Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 13:00, реферат
Налоги и налогообложение, с одной стороны, имеют первостепенное значение как инструмент воздействия государства на экономическое поведение участников рыночных отношений и управления экономической системой. С другой стороны, налоги сами выступают объектом управления, которое в условиях рынка принимает форму налогового менеджмента: государственного и корпоративного.
Введение 3
1. Определение налогового менеджмента с точки зрения управления налоговыми потоками 5
2. Субъектно-объектная характеристика налогового менеджмента 6
3. Определение налогового потока на макро- и микроуровне 7
4. Налоговый менеджмент как процесс принятия управленческого решения 7
5.Налоговый менеджмент как система управления: макро- микроуровень 10
6. Цели и задачи налогового менеджмента на макро и микроуровне 11
7. Результаты налогового менеджмента 14
8. Элементы системы налогового менеджмента 15
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный университет»
Институт мировой экономики и финансов
Кафедра теории финансов, кредита и налогообложения
РЕФЕРАТ
Сущность и содержание налогового менеджмента как системы и как управленческой технологии
Выполнили:
студенты группы НО-091
Быхалова К.А.
Марченко С.Н.,
Носова О.В.
Проверил:
К.э.н., доцент,
Фишер О.В.
Волгоград, 2013
Оглавление
Налоги и налогообложение, с одной стороны, имеют первостепенное значение как инструмент воздействия государства на экономическое поведение участников рыночных отношений и управления экономической системой. С другой стороны, налоги сами выступают объектом управления, которое в условиях рынка принимает форму налогового менеджмента: государственного и корпоративного.
Все, кто каким-либо образом связан с налогами (органы государственной власти, налогоплательщики), манипулируют ими, пытаясь различными способами управлять налоговыми платежами. Причем, с усложнением налоговых систем и экономических связей под воздействием процессов глобализации роль налогового менеджмента возрастает. Особенно это касается современной России, где рыночные отношения и институты еще не сформировались окончательно в своем развитом виде.
Особенности процесса
налогообложения, его значимость для экономики
страны вызывает необходимость выделения
налогового менеджмента в качестве самостоятельной
отрасли финансового менеджмента и самостоятельного
направления в управленческой деятельности
в России. Организации (корпорации, предприятия)
все чаще используют различные схемы,
включая криминальные, минимизации налоговых
платежей, а государство, все более активнее,
проводит налоговую реформу, не всегда
получая должного фискального и регулирующего
эффекта.
Современное понимание системы налогового
менеджмента обычно исключает из нее такое
важное звено, как государственный налоговый
менеджмент, не признает необходимость
управления государством налоговыми отношениями
на макроуровне рыночными формами и методами.
Заложить основы такого государственного
налогового менеджмента – важнейшая задача
современной российской теории и практики
управления налоговым процессом.
Управление налоговыми
платежами российскими предприятиями
также требует своего методологического
обоснования и практического развития.
Корпоративный налоговый менеджмент должен
стать одной из важнейших функций управления
предприятием, которая, к сожалению, пока
применяется бессистемно и только в целях
минимизации (вместо оптимизации) налоговых
платежей, используя зачастую криминальные
методы и не учитывая существующих функциональных
взаимосвязей во внутренней организационной
структуре предприятия.
Налоговый менеджмент – это часть
общей системы управления рыночной экономикой,
то есть часть общего менеджмента в целом.
В понятие «налоговый менеджмент»
следует вкладывать налоговую часть финансового
менеджмента, как на уровне предприятий,
так и на уровне государственного финансового
хозяйства. Т. е. в соответствии с делением
общей системы финансов на государственные
финансы и финансы предприятий (организаций
или корпораций) необходимо выделять два
звена (уровня) налогового менеджмента:
– макроуровень – государственный
налоговый менеджмент;
– микроуровень – налоговый менеджмент
предприятий (организаций) или корпоративный
налоговый менеджмент.
Налоговый менеджмент обычно представляется как особый научно-практический процесс, направленный на обеспечение заданного законом режима функционирования налогового механизма, емкий и многогранный по своему содержанию, целевым установкам и условиям организации . Многогранность налогового менеджмента определяется рядом причин: сложностью его объекта управления, ориентацией на реализацию многих функций управления, многоуровневостью и многоаспектностью системы управления налоговым процессом, как на конкретном предприятии, так и в стране в целом.
Налоговый менеджмент, с одной стороны, является результатом применения научных знаний, а с другой, сферой практической деятельности. В первом случае речь идет о разработке концептуальных основ налогового менеджмента: его предмета и объекта, совокупности принципов, подходов и инструментария; во втором случае о конкретных формах, методах и приемах принятия решений по управлению налогами, налогообложением и налоговыми потоками на разных уровнях.
Налоговый менеджмент – это система государственного и корпоративного управления налоговыми потоками путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов и принятия решений в области управления налоговыми доходами и налоговыми расходами на макро– и микроуровне.
Налоговый менеджмент как система управления имеет свой объект управления и субъект управления.
Субъектами налогового менеджмента выступают государство
в лице законодательных и исполнительных
органов власти, а также сами налогоплательщики
– юридические лица (предприятии, организации).
Объектом налогового менеджмента являются налоговые
потоки, совершающие свое движение в результате
выполнения налогами своих функций (совокупного
эквивалента ценности услуг государства,
фискальной, регулирующей и контрольной),
а также налогового процесса на макро–
и микроуровне. Причем, и для функционирования
корпоративного, и для государственного
налогового менеджмента объектом управления
выступают как входящие, так и выходящие
налоговые потоки, несмотря на то, что
одни и те же потоки одновременно являются
для государства доходом, а для предприятий-
Только комплексное управление входящими и исходящими налоговыми потоками в целом и каждом уровне в отдельности можно достигнуть желаемой цели и обеспечить эффективность налогового менеджмента.
Объект государственного налогового менеджмента – входящие и исходящие налоговые потоки, совершающие свое движение в рамках установленного налогового процесса от налогоплательщиков в бюджетную систему (систему бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней) в порядке исполнения налоговых обязательств и используемые на прирост общественных благ, стимулирование экономического роста в стране и налоговое администрирование.
Входящий налоговый поток на макроуровне – это налоговый доход государства (дополнительные налоговые доходы от проведения мероприятий государственного налогового менеджмента).
Исходящий налоговый поток - это налоговые расходы государства (затраты, связанные с обслуживанием, организацией, планированием, оптимизацией и контролем налогов, ориентированные на конечный результат управленческой деятельности).
Баланс входящих и исходящих налоговых потоков на макроуровне представляет собой налоговый бюджет государства.
В свою очередь, налоговый бюджет организации представляет собой оптимизированный на альтернативной основе результирующий свод налоговых доходов (экономии на налогах) и налоговых расходов организации (затрат, связанных с организацией налогового менеджмента, налоговым планированием, оптимизацией и самоконтролем), нацеленный на получение максимально возможного объема налоговой прибыли и эффективное ее использование.
Налоговый менеджмент в условиях
функционирования государства и предприятий
в рыночной среде следует рассматривать
двояко:
1) как процесс принятия управленческого
решения;
2) как систему управления.
Налоговый менеджмент как процесс
принятия управленческого решения.
Чаще всего, ситуации, возникающие у органов
государственной власти и на предприятиях,
связанные с движением налоговых потоков
и управлением налоговым процессом, требуют
принятия соответствующих налоговых решений.
Управленческое решение предполагает
определение цели, задач и программы действий,
или их корректировку. При принятии решений
важно учитывать изменение и реакцию внешней
среды (для государства – поведение налогоплательщиков
и предложение ими объектов налогообложения;
для предприятий-налогоплательщиков –
изменение налогового законодательства
и спроса на налоги). Субъекты налогового
менеджмента должны приспосабливаться
к внешней для них среде на основе обратной
связи.
Менеджерские решения принимаются
на основе обработки и анализа информации.
Вместе с постановкой цели информационное
обеспечение составляет важнейший этап
технологии налогового менеджмента как
процесса принятия управленческого решения. Технология
налогового менеджмента представляет
собой последовательную совокупность
действий субъекта с целью получения ожидаемого
результата. Схематично этот процесс представлен
на рис. 1.
Рис. 1. Технология налогового
менеджмента как процесса принятия управленческого
решения
В рамках государственного налогового менеджмента решаются задачи управления налоговыми потоками в масштабе страны и ее регионов. Целью такого управления является максимально возможное обеспечение органов власти доходными источниками. Менеджерский подход предполагает достижение этой цели не любыми средствами, а на основе эффективной налоговой политики, обеспечивающей рост налоговых доходов на базе роста производства, продаж и доходов налогоплательщиков.
Корпоративный налоговый менеджмент
охватывает уровень управления налоговыми
потоками на предприятиях. Его основной
задачей является минимизация налогов,
уплачиваемых конкретным предприятием
на основе принятия управленческих решений.
Конечная цель корпоративного налогового
менеджмента – за счет минимизации и оптимизации
налогов увеличить доходы (денежные потоки)
предприятия. Корпоративный налоговый
менеджмент призван решать проблемы управления
налоговыми взаимоотношениями предприятий
с государством, возникающими в связи
с исполнением обязанностей по уплате
налоговых платежей.
Несмотря на кажущиеся противостояние,
различие субъектов, целей и задач государственного
и корпоративного налогового менеджмента,
обоим звеньям (уровням) управления присущи
общие черты, принципы и другие основы
организации. И государственный, и корпоративный
налоговый менеджмент преследуют общую
экономическую цель – рост производства,
продаж и доходов. При рассмотрении государства
как макроэкономического юридического
лица (хозяйствующего субъекта), производящего
и распределяющего в обмен на налоги общественные
блага и ведущего свое финансовое хозяйство
через макроэкономический «расчетный
счет» – бюджет, государственный налоговый
менеджмент принимает форму макроэкономического
корпоративного налогового менеджмента.
Сказанное не является основанием для
абсолютного отождествления государственного
и корпоративного налогового менеджмента,
но объединяет их в общее понятие «налоговый
менеджмент» и позволяет применять единые
организационные подходы к управлению
налоговыми потоками как общего объекта
налогового менеджмента.
Единство государственного и корпоративного налогового менеджмента в рамках общей системы управления налоговыми потоками обуславливает единообразие подходов к процессу принятия управленческих решений. Как составная часть финансового менеджмента налоговый менеджмент строится на принятии эффективных управленческих решений в области входящих и исходящих налоговых потоков субъекта управления. Налоговый менеджмент оперирует такими управленческими понятиями, как налоговый бюджет (он же налоговый баланс), налоговые доходы и налоговые расходы. Несмотря на особенности их содержания на макро– и микроуровне, и государственный, и корпоративный налоговый менеджмент предполагают принятие эффективных управленческих решений в области налоговых доходов и налоговых расходов в целом и по отдельным их статьям в рамках соответствующих налоговых бюджетов.
Понимание налогового менеджмента
как системы управления расширяет его
понимание как процесса принятия управленческого
решения на основе системного подхода
к взаимодействию субъекта и объекта управления.
Субъектами налогового менеджмента выступают
государство в лице законодательных и
исполнительных органов власти (Федеральное
собрание Российской Федерации, Президент
РФ, Правительство РФ, Министерство финансов
РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная
таможенная служба, другие государственные
структуры и учреждения, включая аналогичные
органы власти и службы субъектов РФ),
а также налогоплательщики – юридические
лица (предприятия, организации, корпорации)
и их специальные подразделения (отделы,
группы лиц), обеспечивающие управление
налогами (налоговыми потоками, налоговыми
доходами и расходами) на макро– и микроуровне,
соответственно.
Объектом налогового менеджмента, как
уже отмечалось, являются входящие и исходящие
налоговые потоки, выступающие в форме
налоговых доходов и расходов субъектов
управления, а также совокупность условий
функционирования налогового процесса
на уровне экономики, региона и отдельных
предприятий (организаций, корпораций).
Объект налогового управления – сложная,
динамичная и относительно открытая система.
Относительность открытости налогового
менеджмента как системы управления обусловлена
монополизмом государства в установлении
спроса на налоги (системы налогов, элементов
налогообложения отдельных налогов, других
правил и условий налогообложения и налогового
процесса), скрытностью для внешней среды
(конфиденциальностью) попыток и действий
организаций – налогоплательщиков по
минимизации налоговых платежей и оптимизации
налоговых потоков и другими причинами.
Динамичность названной системы обусловлена
динамичностью (в современной России даже
чрезмерной, граничащей с неустойчивостью,
а значит с повышенным риском) налогового
законодательства, налоговой системы,
налоговой политики и всего налогового
процесса, изменениями экономики, рыночной
среды и т. д. Подвижность внутренней и
внешней среды и характера взаимоотношений
государства и налогоплательщиков, неоднозначность
критериев оценки деятельности субъектов
управления делают процесс управления
сложным и одновременно творческим.