Стратегическая деятельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы определена тем, что любая организация, начиная с момента начала её существования и до полного прекращения деятельности взаимодействует с внешней средой. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде – основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев – это условие выживания и развития. Организации должны, с одной стороны, постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Понятие, сущность внешней среды организации 5
1.2. Влияние внешней среды на организацию 11
1.3. Влияние внешней среды прямого воздействия на организацию 14
1.4. Влияние внешней среды косвенного воздействия на организацию 18
2. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 24
2.1. Краткая характеристика ООО «Тандем» 24
2.2. Характеристика факторов внешней среды 25
2.3. Анализ поставщиков 28
2.4. Маркетинг 29
2.5. Кадры ………………………………………………………………………...30
2.6. Финансы и учет 31
2.7. Матрица SWOT, матрицы возможностей и угроз 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

экономика предприятия.docx

— 69.05 Кб (Скачать файл)

Состояние экономики. Руководство также должно уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Например, если прогнозируется инфляция, руководство может пойти на увеличение запасов ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда, чтобы сдержать рост издержек. Оно также может решить сделать заем, так как при наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле. Состояние экономики может сильно повлиять на возможности получения организацией капитала, так как при ухудшении экономической обстановки банки ужесточают условия получения кредита и повышают ставки процента. Так же, при снижении налогов происходит увеличение массы денег, которые люди могут потратить на цели не первой необходимости и, тем самым, способствовать развитию бизнеса. То или иное конкретное изменение состояния экономики может оказать положительное воздействие на одни и отрицательное воздействие на другие организации. Организации, ведущие дела во многих странах, зачастую считают состояние экономики особо сложным и важным для себя аспектом. Так, колебания курса доллара относительно валют других стран могут стать причиной мгновенного обогащения или обнищания фирмы.

Социокультурные факторы. Любая организация функционирует, по меньшей мере, в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, и прежде всего, жизненные ценности, традиции, установки, влияют на организацию. Так, например, в системе ценностей американского общества дача взятки для получения выгодного контракта или политических выгод, распространение порочащих конкурента слухов считаются действиями неэтичными и аморальными, даже когда их нельзя рассматривать как противозаконные. Однако, в некоторых других странах такая практика может считаться вполне нормальной. На основании специальных исследований было показано, что изменяются и ценностные установки рабочих. В целом, сравнительно молодые рабочие хотят иметь больше независимости и социального взаимодействия на работе. Многие рабочие и служащие стремятся к работе, которая требует большей гибкости, обладает большей содержательностью, не ущемляет свободу и пробуждает в человеке самоуважение. Многие современные работники не считают, что всю свою трудовую жизнь проведут в одной организации. Эти установки становятся особенно важными для менеджеров в отношении их основной функции - мотивации людей с учетом целей организации. Эти факторы обусловили и появление должности по общественным проблемам корпорации. Социокультурные факторы влияют также на продукцию или услуги, являющиеся результатом деятельности компании. Хорошим примером может служить производство одежды. Другой пример - это страсти по поводу АЭС, которые резко отрицательно сказались на многих, связанных с этим фирмах. От социокультурных факторов зависят и способы ведения своих дел организациями. Например, общественное мнение может оказать давление на фирму, имеющую связи с порицаемыми в обществе организациями, группировками, возможно, и странами. От представлений потребителей о качественном обслуживании зависит повседневная практика магазинов розничной торговли и ресторанов. Результатом социокультурного воздействия на организации стало растущее внимание к социальной ответственности. По замечанию Р. Джоунса, бывшего председателя правления фирмы “Дженерал Электрик”, организации должны быть в состоянии предугадывать изменение ожиданий общества и обслуживать их более эффективно, чем конкуренты. А это означает, что сама корпорация должна изменяться, сознательно трансформируясь в организацию, приспособленную к новой среде.8

Политические факторы. Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей особое значение. Один из них - позиция администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Эта позиция влияет на такие действия правительства, как налогообложение доходов, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, требования в отношении практики найма рабочей силы, законодательство по защите потребителей, стандарты на безопасность, на чистоту окружающей среды, контроль цен и заработной платы и т.п.Другой элемент политической обстановки - это группы особых интересов и лоббисты. Все учреждения госрегулирования являются объектами внимания лоббистских групп, представляющих организации, на которых сказываются решения этих учреждений. Большое значение для компаний, ведущих операции или имеющих рынки сбыта в других странах, имеет фактор политической стабильности. Для иностранного инвестора или для экспорта продукции политические изменения могут привести к ограничению прав собственности для иностранцев (или даже к национализации) или установлению специальных пошлин на импорт. Баланс платежей или проблемы с обслуживанием внешнего долга могут затруднить получение денег, вывозимых в качестве прибыли. С другой стороны, политика может измениться в сторону, благоприятную для инвесторов, когда возникает потребность в притоке капитала из-за рубежа. Установление дипломатических отношений может открыть путь на новые рынки.

Отношения с местным населением. Для всякой организации, как фактор среды косвенного воздействия, первостепенное значение имеет отношение к ней местного населения, той общественной среды, в которой организация функционирует. Организации должны прилагать целенаправленные усилия для поддержания хороших отношений с местным сообществом. Эти усилия могут выражаться в форме финансирования школ и общественных организаций, благотворительной деятельности, в поддержке молодых дарований и т.п.

Международные факторы. Внешняя среда организаций, действующих на международном уровне, отличается повышенной сложностью. Это обусловлено уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну. Экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законы, государственные учреждения, политическая стабильность, уровень технологического развития отличаются в разных странах. При осуществлении функций планирования, организации, стимулирования и контроля эти различия должны приниматься во внимание. Так же следует учитывать и международные факторы:9

  • Изменение валютных курсов;
  • Политические решения стран-инвестеров;
  • Принимаемые решения международных картелей

Таким образом, факторы среды косвенного воздействия обычно не влияют на операции организаций также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Это: Технология, состояние экономики, политические факторы, социо-культурные факторы, международные факторы, отношения с местным населением, экология и др.

 

2. Стратегическая деятельность  предприятия

2.1. Краткая характеристика ООО  «Тандем»

 

В качестве объекта исследования я выбрала  предприятие ООО «Тандем» торговой сети магазинов «Грант». Данное предприятие  занимается продажей бытовой химии, косметики и парфюмерии.

Предприятие торговой сети «Грант» было основано в 2004 г. в городе Петрозаводске, а с 2006 года стали открываться филиалы в других регионах России.

Целью и  предметом деятельности предприятия  является продажа товаров в розницу.

ООО «Тандем» сеть магазинов «Грант» занимает территорию 1000 метров в городе Петрозаводске. На этой территории располагается 2-этажное административное здание. Предприятие имеет склад - привозной продукции (товары бытовой химии, реализуемые в магазинах «Грант»). Уставный капитал ООО «Тандем» составляет 17 млн. руб.

Руководство торговой сети «Грант» в целях  контроля за работой предприятия  и его сотрудников проводит различные  собрания и проверки, такие как:

  • совет директоров (проводится 2 раза в неделю; обсуждаемая тема: стратегические планы развития предприятия);
  • планерка (проводится 2 раза в неделю; участвуют: генеральный директор, начальники всех отделов; обсуждаемая тема: текущая деятельность предприятия);
  • производственное собрание (проводится 1 раз в 2 недели; участвуют: генеральный директор и коммерческий директор, обсуждаемая тема: развитие производства, разработка и внедрение новых видов продукции).

На предприятии  работает специалист, занимающийся стратегическим планированием. Он разрабатывает план работы предприятия на год, рассчитывает экономические и финансовые показатели деятельности торговой сети. В его обязанности входит также определение оптимального объема продаж для увеличения прибыли предприятия.

Стратегической  целью деятельности предприятия  является ежегодный рост продаж товаров  на 15%.

2.2. Характеристика факторов внешней среды

 

Любое предприятие  находится и функционирует в  среде. Каждое действие предприятия  возможно только, если среда допускает  его осуществления. Но условия нахождения предприятия постоянно изменяются. Это обусловлено многообразием  отношений, складывающихся между ним  и различными экономическими субъектами. Совокупность этих отношении и составляет понятие внешней среды, которая  во многом определяет характер деятельности предприятия. Для того чтобы определить стратегию поведения предприятия  и провести ее в жизнь, необходимо иметь углубленное представление  о внешней среде, о тенденциях ее развития и месте, занимаемом в  ней предприятием. Внешняя среда  в стратегическом управлении рассматривается, как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружения и непосредственного окружения.10

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего  потенциала на должном уровне. Организация  находиться в состоянии постоянного  обмена с внешней средой, обеспечивая  тем самым себе возможность выживания. Задача стратегического управления состоит в обеспечении взаимодействия организации со средой, которое позволяло  бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения целей.

Для результативного  изучения состояния компонент макроокружения к организации создается специальная  система отслеживания внешней среды. Данная система должна осуществлять как поведение специальных наблюдений, связанных с какими-то особыми  событиями, так и поведение регулярных (обычно раз в год) наблюдений за состоянием важных для организации  внешних факторов. Проведение наблюдений может осуществляться множеством различных  способов. Наиболее распространенными  способами наблюдений являются:11

  • анализ материалов опубликованных в периодической печати;
  • анализ опыта деятельности предприятия;
  • изучение мнения сотрудников организации;
  • проведение собраний и обсуждений внутри организации.

Изучение  компонент макроокружения не должно заканчиваться только констатацией того, в каком состоянии они  пребывали или пребывают сейчас.

Важно также  вскрыть тенденции, которые характерны для изменения состояния отдельных  факторов и попытаться предсказать  тренды развития этих факторов, чтобы  предвидеть то, какие угрозы могут  ожидать организацию и какие  возможности могут открыться  перед ней в будущем.

Система анализа макроокружения дает необходимый  эффект: если она поддерживается макроокружения, тесно связана с системой планирования в организации и, наконец, если работа аналитиков, работающих в этой системе, сочетается с работой специалистов по стратегическим вопросам, которые  в состоянии проследить связь  между данными о состоянии  макроокружения и стратегическими  задачами организации и оценить  эту информацию с точки зрения угроз и дополнительных возможностей реализации стратегии организации.

Изучение  непосредственного окружения организации  направленно на анализ состояния  тех составляющих внешней среды, с которыми организация находиться в непосредственном взаимодействии.

Анализ  покупателей.

Анализ  покупателей как компоненты непосредственного  окружения предприятия в первую очередь имеет своей задачей  составление профиля тех, кто  покупает продукт, реализуемый предприятием. Изучение покупателей позволяет  организации лучше уяснить то, на какой объем продаж можно рассчитывать, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько  можно расширить круг потенциальных  покупателей, что ожидает продукт  в будущем и много другое.

Профиль покупателя может быть составлен  по следующим характеристикам:12

  • географическое местоположение;
  • демографические характеристики (возраст, образование, сфера деятельности и т.п.);
  • социально-психологические характеристики (положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и т.п.);
  • отношения покупателя к продукту (почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оценивает продукт и т.п.).

Изучая  покупателя, предприятие также уясняет  для себя, насколько сильны его  позиции по отношению к ней  в процессе торга.

Существует  ряд факторов, определяющих торговую силу покупателя, которые обязательно  должны быть вскрыты и изучены  в процессе анализа. К числу таких  факторов относятся:

  • соотношение степени зависимости покупателя от продавца со степенью зависимости продавца от покупателя;
  • объем закупок, осуществляемых покупателем;
  • уровень информированности покупателя;
  • наличие замещающих продуктов;
  • стоимость для покупателя перехода к другому продавцу;
  • чувствительность покупателя к цене, зависящая от общей стоимости осуществляемых им закупок, от его ориентации на определенную марку, от наличия определенных требований к качеству товара, от величины его дохода.

Сбыт  товаров торговой сети «Грант» осуществляется через магазины.

2.3. Анализ поставщиков

 

Анализ  поставщиков направлен на выявление  тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различными товарами,

Поставщики  товаров, если они обладают большой  конкурентной силой, могут поставить  организацию в очень высокую  зависимость от себя. Поэтому при  выборе поставщиков важно, глубоко  и всесторонне изучить их деятельность и их потенциал, с тем, чтобы суметь построить такие отношения с  ними, которые обеспечивали бы организации  максимум силы во взаимодействии с  поставщиками.

Информация о работе Стратегическая деятельность предприятия