
ценам;
2) в рублях за единицу
отдельных товаров (специфические
ставки).
Как и для государства в целом, так и для юридических
и физических лиц большое значение имеет
оптимальная система налоговых платежей
и разумные формы и методы налогового
контроля. Согласно опросам предпринимателей,
безусловными лидерами среди проблем
российского бизнеса оказались три: налоги,
государственный рэкет и недостаток квалифицированных
управленцев. Среди главных причин плохого
инвестиционного климата в России обычно
называют "удушающие налоги". Предприниматели
и хозяйственники, считая российское налоговое
бремя слишком высоким, стараются законными
и незаконными способами избегать уплаты
налогов. В то же время правительственные
чиновники постоянно сетуют на недостаточность
налоговых поступлений и бюджетный дефицит.
Без формирования рациональной
налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую
деятельность и позволяющей проводить
эффективную бюджетную политику, невозможны
полноценные преобразования экономики
России. В связи с этим в проводимых сейчас
в развитых странах и в РФ налоговых реформах
значительно сокращаются как прогрессивность
ставок налогообложения, так и общий их
уровень.
Высокая доля косвенных налогов,
в первую очередь, НДС (порядка 38% в общем
объеме налоговых поступлений федерального
бюджета) свидетельствует о недостаточной
демократичности нашего общества. Прямые налоги легко поддаются
контролю со стороны общества, парламента,
налогоплательщиков. В тоже время косвенные
налоги и их использование государством
контролировать гораздо труднее. К тому
же косвенные налоги ложатся налоговым
бременем на богатых и бедных, независимо
от степени дохода человека.
За последнее время в РФ были
предприняты шаги по оптимизации системы
косвенных налогов. Снижена налоговая
ставка по НДС, был отменен налог с продаж,
предприняты шаги по оптимизации системы
акцизов. В работе были выделены и предложены следующие
меры, направленные на улучшение системы
косвенных налогов РФ:
дальнейшее снижение ставки
НДС до 16%;
ежегодная индексация специфических
ставок акцизов по подакцизным товарам;
оптимизация налогового администрирования
и проведения выездных и камеральных
проверок.
Литература
1. Бюджетный Кодекс РФ. Ч. I, II.
2. Налоговый Кодекс РФ. Ч. I, II.
3. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет.
- М., 2002.
4. Баженов Г.Е., Гнездилова Л.И. Экономика
предприятия. Новосибирск: изд. Наука,
2000.
5. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического
анализа: Учебник. - 4-е изд. - М., 1997.
6. Бирюкова Н. Необходимость НДС,
вызвавшая его появление и
применение в ЕС. // Налоги и
налогообложение. 2005. №2.
7. Ведев А. Косвенные налоги мешают
бизнесу? // www.opec.ru.
8. Дробозина Л.А. Финансы, денежное
обращение, кредит. Учебник. М.: ЮНИТИ, 2000.
9. Джамурзаев Ю.Д. Совершенствование
межбюджетных отношений в условиях
становления бюджетного федерализма.
Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
10. Ивлиева М. Косвенные налоги -
недемократичны. // Коммерсантъ. 25.10.2001.
11. Качанова Е.А. Государственные
и муниципальные финансы. М.: Мысль,
2003.
12. Кудряшова В.Е. Понятие "косвенные
налоги" в нормативных документах
и практике. // Налоговый вестник.
2006. №3.
13. Осипова М.В. Бюджетная система РФ.
Учебник. М.: Мысль, 2002.
14. Трунин И. и др. Бюджетный федерализм
в России: проблемы, теория, опыт. М.,
2001.
15. Петров В. Налоговая реформа 2003-2005
гг. // Экономика России - 21-й век. 2005.
№12.
16. Рудин М. О признаках законности
косвенных налогов. // Налоги и платежи.
2001. №3.
17. Худолеев В.В. Особенности исчисления
и уплаты налога на добавленную
стоимость. // Консультант бухгалтера.
2003. №5.
18. Цветков И. О некоторых вопросах
применения налогового законодательства.
// Материалы к семинару по налоговому
планированию и защите интересов налогоплательщиков,
проведенному Американской ассоциацией
юристов.
19. Шаталов С. Налоговая система
находится на завершающем этапе
реформирования. // РИА "Новости".06.09.2005.
20. Шемелева Ю. Допмероприятия налогового
контроля. // Вестник московского бухгалтера.
2003. №47.
21. Шеремет А.Д. Теория экономического
анализа. - М., 2005.
22. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика
финансового анализа деятельности
коммерческих предприятий. - М., 2003.
23. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы
предприятия. - М., 1999.
24. www.nalog.ru