Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 13:00, реферат
Налоги и налогообложение, с одной стороны, имеют первостепенное значение как инструмент воздействия государства на экономическое поведение участников рыночных отношений и управления экономической системой. С другой стороны, налоги сами выступают объектом управления, которое в условиях рынка принимает форму налогового менеджмента: государственного и корпоративного.
Введение 3
1. Определение налогового менеджмента с точки зрения управления налоговыми потоками 5
2. Субъектно-объектная характеристика налогового менеджмента 6
3. Определение налогового потока на макро- и микроуровне 7
4. Налоговый менеджмент как процесс принятия управленческого решения 7
5.Налоговый менеджмент как система управления: макро- микроуровень 10
6. Цели и задачи налогового менеджмента на макро и микроуровне 11
7. Результаты налогового менеджмента 14
8. Элементы системы налогового менеджмента 15
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Взаимодействие субъекта и объекта налогового менеджмента осуществляется через постановку стратегических и тактических целей. Это центральное звено системы управления, от которого зависит выбор налоговых форм, методов и инструментов менеджмента. Эффективность налогового менеджмента и определяется, прежде всего, достижением управленческих целей. С учетом вышесказанного можно схематично построить взаимосвязи элементов налогового менеджмента как системы управления налоговыми потоками (налоговыми доходами и расходами), представленные на рис. 2.
Цели определяются субъектом
налогового менеджмента исходя из конкретных
условий его функционирования и внешней
среды, а также качественного состояния
налогового процесса. Основной целью налогового
менеджмента является получение налоговой
прибыли (не надо путать ее с обычной прибылью),
обеспечение финансовой устойчивости
и доходности на основе применения эффективных
налоговых форм, методов и инструментов
управления и эффективного вложения (расходования)
налоговых доходов и прибыли.
Рис. 2. Взаимосвязи элементов
налогового менеджмента как системы управления
При этом важнейшее значение имеет стратегическая цель, в которую закладываются общее направление и способы формирования и использования налоговых доходов (прибыли).
В рамках стратегии субъекта налогового менеджмента осуществляется подбор адекватных тактических цели и задач, налоговых методов, инструментов и приемов воздействия на экономику, финансы, налоговые потоки соответствующего уровня. Постановка новой цели означает разработку новой стратегии и тактики, а корректировка первой – корректировку вторых.
Цель должна быть выражена определенными показателями (сумма налоговых доходов и расходов, налоговой прибыли, абсолютные и относительные показатели эффективности, включая экономический роста, уровень налогового бремени и т. п.). Это относится и к стратегическим, и к тактическим целям и к задачам, в реализацию которых подбираются стратегические и тактические налоговые формы, методы, инструменты и приемы налогового менеджмента (диагностика налоговой деятельности, использование элементов налогообложения конкретных налогов, налоговое регулирование и контроль, налоговое планирование, оценка налоговых рисков и эффективности налоговых доходов и расходов и др.).
Важнейшим способом управления является налоговое бюджетирование, которое предполагает балансирование налоговых доходов и налоговых расходов. В этой связи, отличительной чертой налогового менеджмента является многовариантность, комбинация стандартных подходов с индивидуальными решениями, учитывающими конкретную ситуацию.
Задачи налогового менеджмента:
– обеспечение налоговыми доходными
источниками деятельности субъекта управления;
– эффективное использование налоговых
доходов и налоговой прибыли;
– оптимизация входящих и исходящих налоговых
потоков;
– обеспечение роста налоговой
прибыли (разницы между налоговыми доходами
и налоговыми расходами) при допустимом
уровне налоговых рисков;
– минимизация налоговых рисков при заданном
объеме налоговой прибыли;
– достижение финансовой устойчивости
и платежеспособности субъекта управления;
– внедрение в практику управления системы
налогового планирования и бюджетирования;
– повышение эффективности мер налогового
регулирования и налогового контроля.
Результатом решения задач является обеспечение налогового равновесия и сбалансированности налоговых потоков, т. е. надлежащее выполнение налоговым менеджментом всех своих функций.
Промежуточным положительным
результатом налогового менеджмента является
получение дополнительных налоговых доходов
и налоговой прибыли. Однако для достижения
конечной цели управления важен не единовременный
факт получения налоговой прибыли, а ее
долговременный, устойчивый рост на основе
эффективного использования (вложения)
налоговых доходов (прибыли), обеспечивающего
в перспективе дополнительный рост налоговых
доходов.
Субъекты управления могут получить сиюминутную
выгоду в виде экономии на налогах (предприятиями)
или дополнительных налоговых поступлений
(органами государственной власти), но
использовать ее в целях, не связанных
с выполнением функциональных обязанностей,
или неэффективно, нерационально. В таком
случае не будет достигнута конечная,
основная цель налогового менеджмента
– обеспечение финансовой устойчивости
субъектов управления и экономики, устойчивого
экономического роста, роста объема и
качества общественных благ.
Таким образом, полученная субъектом управления налоговая прибыль должна быть не «проедена», а эффективно вложена, использована на цели развития или стимулирования. Поэтому в налоговом менеджменте не менее важны управленческие решения в области налоговых расходов, включая расходы, связанные с использованием (вложением) налоговой прибыли. Только на основе комплексной взаимообусловленности и организационного взаимодействия управленческих решений по налоговым доходам и налоговым расходам будет иметь место реальный общий эффект налогового менеджмента.
Налоговый менеджмент как система
управления налогами состоит из структурных
элементов, конкретизирующих ее функциональное
предназначение:
– 1) организация управления налоговым
процессом;
– 2) налоговое планирование;
– 3) налоговое регулирование;
– 4) налоговый контроль.
Общепризнанно считается, что
планирование, регулирование и контроль
– это элементы налогового механизма.
Вместе с тем, здесь нет противоречия,
поскольку управление налоговым процессом
осуществляется через налоговый механизм.
В этой связи и налоговый механизм, и налоговый
менеджмент имеют три общих элемента (планирование,
регулирование и контроль). Эти элементы
представляют собой инструментарий, включающий
в себя методы и приемы управления. К названным
трем элементам налогового механизма
необходимо добавить и организацию управления
налоговым процессом как элемента налогового
менеджмента.
Структура функциональных элементов налогового
менеджмента (они являются универсальными
в государственном и в корпоративном налоговом
менеджменте), характеризующих сам процесс
управления налоговыми потоками, представлена
на рис. 3.
Рис. 3. Элементы налогового менеджмента
1)Организация налогового менеджмента представляет собой совокупность координационных действий и решений субъектов управления, обеспечивающих функционирование налогового процесса и достижение намеченных целей и задач налогового планирования, налогового регулирования и налогового контроля. Управление налоговыми потоками невозможно без организации налогового процесса.
К организации государственного налогового менеджмента в широком смысле относится координация всего налогового процесса и его элементов, а в узком понимании – организация только исполнения налогового бюджета в масштабах страны и регионов.
Организация корпоративного налогового менеджмента в широком смысле – это совокупность координационных действий и решений органов управления предприятием в области налогового планирования, налоговой оптимизации, налогового саморегулирования и самоконтроля; в узком смысле – это организация создания условий для оптимизации налоговых потоков в рамках корпоративного налогового бюджетирования.
2) Налоговое планирование –
это основанный на прогнозных параметрах
процесс определения наиболее эффективных
направлений движения и оптимизации объема,
состава и структуры входящих и исходящих
налоговых потоков на предстоящий год
и (или) перспективу государством и хозяйствующим
субъектом.
Цели и задачи налогового планирования
на макро– и микроуровне различны. Государство
стремится запланировать как можно больше
налоговых доходов для бюджета и внебюджетных
фондов, а предприятие – наметить уже
в процессе планирования пути и методы
снижения налоговых обязательств.
3) Налоговое регулирование – составная часть процесса управления налогами, направленная на обеспечение реализации концепций налоговой политики государства и предприятий.
В государственном налоговом менеджменте налоговое регулирование представляет собой макрорегулирование экономики, финансов страны и всего налогового процесса в обществе.
В рамках корпоративного налогового менеджмента налоговое регулирование представляет собой процесс (механизм) корректировки параметров налогового планирования и бюджетирования, а также оптимизации налоговых потоков на уровне хозяйствующего субъекта.
4) Налоговый контроль – процесс, обеспечивающий достижение поставленных целей, задач и плановых параметров, в том числе путем применения налоговых санкций.
Налоговый контроль является немаловажным элементом государственного воздействия на хозяйствующие субъекты, обязывающий их правильно формировать налоговую базу и исчислять причитающиеся с ней платежи, с одной стороны, (государственный налоговый контроль); это – систематическая деятельность, направленная на организацию надежного налогового учета на предприятии, самоконтроль за правильностью налоговых расчетов, а также выявление и устранение налоговых ошибок до проверки со стороны налоговых органов, с другой стороны (корпоративный налоговый контроль).
Рассматривая научные взгляды С.В. Барулина, Е.А. Ермаковой, В.В. Степаненко, А.Г. Седова, А.П. Зрелова и М.В. Краснова, можно сделать вывод, что к функции организации государственного налогового менеджмента, в широком смысле относится координация всего налогового процесса и его элементов, а в узком понимании – организация только исполнения налогового бюджета в масштабах страны и регионов.
В настоящее время в России организационно система управления налогообложением в основном уже сложилась. Она представляет собой многоуровневую и много аспектную систему с нечеткими отношениями соподчинения между исполнительными и законодательными органами разных уровнем государственного устройства.
К организации корпоративного налогового менеджмента в широком смысле относится совокупность координационных действий и решений органов управления предприятием в области налогового планирования, налоговой оптимизации, налогового саморегулирования и самоконтроля; в узком смысле – организация создания условий для оптимизации налоговых потоков в рамках корпоративного налогового бюджетирования.
Эффективность управления во многом зависит от того, насколько правомерно распределены полномочия и ответственность за принятие и реализацию решений между отдельными элементами системы управления налоговыми потоками.
На сегодняшний день организационное реформирование системы налогообложения в России – современная насущная задача, решение которой представляется одной из важных в проблематике налогового менеджмента на государственном и корпоративном уровнях.
При этом в основе реформирования лежат стратегические задачи налоговой политики России.