Теоретические проблемы формирования налоговой системы Российской Федерации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 21:21, курсовая работа
Краткое описание
Естественно, что идеальную налоговую систему можно создать только на серьезной теоретической основе, учитывающей специфику экономических отношений в обществе, созданный научный и производственный потенциал. В связи с большим количеством проблем и противоречий в этой области невозможно охватить их все полностью, поэтому в работе основное внимание сконцентрировано на возможном постепенном снижении налоговых ставок.
Содержание
Введение 1. Теоретические основы и принципы построения налоговой системы Российской Федерации 1.1 Современные теории налогов 1.2 Сущность, функции и виды налогов 1.3 Принципы построения налоговой системы и её основные элементы 2. Анализ и состояние налоговой системы 2.1 Общая характеристика современного состояния налоговой системы 2.2 Анализ федеральных налогов 2.3 Налоги субъектов федерации и местные налоги 3. Основные направления совершенствования налоговой системы РФ 3.1 Мероприятия по усовершенствованию правовой базы налоговой системы 3.2 Совершенствование налоговой и бюджетной системы и их взаимосвязь 3.3 Основные направления совершенствования налоговой системы Заключение Список использованной литературы
Предстоит преодолевать эти
негативные явления. В настоящее время
практически всеми признается, что эффективная
реформа налоговой политики и системы
налоговых органов в стране — ключевой
фактор успеха в деле перевода экономики
на рыночные рельсы.
Проблема налогов — одна из
наиболее сложных в практике осуществления
проводимой в нашей стране экономической
реформы. Пожалуй, нет сегодня другого
аспекта реформы, который подвергался
бы такой же серьезной критике и был бы
предметом таких же жарких дискуссий и
объектом анализа и противоречивых идей
по реформированию.
С другой стороны, налоговая
система — это важнейший элемент рыночных
отношений и от нее во многом зависит успех
экономических преобразований в стране.
Поэтому к выдвигающимся предложениям
о серьезной ломке созданной к настоящему
времени налоговой системы необходимо
подходить весьма осторожно, просчитывая
не только сиюминутную отдачу от этих
преобразований, но и их влияние на все
стороны экономики и финансов. Налоговая
система должна органически влиять на
укрепление рыночных начал в хозяйстве,
способствовать развитию предпринимательства
и в то же время препятствовать падению
уровня жизни низкооплачиваемых слоев
населения.
Главная причина несоответствия
налоговой системы РФ основным принципам
налогообложения — отсутствие стабильности
в проведении общей экономической политики,
отсутствие государственных программ,
четко определяющих приоритеты промышленной
и научно-технической политики, а также
налоговые льготы.
Статья 57 Конституции РФ определяет,
что «каждый обязан платить законно установленные
налоги и сборы». Разновидности налогов
и сборов, а также порядок их уплаты определяются
законодательными органами в форме законов
и не могут быть установлены подзаконными
нормативными актами.[7]
Подтверждением этого служит
то, что второе предложение ст. 57 Конституции
РФ начинается со слов «законы, устанавливающие
новые налоги…». Говоря иначе, установление
налогов и сборов и порядка их взимания
— прерогатива исключительно законодателя,
а формой выражения его воли может быть
только закон. Конституция не допускает
взимания налога или сбора на основе указа,
постановления, распоряжения или другого
акта органа исполнительной власти.
Конституционный Суд Российской
Федерации отметил, что «установить налог
или сбор можно только законом. Налоги,
взимаемые не на основе закона, не могут
считаться «законно установленными»[7].
На этих конституционных положениях
базируется и Налоговый кодекс Российской
Федерации. Согласно п. 1, 4 и 5 ст. 1 части
первой НК РФ понятие «законодательство
о налогах и сборах» охватывает, во-первых,
законодательство РФ о налогах и сборах,
которое состоит из НК РФ и принятых в
соответствии с ним федеральных законов;
во-вторых — законодательство субъектов
РФ о налогах и сборах, которое состоит
из законов и иных нормативных правовых
актов о налогах и сборах, принятых законодательными
(представительными) органами власти субъектов
РФ. Наконец, это понятие охватывает нормативные
правовые акты о налогах и сборах, принятые
представительными органами местного
самоуправления.
Конституционный Суд Российской
Федерации подчеркнул, что «конституционное
требование об установлении налогов и
сборов только и исключительно в законодательном
порядке представляет собой один из принципов
правового демократического государства
и имеет своей целью гарантировать, в частности,
права и законные интересы налогоплательщиков
от произвола и несанкционированного
вмешательства исполнительной власти»[7].
Законодательная ветвь власти
действует в рамках системы разграничения
компетенции государственных органов.
Эта система перестанет функционировать,
если законодательный орган по какой-либо
причине не будет выполнять свои функции.
Этим будут подорваны гарантии реализации
гражданских прав и свобод. Гарантией
реализации прав налогоплательщика является
реальное разделение права облагать налогом
и взимать его. Поэтому законодатель не
вправе отказаться от выполнения своих
функций, в том числе путем широкого делегирования
полномочий. С позиции Конституции РФ
наделение законодательного органа правом
устанавливать налоги означает также
и установление обязанности законодательного
органа самостоятельно реализовать это
право.
Конституционный Суд Российской
Федерации подтвердил эту точку зрения
и указал в Постановлении от 11 ноября 1997
г. № 16-П, что «наделение законодательного
органа Российской Федерации конституционными
полномочиями устанавливать налоги означает
также обязанность самостоятельно реализовать
эти полномочия».
Утверждение налогов законом
является не только средством ограничения
полномочий исполнительной власти, но
и необходимым инструментом установления
безусловной обязанности налогоплательщиков
уплачивать налоги.
Только закон в силу его стабильности,
определенности, особого порядка принятия
может предоставить налогоплательщику
достоверные данные для исполнения им
налоговой повинности.
Если бы существенные элементы
налога или сбора могли устанавливаться
исполнительной властью, то принцип определенности
налоговых обязательств подвергался бы
угрозе, поскольку эти обязательства могли
быть изменены в худшую для налогоплательщика
сторону в упрощенном порядке. Только
законодательная форма введения денежной
повинности в максимальной степени исключает
взаимосвязь уплаты налога с решением
налогоплательщика о целесообразности
такого шага.
Налоговые отношения регулируются
не только законами, но и подзаконными
актами. Однако только закон налагает
на налогоплательщика соответствующие
обязанности.
Поэтому федеральные органы
исполнительной власти, органы исполнительной
власти субъектов Федерации, исполнительные
органы местного самоуправления, а также
органы государственных внебюджетных
фондов издают нормативные правовые
акты по вопросам, связанным с налогообложением
и сборами, только в случаях, предусмотренных
законодательством о налогах и сборах.
Эти акты не могут изменять или дополнять
законодательство о налогах и сборах.
Вопрос о налоговом законодательстве
— это не только вопрос о видах нормативных
правовых актов, но и об отношениях, подлежащих
урегулированию именно актами конкретного
вида. По форме налоговое законодательство
является совокупностью актов законодательных
(представительных) органов. По содержанию
налоговое законодательство является
совокупностью норм, регулирующих вопросы
налогообложения и сборов, отнесенные
Конституцией РФ к ведению законодательных
(представительных) органов власти.
Таким образом, налоговое законодательство
состоит из комплекса налоговых норм,
которые в совокупности образуют сложную
систему, включающую акты федерального
налогового законодательства, налогового
законодательства субъектов РФ, налоговые
нормативные правовые акты органов местного
самоуправления. Акты органов исполнительной
власти не составляют законодательства
о налогах и сборах.
Налог считается установленным
лишь в том случае, когда определены налогоплательщики
и элементы налогообложения, а именно:
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговый период;
- налоговая ставка;
- порядок исчисления налога;
- порядок и сроки уплаты
налога.
Объектами налогообложения
могут являться операции по реализации
товаров (работ, услуг), имущество, прибыль,
доход, стоимость реализованных товаров
(выполненных работ, оказанных услуг) либо
иной объект, имеющий стоимостную, количественную
или физическую характеристики, с наличием
которого у налогоплательщика законодательство
о налогах и сборах связывает возникновение
обязанности по уплате налога.
Каждый налог имеет самостоятельный
объект налогообложения, определяемый
в соответствии с частью второй Налогового
кодекса и с учетом положений части первой
Налогового кодекса.
В соответствии с законодательством
о налогах и сборах отдельным категориям
налогоплательщиков и плательщиков сборов
могут быть предоставлены налоговые льготы,
то есть преимущества по сравнению с другими
налогоплательщиками или плательщиками
сборов, включая возможность не уплачивать
налог или сбор либо уплачивать их в меньшем
размере.
Налогоплательщик обязан:
- уплачивать законно установленные
налоги;
- встать на учет в
налоговых органах, если такая
обязанность предусмотрена НК
РФ;
- вести в установленном
порядке учет своих доходов (расходов)
и объектов налогообложения, если
такая обязанность предусмотрена
законодательством о налогах
и сборах;
- представлять в налоговый
орган по месту учета в установленном
порядке налоговые декларации
по тем налогам, которые они
обязаны уплачивать, если такая
обязанность предусмотрена законодательством
о налогах и сборах, а также
бухгалтерскую отчетность в соответствии
с Федеральным законом «О бухгалтерском
учете»;
- представлять налоговым
органам и их должностным лицам
в случаях, предусмотренных НК
РФ, документы, необходимые для исчисления
и уплаты налогов;
- выполнять законные требования
налогового органа об устранении
выявленных нарушений законодательства
о налогах и сборах, а также
не препятствовать законной деятельности
должностных лиц налоговых органов
при исполнении ими своих служебных
обязанностей;
- нести иные обязанности,
предусмотренные законодательством
о налогах и сборах.
Налогоплательщики — организации
и индивидуальные предприниматели – помимо
вышеназванных обязанностей должны письменно
сообщать в налоговый орган по месту учета:
- об открытии или закрытии
счетов — в десятидневный срок;
- обо всех случаях участия
в российских и иностранных
организациях — в срок не
позднее одного месяца со дня
начала такого участия;
- обо всех обособленных
подразделениях, созданных на территории
Российской Федерации,
— в срок не позднее одного месяца
со дня их создания, реорганизации или
ликвидации;
- об объявлении несостоятельности
(банкротстве), о ликвидации или
реорганизации — в срок не
позднее трех дней со дня
принятия такого решения;
- об изменении своего
места нахождения или места
жительства — в срок не позднее
десяти дней с момента такого
изменения.
Налогоплательщик имеет право:
- получать от налоговых
органов по месту учета бесплатную
информацию о действующих налогах
и сборах, законодательстве о
налогах и сборах и об иных
актах, содержащих нормы законодательства
о налогах и сборах, а также
о правах и обязанностях налогоплательщиков,
полномочиях налоговых органов
и их должностных лиц;
- получать от налоговых
органов и других уполномоченных
государственных органов письменные
разъяснения по вопросам применения
законодательства о налогах и
сборах;
- использовать налоговые
льготы при наличии оснований
и в порядке, установленном законодательством
о налогах и сборах;
- получать отсрочку, рассрочку,
налоговый кредит или инвестиционный
налоговый кредит в порядке
и на условиях, установленных
НК РФ;
- на своевременный зачет
или возврат сумм излишне уплаченных
либо излишне взысканных налогов,
пени, штрафов;
- представлять свои интересы
в налоговых правоотношениях
лично либо через своего представителя;
- представлять налоговым
органам и их должностным лицам
пояснения по исчислению и
уплате налогов, а также по
актам проведенных налоговых
проверок;
-не выполнять неправомерные
акты и требования налоговых
органов и их должностных лиц,
не соответствующие НК РФ или
иным федеральным законам;
- обжаловать в установленном
порядке акты налоговых органов
и действия (бездействие) их должностных
лиц;
- требовать соблюдения
налоговой тайны;
- требовать в установленном
порядке возмещения в полном
объеме убытков, причиненных незаконными
решениями налоговых органов
или незаконными действиями (бездействием)
их должностных лиц.
Налогоплательщики имеют также
иные права, установленные НК РФ и другими
актами законодательства о налогах и сборах.
Налоговые органы вправе:
- требовать от налогоплательщика
или налогового агента документы
по формам, установленным государственными
органами и органами местного
самоуправления, служащие основаниями
для исчисления и уплаты (удержания
и перечисления) налогов, а также
пояснения и документы, подтверждающие
правильность исчисления и своевременность
уплаты (удержания и перечисления)
налогов;
- проводить налоговые
проверки в порядке, установленном
НК РФ;
- производить выемку документов
при проведении налоговых проверок
у налогоплательщика или налогового
агента, свидетельствующих о совершении
налоговых правонарушений, в случаях,
когда есть достаточные основания
полагать, что эти документы будут
уничтожены, сокрыты, изменены или
заменены;
- вызывать на основании
письменного уведомления в налоговые
органы налогоплательщиков, плательщиков
сборов или налоговых агентов
для дачи пояснений в связи
с уплатой (удержанием и перечислением)
ими налогов либо в связи
с налоговой проверкой, а также
в иных случаях, связанных с
исполнением ими законодательства
о налогах и сборах;
- взыскивать недоимки
по налогам и сборам, а также
взыскивать пени в порядке, установленном
НК РФ;
- контролировать соответствие
крупных расходов физических
лиц их доходам;
- заявлять ходатайства
об аннулировании или о приостановлении
действия выданных юридическим
и физическим лицам лицензий
на право осуществления определенных
видов деятельности;