Сущность налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 00:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является теоретическое исследование налоговой системы. Достижение этой цели возможно после решения таких задач, как раскрытие сущности понятия «налоговая система», рассмотрение принципов построения налоговых систем и основных принципов налогообложения в Республике Беларусь, способов и методов взимания налогов, описание элементов налоговой системы, без которых налогообложение, как таковое, существовать не может. Также следует определить функции налогов, в которых раскрывается их сущность, рассмотреть их классификацию, которая показывает разнообразие налоговых форм. Внимание уделено и рассмотрению общей и упрощенных систем налогообложения в Беларуси.

Вложенные файлы: 1 файл

04_Nalogovaya_sistema.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

Объекты налогообложения представляют собой доход или имущество, на которое начисляется налог. Налоговая база – это стоимостная или физическая характеристика объекта налогообложения. Развитие налоговых систем определило следующие группы объектов налогообложения:

• доход;

• имущество (земля, капитал, прочая недвижимость, предметы роскоши);

• передача имущества (наследство и дарение, сделки купли-продажи, займа и др.);

• потребление (акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость);

• ввоз и вывоз товаров (пошлины на экспортные и импортные товары).

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых отчислений на единицу налоговой базы. В зависимости от особенностей налоговой базы ставки налогов могут устанавливаться в твердых суммах платежа или в относительных величинах (процентах). В абсолютных суммах устанавливаются, например, ставки земельного налога (с 1 га земли), экологического (с 1 куб. м добытых природных ресурсов) и др. Твердые ставки применяются при равномерном методе налогообложения, когда не учитывается платежеспособность налогоплательщика, а принимается во внимание только потребление им каких-либо услуг. Данный вид налоговых ставок является наиболее обременительным для налогоплательщиков с низким уровнем доходов. Процентные ставки ассоциируются с пропорциональным методом налогообложения. Они могут быть:

1) едиными при любом изменении налоговой базы и обеспечивать пропорциональный рост налога и собственных доходов налогоплательщика (налог на прибыль);

2) прогрессивным, когда ставка налога возрастает с ростом налоговой базы (подоходный налог);

3) регрессивными, когда ставка налога сокращается при росте налоговой базы.

Сроки уплаты налогов могут быть едиными и дифференцированными в зависимости от размеров платежей. По белорусскому законодательству для большинства видов налогов установлены единые сроки перечислений платежей в бюджет не позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным.

Налоговой льготой называется предоставление отдельным категориям налогоплательщиков при наличии оснований, установленных законодательством, возможности не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем по сравнению с другими налогоплательщиками размере. Белорусское законодательство предусматривает предоставление налоговых льгот по различным видам налогов. [2, с. 74]

Санкции – это меры ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в определенных размерах. [9, с. 434]

2.2 Функции и классификация налогов

Налоговый кодекс Республики Беларусь утверждает, что налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты. [12]

Налоги – это один из источников формирования доходов государственного бюджета. Без налогов не обходится ни одно государство.

Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов. [14, с. 41]

Первая функция налогов — это, несомненно, фискальная (фиском в Римской империи называлась казна императора, берущая свое начало от воинской кассы). Фискальная функция отражает задачу наполнения деньгами бюджета государства.

Вторая функция налогов — распределительная, или социальная: через налоговую систему государство осуществляет перераспределение финансовых ресурсов, в том числе перетекание денег из производственной сферы в социальную.

Третья функция налогов — регулирующая, именно эта функция определяет задачи налоговой политики государства. С помощью налоговых методов можно стимулировать или дестимулировать развитие отдельных отраслей и регионов, добиваться желаемых изменений в структуре производства, его размещении.

Четвертая функция налогов — контрольная. С их помощью благодаря налоговой статистике и анализу налоговых деклараций государство владеет информацией об истинном финансовом положении страны, о финансово-хозяйственной деятельности организаций, об источниках доходов юридических и физических лиц. Точное знание о состоянии экономики позволяет вносить своевременные изменения в бюджетную и налоговую политику.[15, с. 19]

Итак, среди налоговых функций выделяют фискальную (состоит в наполнении деньгами государственного бюджета), распределительную (перераспределение финансовых ресурсов), регулирующую (влияние на развитие регионов и отраслей) и контрольную (получение информации об истинном финансовом положении страны и источниках доходов физических и юридических лиц). В них проявляется экономическое содержание налогов, они показывают способ реализации общественного назначения налогов как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

Разнообразие налоговых форм показывает классификация налогов. При разнообразии налогов правильная классификация, устанавливающая их различия и сходства, необходима не только для теории, но и для практики. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, особых административно-финансовых мер. [2, с. 69]

По признаку переложимости налоги распределены как прямые и косвенные. Прямые налоги - налоги, которые взимаются в виде определенного процента от дохода или имущества. Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. К косвенным налогам относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины. [1, с. 8]

Различие между косвенными и прямыми налогами проходит через все учение о налогах. Исторически прямые налоги возникли раньше косвенных. Прямое налогообложение как простейшая форма налогообложения первоначальная и самая древняя. [2, с. 69]

Все действующие классификации налогов можно свести к нескольким основным типам. В российской литературе о налогах доминирует классификация, которую можно определить как традиционную. Эта классификация представляет собой довольно сложный вариант группировки налогов одновременно по методам их взимания, характеру применяемых ставок, объектам налогообложения и налогоплательщикам. В основе этой системы лежит деление всех налогов на

три класса:

1) прямые налоги;

2) косвенные налоги;

3) пошлины и сборы.[16, с.56]

При использовании традиционной классификации налогов иногда в особую группу выделяют поитины и сборы, т.е. эти виды обязательных платежей налогового характера не относят ни к прямым, ни к косвенным налогам.

Ниже приведены варианты традиционных классификаций налогов

и платежей обязательного характера.

 

Таблица 2.1 – Традиционная классификация налогов и платежей обязательного характера (вариант 1)

 

1. Прямые налоги

Реальные налоги

Личные налоги

- поземельный

- подомовой

- промысловый

- на доходы от денежных капиталов

- подоходный

- поимущественный

- с наследства и дарения

- подушный


 

2. Косвенные налоги

Акцизы

Фискальные монополии

Таможенные налоги (пошлины)

- на предметы массового потребления

- на оборот

(универсальные акции)

- прочие

- на производство

- на торговлю

- на производство и торговлю

- экспортные

- импортные

- транзитные

- фискальные

- преференциальные

- протекционистские


 

3. Пошлины и сборы

- на обращение имущества

- на акты гражданского состояния

- судебные

- нотариальные

- гербовые

- прочие


 

Примечание. Источник: [16, с.60, табл. 1]

 

В данном варианте традиционной классификации налогов и платежей обязательного характера не учтены взносы на социальное страхование, классификация таможенных налогов осуществляется по происхождению и по

целям, а пошлины на обращение имущества отнесены в группу «Пошлины и сборы» исходя из особенностей взимания.

 

Таблица 2.2 – Традиционная классификация налогов и платежей обязательного характера (вариант 2)

 

1. Прямые налоги

Реальные налоги

Личные налоги

- поземельный

- подомовой

- промысловый

- на ценные бумаги

- на сверхприбыль

- подоходные с физических лиц

- на доходы от денежных капиталов

- на прирост капитала

- на прибыль акционерных обществ

- поимущественные налоги

- с наследства и дарения

- подушный


 

2. Косвенные налоги

Акцизы

Фискальные монополии

Таможенные налоги (пошлины)

Индивидуальные:

- на сахар

- на соль

- на бензин

- на табак и т.д.

Универсальные с оборота:

- многократный

- однократный

- на сахар

- на спирт

- на табак и т.д.

По происхождению:

- импортные

- экспортные

- транзитные

По целям:

- фискальные

- защитные (протекционистские)

- преференциальные

- антидемпинговые

По ставкам:

- специфические

- адвалорные

- комбинированные


 

3. Взносы на социальное страхование

- взносы работающих по найму

- взносы, уплачиваемые нанимателям

- взносы лиц, получающих гонорары (лица свободных профессий)

- взносы незанятых


 

Примечание. Источник: [16, с.61, табл. 1]

 

Во втором варианте классификации налогов и платежей обязательного характера не включены ни в одну группу пошлины и сборы, не относящиеся к таможенным (регистрационные, судебные, нотариальные, патентные).

Как видно из сравнения двух вариантов традиционной классификации, налоги на доходы от денежных капиталов включаются то в разряд личных, то в разряд реальных прямых налогов.

Пошлины и сборы составляют самую сложную проблему при использовании традиционной классификации. Они включаются то в группу косвенных, то в группу прямых налогов, либо в самостоятельную группу. К прямым налогам иногда относятся и пошлины на обращение имущества, которые только наименованием «пошлина» отличаются от налогов на переход имущества (на перевод прав на имущество). [16, с.61]

Состав налогов налоговой системы Беларуси можно классифицировать определенным образом, объединив группы налогов по классификационным признакам: объект обложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм и др. Классификацию налогов в Республике Беларусь по основным классификационным признакам можно представить следующим образом:

 

Таблица 2.3 – Классификация налогов в Республике Беларусь

 

По объекту обложения

- имущество

- земля

- капитал

- доход

- добавленная стоимость

По принадлежности к уровню власти

- республиканские

- местные

По полноте права пользования налоговых сумм

- закрепленные

- регулирующие

От источника уплаты

- выручка

- зарплата

- доход или прибыль

- себестоимость

От субъектов уплаты

- физические лица

- организации

По способу изъятия

- прямые

- косвенные

По методу обложения (от ставки)

- прогрессивные

- регрессивные

- пропорциональные

- ступенчатые

- твердые (в абсолютных суммах)

По способу обложения

- кадастровые

- декларационные

- налично-денежные

- безналичные

От назначения

- общие (без привязки к конкретному  или обезличенные)

- целевые


 

Примечание. Источник: [10, с. 48]

 

Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к республиканскому бюджету, местным бюджетам, по отношению к финансовому состоянию как налогоплательщиков, так и государства. [10, с. 48]

 

2.3 Налоговое законодательство Республики Беларусь. Налоговые органы

Согласно Статье 3 Налогового кодекса Республики Беларусь, «налоговое законодательство Республики Беларусь – система принятых на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает:

Информация о работе Сущность налоговой системы