Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 17:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности налогов и налогообложения, а также разработка путей совершенствования налоговой системы Республики Беларусь.
Для достижения цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
изучить и раскрыть содержание, принципы, функции и основные элементы системы налогообложения;
исследовать особенности развития налоговых систем за рубежом;
проанализировать эффективность налоговой системы Республики Беларусь;
разработать пути совершенствования налоговой системы Беларуси.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Содержание, принципы, функции и основные элементы системы налогообложения. Классификация налогов 6
1.1 Содержание и принципы системы налогообложения 6
1.2 Функции и основные элементы системы налогообложения 10
1.3 Основные формы и виды налогов 16
2 Особенности развития налоговых систем за рубежом 19
2.1 Основные тенденции развития налоговых систем промышленно развитых стран 19
2.2 Особенности налоговых систем зарубежных государств 24
3 Анализ эффективности налоговой системы Республики Беларусь и пути её совершенствования 31
3.1 Система налогообложения в Республике Беларусь 31
3.2 Пути совершенствования налоговой системы в Беларуси 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
Принцип единства налоговой системы. Исходя из этого принципа нельзя устанавливать налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. В связи с этим недопустимы налоги, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах территории страны товаров, работ и услуг или финансовых средств; нельзя как-то иначе ограничивать осуществление не запрещенной законом экономической деятельности физических и юридических лиц или создавать препятствия на ее пути.
Принцип гласности. Это требование официального опубликования налоговых законов, нормативных актов, затрагивающих налоговые обязанности налогоплательщика. Исходя из этого принципа государство обязано информировать налогоплательщика о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.
Принцип одновременности. В нормально
функционирующей налоговой
Принцип определенности. Без соблюдения этого принципа невозможна рациональная и устойчивая налоговая система. Данный принцип означает, что налоговые законы не должны толковаться произвольно, а налоговые законы должны быть законами прямого действия, исключающими необходимость издания поясняющих их инструкций, писем, разъяснений и других нормативных актов. Вместе с тем налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям, должна существовать возможность ее уточнения с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры.
Третье направление —
Принцип законодательной формы установления. Этот принцип предусматривает, что налоговое требование государства о необходимости заплатить налог и обязательство налогоплательщика должны следовать из закона, значит, налоги не могут быть произвольными. Нельзя допускать установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами их конституционных прав. Но поскольку налогообложение всегда означает определенное ограничение прав, при установлении налогов нужно принимать во внимание то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.
Принцип приоритетности налогового законодательства. Его суть заключается в том, что акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок налогообложения. Это означает, что если в неналоговых законах присутствуют нормы, касающиеся налоговых отношений, то применять их можно только в том случае, когда они соответствуют нормам, содержащимся в налоговом законодательстве.
Отметим, что использование любого принципа налогообложения требует серьезного научного подхода и анализа. Применение всей системы принципов либо отдельно взятого принципа не является общепринятым в мировой теории и практике. Вместе с тем существуют принципы, которые неоспоримы и признаются в качестве аксиомы. Исторически основополагающими принципами, которые должны быть заложены в основу любой налоговой системы, являются принципы, разработанные Адамом Смитом и Адольфом Вагнером [15, с.62].
Некоторые принципы, такие как множественность налогов, удобство, экономность, достаточно легко выполнимы. Абсолютное же следование другим принципам, например принципам равенства и справедливости, соразмерности, невозможно, но государство должно стремиться к их соблюдению при построении эффективной налоговой системы.
Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутренние свойство, признаки и черты налога, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как части единого процесса воспроизводства, инструмента распределения и перераспределения доходов.
В настоящее время в
Разграничение функций налога в значительной мере условно, поскольку они осуществляются одновременно и отдельные особенности одной функции присущи другим функциям.
Фискальная |
Распределительная |
Дисциплинарная |
Рисунок 1.1 – Функции налогов
Примечание. Источник: [6, с.35]
Рассмотрим суть и механизмы проявления налогом своих функций.
Фискальная функция
Как активный участник распределительных
и перераспределительных
В частности, снижение налоговой нагрузки
для российских малых предприятий
при переходе на упрощенную систему
налогообложения и систему
Немаловажное значение в реализации этой функции имеет и налоговая система сама по себе: вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других. С помощью налогов государство целенаправленно влияет на развитие экономики и отдельных ее отраслей, структуру и пропорции общественного воспроизводства, накопление капитала. При этом проявляется тесная связь стимулирующей функции налогов с распределительной.
Стимулирующая функция имеет подфункцию, которая называется дестимулирующей. Как правило, используя дестимулирующую функцию налога, государство увеличивает налоговое бремя и тем самым может препятствовать развитию отдельных отраслей или социально-экономических процессов. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов. Примером могут служить меры государства, направленные на поддержку внутренних производителей при помощи запретительных импортных таможенных пошлин.
Регулирующая функция имеет
черты стимулирующей функции. Изменяя
налоговые ставки на прибыль, государство
может создавать или уменьшать
дополнительные стимулы для капиталовложений,
а манипулируя уровнем
Классическим примером реализации регулирующей функции налогов может служить введенный в Германии еще в начале XX в. и сохранившийся до сих пор налог на уксусную кислоту. Цель его установления — прекратить расходовать на изготовление уксусной кислоты вино. Из-за этого цена на уксусную кислоту, сделанную из вина, резко возросла, в результате чего производить уксусную кислоту из вина стало невыгодным. Данные меры, предпринятые государством, в свою очередь, подтолкнули производителей к созданию искусственной уксусной кислоты. Денежные поступления от данного налога едва покрывали расходы на его взимание, но регулирующая цель была достигнута. Этот пример подтверждает то, что с помощью регулирующей функции налогов государство может влиять на процессы производства и потребления [6, с.56].
Благодаря данной функции налога государство может воздействовать не только на экономические, но и на социальные и экологические аспекты жизни общества.
Ярким примером является решение с помощью налога такой социально значимой задачи, как борьба с курением. В частности, после резкого увеличения акциза на табак в ряде экономически развитых стран «некурящих» стало значительно больше, чем в ходе длительной пропагандистской кампании о вреде курения для здоровья. В данном случае введение налога было направлено на решение социальной проблемы, но вместе с тем была реализована фискальная функция налога. Таким образом, сущность налога одновременно проявилась в двух функциях.
С помощью налогов решаются и
проблемы экологии: в свое время
промышленность развитых стран сопротивлялась
оснащению автомобилей
Наиболее тесно связана с фискальной функцией налога его распределительная функция, выражающая экономическую сущность налога как инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную (от богатых — к бедным, от работающих — к неработающим), осуществляет финансирование крупных межотраслевых и социальных целевых программ, имеющих общегосударственное значение, в силу чего данная функция иногда называется социальной.
С распределительной и фискальной
функциями тесно связана
Механизм налогового регулирования опирается на законодательную базу и включает в себя ряд элементов, позволяющих направлять предпринимательскую инициативу предприятий в нужное русло, обеспечивая тем самым стабильность и рост поступлений доходов в государственный бюджет.
Общемировая теория налогов выработала совокупность общих понятий, категорий налогообложения, которыми оперируют во всех цивилизованных странах.
Налогу как экономической
Перечень обязательных элементов, которые должны быть оговорены, чтобы налог считался установленным, приведен в Налоговом кодексе Республики Беларусь. В статье 6 обозначено, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
Кратко охарактеризуем эти основные и факультативные элементы. Субъект налогообложения - это юридическое или физическое лицо, на которое законодательством возложена обязанность уплаты налога.
На практике не всегда налог уплачивается тем лицом, на которое возложена эта обязанность, происходит переложение налога с одного субъекта на другой. В этом случае различаются налогоплательщик и носитель налога. Носитель налога - это лицо, на которое перекладывается тяжесть налогового бремени с субъекта налогообложения. Именно за счет носителя налога налоговый платеж уплачивается в бюджет.
По белорусскому законодательству налогоплательщиками и плательщиками сборов выступают организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. Налоговые агенты - это лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению соответствующего налога.