Сравнительная характеристика налоговых систем России и развитых зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 13:07, курсовая работа

Краткое описание

Налоговая система Российской Федерации проходит в настоящее время стадию становления, что существенно затрудняет ее анализ. На практике заметно очевидное несоответствие между высоким качеством нормативно – законодательного обеспечения системы налогообложения на его высшем уровне (НК РФ), более низким уровнем руководящих методических материалов (особенно в части определения налогооблагаемой базы основных налогов) и критически низкой налоговой дисциплиной, которая фактически дезавуирует всю систему в целом. В этой ситуации следует точно определить, что должно являться объектом анализа: реальное положение дел или формальная сторона функционирования налоговой системы.

Содержание

Введение ____________________________________________________ стр. 3
Глава I. Понятие налоговой системы. Организация налоговой системы Российской Федерации
1. Понятие и сущность налога. Понятие налоговой системы _________ стр. 5
2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации ______ стр. 7
3. Виды налогов в РФ _________________________________________ стр. 13
Глава II. Современное европейское налогообложение (на примере Великобритании, Франции, Германии)
1. Налоги Великобритании _____________________________________ стр. 15
2. Налоги Франции ___________________________________________ стр. 18
3 Налоги Германии ___________________________________________ стр. 20
ГЛАВА III Сравнительная характеристика налоговой системы России и зарубежных стран
1. Общие принципы реформирования налоговых систем ___________ стр. 23
2. Сравнительная характеристика налоговой системы России и зарубежных стран _______________________________________________________ стр. 26
Заключение _________________________________________________ стр. 30
Список литературы ___________________________________________ стр. 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

 

Вид налога

Ставка в РФ %

Ставка в Великобритания %

Ставка во Франции %

Ставка в Германии %

НДС

18

20

19.6

19

Подоходный налог

13

0-45

До 50

14—47,5 

Налог на прибыль

20

 

10,52-47

 

Налог на имущество

Не более 2,2

 

свыше 800.000 евро

отменен


Проведем сравнительный анализ систем налогообложения таких развитых стран, Великобритания, Германия, Франция. (Выбор  исследуемых стран обусловлен показателями их ВВП на душу населения.)

Фискальная функция присуща  всем налогам, без выполнения этой функции  система налогообложения теряет всякий смысл. При формировании эффективной  фискальной системы необходимо выполнение таких условий, как относительная  простота расчетов и легкость сбора  налогов, сохранение стабильности, система  препятствий на путях уклонения  от выплаты тех или иных налогов. Налоговые системы зарубежных развитых стран указанную функцию выполняют  достаточно успешно11.

Социальная функция в самом  общем виде направлена на соблюдение при налогообложении принципов  социальной справедливости12.

Производственно-стимулирующая функция  требует от налоговой системы  функционирования таким образом, чтобы  как минимум не подрывать стимулы  к производственной или, шире, к экономической  деятельности, а в лучшем случае усиливать эти стимулы. Для сравнения  эффективности налоговых систем зарубежных стран исходя из выполнения ими данной функции были проанализированы налоги на корпорации в каждой из выбранных  стран.

Современные ставки налога на прибыль  в большинстве развитых странах  колеблются от 30 до 40 %. Однако, необходимо учитывать и льготы по налогу, которые  весьма различаются по странам и  оказывают существенное влияние  на сумму налога.

Налоговая система Великобритании, являясь довольно сложной, определяет более льготные условия налогообложения  по сравнению с большинством других европейских стран за счет значительно  более низких обязательных социальных налогов при стимулировании добровольных взносов и сбережений и несколько  более низких ставок подоходных налогов  с корпораций и физических лиц13.

Францию среди развитых стран отличает высокая доля налоговых поступлений  в валовом внутреннем продукте и  взносов в фонды социального  назначения. Налоговая система Франции  является жесткой по отношению к  физическим лицам и семьям, имеющим  высокие душевые доходы, но применение значительных вычетов из базы индивидуального  подоходного налога приводит к снижению его вплоть до нуля для бедных слоев  населения.

Для предприятий малого бизнеса  установлены одни из самых высоких  налогов и обязательных отчислений. В целом, можно заключить, что  налоговая система Франции по сравнению налоговыми системами  США и Великобритании является более  жесткой по отношению к корпорациям  и личным доходам граждан.

Значение льгот в налогообложении  прибыли весомо для большинства  стран и в количественном отношении. Общая ставка налога на нераспределенную прибыль в Германии при вычете из нее той части  промыслового налога, которая, по сути, является налогом на капитал, и льгот  снижается примерно на 16%.

В целом поиски оптимального сочетания  фискальной и производственно-стимулирующей  функций в налоге на прибыль привели  к достаточно умеренному его значению в общих налоговых поступлениях, особенно по сравнению с такими налогами как индивидуальный подоходный налог  и косвенные налоги на потребление.

Наиболее эффективны в рассматриваемом  аспекте, на наш взгляд, налоговые  системы Великобритании. Несмотря на определенные различия в  системах налогообложения этих стран, умеренные ставки налога на прибыль  корпораций и весомые льготы обеспечивают благоприятные условия для развития бизнеса.

В таких странах, как Германия, Франция  ставки налога на прибыль корпораций колеблются в пределах 14% - 47%, а значение налоговых льгот не столь велико. В основном они используются для  стимулирования создания новых предприятий, стимулирования инвестиций, связанных  с внедрением техники и технологии экологического типа, с экономией  в потреблении энергии, воды, а  также для ускорения развития экономически отсталых регионов.

Таким образом, модернизация налоговой  системы Российской Федерации должна быть ориентирована на выделение  наиболее эффективных элементов  из налоговых систем рассмотренных  стран. Однако с точки зрения одновременного учета требований оптимального бюджетного федерализма следует ориентироваться на построение налоговых систем в Германии, где налоговая система "инкорпорирована".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Одним из принципиально важных направлений совершенствования любой системы вообще и системы налогообложения в частности является ее содержательный анализ, который направлен на выявление сильных и слабых сторон системы во всех аспектах ее изучения: функциональном, элементном и организационном. При проведении такого анализа целесообразно, на наш взгляд, использовать метод сравнения данной системы с ее аналогами для сопоставления отдельных системных характеристик и определения их соответствия целям и задачам анализируемого объекта.

Важным положением предлагаемого подхода к сравнительному анализу систем налогообложения федеративных (по существу) государств является то, что возможность применения в российской налоговой практике тех или иных элементов, методов, структурных решений в обязательном порядке должна оцениваться с учетом реально сложившегося уровня социально – экономического развития конкретных стран, особенностей протекания социально – экономических процессов, а также (что, по нашему мнению, особенно важно) целей и задач (причем не только экономических, но и политических), которые стоят перед данным государством.

Совокупность вышеперечисленных характеристик определяет адекватность применяемой системы налогообложения исходя как из принципов, положенных в ее основу, так и из конкретных способов ее реализации. При этом следует иметь в виду, что сложная социально – экономическая система, элементом которой является система налогообложения, обладает достаточно высокой динамикой изменений (которые на отдельных периодах ее развития могут носить не только прогрессивный, но и регрессивный характер, о чем свидетельствует опыт  проведения экономических реформ в России), что требует соответствующего регулирования налогового процесса в оперативно, стратегическом и тактическом режимах.

Налоговая система Российской Федерации проходит в настоящее время стадию становления, что существенно затрудняет ее анализ. На практике заметно очевидное несоответствие между высоким качеством нормативно – законодательного обеспечения системы налогообложения на его высшем уровне (НК РФ), более низким уровнем руководящих методических материалов (особенно в части определения налогооблагаемой базы основных налогов) и критически низкой налоговой дисциплиной, которая фактически дезавуирует всю систему в целом. В этой ситуации следует точно определить, что должно являться объектом анализа: реальное положение дел или формальная сторона функционирования налоговой системы. По нашему мнению, именно первый объект позволяет наиболее адекватно оценить действующую налоговую систему как важнейший элемент национальной экономики, но вместе с тем это ставит под сомнение абсолютную корректность использования в ходе анализа количественных характеристик, поскольку уровень налоговых ставок не определяет в полной мере фискальную и экономическую значимость того или иного вида налога, а размер и доля налоговых платежей в структуре налоговых доходов обусловлены не только начисленными суммами14.

Инвестиционный потенциал налоговой системы России включает такие элементы, как ускоренная амортизация, льготы по налогу на прибыль, идущую на развитие хозяйствующего субъекта, и возможность получения инвестиционного налогового кредита. Однако использование этих рычагов стимулирования инвестиций на практике затруднено, во-первых, излишне сложной административной процедурой их задействования и, во-вторых, общей тенденцией завышения издержек для уклонения от уплаты налогов.

Региональный потенциал системы налогообложения Росси следует оценивать с двух точек зрения: во – первых, требования НК РФ оставляют весьма ограниченные возможности для проведения хотя бы в узких пределах самостоятельной региональной налоговой политики, а во-вторых, отдельные автономные территории получают значительные налоговые льготы, которые оформляются вне рамок налогового законодательства. Последнее обстоятельство означает, что наличие возможностей регионального стимулирования является не сильной, а слабой стороной налоговой системы.

Отраслевой потенциал как элемент российской системы налогообложения представлен фактически только практикой   ее функционирования, которая свидетельствует о том, что предоставление отраслевых налоговых льгот имеет бессистемный характер и часто лишено экономического смысла, что позволяет предложить их лоббистский характер.

Конкурентный потенциал данной системы следует признать весьма низким (отсутствует даже такой его механизм, как прогрессивное налогообложение доходов предприятий), о чем свидетельствует, например, чрезмерно высокий общий уровень монополизации в экономике.

Таким образом, очевидно, что у нашей страны имеются значительные резервы в повышении инвестиционного, отраслевого и конкурентного потенциала налоговой системы, а также повышения её фискальной функции в части доходов физических лиц и налогообложения собственности. Эти задачи, возможно, будут решаться в процессе дальнейшего развития и совершенствования налоговой системы Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Конституция Российской Федерации  от 12.12.1993 (принята всенародным голосованием 12.12.1993) СЗ РФ.2009. № 4. ст. 445.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.11.2013) СЗ РФ. 1998. ст. 3824.

3. Федеральный закон от 02.12.2013 N 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»// СПС Консультант плюс (не вступил в законную силу)

4. Балабин В.И. Налоговое право: теория, практика, споры. - М.: Экономика, 2007.

5. Глухо В.В., Дольдэ И.В. Налоги: теория и практика. Учебное пособие. - СПб.: Специальная Литература, 2006. - 286с.

6. Гуреев В.И. Российское налоговое право. – М.: ОАО «Издательство «Экономика», 2007.

7. Гуров А.А. Анализ понятия "налоговая система Российской Федерации" // Российский следователь. 2009. N 20. С. 29 - 30.

8. Жигачев А.В. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации как источник налогового права // СПС КонсультантПлюс. 2010.

9. Иншина Р.С. Налоговая система России на современном этапе и основные направления налоговой политики РФ // СПС КонсультантПлюс. 2010.

10. Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных  стран: вопросы теории и практики. - М.: Изд-во «Манускрипт», 2005.

11. Куксин И.Н. Налогообложение и налоговая политика в России. – М.: Граница, 2007.

12. Мартинез Вагез Хорхе, Мак Наб Роберт. Налоговые системы стран, осуществляющих переход от плановой экономики к рынку. – Атланта: Университет штата Джорджия, 2007.

13. Мещерякова О. Налоговые системы развитых стран мира. Справочник – М.: Фонд «Правовая культура», 2005.

14. Мутулова С.С. Прозрачность налоговой системы в России и проблема парафискалитетов // Налоги. 2012. N 6. С. 7 - 9.

15. "Налоги" (журнал), 2006, N 1

16. Налоговая система России: Учеб. Пособие под ред. Д.Г. Черника, А.З. Дадашева. - М.: АКДИ, 2008. - 296с.

17. Налоговый кодекс в системе источников налогового права России (к итогам кодификации налогового законодательства (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)

18. Основы налоговой системы (второе издание) / под ред. Д.Г. Черник, А.П. Починок, В.П. Морозов. – М.:ЮНИТИ, 2007.

19. И.Г.Русакова, В.А.Кашин и др. Налоги и налогообложение. Уч. пособие. М.: ЮНИТИ, 2000г. - 493с.

20. Сутыркин С.Ф., Погорлецкий А.И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике. – М.: ДС «Экспресс ИНК», 2007.

21. Семенихин В.В. Отпуск и налог на прибыль // Налоги. 2013. N 30. С. 7 - 13.

22. Семенихин В.В. Страховые взносы и УСН, специальные тарифы, в том числе при применении ЕНВД, и Письмо N 15-03-11/08-16893 // Налоги. 2013. N 29. С. 9 - 17.

23. Соколова Э.Д. Проблемы совершенствования правового регулирования налоговой системы России // Финансовое право. 2012. N 1. С. 33 - 36.

24. Лермонтов Ю.М. Совершенствование специальных налоговых режимов: государство стимулирует развитие малого бизнеса: Практический комментарий к Федеральному закону от 25.06.2012 N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс. 2012.

Информация о работе Сравнительная характеристика налоговых систем России и развитых зарубежных стран