Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 13:07, курсовая работа
Налоговая система Российской Федерации проходит в настоящее время стадию становления, что существенно затрудняет ее анализ. На практике заметно очевидное несоответствие между высоким качеством нормативно – законодательного обеспечения системы налогообложения на его высшем уровне (НК РФ), более низким уровнем руководящих методических материалов (особенно в части определения налогооблагаемой базы основных налогов) и критически низкой налоговой дисциплиной, которая фактически дезавуирует всю систему в целом. В этой ситуации следует точно определить, что должно являться объектом анализа: реальное положение дел или формальная сторона функционирования налоговой системы.
Введение ____________________________________________________ стр. 3
Глава I. Понятие налоговой системы. Организация налоговой системы Российской Федерации
1. Понятие и сущность налога. Понятие налоговой системы _________ стр. 5
2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации ______ стр. 7
3. Виды налогов в РФ _________________________________________ стр. 13
Глава II. Современное европейское налогообложение (на примере Великобритании, Франции, Германии)
1. Налоги Великобритании _____________________________________ стр. 15
2. Налоги Франции ___________________________________________ стр. 18
3 Налоги Германии ___________________________________________ стр. 20
ГЛАВА III Сравнительная характеристика налоговой системы России и зарубежных стран
1. Общие принципы реформирования налоговых систем ___________ стр. 23
2. Сравнительная характеристика налоговой системы России и зарубежных стран _______________________________________________________ стр. 26
Заключение _________________________________________________ стр. 30
Список литературы ___________________________________________ стр. 33
Главное место среди косвенных налогов принадлежит налогу на добавленную стоимость. Он занимает по доле в доходах второе место после подоходного налога и формирует примерно 17% бюджета страны.
К косвенным налогам относятся таможенные пошлины, гербовый сбор, налог с игорного бизнеса, сборы с бегов (конные скачки, собачьи бега).
Из местных налогов основным является налог на имущество. Он взимается с собственников или арендаторов недвижимого имущества. В это понятие входит земля. К числу плательщиков данного налога относятся и лица, снимающие жилье и выплачивающие квартирную плату. Оценка стоимости недвижимого имущества обычно проводится раз в 10 лет. Она представляет собой предполагаемую сумму годового дохода от сдачи данного имущества в аренду. Ставка налогообложения устанавливается муниципалитетом с учетом потребности в финансовых ресурсах, поэтому заметно колеблется по графствам и городам Великобритании.
2. Налоги Франции
Налоговая система Франции особенно интересна для нас тем, что именно в этой стране был разработан и впервые в 1954 г. внедрен налог на добавленную стоимость, ставший основным косвенным федеральным налогом в Российской Федерации.
Налоги, взимаемые во Франции, можно подразделить на три крупные группы:
- подоходные налоги, которые взимаются в момент получения дохода;
- налоги на потребление, взимаемые тогда, когда доход тратится;
- налоги на капитал, взимаемые с собственности, т.е. с овеществленного дохода.
Во Франции функционируют четыре ставки налога на добавленную стоимость.
К числу налогов на потребление следует отнести и таможенные пошлины. Основная цель таможенных пошлин – не получение дохода, а охрана внутреннего рынка, а также национальной промышленности и сельского хозяйства. Таможенные пошлины выступают инструментом государственной экономической политики. Они должны уравнивать цены на импортируемые товары и аналогичные товары внутреннего рынка. Как правило, таможенные пошлины взимаются с цены товара. Но иногда применяются специфические критерии: вес, площадь и т. п. Такие виды пошлин применяются к напиткам, табачным изделиям, кинофильмам.
Подоходные налоги уплачивают предприятия и физические лица. У предприятий налогообложению подлежит чистая прибыль, которая определяется с учетом сальдо всех операций. Она равняется разнице между доходами и расходами, произведенными в интересах производственной деятельности.
Общая ставка налога составляет 34%. В отдельных случаях она может повышаться до 42%. Более низкая ставка налога применяется для прибыли от землепользования и от вкладов в ценные бумаги – от 10 до 24%7.
Важнейшее место в группе подоходных налогов занимает подоходный налог с физических лиц. Напомним, что его удельный вес в государственном бюджете Франции превышает 18%. Данный налог взимается ежегодно с дохода, декларируемого в начале года по итогам предыдущего финансового года. Налогообложению подлежит фискальная единица – семья, состоящая из двух супругов и лиц, находящихся у них на иждивении. Для одиноких фискальной единицей, естественно, является один человек. Под доходами понимаются все денежные поступления, полученные в течение отчетного года: заработная плата, премии и вознаграждения, пенсия, пожизненная рента, доходы от движимого имущества, доходы от землевладений, доходы от сельскохозяйственной деятельности, доходы от промышленной или коммерческой деятельности, доходы некоммерческого характера, прибыль от операций с ценными бумагами и т. д. Принимаются в расчет также и разовые доходы, получаемые в случае передачи прав собственности. Из базиса налогообложения вычитаются специально определенные законодательством расходы, например, целевое пособие на питание. Некоторые вычеты применяются к определенным социальным группам: пожилые люди, инвалиды и т. д.
Во Франции существуют особые правила налогообложения доходов, полученных от операций с недвижимостью, с ценными бумагами и прочим движимым имуществом. Так, прибыль, полученная в результате продажи по высокой цене недвижимого имущества, включается в доход, подлежащий налогообложению в году фактической продажи. Но при этом от налога освобождаются доходы, полученные от продажи основного жилища, от первой продажи жилища, а также от продажи жилища, находящегося в собственности не менее 32 лет. Различная ставка налога применяется в зависимости от срока, в течение которого здание находилось в собственности у продавца. Ставка максимальная, если этот срок менее двух лет. Далее ставка сокращается да нуля в зависимости от срока.
3. Налоги Германии
Весьма полезным для Российской Федерации может оказаться опыт Германии. Как федеративное государство она прошла различные стадии политического и экономического устройства, не раз поднималась из разрухи, вызванной мировыми войнами, выросла в экономически мощное рыночное государство с выраженной социальной ориентацией.
В любой стране с федеративным устройством центральной проблемой является разграничение полномочий центральной власти и субъектов федерации и распределение финансовых источников для их осуществления.
Закрепление права сбора таможенных пошлин и акцизов, положило начало созданию общего экономического пространства. Но для финансирования общих расходов этого было не достаточно. Источником средств явились доходы от почтового и телеграфного ведомства и матрикулярные взносы отдельных земель, имевшие характер подушного налога. Для покрытия чрезвычайных потребностей предусматривалась возможность прибегнуть к займам.
Германия – одна из немногих стран, где применяется не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли, как, например, Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн–Вестфалия, перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям, таким, как Саксония, Шлезвиг–Гольштейн. Это явилось итогом многолетнего развития налоговой системы8.
Основные виды налогов в Германии: подоходный налог на физических лиц, налог на корпорации, налог на добавленную стоимость, промысловый налог, налог на имущество, поземельный налог, налог, уплачиваемый при покупке земельного участка, страховые взносы, налог с наследства и дарения, автомобильный налог, налог на содержание пожарной охраны, акцизы на кофе, сахар, минеральные масла, винно–водочные и табачные изделия, таможенные пошлины, сборы, идущие на развитие добычи нефти и газа на территории Германии.
Налог на имущество предприятий подвергается в Германии серьезной критике. Фактически оно подлежит тройному обложению: промысловым налогом, поземельным налогом и налогом на собственность. В отличие от других местных налогов данный налог нельзя относить на издержки производства и вычитать из налогооблагаемой прибыли. Он подлежит уплате даже в том случае, если фирма завершит финансовый год с убытками.
Подоходный налог в Германии прогрессивен. Его минимальная ставка – 19%, максимальная – 53%. Необлагаемый минимум – 1 536 марок в месяц для одиноких и 3 072 марки для семейных пар. Далее идут налоговые льготы на детей, возрастные льготы, льготы по чрезвычайным обстоятельствам (болезнь, несчастный случай). Например, у лиц, достигших возраста 64 лет, необлагаемый минимум увеличивается до 3 700 марок. У лиц, имеющих земельный участок, не облагаются подоходным налогом 4 750 марок. Максимальная ставка налога применяется к гражданам, чей доход превышает 120 тыс. марок, а для семейной пары – 240 тыс. марок.
ГЛАВА III Сравнительная характеристика налоговой системы России и зарубежных стран
1. Общие принципы
реформирования налоговых
Вопросы налогообложения являются одними из основных во внутренней политике любого государства. Проекты налоговых изменений и реформ составляют весомую часть предвыборных программ ведущих политических партий. Совершенствование налоговых систем всегда выдвигается в качестве приоритетных задач любого правительства в развитых странах. Противоречие между потребностями увеличения налоговых доходов и необходимостью создания благоприятных условий для национального предпринимательства выступает основной причиной изменений в сфере налогообложения.
Пересмотр норм налогового законодательства во всех развитых странах осуществляется в соответствии с действующими процедурами по утверждению законов. В большинстве стран изменение норм налогового права невозможно не только в текущем финансовом году, но и в году наступающем. Во всех странах действуют нормы, в соответствии с которыми обязательно должен существовать длительный период между моментом принятия каких–либо налоговых изменений и моментом вступления их в силу.
Правовой характер взаимоотношений государства и налогоплательщиков может существовать только в странах, где невозможно издание актов правового характера в сфере налогообложения отдельными государственными учреждениями. В правовом государстве все взаимоотношения налогоплательщиков и государства могут регулироваться только законами.
Правительство имеет право лишь предлагать какие–либо изменения, но силу закона эти изменения могут принимать лишь после их утверждения высшим законодательным органом. Принцип правовых взаимоотношений предполагает также взаимную ответственность сторон в сфере налогового права.
Вероятно, никто и никогда не создаст налоговую систему, которая подходила бы для всех налогоплательщиков и всеми гражданами страны воспринималась как справедливая. Но законодатель любой страны должен стремиться к тому, чтобы не допустить значительной неравномерности в распределении тяжести налогового бремени по разным категориям налогоплательщиков, различающихся по социальному составу, роду занятий, месту жительства и т.д., а также не допустить разного уровня налогообложения лиц с приблизительно равными доходами. Пропорциональность изымаемых с помощью налогов доходов разных категорий населения не должна быть обязательной целью законодателя, тем не менее, значительные диспропорции являются нежелательными9.
Одним из важнейших принципов построения налоговых систем является принцип равенства налогоплательщиков перед законом. Про этот принцип можно сказать, что он неуклонно соблюдается в подавляющем большинстве развитых и богатых стран и практически всегда нарушается в неразвитых и бедных странах. Под равенством налогоплательщиков понимаются их общие и равные права и ответственность в сфере налогообложения. Ни для кого не должны предусматриваться такие права или ответственность, которые не могли бы быть распространены на других. Нарушение принципа равенства налогоплательщика перед законом проявляется в налоговой дискриминации, которая может выражаться по половому, расовому, национальному, сословному, возрастному или иным признакам.
К наиболее грубым проявлениям налоговой дискриминации относятся индивидуальные налоговые льготы, т.е. какие–либо преимущества, предоставляемые не категории налогоплательщиков, а определенному лицу или определенным лицам. Запреты на предоставление индивидуальных льгот содержатся в законодательстве подавляющего большинства стран.
Равные права при равной ответственности всегда стремятся получить солидные предприниматели и инвесторы, начиная экономическую деятельность в другой стране. Наличие особого режима налогообложения для предприятий с иностранными инвестициями или определенных специфических льгот всегда настораживает иностранного инвестора. Даже в тех случаях, а часто именно в тех случаях, когда особый режим налогообложения выглядит более привлекательным по сравнению с обычным режимом для национальных предприятий, инвестор ожидает либо особого режима контроля, либо запретов на определенные виды деятельности или операции, либо того и другого вместе.
К числу основных принципов построения цивилизованной налоговой системы можно отнести также принцип доступности и открытости информации по налогообложению, а также информации о расходовании средств налогоплательщиков. Открытость и доступность информации по всем вопросам налогообложения представляет самый жесткий принцип, он должен выполняться неукоснительно. Суть его заключается в том, что не должно существовать ни одного документа по вопросам налогообложения, который был бы недоступен любому налогоплательщику. Применение этого принципа на практике означает обязанность налоговых органов предоставлять любую информацию по вопросам регламентации налоговой сферы любому лицу, пожелавшему ее получить. В развитых странах налоговые органы бесплатно показывают все источники права по налогам, дают разъяснения и необходимые консультации. Плата может взиматься лишь при предоставлении таких дополнительных услуг, как перевод информации на другой носитель, либо при составлении тематических подборок, однако и эти виды услуг, как правило, тоже бесплатны10.
2. Сравнительная
характеристика налоговой
Налоговые системы развитых зарубежных стран современную структуру приобрели в результате налоговых реформ, проведенных после окончания Второй мировой войны и в 80-е гг. прошлого века. Преобразования налоговых систем проходили по принципу "лучше низкие ставки и мало льгот, чем высокие ставки и множество исключений". Налоговые системы западноевропейских стран и Соединенных Штатов
Тенденция к экономическому объединению, расширение международных хозяйственных связей, стремление избежать двойного налогообложения способствуют этому процессу. В то же время в каждой стране есть особенности, которые иногда можно перенимать, а иногда полезно просто знать, порой с целью избежать уже выявленных другими ошибок.
Таблица 1
Сравнительный анализ ставок на виды налогов
Информация о работе Сравнительная характеристика налоговых систем России и развитых зарубежных стран