Стратегическая деятельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы определена тем, что любая организация, начиная с момента начала её существования и до полного прекращения деятельности взаимодействует с внешней средой. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде – основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев – это условие выживания и развития. Организации должны, с одной стороны, постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Понятие, сущность внешней среды организации 5
1.2. Влияние внешней среды на организацию 11
1.3. Влияние внешней среды прямого воздействия на организацию 14
1.4. Влияние внешней среды косвенного воздействия на организацию 18
2. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 24
2.1. Краткая характеристика ООО «Тандем» 24
2.2. Характеристика факторов внешней среды 25
2.3. Анализ поставщиков 28
2.4. Маркетинг 29
2.5. Кадры ………………………………………………………………………...30
2.6. Финансы и учет 31
2.7. Матрица SWOT, матрицы возможностей и угроз 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

экономика предприятия.docx

— 69.05 Кб (Скачать файл)

Конкурентная  сила поставщиков зависит от следующих  факторов:

  • уровень специализированности поставщика;
  • величина стоимости для поставщика переключения на других клиентов;
  • степень специализированности покупателя в приобретении определенных ресурсов;
  • концентрированность поставщика на работе с конкретными клиентами;
  • важность для поставщика объема продаж.

При изучении поставщиков товаров в первую очередь следует обращать внимание на следующие характеристики их деятельности:

  • стоимость поставляемого товара;
  • гарантия качества поставляемого товара;
  • график поставки товаров;
  • пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки товара.

ООО «Тандем» сеть магазинов «Грант» поставляются: моющие и чистящие средства, детские  подгузники, средства женской гигиены, средства по уходу за волосами, средства по уходу за телом, стиральные порошки, средства по уходу за полостью рта, а также косметические средства. Следующими фирмами: «Procter&Gamble»; «Schwarzkopf&Henkel»; «Unilever»; ЗАО «Невская косметика»; Концерн  «Калина»; «Colgate-Palmolive»; «Nivea»; «Косметика XXI века»; «L`OREAL»; «WELLA»; «ORAL B»; «Gillette»; «ARKO»; «JOHNSON&JOHNSON», ЗАО «Аист», Ангарский  завод бытовой химии (Ангарск), ЗАО  «Весна».

2.4. Маркетинг

 

На предприятии  имеется отдел маркетинга во главе  с начальником отдела маркетинга. Отдел маркетинга занимается изучением  рынка, маркетинговыми исследованиями.

Доля  рынка торговой сети «Грант» составляет около 20%.

Продукция торговой сети «Грант» пользуется спросом  у потребителей среднего и старшего возраста со средним и низким уровнем  доходов. Продаваемые в магазинах  товары пользуется спросом, так как  они хорошего качества, приемлемые по стоимости, существует доверие покупателей  к предприятию. Руководство предприятия  активно старается увеличить  объем продаж своей продукции.

Также в  целях увеличения прибыли в торговой сети проводятся различные акции.

Для улучшения  информированности потребителей о  продаваемых товарах руководство  предприятия использует различные  средства воздействия. Одним из самых  важных средств является реклама. Руководство  торговой сети «Грант» проводит рекламную деятельность с помощью телевидения, радио, выпуском газет и листовок.

2.5. Кадры

 

Общая численность  работников торговой сети «Грант» составляет 3000 тысячи человек. В основном, это  квалифицированные работники, давно  работающие на предприятии.

На предприятии  выплачиваются разного рода материальные вознаграждения (к праздникам, на юбилейный  день рождения работника). Сотрудники, которые отработали, на предприятии  более 2 лет получают, премию.

На сегодняшний  день текучесть персонала в целом  по предприятию небольшая, это связано  в первую очередь с тем, что  на предприятии увеличилась заработная плата.

График  работы магазинов «Грант»: с 8 до 21 часа все дни недели.

Персонал  магазина работает в две смены. По КЗоТу работник должен отработать в  месяц 22 дня и 8 дней ему дается на отдых. Но из-за нехватки продавцов, персонал магазина может работать длительное время без выходных дней. Из-за этого  появляется недовольство работников условиями  труда, и они увольняются.

Парадокс  заключается в том, что занять вакантные места продавцов, приходит очень много желающих. Несколько  дней они следят за работой продавцов  непосредственно в магазине. Но, пообщавшись с недовольными условиями  труда продавцами, они бросали  работу.

Также от выполнения плана продаж напрямую зависит  величина их заработной платы.

Заработная  плата всего персонала также  зависит от выполнения плана. План составляется на основе анализа продаж на каждом филиале.

Фиксированная заработная плата продавцов составляет 7000 руб. за 22 рабочих дня.

2.6. Финансы и учет

 

Предприятие имеет возможности привлечение  долгосрочного и краткосрочного капитала. Оно осуществляет разумную налоговую политику - задолженности  по налогам практически не имеет.

Предприятие использует две системы оплаты за продукцию. В основном это предоплата. Но для постоянных клиентов существует отсрочка платежа.

С 2007 года на предприятии внедрена система  жесткого бюджетирования. То есть на месяц  составляются все доходы и расходы  предприятия, проводится планирование поступления и выбытия денежных средств.

Слабым  местом финансового состояния предприятия  является то, что кредиторская задолженность  превышает дебиторскую.

Проанализировав финансовые показатели предприятия  можно сделать вывод о том, что торговая сеть «Грант» имеет  устойчивое финансовое положение за счет высокой доли собственных средств  в пассиве баланса, но высокие  затраты производственной деятельности, низкие уровни рентабельности продаж и рентабельности активов отражают низкую конкурентоспособность предприятия  в отрасли. Хотя по некоторым основным финансовым показателям, таким как  рентабельность продаж и рентабельность активов намечаются положительные  тенденции.

 

2.7. Матрица SWOT, матрицы возможностей и угроз

 

Внешняя среда анализируется с точки  зрения возможностей и угроз. Внутренняя – с точки зрения сильных и  слабых сторон. В результате в SWOT-матрице образуется четыре поля.

1. Поле  СиВ (сильные стороны и возможности)  Определяет, какие возможности можно  реализовать за счет сильных  сторон.

2. Поле  СиУ (сильные стороны и угрозы) – за счет каких сильных  сторон можно устранить или  снизить действие угрозы.

3. Поле  СлВ (слабые стороны и возможности)  – От каких слабых сторон  можно избавиться в случае  реализации возможности.

4. Поле  СлУ (слабые стороны и угрозы) – от каких слабых сторон  нужно избавляться в первую  очередь, чтобы снизить действия  угроз.

Недостаток  SWOT-матрицы заключается в том, что она не учитывает степень важности каждого фактора.

Таблица 1

SWOT-матрица


 

 

Внешняя среда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внутренняя среда

 

Возможности

1. Ослабление позиций  конкурентов

2. Разработка и применение  новых технологий

3. Дешевая рабочая сила

 

Угрозы

А. Снижение издержек у конкурентов

Б. медленный рост рынка

В. Неблагоприятные курсы  валют или таможенная политика

Г. Высокая зависимость  от снижения спроса

Д.Неблагоприятные демографические  изменения

Е. Плохое социальное окружение

Ж. Плохая экология

З.Банкротство потребителей

И. Кадровый дефицит

К Появление новых операторов

1

2

3

1

2

3

Сильные стороны

1. Лидерство в ключевых  вопросах

2. Хорошая репутация

3. Признанный лидер рынка

4. Низкие издержки

5.Проверенный менеджмент

6. Хорошая кадровая служба

7.Легкоуправляемая структура

8. Резерв мощностей

9. Собственная научно  – исслед. база

10.Хорошее управление  качеством

Поле СиВ

1-А-Ослабить конкурентов

1-Б-Применять  новые,  более совершенные технологии

1-В-возможность увеличения  производства

2-А-Закрепиться на рынке  и увеличить долю в нем

3-А, 4-А Ослабить конкурентов

4-Б-Возможность совершенствования  и удешевления технологии

5-А-Хороший управленческий  потенциал может вывести в  абсолютные лидеры рынка

5-Б-Хороший управленческий  потенциал может дать толчок  развитию производства

6-Г-Эффективное управление  персоналом с низкими издержками

7-А,Б-Хорошая стратегическая  управляемость

8-А,В,Г-легкое увеличение  производства

9-А,Б-высокий потенциал  НИОКР

10-А-захват рынка за  счет качества  и разнообразия 

Поле СиУ

1-Б Возможность влияния  на рынок

1-Г Возможность влияния  на спрос

1-Е Возможность снизить  социальное напряжение

1-Ж Управление экологией

1-З Предотвращение путем  ценовой политики

1-И, 6-И Возможность обучения  и найма персонала

2-А Удержание кол-ва  продаж за счет  разнообразия  и качества продукции

3-А,Б,З Возможность влияния  на рынок

4-А,В Сохранение безубыточности

5-А,Д,Е,Ж возможность управлять  издержками, соц. сферой, экологией

7-А Легкая стратегическая  переориентация

9-А,Ж Совершенствование  своими силами

Слабые стороны

1. Перегруженность линий  (праздники, выходные дни)

2. Перегруженность менеджеров

3. Недостаток специалистов

Поле СлВ

1-А,Б Модернизация за  счет увеличения прибыли

3-АВозможность найма высокооплачиваемых  работников

4-А,Б,В Дополнительные  доходы на обучение персонала

5-А,Б Возможность увеличения  социальной поддержки и ориентации  на персонал

Поле СлУ

1-А,В,Ж,З Обновлять осн.  фонды 

2,3-И Нехватка менеджеров

4-А,В,Ж,З Пересмотреть  фин. Политику 

5-А,Д,Е,И Потеря персонала.  Наладить отношения в коллективе, иначе кризис может стать фатальным


 

Сформулируем  выводы по каждому стратегическому  полю SWOT-матрицы.

Поле  СиВ:13

1. За  счет лидерства  в ключевых  вопросах можно реализовать следующие  возможности:

- ослабить  позиции конкурентов на рынке;

- продолжать  разрабатывать и внедрять новые,  более прогрессивные технологии  и методы управления;

- разрабатывать   новые услуги и увеличить производство  услуг.

2. Хорошая  репутация на рынке может обеспечить  увеличение доли на рынке и  вытеснение конкурентов с него.

3. Лидерство  на рынке также дает возможность  ослабления конкурентов.

4. Низкие  издержки также являются конкурентным  преимуществом и дают возможность  дальнейшему совершенствованию  технологии и уменьшению издержек.

5. Проверенный  менеджмент может помочь в  борьбе с конкурентами и развитии  производства.

6. Хорошая  кадровая служба в сумме с  дешевой рабочей силой позволяет  эффективно распорядиться трудовыми  ресурсами с небольшими затратами  на это.

7. Легкоуправляемая  структура обеспечивает хорошую  стратегическую гибкость, что может  помочь в конкурентной борьбе  и разработке и внедрении новых  технологий.

8. Резерв  мощностей и дешевая рабочая   сила может обеспечить выход  на новые рубежи рынка и  потеснить на нем конкурентов.

9. Собственная  научно – исследовательская база - хорошая возможность для разработки  новых технологий и конкурентной  борьбы.

10. Хорошее  управление качеством позволяет  продукции успешно конкурировать  на мировом рынке.

Поле  СиУ:14

1. За  счет компетенции в ключевых  вопросах можно:

- влиять  на рынок различными механизмами  стимулируя спрос и развитие  потребления;

- методами  социальной политики снизить  напряжение в социальной сфере;

- компенсировать  кадровый дефицит путем найма  и обучения персонала.

2. Хорошая  репутация может помочь удержать  рынок при снижении издержек (и  цен) у конкурентов.

3. Компания - признанный лидер рынка, поэтому  есть возможность влиять на  него и смягчать такие негативные  угрозы, как снижение издержек  у конкурентов, медленный рост  рынка.

4. Низкие  издержки создают возможность  сохранения безубыточности бизнеса  даже в случае таких внешних  угроз, как снижение издержек (цен) у конкурентов и неблагоприятных  курсов валют.

5. Проверенный  менеджмент может помочь смягчить  такие угрозы, как снижение издержек (цен) у конкурентов (управляя  собственными издержками), неблагоприятные  демографические изменения.

6. Кадровая  служба может компенсировать  кадровый дефицит путем найма  и обучения персонала.

7. Легкоуправляемая  структура позволяет, в случае  уменьшения издержек у конкурентов,  быстро отреагировать на изменение  внешней среды и смягчить или  нивелировать угрозу.

Поле  СлВ:

А. В случае ослабления позиций конкурентов  нужно:

- пользуясь  ситуацией, усовершенствовать применяющиеся  технологии;

- восполнить  недостаток специалистов путем  повышения материальной привлекательности  должностей и найма новых работников;

- организовать  финансирование (провести диверсификацию) ряда проектов, которые в этом  нуждаются и до этого недофинансировались;

- вывести  организационную культуру на  должный уровень, поднять корпоративный  дух.

Б. Успешная разработка новых технологий может  позволить:

- провести  модернизацию производства;

- извлечь  дополнительные финансовые средства;

- увеличить  финансирование социальной сферы.

Поле  СлУ:

1. Оптимизировать  управленческий состав с целью  повышения эффективности управления  в условиях кадрового дефицита.

2. Восполнить  дефицит специалистов.

В целом  по компании можно заключить следующее. Имеется много сильных сторон и возможностей, что создает большие  перспективы развития. Слабых сторон и угроз значительно меньше, но при определенных условиях некоторые  чрезвычайно опасны. Избавление от большинства слабых сторон необходимо организовать в ближайшей перспективе. Вместе с тем, угрозы «прикрыты» сильными сторонами, что означает наличие  средств, для борьбы с ними. При  реализации возможностей возможно избавление от всех слабых сторон.

Чтобы оценить  степень значимости каждой возможности  построим матрицу возможностей.

Для оценки степени опасности каждой угрозы построим матрицу возможностей и  матрицу  угроз.

 

 

Таблица 2

Матрица возможностей

Вероятность реализации возможности

Влияние на организацию

Сильное

Умеренное

Слабое

Высокая

1. Высокие технологии

1.

2. Дешевая рабочая сила

Средняя

1. Ослабление позиций конкурентов

2.

3.

Низкая

2. Разработка  и внедрение новых технологий

3.

3.

Информация о работе Стратегическая деятельность предприятия