Структура и функции ФНС России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Российская Федерация является страной с интенсивно развивающимся налоговым законодательством, но с утраченным опытом и неординарными условиями его использования. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....3
1. Налоговая система РФ…………………………………………………5
1.1.Налоговая политика РФ: цели и задачи…………………………….5
1.2.Структура и функции налогового органа…………………………..11
1.3. Нормативно – правовое регулирование налогообложения…..…15
2. Региональные налоговые органы: их права и обязанности на примере УФНС по городу Чебоксары……………………………………………..22
2.1. Организационно-экономическая характеристика УФНС по городу Чебоксары………………………………………………………………..22
2.2. Полномочия………………………………………………………….24
2.3. Анализ налоговых платежей за 2009 – 2010 годы……………….27
3. Совершенствование налоговой системы…………………………….28
3.1. Проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ……28
Заключение……………………………………………………………......34
Список использованной литературы…………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

научная работа - копия.docx

— 117.55 Кб (Скачать файл)

     4. ведет в установленном порядке:

  • учет налогоплательщиков на территории Республики Чувашия;
  • реестры разрешений на учреждение акцизных складов;
  • региональные разделы федеральных информационных ресурсов: Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН);

     5. представляет сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

     6. бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения;

     7. осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;

     8. принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;

     9. представляет в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам;

     10. осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических и физических лиц в установленной сфере деятельности;

     11. осуществляет функции распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Управления и реализации возложенных на Управление функций;

     12. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную и налоговую тайну;

     13. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

     14. осуществляет иные функции, предусмотренные федеральными законами и другими нормативными правовыми актами. 

     2.3. Анализ налоговых платежей за 2009-2010 гг.   

     О поступлении налогов и сборов в бюджеты всех 
 уровней в январе – ноябре 2010 года

            В республике в бюджеты всех уровней за январь – ноябрь 2010 года мобилизовано 21848,5 млн. рублей платежей, администрируемых налоговыми органами, что к соответствующему периоду 2009 году составляет 112,1%.

     Поступления налоговых платежей в бюджеты  всех уровней за 11 месяцев 2010 года обеспечены налогом на добавленную стоимость - на 28,8%, налогом на доходы физических лиц на - 27,2%, налогом на прибыль  – на 19,3%,  налогами на имущество –  на 12,6%, акцизами - на 6,1% и остальными  налогами и сборами – на 6%.

     

     В федеральный бюджет (без учета  ЕСН) собрано 6658,6 млн. рублей. Налоговые  поступления обеспечены в основном налогом на добавленную стоимость  – на 94,7%, налогом на прибыль –  на 3,6%.

     В территориальный бюджет поступило 15189,9 млн. рублей (69,5% от общего объема поступлений  в бюджет), что на 21%, или на 2635,9 млн. рублей больше, чем за январь – ноябрь 2009 года. В территориальном бюджете основную долю поступлений составляют налог на доходы физических лиц – 39,1%, налог на прибыль – 26,1%, налоги  на имущество – 18,1%, акцизы – 8,7%.

     

     Поступления в республиканский бюджет Чувашской  Республики составили 11561,7 млн.рублей, что на 23,9% больше, чем за аналогичный  период 2009 года.

     Поступления в местные бюджеты составили 3628,2 млн.рублей, или 112,5% к январю – ноябрю 2009 года.

     3.Совершенствование  налоговой системы.

     3.1.Проблемы  и перспективы  развития налоговой  системы РФ.

     

     

     В целом можно утверждать, что на сегодняшний день процесс реформирования системы налогов и сборов в  России близок к логическому завершению. Состав налогов и сборов, в первую очередь федеральных, останется, видимо, неизменным. Основному реформированию должны подвергнуться региональные и местные налоги с целью расширения их налоговых баз и значимости поступлений. 

     По  федеральным налогам совершенствование  будет, вероятно, касаться изменения  содержания обязательных элементов  налогов и сборов. Возможен также  процесс перевода отдельных федеральных  налогов, объект налогообложения или  налоговая база которых в большей  степени зависит от экономической  политики субъектов Федерации, в  региональные. Направления дальнейшего совершенствования налоговой системы представлены на рисунке.

     Но  можно ли быть уверенным, что после  реализации запланированных нововведений реформа завершиться?

     Думается, вряд ли. При наличии многих положительных  результатов предстоит еще немало сделать, чтобы в полной мере наравне  с фискальной функцией нашей налоговой  системы успешно реализовывались  другие функции.

     Много проблем еще ждет своего решения. В частности, необходимо совершенствовать упрощенную системы налогообложения, резко снизившую налоговую нагрузку на предприятия, применяющие ее. Изначально ориентированная на поддержку малого бизнеса, она не столько обеспечила ожидаемое развитие малого бизнеса  и повышение его значимости в  экономике, сколько привела к  простому арифметическому росту  малых предприятий, во многих случаях  обеспеченного лишь за счет дробления  крупных компаний.

     Перечень  подобных проблем можно долго  продолжать практически в каждом налоге и сколько-нибудь значимого  положении Налогового кодекса РФ есть нестыковки и слабые места. Наверное, это естественный итог функционирования новой для нашей страны практики налогообложения, законодательное  оформление которой принималось  без должной теоретической проработки и экспертизы.

     В настоящее время продолжается налоговая  реформа, в рамках которой не предполагается коренной ломки действующей системы  налогов и сборов; реформа в  основном сводит множество законодательных  документов в единое русло. Ее целью  является, прежде всего, упорядочивание существующих норм, а также введение новых изменений, которые сделают  налоговую систему России более  эффективной и менее запутанной, иначе она будет все более  и более вызывать массовое недовольство и справедливые нарекания со стороны отечественных товаропроизводителей (организаций и предпринимателей), иностранных инвесторов, граждан.

     Главным моментом текущего этапа является придание налоговой политике целевой направленности социально-экономического развития. Определенные сдвиги, как было отражено выше, в  этом направлении есть. Необходимо все шероховатости и нестыковки налогового законодательства корректировать с позиций заданного курса  налоговой политики.

     Сущность  текущего этапа реформирования заключается  не в том, чтобы как можно скорее завершить налоговую реформу, а  в доведении ее до логического  завершения, придании ей соответствия текущим целевым установкам налоговой  политики. Необходимо сделать эту  реформу понятной налогоплательщикам, чтобы сформировать в них уверенность: налоговая система хуже уже не будет, будет только лучше.

     Учитывая  остроту дискуссии, подчас и болезненность  темы, а также ее исключительную важность для решения задач, стоящих  перед страной, необходимо обозначит  ряд принципиальных позиций государства  по обсуждаемым проблемам.

     В 2007 г. Министерством финансов РФ был впервые разработан документ, определяющий концептуальные подходы формирования налоговой политика в стране на трехгодичный период - "Основные направления налоговой политики на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов". В нем предусматривалось изменение налогового законодательства в части налогового администрирования, а также порядка исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов. На основании этого документа и последующих Минфин России составил "Основные направления налоговой политики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"8. Они были представлены на заседании Президиума правительства РФ и в основном одобрены. "Основные направления" были составлены с учетом преемственности базовых целей и задач, содержащихся в предыдущих документах, что свидетельствует о последовательности налоговой политики, но были поставлены и новые задачи.

     Анализ  документа, одобренного в мае  2010 г. Правительством РФ, показывает, что в налоговой системе должны произойти значительные и отчасти даже радикальные изменения.

       

     Основные  направления налоговой политики, которые были запланированы на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012гг.

     В "Основных направлениях" поставлены следующие цели налоговой политики:

  • сохранение неизменного уровня номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы (в лучшем случае - его уменьшение);
  • снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков, которое возможно при сбалансированном снижении налоговых ставок;
  • проведение структурных преобразований налоговой системы - повышения качества налогового администрирования, нейтральности и эффективности основных налогов;
  • унификация налоговых ставок;
  • повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, оптимизации применяемых налоговых льгот и освобождений;
  • новый этап налоговой реформы должен быть нацелен на поддержку инноваций во всех секторах экономики, так как условием успешного посткризисного развития российской экономики является, прежде всего, технологическое обновление, модернизация производства товаров и услуг.

     Таким образом, нет необходимости доказывать, что на сегодняшний день в России удалось создать неплохую налоговую  систему и практически завершить  кодификацию налогового законодательства. При том, что эту работу наша страна фактически начинала с нуля, это огромное достижение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Итак, в настоящее время ФНС представляет собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством РФ, и иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов

     Основным  контролирующим органом в сфере  налоговых отношений являются налоговые  органы. Поскольку налоговые органы являются основными из фискальных органов  государства, то они обладают самыми широкими полномочиями в сфере осуществления  налогового контроля, в ходе которого и должны выявляться недобросовестные налогоплательщики, уклоняющиеся от уплаты налогов путем применения так  называемых серых схем.

     Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное Постановлением Правительства  Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 четко  определило, какие полномочия остались у налоговых органов. К ним  относятся: издание нормативных  актов, контроль за обязательными платежами, полномочия по контролю и надзору  за производством и оборотом этилового  спирта, спиртосодержащей, алкогольной  и табачной продукции. контроль осуществления некоторых валютных операций резидентами и нерезидентами. контроль за применением контрольно-кассовой техники.

     Наконец, у налоговых органов остались полномочия, не связанные с контролем  и надзором. Они продолжают регистрировать юридических лиц, крестьянские (фермерские) хозяйства, а также физических лиц  в качестве индивидуальных предпринимателей.

     Кроме того, новые полномочия у ФНС России появились и в других сферах. Во-первых, налоговики теперь будут представлять интересы Российской Федерации в  делах о банкротстве и в  процедурах банкротства (п. 5.11 Положения). Во-вторых, к компетенции налоговых  органов теперь относится контроль за проведением лотерей, а также  лицензирование всероссийских лотерей  и деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции.

Информация о работе Структура и функции ФНС России