Теоретические основы налогов и налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 16:34, доклад

Краткое описание

Жители провинции были подданными империи, но не пользовались правами гражданства. Свидетельством зависимого положения была их обязанность платить налоги. При установлении и взимании налогов римская администрация часто прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла должным образом контролировать. Результатом были коррупция, злоупотребление властью, а затем и экономический кризис.
Основными налогами в Древнем Риме был поземельный и единая подушная подать для жителей провинций. Существовали и косвенные налоги (налог с оборота, налог на наследство и т. д.).

Содержание

1.Учение о налогах: возникновение и эволюция.
2.Экономическая сущность налогов и их функции.
3.Элементы налога и налоговая терминология.
4.Классификация налогов.

Вложенные файлы: 1 файл

Пр.1 Теоретические основы налогов и налогообложения .pptx

— 3.90 Мб (Скачать файл)

Теоретические основы налогов и налогообложения

    1. Учение о налогах: возникновение и эволюция.
    2. Экономическая сущность налогов и их функции. 
    3. Элементы налога и налоговая терминология.
    4. Классификация налогов.

1. Учение о налогах: возникновение и эволюция.  

 

Налоги возникают и развиваются вместе с государством. Самой ранней формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое не всегда было добровольным, а являлось неким неписаным законом.

Позже возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной в течение многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. Так, в Древней Греции в VII—VI вв. до н. э. представителями знати были введены налоги на доходы в размере 1/10 или 1/20 части доходов.

 

 

    • Система налогообложения Древнего Рима

 

В мирное время граждане не платили денежных податей, только в военное время жители Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами. Суммы налога определялись каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами, которым граждане Рима подавали заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении.

Жители провинции были подданными империи, но не пользовались правами гражданства. Свидетельством зависимого положения была их обязанность платить налоги. При установлении и взимании налогов римская администрация часто прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла должным образом контролировать. Результатом были коррупция, злоупотребление властью, а затем и экономический кризис.

Основными налогами в Древнем Риме был поземельный и единая подушная подать для жителей провинций. Существовали и косвенные налоги (налог с оборота, налог на наследство и т. д.).

Население вносило налоги деньгами, поэтому оно было вынуждено развивать рынок и товарно-денежные отношения, углублять процесс разделения труда, что способствовало урбанизации. Таким образом, уже в Древнем Риме налоги играли стимулирующую роль.

 

    • Система налогообложения Византии

 

Многие налоговые традиции Древнего Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно существовал 21 вид прямых налогов. Применялись в Византии и чрезвычайные налоги: на строительство флота, содержание

воинских контингентов и пр.

Однако обилие налогов не привело

к финансовому процветанию

Византийской империи.

Наоборот, чрезмерное

налоговое бремя повлекло за собой

сокращение налоговой базы и, как

следствие, финансовые кризисы.

    • Система налогообложения Европы  

 

В XVI—XVII вв. в Европе появилось современное государство раннего периода новой истории. Теории налогов еще практически не существовало. Не было крупного постоянного налога, парламенты периодически выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги. Плательщиками налога обычно являлись люди, принадлежащие к третьему сословию. Государство не имело достаточного количества профессиональных чиновников для взыскания налогов, поэтому сбором налогов занимались, как правило, откупщики.

В конце XVII — начале XVIII в. в европейских странах начинается формирование административного государства, создаются соответствующий чиновничий аппарат и рациональная налоговая система, состоявшая из косвенных (в основном акцизов) и прямых (в основном подушных и податных) налогов.

И только в последней трети XVIII в. в Европе начинают активно разрабатываться проблемы теории и практики налогообложения. Основоположником теории налогообложения считается шотландский экономист и философ А. Смит.

 

 

    • Система налогообложения Руси

 

В отличие от Европы налоговая система Руси стала формироваться несколько позже. Только во время принятия в 988 г. христианства начала складываться финансовая система Древней Руси. Олег после своего утверждения в Киеве установил дань с подвластных племен, которая взималась двумя способами: «повозом», когда ее привозили в Киев, и «полюдьем», когда князь или его дружины сами ездили за ней. Постепенно был введен сначала нерегулярный, а затем более систематический прямой налог. Косвенные налоги были представлены различными торговыми и судебными пошлинами.

В годы татаро-монгольского ига русские князья платили Золотой Орде дань под названием «выход», которая сначала собиралась баскаками (уполномоченными хана), а затем самими русскими князьями. Все удельные князья собирали дань в своем уделе самостоятельно и потом передавали ее великому князю для отправления в Орду. Кроме «выхода» существовала такая повинность, как «ям» — содержание посла Орды вместе с многочисленной свитой и обязанность поставлять подводы ордынским чиновникам. Перечисленные поборы не позволяли Руси пополнять казну за счет прямых налогов, поэтому основным источником внутренних доходов стали пошлины.

 

 

В 1480 г. Иван III фактически начал заново создавать финансовую систему Руси, прекратив уплату «выхода». В это время были введены следующие налоги: «данные» деньги с черносошных крестьян и посадских людей; налоги ямские, пищальные (используемые на производство пушек); сборы на городовое и засечное дело и строительство засек (укреплений на южных границах Московского государства).

Иван Грозный ввел стрелецкую подать на создание регулярной армии и полоняничные деньги для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и мирных жителей, угнанных в полон.

В российском государстве существовала весьма сложная и запутанная система управления государственными финансами. Большинство прямых налогов поступало в приказ большого прихода, местные налоги находились в ведении территориальных приказов, царские земли облагал налогом приказ большого дворца, городские промыслы — приказ большой казны, церковные и монастырские земли — Казенный патриарший приказ.

Попытку упростить и упорядочить эту систему предпринял царь Алексей Михайлович, который в 1655 г. создал Счетный приказ, ведающий сбором податей, проверяющий финансовую деятельность других приказов, анализирующий приходные и расходные книги, что позволило довольно точно определить бюджет российского государства на тот период.

 

При Петре I (1672—1725) начала складываться достаточно стройная финансовая и налоговая политика российского государства, хотя крупномасштабные государственные преобразования и многочисленные войны вызывали постоянную нехватку финансовых ресурсов.

При Петре I государство превращалось в светское общество, церковное право отделилось от гражданского, которое ориентировалось на потребности международной торговли. Бурному развитию промышленности предшествовала налоговая реформа. Появились новые налоги: гербовый сбор, подушной сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, с церковных верований, даже налог на бороды. 

Податная реформа завершается при правительствах Екатерины I и Петра II. В 1725—1728-е гг. происходят ревизия, критика и пересмотр всех основ петровской налоговой системы.

Уже 1 февраля 1725 г. Екатерина I утвердила предложения о сокращении подушной подати на четыре копейки. Однако подушная система была такой же формальной, как и подворная.

Верховным тайным советом 8 февраля 1727 г. было принято постановление о подушной системе сбора податей и подписана целая серия указов, согласно которым подушная подать сокращалась на 23 копейки.

 

Основную долю в доходах казны (более 40%) составляли косвенные налоги. Важной вехой в становлении налоговой системы России того периода стала программа финансовых преобразований, разработанная М. М. Сперанским, которую в 1810 г. утвердил Государственный совет России.

В конце XIX в. вместо подушной подати был введен налог с городских строений, большое значение придавали оброку — плате крестьян за пользование землей

(земельный налог согласно

действующей в настоящее время

налоговой системе России).

Новые экономические виды

  деятельности порождали

новые налоги.

 

 

 

Россия вступила в Первую мировую войну (1-го сентября 1914 г.), что губительным образом сказалось на финансовом благополучии государства. Для того чтобы покрыть военные расходы, правительство повысило налоги и сборы, ввело новые акцизы, прибегало к внутренним и внешним займам. Февральская революция (1917 г.) только усугубила положение.

С 1917 г. начинаются новые экономические преобразования в России. Молодая Советская республика часто изменяет систему налогообложения.

Так, в 1921 г. были введены промысловый налог на обороты частных промышленных и торговых предприятий, акцизы на спирт, вино, пиво, спички, табачные изделия, гильзы и др. товары; в 1922 г. — подоходно-поимущественный налог, налог с грузов, перевозимых железнодорожным и водным транспортом, налог со строений, рента с городских земель и т. д.; в 1923 г. — подоходный налог со ставкой 10, а затем 20% от прибыли предприятий.

В 1921 г. вместо продразверстки был введен продналог, появились иностранные концессии, разработана система займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы.

Во время Великой Отечественной войны с 1941 по 1946 г. действовал военный налог. В 1946 г. введен налог на холостяков для поддержки одиноких матерей. В 1960-е гг. были призывы вообще отказаться от налогов и ввести систему платежей из прибыли, плату за фонд и нормируемые оборотные средства, но реформа налоговой системы в 1965 г. не пошла по пути отмены налогов. В 1970-е гг. сформировалась такая налоговая система, какой она была к 1991 г. (к моменту развала СССР).

 

2. Экономическая сущность налогов и их функции

 

Необходимость налогов вытекает из классических функций государства, которое выполняет разнообразную деятельность, требующую средств. Кроме налогов у государства нет иных источников для финансирования своих нужд.

В настоящее время во всех

Развитых странах на долю

налогов приходится 80—90 %

всех бюджетных поступлений.

 

Налоги — обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей.

Финансовые отношения между государством, хозяйствующими субъектами и населением по формированию централизованного денежного фонда называются налоговыми отношениями.

 

Сущность любой экономической категории раскрывается посредством ее функций.

Функция налога — проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.

Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

В числе налоговых функций обычно выделяются: фискальная, стимулирующая, распределительная, регулирующая, контрольная.

 

 

    • Фискальная

 

Она проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности.

Для этой функции характерно лишь одно свойство: максимальная мобилизация финансовых ресурсов в доходы государственного бюджета, что позволяет бесперебойно обеспечивать его доходную часть.

    • Стимулирующая

 

Она реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Также проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

    • Перераспределительная  

 

Она обеспечивает процесс перераспределения части совокупного общественного продукта (главным образом чистого дохода) и направление одной его части на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), другой — в Централизованный фонд государственных ресурсов, т. е. в бюджет государства в форме налогов. В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений.

 

    • Регулирующая

 

По средствам налогов оказывается серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

 

Необходимость регулирования экономических процессов порождена функциями государства по регулированию экономики. Экономические функции государства усложняются и получают развитие в рыночных условиях, предполагающих свободу хозяйствующих субъектов, расширение их прав, рост самостоятельности и, одновременно, ответственности за результаты производства.

Информация о работе Теоретические основы налогов и налогообложения