Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:34, курсовая работа
Как следует из ст. 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу. При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Кроме того, сохраняет силу и Закон РФ от 18.10.91 № 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" в редакции от 24.07.02 (далее - Закон № 1759-1) и применяется в части, не противоречащей нормам главы 28 НК РФ.
Введение 3
Глава 1. Сущность транспортного налога 4
1.1. Особенности транспортного налога 4
1.2. Спорные ситуации 4
Глава 2. Особенности обложения транспортным налогом 8
2.1. Налогоплательщики 8
2.2. Объект налогообложения 10
Глава 3. Налоговые ставки и порядок исчисления и уплаты суммы налога 14
3.1. Налоговые ставки 14
3.2. Порядок исчисления и уплаты суммы налога 14
Глава 4. Перспективы развития транспортного налога и их реализация 22
4.1. Изменения в федеральных законах 22
4.2. Госпошлина за действия, связанные с регистрацией
транспортных средств 24
Заключение 28
Список литературы 31
Приложения 34
Приведенный список транспортных средств, собственники которых уплачивают транспортный налог, с некоторыми дополнениями (гидроциклы и несамоходные (буксируемые) суда) объединил два перечня: объектов налога с владельцев транспортных средств (ст. 6 Закона № 1759-1) и частично объектов налога на имущество физических лиц (п. 2 ст. 2 Закона о налогах на имущество физических лиц). Список объектов транспортного налога конкретизируется перечнем транспортных средств, не облагаемых налогом (п. 2 ст. 358 НК РФ).
Необходимо обратить внимание на то, что список объектов транспортного налога, по крайней мере относительно водных и воздушных транспортных средств, не является закрытым. Фактически это означает, что он может пополняться нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок регистрации транспортных средств. Это обстоятельство не может не вызывать опасение, поскольку данный порядок устанавливается в основном на уровне министерств и ведомств (например, Приказ МВД России от 26.11.96 № 624, Приказ Минтранса России от 26.09.01 № 144, Приказ Госкомрыболовства России от 31.01.01 № 30 и др.).
Согласно статьям 14, 357 НК РФ транспортный налог отнесен к региональным, т.е. устанавливается законами субъектов РФ. В соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. В соответствии с п. 1 ст. 17 НК РФ объект является одним из элементов налогообложения, которые должны быть четко определены, иначе налог не считается установленным. При этом объект налогообложения должен быть четко определен в самом НК РФ. Региональные законодатели лишены возможности устанавливать или каким-либо образом корректировать объект налогообложения. Это следует из п. 3 ст. 12 НК РФ.
Таким образом, в главе 28 НК РФ должен быть исчерпывающе установлен перечень транспортных средств, облагаемых транспортным налогом. Отнесение этого вопроса на уровень регионального, а тем более ведомственного регулирования противоречит приведенным положениям НК РФ.
Судебная практика свидетельствует, что многие налогоплательщики ошибочно полагают, что не должно облагаться налогом транспортное средство, если оно не используется на дорогах общего пользования. Рассмотрим этот вопрос на примере автомобиля марки БелАЗ.
Особенностью данного транспортного средства является то, что оно используется преимущественно на внутрикарьерных работах, а не на дорогах общего пользования (например, для перевозки различных пород при добыче полезных ископаемых открытым способом) и не предназначено для движения по дорожной сети общего пользования, в частности из-за слишком большой собственной массы.
В одном из судебных дел
приведены убедительные аргументы
в пользу обложения автомобилей данного типа налогом
с владельцев транспортных средств. Сославшись
на ряд нормативных документов, ФАС Восточно-Сибирского
округа пришел к выводу о том, что автомобиль
БелАЗ-7540В является грузовым автомобилем
повышенной грузоподъемности, подлежащим
государственной регистрации в органах
Гостехнадзора, следовательно, данный
автомобиль является объектом обложения
налогом с владельцев автотранспортных
средств по категории "Грузовые автомобили"
(Постановление Федерального арбитражного
суда Восточно-Сибирского округа от 05.11.01
№ А33-4352/00-С3а-ФО2-2590/2001-
Возникает ли объект обложения
транспортным налогом у организации,
числящей на балансе автомобиль, не
прошедший государственную
Следовательно, считают в УМНС по г. Москве, организация, имеющая на балансе транспортные средства, подлежащие государственной регистрации, уплачивает налог с владельцев транспортных средств в общеустановленном порядке (письмо УМНС по г. Москве от 02.04.02 № 23-10/5/14795).
В этой связи хотелось бы еще раз обратить внимание на формулировки главы 28 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке. Допустимо ли данное положение понимать в том значении, что объектом обложения транспортным налогом являются и незарегистрированные транспортные средства, но подлежащие регистрации в соответствии с законодательством? Представляется, что такое толкование нормы п. 1 ст. 358 НК РФ не соответствовало бы ее буквальному значению. Следовательно, в рассмотренной ситуации на основании статей 357 и 358 НК РФ можно сделать вывод о том, что у организации не возникает обязанности по уплате транспортного налога. [5, c.108]
Глава 3. Налоговые ставки и порядок исчисления и уплаты суммы налога
3.1. Налоговые ставки
Согласно части третьей ст. 356, пунктам 1,2 ст. 361 НК РФ ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов РФ.
Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Исходные размеры налоговых ставок указаны в п. 1 ст. 361 НК РФ. Данные размеры будут действовать, если иное не предусмотрено законом субъекта РФ.
В НК РФ установлены рамки (верхний и нижний пределы), руководствуясь которыми законодательные органы субъектов РФ вправе корректировать налоговые ставки. В соответствии с п. 2 ст. 361 НК РФ налоговые ставки могут быть как увеличены, так и уменьшены, но не более чем в пять раз.
Это право субъектов РФ подкреплено положением о том, что налоговые ставки могут быть введены на территории региона дифференцированно (п. 3 ст. 361 НК РФ). То есть в отношении отдельных категорий транспортных средств может быть принято решение увеличить или, наоборот, уменьшить величину налоговой ставки. Мотивы, которыми при этом должен руководствоваться региональный законодатель, в НК РФ не оговорены.
Кроме того, налоговые ставки могут быть установлены с учетом срока полезного использования транспортных средств. Указанный срок может быть учтен при введении ставок транспортного налога как в отношении всех, так и в отношении отдельных категорий транспортных средств, например в отношении отечественных автомобилей.
3.2. Порядок исчисления и уплаты суммы налога
По общему правилу налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (абзац первый ст. 52 НК РФ). Однако глава 28 НК РФ предусматривает исключение из этого правила для физических лиц. Последние в отличие от организаций не исчисляют сумму налога. Вместо этого налоговый орган направляет физическим лицам налоговое уведомление, в котором должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Все расчеты производит налоговый орган (абзац второй ст. 52 НК РФ). Налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налогоплательщику - физическому лицу в срок не позднее 1 июня текущего налогового периода (п. 3 ст. 363 НК РФ).
Поскольку индивидуальные предприниматели являются физическими лицами (ст. 11 НК РФ) и иное не предусмотрено главой 28 НК РФ, они также освобождены от обязанности самостоятельно исчислять транспортный налог, в том числе если транспортное средство используется ими для предпринимательской деятельности.
Налоговый орган исчисляет налог, уплачиваемый физическим лицом, на основании сведений, которые он получает от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств (п. 1 ст. 362 НК РФ). Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации. Указанные сведения по состоянию на 31 декабря, а также сводная информация за год направляется в налоговые органы до 1 февраля текущего календарного года (пункты 4,5 ст. 362 НК РФ).
Что касается юридических лиц - плательщиков транспортного налога, то они исчисляют сумму налога самостоятельно в отношении каждого транспортного средства. По смыслу приведенных положений ст. 362 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, не обязаны сообщать в налоговые органы сведения в отношении организаций. Однако такая обязанность органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, предусмотрена в п. 4 ст. 85 НК РФ. [7, c.119]
Пунктом 2 ст. 363 НК РФ предусмотрено
представление налогоплательщик
В соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ формы налоговых деклараций разрабатываются и утверждаются МНС России, если они не утверждены законодательством о налогах и сборах. Согласно п. 3 ст. 31 НК РФ формы расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и порядок их заполнения, обязательные для налогоплательщиков, устанавливает МНС России в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Таким образом, МНС России утверждает формы налоговых деклараций, когда они не установлены актами законодательства о налогах и сборах. Одновременно в этих актах предусмотрено, что форма налоговой декларации утверждается федеральным налоговым органом (см., например, п. 7 ст. 243 НК РФ).
В главе 28 НК РФ не предусмотрено право федерального налогового органа утверждать форму налоговой декларации по транспортному налогу. Вместо этого содержится не вполне внятное, но вполне соответствующее п. 3 ст. 12 НК РФ положение о том, что, вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют форму отчетности по данному налогу (п. 2 ст. 356 НК РФ). НК РФ не определяет, что представляет собой форма отчетности по налогу. О том, что в действительности имеется в виду право субъекта РФ утвердить форму налоговой декларации по транспортному налогу, остается только догадываться. Так, ст. 11 проекта Закона г. Москвы "О транспортном налоге" содержит обязательные реквизиты налоговой декларации и одновременно утверждение формы налоговой декларации возлагает на Правительство Москвы (Постановление Правительства г. Москвы от 17.09.02 № 756-ПП).
Если какие-то субъекты РФ не воспользуется своим правом и не предусмотрят в региональных законах реквизиты налоговой декларации, то несмотря на это транспортный налог будет считаться установленным на территории субъекта РФ, поскольку форма налоговой декларации не относится к существенным элементам налогообложения (п. 1 ст. 17 НК РФ). В таком случае в самом региональном законе о транспортном налоге должно быть оговорено право налогового или иного государственного органа утвердить форму налоговой декларации. Если это не будет сделано, то ни налоговые, ни иные региональные государственные органы не вправе утверждать форму налоговой декларации.
Как уже было сказано,
срок представления налоговой
Следует обратить внимание на то, что положение п. 60 Инструкции № 59 применяться не должно как в случае установления иных сроков представления налоговой декларации законами субъектов РФ, так и в случае, если в законе субъекта РФ не будет оговорен данный срок. Данный вывод следует из положений ст. 4 НК РФ и подтверждается судебной практикой. Так, ФАС Северо-Западного округа признал незаконным применение ответственности к налогоплательщику, не представившему налоговую декларацию в срок, указанный в Инструкции № 30, поскольку в соответствии с п. 6 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки, а законодательством о налогах и сборах не установлен срок представления налоговых деклараций по налогу с владельцев транспортных средств. Такой срок определен только Инструкцией № 30. Поскольку сроки представления расчета по этим налогам не установлены, а сроки представления расчетов, указанные в Инструкции № 30, не могут быть применены в силу п. 2 ст. 4 НК РФ, ответственность, предусмотренная ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление таких деклараций, применена налоговым органом незаконно (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.07.02 № А52/531/2002/2).
К аналогичному выводу пришел
и ФАС Восточно-Сибирского округа (Постановление ФАС Восточно-Сибирского
округа от 12.03.02 № А33-12675/01-С3-ФО2-477/2002-
Далее. Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (ст. 360 НК РФ). Согласно Закону № 1759-1 независимо от периода владения транспортными средствами налогоплательщик был обязан уплатить налог в полном размере.
Кроме того, в соответствии с п. 51 Инструкции № 59 при приобретении налогоплательщиком транспортного средства во втором полугодии налог уплачивается в половинном размере, независимо от того, уплатил ли налог за эти транспортные средства их прежний владелец. Таким образом, новый владелец транспортного средства уплачивал половину налога даже в том случае, если предыдущий владелец полностью уплатил налог за весь налоговый период. Это приводило к двойному налогообложению и, как следствие, к возникновению у нового владельца права на зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога в соответствии со ст. 78 НК РФ пропорционально тому времени, в течение которого он владел транспортным средством, что отмечал Конституционный Суд РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 10.04.02 № 114-О).