Таможенные пошлины и их роль в развитии внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Мировая экономика базируется на мировом рынке, материальной основой которого служит научно-технический прогресс и стимулируемое им общественное разделение труда. Практически все национальные экономики интегрированы в международное разделение труда и связанные с ним экономические отношения.

Содержание

Введение
Глава 1. Эволюция таможенной политики России
1.1. Таможенная политика Московского государства в XII - XVII веках
1.2. Таможенная политика СССР в 1917 - 1991 годах
1.3. Таможенная политика и структура государственных таможенных органов России на современном этапе
Глава 2. Таможенные пошлины, общая характеристика
2.1. Сущность и назначение таможенных пошлин
2.2. Проблемы и перспективы развития таможенных пошлин
2.3. Анализ таможенных пошлин
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по налогам.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Подводя итог сказанному, отметим, что основным инструментом таможенно-тарифного метода государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации является таможенная пошлина. Будучи обязательным платежом, взимаемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу, таможенная пошлина имеет налоговый характер, что отличает ее от таможенных сборов и других видов обязательных платежей во внешнеторговой практике - антидемпинговых, компенсационных, специальных и иных защитных пошлин.

Таможенная пошлина представляет собой инструмент механизма таможенно-тарифного регулирования, основными элементами которого являются:

- ставка таможенной пошлины;

- товарная номенклатура;

- порядок установления страны  происхождения товара;

- порядок определения таможенной  стоимости;

- зависимость величины ставки  от торгово-политического режима, применяемого Российской Федерацией к стране происхождения товара.

Начисление, уплата и взимание пошлины на товар производятся на основе его таможенной стоимости в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Ввод, отмена таможенных пошлин оказывают непосредственное влияние на экономические интересы импортеров и экспортеров, хозрасчетную эффективность ввоза и вывоза определенных групп товаров. Таможенные пошлины участвуют в формировании уровня затрат на импорт и экспорт товаров, что, в свою очередь, может проявляться на уровне цен ввозимой и вывозимой продукции. Влияние уровня ставок таможенных пошлин на объемы импорта и экспорта зависит от степени воздействия на уровень рыночных цен, которые, в свою очередь, оказывают влияние на объемы платежеспособного спроса и предложения конкретных товарных рынков.

    1. Проблемы и перспективы развития таможенных пошлин

В условиях экономического кризиса при формировании бюджета страны государство уделяет особое внимание тем сферам деятельности, которые менее всего затронуты кризисом. Одной из таких областей является внешняя торговля товарами, характеризующаяся бурным развитием и обновлением таможенного законодательства.

Ключевая цель деятельности таможенных органов - максимальное содействие международным экономическим отношениям, ускорение товарооборота. При этом нельзя забывать о том, что таможенная служба исторически формировалась как государственный фискальный аппарат, основная задача которого - пополнение федерального бюджета.

Наиболее эффективным способом увеличения дохода бюджета от взимания таможенных платежей является правильное определение величины налогооблагаемой базы - таможенной стоимости товаров. Она относится к числу мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности экономического характера. Именно таможенная стоимость влияет на объемы таможенных платежей, а также на уровень импортных цен на внутреннем рынке Российской Федерации, поэтому от правильности определения величины таможенной стоимости зависят поступление в федеральный бюджет стопроцентных сумм таможенных платежей и действенность таможенного регулирования.

Как уже упоминалось ранее Закон о таможенном тарифе предусматривает шестиступенчатую методику определения таможенной стоимости импортируемых товаров: 1) по стоимости сделки с ввозимыми товарами, 2) по стоимости сделки с идентичными товарами, 3) по стоимости сделки с однородными товарами, 4) вычитания стоимости, 5) сложения стоимости, 6) резервный метод.

Тем не менее, на практике в большинстве случаев применяется первый и шестой метод, что приводит к возникновению ошибок при определении таможенной стоимости. Чаще всего это связано с проблемой наличия единого ценового пространства, а также с трудностями взаимопонимания участника внешнеэкономической деятельности и таможенных органов в процессе определения и контроля таможенной стоимости.

Основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. Поэтому начинать оценку следует всегда с проверки применимости данного метода. При невозможности его использования применяется последовательно каждый из последующих методов. Методы вычитания и сложения могут применяться в любой очередности.

В практической деятельности таможенные органы, практически не применяя метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами, минуя последующие, используют резервный метод. Данное обстоятельство приводит к необоснованному изменению таможенной стоимости и, как следствие, - к увеличению сумм платежей, произведенных с нарушением законодательства.

Определение таможенной стоимости является одной из самых дискуссионных проблем в таможенном деле. Несмотря на то что методы определения таможенной стоимости прямо закреплены в законодательстве, их применение в практической деятельности вызывает множество вопросов как для участников экспортно-импортных операций, так и для таможенных органов.

Мировая практика, положенная в основу системы определения таможенной стоимости, гласит о том, что сама величина таможенной стоимости не должна зависеть от метода ее определения.

Международные организации рассматривают таможенную оценку в качестве меры по защите отечественного производителя. Однако несовершенство ее методики влечет за собой серьезные проблемы для национальной экономики.

Недостатки системы таможенной оценки товаров влекут за собой невозможность или, по крайней мере, затруднительность для участников внешнеторговой деятельности рассчитать сумму денежных средств, которую они должны уплатить в связи с перемещением товаров через таможенную границу. В связи с этим затруднительно точно прогнозировать экономический результат внешнеторговой сделки. Поэтому таможенная оценка выступает в качестве дополнительного барьера, затрудняющего ведение внешней торговли.

С приходом кризиса давно отлаженная система ввоза в Россию различных товаров начала буксовать — таможенные органы стали требовать от импортеров увеличения заявленной стоимости грузов.

Таким образом, меры и методы, которые сегодня принимает таможенная служба, не создают условий для развития экономики страны. Причем стратегические ошибки, цель перевыполнить план ведомства невзирая ни на что, касаются напрямую всех нас как конечных потребителей. Из-за необоснованных дополнительно взысканных платежей покупатель платит в магазине за импортный товар в 1,5 – 2 раза дороже, чем европейский потребитель. Такие меры ведут лишь к необоснованному росту цен и дефициту. Такие действия сводят на нет все попытки руководства страны, бизнес сообщества на создание конкурентно устойчивого реального сектора экономики страны. Для справки: 10 лет назад таможенные платежи составляли 15 – 17% бюджета страны. Сегодня – это более 50% бюджета.

Корректировке таможенной стоимости подвергается 98% грузов. Цены при этом таможня поднимает на 10 – 50 % от заявленной по контракту стоимости. Финансового или экономического обоснования этих корректировок нет: наоборот, в прошлом году Правительство уменьшило средневзвешенную ставку импортной пошлины почти на 1%. С 11,5 в 2008 году до 10,6 – 11% в 2009 году, а в 2010 году с 10,6 до 10,9%.

Корректировка таможенной стоимости ничего, кроме дополнительной нагрузки на импортеров не дает, что, в свою очередь, сказывается напрямую на потребителях. Импортеры вынуждены отказываться и возвращать импортный груз отправителю, или в доход государства. Есть случаи, когда просто бросают груз, т.к. его реализация на российском рынке после такой таможенной политики становится нерентабельной, или денежных средств оплатить корректировку таможенной стоимости нет. Таким образом, создаются условия для сворачивания импорта или переориентации его на другие не совсем легальные схемы.

Повышение конкурентоспособности России, степени её интеграции в мировую экономику предполагают формирование единого информационного пространства в области внешнеторговой деятельности. 
Как известно, 2004 г. - это первый год работы таможенных органов в условиях действия нового Таможенного кодекса Российской Федерации, призванного установить принципиально иные правоотношения между таможней и бизнесом [ТК был принят 28 мая 2003 г. и действует с 1 января 2004 г.]. 
Новый ТК создал правовую базу для перехода от стадии эксперимента к практическому применению электронного декларирования товаров. К концу 2004 г. около 10 таможенных постов уже работали с электронной формой декларирования. Ими оформлено более 1700 электронных деклараций. Более 100 участников внешнеэкономической деятельности перешли на такую форму работы. 

В новом ТК закреплены основы и принципы таможенного контроля с использованием системы управления рисками (СУР).  
Это принципиально новое направление работы таможенных органов Российской Федерации, несущее с собой новую идеологию и философию таможенного контроля, означающее переход к международным стандартам работы, принятым в странах ЕС и США.   
 
От тотального контроля за всем, что перемещается через границу, современная таможня переходит к выборочному контролю, сосредоточивая свои ресурсы на предотвращении правонарушений, имеющих наиболее негативные последствия для экономики и безопасности страны. 
 
В настоящее время уже разработаны общероссийские, региональные и местные профили рисков. Началась работа по автоматизации создания проектов профилей риска, формирования базы данных профилей риска, их доведения до таможенных постов и выявления рисков при декларировании. Создан и начинает использоваться единый реестр субъектов внешнеэкономической деятельности. 
 
Для комплексного решения задач информационной поддержки продвижения российских товаров и услуг на внешние рынки, связанных с системой сбора и анализа экспортных предложений, заявок и тендеров, поступающих от российских предприятий и иностранных потребителей, в целом для снижения предконтрактных расходов российских экспортеров в сети Интернет создана и успешно функционирует информационно-поисковая система "Экспортные возможности России". 
 
К настоящему времени база данных российских экспортеров содержит информацию более чем о 1500 предприятиях, осуществляющих экспортные поставки промышленной продукции. 
 
Внедрение системы направлено на организацию новых информационных потоков между российскими экспортерами, центральным аппаратом МЭРТ, а также представительствами Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах, повышение скорости прохождения информации и значительного увеличения объема получаемой информации о проводимых тендерах за рубежом и коммерческих запросах иностранных организаций за счет существенной активизации работы последних. 
 
По линии сотрудничества с ЕС реализуется проект ТАСИС "Гармонизация таможенных процедур России и ЕС". Важным элементом таможенного сотрудничества России и ЕС в правоохранительной деятельности является взаимодействие с Европейским бюро по борьбе с мошенничеством с целью предотвращения случаев недостоверного декларирования контролируемых видов товаров. 
 
По каналам международной правоохранительной сети "СЕN" региональный узел связи "RILO-Москва" осуществляет оперативный обмен информацией с таможенными службами стран СНГ и Всемирной таможенной организацией о новых маршрутах перемещения контрабанды и способах её сокрытия, в том числе наркотиков, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, товаров военного и двойного назначения. 
 
Первый год работы в новых условиях в целом показал достаточную работоспособность Кодекса. Его введение способствовало расширению торговли и росту объемов собираемости платежей. О масштабах деятельности таможни по сбору таможенных платежей говорит такая цифра: ежедневно в казну государства таможенники перечисляют около 170 млн. долл. Таможенные платежи обеспечивают почти 40% доходной части бюджета и составляют без малого 8% ВВП. 
 
Как известно, до марта 2004 г. таможенные процедуры в России осуществлялись подразделениями самостоятельного ведомства - Государственным таможенным комитетом. В рамках реорганизации таможенной службы его функции были распределены между Федеральной таможенной службой (ФТС), МЭРТ и Минфином. За ФТС оставлены только функции надзора за выполнением таможенного законодательства участниками внешнеторговой деятельности, т.е. это ведомство практически не может влиять на ход реформ в сфере таможенного дела. Все таможенное нормотворчество отошло к МЭРТ, а обязанности по установлению правил определения таможенной стоимости - к Минфину. 
Для устранения правовых пробелов в части установления и взимания таможенных сборов необходимо было внесение изменений и дополнений в ТК. С этой целью был принят Федеральный закон от 11.11.04, который вступил в силу 1 января 2005 г. 
 
Этим законом устанавливаются следующие виды таможенных сборов: 
 
·                   таможенные сборы за таможенное оформление; 
·                   таможенные сборы за таможенное сопровождение;  
·                   таможенные сборы за хранение. 
Законом определены также плательщики таможенных сборов, порядок уплаты таможенных сборов, а также случаи освобождения от их уплаты. Кроме того, устанавливаются фиксированные ставки таможенных сборов за таможенное сопровождение и таможенных сборов за хранение. Ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    1. Анализ таможенных пошлин

С 23 августа 2012г. в России понижены таможенные пошлины 2012, 2013 на импорт некоторых видов продовольственных и и иных товаров. Решение об этом принято в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Ставки снизятся примерно для тысячи видов различных товаров — мяса, ковров, одежды, автомобилей. По предварительным оценкам, средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины снизится с 9,6% до 7,5–7,8%.

Наиболее заметным стало снижение таможенных пошлин 2012, 2013 на импортные продукты. Так, например, свинину в рамках установленной квоты в Россию отныне можно ввозить совершенно беспошлинно, тогда как еще вчера пошлина составляла 15%, но не менее 0,25 евро за 1 кг. Пошлина на поставки свинины вне квоты снижена с 75% до 65%. Одновременно с этим пошлина на ввоз живых свиней снижена с 40% до 5%. При этом поставки чистопородных племенных свиней, как и сейчас, будут облагаться нулевой пошлиной.

По молочным продуктам изменения таможенных пошлин 2012, 2013 не столь заметны. Так, например, минимальная пошлина на импортное сливочное масло отныне составляет не 0,4 евро, а 0,29 евро за кг, но "стандартная" оставлена на уровне 15%. Те же 15% по-прежнему составляет ввозная пошлина на яблоки, лимоны, помидоры, огурцы. Однако минимальная ставка пошлины теперь может опускаться до 8 евроцентов за кг, тогда как ранее она на протяжении примерно полугода не могла быть ниже 12 евроцентов за кг.

Минимальные ввозные таможенные пошлины 2012, 2013 на пальто, плащи и куртки и аналогичные изделия уменьшена с 5 евро до 3 евро за кг, на костюмы, брюки, платья — с 4 евро до 2,5 евро за кг, на рубашки и женские блузки — с 3 евро до 2 евро за кг, на детскую одежду — с 2 евро до 1,5 евро за кг. "Стандартная" ставка на все виды одежды оставлена на уровне 10%.

Серьезно снижены и пошлины на импорт некоторых видов легковых автомобилей и других транспортных средств. Согласно утвержденному Евразийской комиссией Единому таможенному тарифу Таможенного союза, пошлина на ввоз подержанных автомобилей снижена с 35% до 25%, на ввоз новых автомобилей — с 30% до 25%, а на ввоз новых автомобилей с объемом двигателя от полутора до трех литров — с 30% до 20%. Кроме того, снижены пошлины на некоторые виды тракторов и грузовиков, в среднем до 15%.

Впрочем, снижения цен на автомобили ждать вряд ли стоит. Снижение ввозных пошлин будет компенсировано за счет введения так называемого утилизационного сбора. Остальные товары в ближайшее время тоже вряд ли подешевеют. Ранее глава российской делегации на переговорах с ВТО, директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков заявлял, что цены могут начать снижаться через три-пять лет.

Информация о работе Таможенные пошлины и их роль в развитии внешней торговли