Сущность налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 00:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является теоретическое исследование налоговой системы. Достижение этой цели возможно после решения таких задач, как раскрытие сущности понятия «налоговая система», рассмотрение принципов построения налоговых систем и основных принципов налогообложения в Республике Беларусь, способов и методов взимания налогов, описание элементов налоговой системы, без которых налогообложение, как таковое, существовать не может. Также следует определить функции налогов, в которых раскрывается их сущность, рассмотреть их классификацию, которая показывает разнообразие налоговых форм. Внимание уделено и рассмотрению общей и упрощенных систем налогообложения в Беларуси.

Вложенные файлы: 1 файл

04_Nalogovaya_sistema.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

1) настоящий Кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;

2) декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;

3) постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение настоящего Кодекса, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения, и актов Президента Республики Беларусь;

4) нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения и издаваемые в случаях и пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь». [12]

Налоговое законодательство регулирует налоговые отношения как налогоплательщика, так и государства.

Согласно Статье 80 Налогового кодекса Республики Беларусь, налоговые органы являются государственными органами, обладающими правами юридического лица, и в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в сфере налогообложения.

В случаях, предусмотренных законодательными актами, полномочиями налоговых органов могут обладать таможенные органы и иные уполномоченные государственные органы.

Налоговые органы, а также таможенные органы и иные государственные органы, обладающие полномочиями налоговых органов, выполняют свои функции и взаимодействуют посредством реализации прав и выполнения обязанностей, установленных законодательством.

Налоговые органы в обязательном порядке действуют в строгом соответствии с законодательством, корректно и внимательно относятся к плательщикам, осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полной и своевременной уплатой налогов, проводят проверки, требуют от плательщиков (иных обязанных лиц), их представителей устранения выявленных нарушений законодательства и контролируют исполнение этих требований, соблюдают налоговую тайну и правила хранения сведений о плательщиках. [12]

 

2.4 Общая и упрощенные системы налогообложения в Беларуси

В 2011 году произошли некоторые изменения в системе уплаты налогов предприятиями РБ. В настоящее время на территории Республики Беларусь действует 15 общегосударственных и 9 местных налогов. 

Перечень налогов, взимаемых в Республике Беларусь, ежегодно конкретизируется (как правило, в сторону уменьшения) при принятии закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. Кроме того, с целью создания благоприятного налогового климата и оптимизации процедуры исполнения налоговых обязательств для отдельных категорий плательщиков действуют особые налоговые режимы:

1) упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства;

2) налогообложение в рамках свободных экономических зон;

3) единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;

4) единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

Существует общий порядок исчисления налогов и две упрощенные системы налогообложения (без выделения НДС и с выделением НДС). Доходы физических лиц облагаются по ставкам подоходного налога. Принципы исчисления подоходного налога в 2012 году остались такими же, как и в 2011. Для физических лиц применяется единая ставка подоходного налога 12%, а для индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов - 15% (для резидентов Парка высоких технологий - 9%). Ставка подоходного налога в отношении полученных дивидентов 12%.

Юридические лица, зарегистрированные на территории РБ, при общей системе налогообложения уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи:

1) налог на добавленную стоимость - НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг;

2) налог на прибыль, ставка 18 % от налогооблагаемой прибыли;

3) страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, соцстрах, ставка 34% от фонда оплаты труда;

4) обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда;

кроме того, если это требует законодательство РБ:

1) налог на недвижимость;

2) земельный налог;

3) акцизы;

4) экологический налог;

5) налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;

6) оффшорный сбор;

7) гербовый сбор;

8) другие налоги.

Две упрощенные системы налогообложения применимы для малого бизнеса. Ставка налога при упрощенной системе налогообложения:

6% – для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на добавленную стоимость;

15% – для организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих в качестве налоговой базы валовой доход.

По упрощенной системе также уплачивают:

1) таможенные и государственные пошлины;

2) оффшорный сбор;

3) гербовый сбор;

4) налог на приобретение автомобильных транспортных средств;

5) обязательные страховые взносы и иные платежи в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты;

6) налог на добавленную стоимость.

Уплата Налога при упрощенной системе налогообложения заменяет уплату налогов, сборов (пошлин), отчислений в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых являются сельские, поселковые, районные, Минский городской и городские (городов областного подчинения) исполнительные комитеты.

Организации с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 15 человек и индивидуальных предпринимателей, если размер их валовой выручки нарастающим итогом с начала года составляет не более 1090 млн. рублей, вправе не уплачивать НДС. Для таких организаций ставка налога составляет 8%.

Если организация и индивидуальный предприниматель находятся в сельских населенных пунктах и населенных пунктах, перечисленных в приложении к настоящему Положению, при осуществлении деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), ставка налога при упрощенной системе устанавливается:

1) 5 процентов – для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих НДС;

2) 3 процента – для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДС.

Не вправе применять упрощенную систему организации:

1) производящие подакцизные  товары;

2) реализующие (в том числе  по договорам поручения, комиссии, консигнации и иным аналогичным  договорам) ювелирные изделия из  драгоценных металлов и (или) драгоценных  камней (включая сдачу указанных изделий ломбардами в Государственное хранилище ценностей Министерства финансов Республики Беларусь);

3) осуществляющие:

  • лотерейную деятельность;
  • профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
  • деятельность в рамках простого товарищества и (или) хозяйственной группы, холдинга;
  • деятельность в качестве резидентов свободных экономических зон, специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал» или Парка высоких технологий;
  • деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр;
  • риэлтерскую деятельность;
  • страховую деятельность (страховые организации, в том числе общества взаимного страхования, объединения страховщиков);
  • банковскую деятельность (банки);
  • деятельность в сфере игорного бизнеса;

организации, производящие на территории Республики Беларусь сельскохозяйственную продукцию и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции.

В таблице приведен пример расчета налогов при различных системах налогообложения.

 

Таблица 2.4 – Сравнительная таблица систем налогообложения

 

Системы налого-обложения

Данные для расчета, например, в долларах

Упрощенная система налого-обложения "без НДС" (7 % с выручки)

Упрощенная система налого-обложения "с НДС" (5 % с выручки + НДС 20%)

Общая система налогообложе- ния (НДС 20% + налог на прибыль 18%)

1. Выручка от реализации

1200

1200

1200

1200

2. Затраты Всего

(п.п. 2.1-2.5)

869,2

869,2

786, т.к. без НДС к расчету

786, т.к. без НДС к расчету

2.1 Сырье и материалы

400

400

333, т.к. без НДС к расчету

333, т.к. без НДС к расчету

2.2 Аренда и коммунальные

100

100

83, т.к. без НДС к расчету

83, т.к. без НДС к расчету

2.3 Зарплата

200

200

200

200

2.4 Отчисления в ФСЗН 34% и БГС 0,6%

69,2

69,2

69,2

69,2


 

Окончание таблицы 2.4

 

2.5 Прочие затраты

100

100

100

100

3. Прибыль

 

247

164

214

4. Налоги всего (с учетом платежей в ФОТ)

 

84

167

155

4.1 НДС

   

200

200

4.2 Зачет НДС

   

83

83

4.3 НДС к уплате

   

117

117

4.4 Налоги при "упрощенке"

 

84

50

 

4.5 Налог на прибыль

     

39

5. Прибыль после налогов

 

247

164

176

6. Удельный вес всех налогов в выручке

 

7%

13,89%

12,93%


 

Примечание. Источник: [17]

 

Для определения уплачиваемых предприятиями в Беларуси налогов, определения размеров налогов на бизнес в республике, существует общий порядок исчисления налогов и две упрощенные системы налогообложения (без выделения НДС и с выделением НДС). Выбор системы налогообложения будет возможен только после определения сферы деятельности фирмы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Определив сущность налоговой системы и её элементы, рассмотрев системы налогообложения в Беларуси, можно сделать следующие выводы:

1) налоговая система представляет собой совокупность налогов, сборов, пошлин, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительными органами с целью формирования государственного бюджета; совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания, налоговых органов; норм и правил, которым должны следовать лица, участвующие в налоговых правоотношениях; а также целостное экономическое явление, состоящее из отдельных частей, объединенных общими задачами, целями и находящихся в определенной связи между собой;

2)  принципы налогообложения в Беларуси говорят об обязательности уплаты налогов, сборов и пошлин, о невозможности возложения обязанности на плательщика уплачивать налоги, которые не установлены законодательно либо не определены Конституцией Республики Беларусь, о всеобщности и равенстве между всеми налогоплательщиками;

3) налоги  взимаются тремя способами, такими  как кадастровый, декларационный  и административный, а оплата  налога производится наличным платежом, безналичным платежом и гербовыми марками;

4) к основным элементам налогообложения относятся: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, ставки налога, сроки уплаты, льготы, налоговые санкции и др.;

5) среди налоговых функций выделяют фискальную, распределительную, регулирующую и контрольную. В них проявляется экономическое содержание налогов;

6) налоговое законодательство регулирует налоговые отношения как налогоплательщика, так и государства;

7) существует общий порядок исчисления налогов и две упрощенные системы налогообложения (без выделения НДС и с выделением НДС). Выбор системы налогообложения будет возможен только после определения сферы деятельности фирмы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Скрипниченко, В.А. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / В.А. Скрипниченко. – М.: Издательский дом «БИНФА», 2007. – 496 с.

2. Бюджетная и налоговая система Республики Беларусь: Учеб. Пособие / Н.А. Мельникова; под ред. Н.А. Мельниковой. – Мн.: БГУ, 2005. – 262 с.

Информация о работе Сущность налоговой системы