- Основными
задачами ГТК России являются:
участи в разработке таможенной
политики РФ;
- обеспечение в пределах своей
компетенции единства таможенной территории
РФ;
Организация применения и совершенствование
средств таможенного регулирования хозяйственной
деятельности исходя из приоритетов развития
экономики РФ и необходимости создания
благоприятных условий для участия России
в мирохозяйственных связях;
- организация и совершенствование
таможенного дела в РФ;
- обеспечение соблюдения законодательства
по таможенному делу, а также законодательства,
контроль за исполнением которого возложен
на таможенные органы РФ;
обеспечение участия РФ в международном
сотрудничестве по таможенным вопросам.
Основные
функции ГТК России: В соответствии с возложенными
задачами ГТК России выполняет многочисленные
и разнообразные функции. Его функции
и полномочия в общей форме определены
в статье 11 Таможенного кодекса РФ; непосредственно
в статье 5 Положения закреплены 64 основные
функции ГТК России. Функции ГТК России
устанавливаются в других нормативных
актах, регулирующих деятельность таможенных
органов.
Региональные таможенные управления РФ
(РТУ РФ)
Региональное таможенное управление РФ
входит в единую систему таможенных органов
РФ и осуществляет руководство таможенным
делом на территории региона деятельности
(подведомственного региона) под непосредственным
руководством ГТК России. Эта черта структуры
таможенной организации была унаследована
от Советского Союза ввиду огромной территории
Российской Федерации - федеративная модель
управления и таможенного контроля является
наиболее эффективной.
Функционируют следующие Региональное
таможенное управление РФ:
Северо-Западное (г.
Санкт-Петербург); Дальневосточное (г.
Владивосток); Северо-Кавказское (г. Ростов-на-Дону);
Поволжское (Нижний Новгород); Восточно-Сибирское
(г. Иркутск); Западно-Сибирское (г. Новосибирск);
Татарское (г. Казань); Уральское (г. Екатеринбург);
Калининградское (г. Калининград); Западное
(г. Москва); Московское (г. Москва); Дагестанское
(г. Махачкала); Башкирское (г. Уфа).
В непосредственном
подчинении РТУ РФ находятся расположенные
на территории подведомственного региона
таможенные органы.
Основные задачи РТУ РФ:
- реализация таможенной политики
РФ на территории подведомственного региона;
- разработка и реализация в пределах
своей компетенции в подведомственном
регионе мер, направленных на обеспечение
единства таможенной территории РФ;
- разработка и реализация в пределах
своей компетенции в подведомственном
регионе мер, направленных на обеспечение
экономической безопасности РФ (в части, относящейся к таможенному
делу);
- обеспечение защиты экономических
интересов РФ в пределах компетенции таможенных
органов; организация таможенного дела
в подведомственном регионе;
- обеспечение применения средств
таможенного регулирования экономической деятельности;
- обеспечение соблюдения единообразного
применения и осуществления контроля
за исполнением законодательства РФ о
таможенном деле и других правовых актов,
контроль за исполнением которых возложен
на таможенные органы РФ;
- организация и осуществление
борьбы с контрабандой и иными преступлениями
в сфере таможенного дела, с нарушениями
таможенных правил;
- руководство, обеспечение, координация
и контроль за деятельностью подведомственных
таможенных органов РФ;
- обеспечение своевременности и полноты поступления
таможенных платежей;
- содействие развитию внешнеэкономических
связей субъектов РФ, юридических и физических
лиц;
- учет потребностей подведомственного
региона в сфере таможенного дела, принятие
в пределах своей компетенции мер, направленных на удовлетворение
таких потребностей.
Основные
функции РТУ РФ.
В соответствии с возложенными
на него задачами Региональные таможенные
управления РФ выполняет значительное число функций. Наиболее
важные из них это:
- В части реализации таможенной
политики.
- По вопросам организации таможенного
дела на подведомственной территории.
- По вопросам взимания таможенных
платежей по вопросам таможенного контроля.
- По вопросам борьбы с контрабандой
и нарушениями таможенных правил.
- По вопросам валютного контроля.
- По вопросам законодательства
и укрепления законности.
- По вопросам материально-технической
базы таможенных органов.
- По вопросам работы с кадрами.
Таможни
Российской Федерации
Таможня РФ входит
в единую систему таможенных органов РФ
и осуществляет свою деятельность
под общим руководством ГТК России и непосредственным
руководством РТУ РФ, которому она подчинена.
Решением ГТК отдельные таможни могут
быть подчинены непосредственно ГТК России.
С точки зрения местонахождения региона
деятельности, таможни РФ подразделяются
на пограничные и внутренние. Пограничные
таможни РФ располагаются на таможенной
границе, как правило, совпадающей с государственной
границей, и связаны с крупными транспортными
узлами (порты, аэропорты, приграничные
железнодорожные станции). Примером пограничных
таможен могут служить Балтийская, Благовещенская,
Уссурийская и др. примером внутренних
таможен являются: Брянская, Нижегородская,
Ростовская и др.
Правовой статус таможни
РФ определяется Общим положением о таможне
РФ, утверждённым приказом ГТК России
от 10 января 1996 г. №12 (приложение №2). Специальными
нормативными актами ГТК России может
определять деятельность специализированных
таможен РФ.
Специализированные таможни РФ выполняют
специальные таможенные операции либо
осуществляют таможенный контроль за
перемещением через таможенную границу
отдельных специфических грузов. Приме
Энергетическая таможня РФ в Москве. Она
создана в 1994 г. для усиления контроля
за нефтью, нефтепродуктами, газом, электроэнергией,
перемещаемыми через таможенную границу
трубопроводным транспортом и по линиям
электропередач исходя из специфики перемещения
таких товаров через таможенную границу.
Глава 2. Таможенные
пошлины, общая характеристика
- Сущность и назначение
таможенных пошлин
Тарифное регулирование - форма
государственного регулирования ВЭД,
применяемая в целях регулирования импорта
и экспорта, с помощью которой государство
реализует свое исключительное право на установление таможенной пошлины
на товары, перемещаемые через таможенную
границу РФ.
Главным инструментом в руках государства
при регулировании внешней торговли является
использование тарифного регулирования.
Таможенный тариф - наиболее распространенный
инструмент государственного регулирования
внешней торговли, действующий через механизм
ценообразования.
Механизм таможенно-тарифного регулирования:
- обоснование и определение уровня таможенных пошлин;
- оценку социально-экономических последствий
изменения таможенных режимов;
- формирование таможенного тарифа;
- применение таможенных режимов;
- определение страны происхождения товаров;
- определение таможенной стоимости;
- применение особых видов таможенных пошлин.
- Функции таможенного тарифа:
- фискальная - обеспечивает необходимое пополнение доходной части
бюджета;
- защитная - предохраняет отечественное
производство (отдельные национальные
отрасли экономики) от чрезмерного уровня
иностранной конкуренции, которым может
быть нанесен существенный ущерб;
- стимулирующая – стимулирует ввоз товаров, которые не производятся,
или производятся в количестве, недостаточном
для удовлетворения потребности граждан.
- Протекционистская функция связана с
защитой национальных производителей.
Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации
на внутреннем рынке страны-импортера
и рем самым повышается конкурентоспособность
аналогичных товаров, производимых национальной
промышленностью и сельским хозяйством.
- Фискальная функция таможенного тарифа
обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.
- Кроме вышеназванных функций таможенный
тариф, влияя на внутренние цены, до определенной
степени содействует развитию национального
производства и экспорта. Вследствие удорожания
импортных товаров на внутреннем рынке
страны повышается общий уровень цен на
такие товары и национальные производители
получают дополнительный доход, который
может быть использован для инвестиций
в экономику страны или в целях компенсации
потерь от снижения экспортных цен, а также
для повышения конкурентоспособности
своих товаров на внешних рынках.
- Таможенный тариф в ряде случаев может
быть использован для развития национального
экспорта путем одностороннего установления
низких, а в некоторых случаях и нулевых
ставок в отношении отдельных товаров,
необходимых для изготовления экспортной продукции.
- Одним из основных элементов проводимой
в стране экономической реформы, предусматривающей
переход от административных методов
управления к экономическим, является
усиление роли таможенно-тарифного регулирования
внешней торговли.
- Таможенно-тарифные меры - совокупность организационных,
экономических, правовых мероприятий,
осуществляемых в установленном законодательством
порядке государственными органами и
направленных на регулирование внешнеэкономической
деятельности. В основе реализации таможенно-тарифного регулирования лежит применение
таможенного тарифа.
- Таможенный тариф — свод ставок таможенных пошлин, применяемых товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ, систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности СНГ. Таможенная пошлина — обязательный взнос, взимаемый таможенными
органами при ввозе товара на таможенную
территорию или вывозе товара с этой территории
и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза/вывоза.
- Принципы построения таможенного тарифа:
- 1. принцип эскалации (повышение ставок таможенных пошлин по мере роста степени технологической
переработки товаров):
- a) сырье (0 – 5%);
- b) полуфабрикаты (5 – 10%);
- c) готовые (свыше 10%).
- 2. эффективного тарифа – установление низких ставок пошлин на товары, необходимые для развития
производства с высокой долей вновь созданной
стоимости.
- Основные цели таможенного тарифа РФ:
- рационализация товарной структуры ввоза
товаров в РФ;
- поддержание рационального соотношения
вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;
- создание условий для прогрессивных
изменений в структуре производства и
потребления товаров в РФ;
- защита экономики РФ от неблагоприятного
воздействия иностранной конкуренции;
- обеспечение условий для эффективной
интеграции РФ в мировую экономику;
- Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению
в зависимости от лиц, перемещающих товары
через таможенную границу РФ, видов сделок
и других факторов, за исключением случаев,
предусмотренных законом.
- В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические
отношения с которыми не предусматривают
режим наибольшего благоприятствования,
либо страна происхождения которых не
установлена, ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются вдвое, за исключением
случаев предоставления РФ тарифных льгот
(тарифных преференций).
- Экономическая суть таможенной пошлины состоит в том, что она представляет
собой разницу между мировой и национальной
стоимости. Из определения следует, что пошлина является разницей в уровнях мировых цен и экономически обоснованных
внутренних цен, то есть, при наличии отечественного
производства товаров ее величина определяется
сложившимися различиями в уровнях мировых
и национальных издержек производства,
задачей при обосновании таможенных пошлин является объективное отражение в них этой разницы.
- Таможенная пошлина взимается по единым ставкам, утвержденным
федеральными нормативно – правовыми
актами, является обязательным условием
перемещения товара через таможенную
границу, а обязанность по их взиманию возложена на таможенные органы
РФ.
- Таможенная пошлина не носит компенсационного характера,
не предназначена для покрытия расходов таможенных органов, а также для финансирования
деятельности таможенного ведомства.
Ее основная функция – регулирующая, что не исключает фискального предназначения
данного платежа. Проблема снижения высоких
ставок таможенных пошлин актуальна в наше время. Руководствуясь
фискальными интересами, государство,
к сожалению, мало заботится об истинном
предназначении данного платежа как регулятора отношений в сфере внешнеэкономической деятельности.
- Наиболее существенные признаки таможенной пошлины:
- это обязательный взнос в федеральный
бюджет, не нарушающий конституционного
права на свободу предпринимательской
деятельности;
- таможенная пошлина опосредована перемещением товаров
через таможенную границу и является средством
для достижения такой цели;
- это возмездный платеж, так как фактически
является платой за предоставление возможности
перемещать товар через таможенную границу;
- не обладает признаком регулярности, так как обязанность
по ее уплате возникает лишь с необходимостью
вступления субъекта в таможенные правоотношения;
- право уплаты таможенной пошлины может быть делегировано иным заинтересованным
лицам;
- уплата обеспечивается принудительной силой государства
- Экономическая роль таможенной пошлины состоит:
- таможенная пошлина создает стоимостной барьер повышения
цен ввозного товара;
- таможенные пошлины могут стимулировать развитие отдельных
отраслей государства, экономики.
- Принципы формирования пошлин:
- принцип научной обоснованности;
- учет приоритетов развития и поддержка
национального производителя;
- принцип эскалации – повышение ставок таможенных пошлин по мере роста степени технологической
обработки товаров;
- поддержание равно выгодной среды отечественных и иностранных товаров
на рынке, приоритетов для национальной
экономики;
- введение новых ставок таможенных пошлин.
- Говоря об импортных пошлинах, следует иметь в виду, что все страны
защищают национальное производство с
помощью таможенного обложения импортных товаров. Таможенные пошлины формируются на основе разницы между
мировыми и национальными ценами. В развитых
странах уровень импортных таможенных пошлин относительно низок, в менее развитых
и развивающихся - при высоких национальных
издержках - таможенные пошлины на импортные товары достаточно высоки.
В РФ, в условиях экономической нестабильности,
в последние годы внутренние цены росли,
в то время как мировые цены оставались
стабильными либо снижались. В этих условиях
не было предпосылок для снижения импортных пошлин, напротив, их повышение вполне оправдано состоянием отечественного производства. У нас сейчас довольно высокие ставки импортных пошлин, хотя по многим товаров они недостаточны для защиты национальных производителей.
- Защитные пошлины необходимы для того, чтобы дать возможность
утвердится новым отраслям отечественной
промышленности. Временная защита молодых
национальных фирм от жесткой конкуренции
более зрелых и поэтому на текущий момент
более эффективных иностранных фирм позволяет нарождающимся отраслям окрепнуть и
стать эффективными производителями.
Этот аргумент в пользу протекционизма
основывается на сомнительном возражении
против свободной торговли. Возражение
заключается в том, что при наличии зрелой
иностранной конкуренции ни у одной отрасли не было и не будет возможности
для осуществления долгосрочных мер, направленных
на расширение производства и повышение
эффективности.
- В последнее время аргументация необходимости
помощи молодым отраслям несколько изменилась.
Неожиданно столкнувшись с усилением иностранной конкуренции,
представители промышленности получили
возможность утверждать, что она нуждается
в защите для получения времени для модернизации
и для повышения конкурентоспособности
продукции. Однако проблема заключается
в том, что протекционизм, увеличивая прибыли и тем самым предоставляя средства для модернизации, в то же время понижает остроту вопроса о необходимости этих изменений. Вместо ожидаемого повышения эффективности функционирования отрасли протекционизм может вызвать ее дальнейшее снижение.
- Более того, такого рода методы могут
стать сигналом для других отраслей, что
они также вправе рассчитывать на аналогичную
защиту в случае столкновения с сильной
конкуренцией со стороны импорта.
- Считается, что тарифы необходимы для защиты отечественных фирм от иностранных производителей, которые сбывают на рынке страны свою избыточную продукцию по демпинговым ценам ниже ее себестоимости. Существует две причины, почему иностранные фирмы могут быть заинтересованы в продаже своих товаров по ценам ниже себестоимости. Во-первых,
эти фирмы могут использовать демпинг
для подавления местных конкурентов, захвата
монопольного положения на рынке и последующего
цен. Во-вторых, демпинг может являться
сложной формой ценовой дискриминации
- назначения разных цен разным клиентам. В целях
максимизации своих прибылей иностранный
продавец может принять решение о реализации
своей продукции по высоким ценам на монополизированном
внутреннем рынке и сбросе избыточной
продукции по низким ценам на внешние
рынки. Избыточные объемы производства могут
быть необходимы для снижения издержек
на единицу продукции при крупномасштабном
производстве.