Упрощенная система налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Упрощенная система налогообложения (УСН) не является отдельным видом налога, это специальный налоговый режим, который применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения (общий режим). Под специальным режимом понимается особая форма исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, который применяется случаях и в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

     1 Теоретические аспекты применения упрощенной системы налогообложения

     1.1 Порядок и условия применения УСН

     Упрощенная система налогообложения (УСН) не является отдельным видом налога, это специальный налоговый режим, который применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения (общий режим). Под специальным режимом понимается особая форма исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, который применяется случаях и в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.

     Законодателем предусмотрен добровольный порядок  перехода индивидуальных предпринимателей и организаций на УСН и обратно на общий режим налогообложения. Согласно изменениям в Налоговом кодексе организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доходы не превысили 45 миллионов рублей. С 2010 года если по итогам отчетного (налогового) периода доходы превысят 60 миллионов рублей, то фирма или предприниматель лишаются права применять УСН [13, с. 5].

       При нарушении определенных критериев, установленных ст. 346.13 НК РФ, организации или индивидуальные предприниматели должны в обязательном порядке вернуться на общий режим. Согласно данной статье, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика превысили 60 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие таким требованиям, как нарушение ограничений по численности работников, стоимости основных средств и нематериальных активов организации, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение или несоответствие указанным требованиям.

     Суть  данного налогового режима состоит в том, что налогоплательщики (организации и индивидуальные предприниматели) вместо ряда налогов, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, уплачивают единый налог, исчисляемый по результатам деятельности за налоговый период.

      В соответствии со ст. 346.11 применение УСН организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, налога на добавленную стоимость, за исключением случаев ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

     Индивидуальные  предприниматели, применяющие данный налоговый режим, освобождаются  от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость (за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель выступает налоговым агентом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности). Налоги, не перечисленные в указанных пунктах, налогоплательщики уплачивают на общих основаниях. Кроме того, кодексом установлена обязанность уплаты организациями и индивидуальными предпринимателями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Для организаций и предпринимателей, применяющих УСН, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и порядок предоставления статистической отчетности.

     Субъекты  предпринимательской деятельности, применяющие УСН, не освобождены от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ. Налоговые агенты должны вести учет выплаченных доходов, удержанных у налогоплательщиков и перечисленных в бюджет сумм налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику, предоставлять отчетность о суммах исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджет налогов.

     Помимо  налогов и сборов субъекты предпринимательской  деятельности, применяющие УСН, обязаны, в установленном законом порядке, уплачивать налоги за пользование природными ресурсами, а также федеральные, региональные и местные лицензионные сборы.

     Порядку перехода на упрощенную систему налогообложения  уделено внимание в статье 346.13 НК РФ. Согласно положениям этой статьи организации  и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.

     Вновь созданные организации и вновь  зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

     Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, которые ведут хозяйственную деятельность, могут перейти на УСН только с 1 января, то есть с начала нового налогового периода.

     Подать  заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения МНС  РФ предлагает на бланке заявления Формы № 26.2-1 «Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения», утвержденном приказом МНС России от 19.09.2002 г. № ВГ-3-22/495 в редакции приказа ФНС РФ от 17.08.2005 № ММ-3-22/395@.

      В течение месяца после подачи налогоплательщиком такого заявления в ИМНС органы налоговой службы должны вручить ему под подпись уведомление о том, возможно или невозможно применение им данного налогового режима.

      Перейдя на упрощенную систему налогообложения, налогоплательщики до окончания  налогового периода они не вправе по собственному желанию перейти на общий режим налогообложения.

      Если, отработав по упрощенной системе  налогообложения целый налоговый  период, налогоплательщик решил вернуться  к общему режиму налогообложения, то ему необходимо в срок до 15 января года, в котором он предполагает перейти на общий налоговый режим уведомить ИМНС по месту его регистрации о своем решении. Это можно сделать, применив бланк уведомления Формы № 26.2-4 «Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения», утвержденный приказом МНС России от 19.09.2002 г. № ВГ-3-22/495.

      Перейдя на общий налоговый режим, налогоплательщики  исчисляют и уплачивают налоги в  соответствии с общепринятой системой налогообложения в порядке, предусмотренном  законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные в настоящем абзаце налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором они перешли на общий режим налогообложения.

      Не  вправе применять упрощенную систему  налогообложения:

1) организации,  имеющие филиалы и (или) представительства;

2) банки;

3) страховщики;

4) негосударственные  пенсионные фонды;

5) инвестиционные фонды;

6) профессиональные  участники рынка ценных бумаг;

7) ломбарды;

8) организации  и индивидуальные предприниматели,  занимающиеся производством подакцизных  товаров, а также добычей и  реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

9) организации  и индивидуальные предприниматели,  занимающиеся игорным бизнесом;

10) нотариусы,  занимающиеся частной практикой,  адвокаты, учредившие адвокатские  кабинеты, а также иные формы  адвокатских образований;

11) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

12) организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 НК РФ

13) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;

14) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек;

15) организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей

16) бюджетные учреждения;

17) иностранные  организации. 

      1.2 Методология исчисления и уплаты налога при применении УСН

      Объектом  налогообложения признаются:

      - доходы;

      - доходы, уменьшенные на величину расходов.

      Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением  случая, предусмотренного пунктом 3 статьи 346.14 НК РФ, согласно которому налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение трех лет с начала применения упрощенной системы налогообложения.

      Налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:

      - доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ (выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав);

      - внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ (доходы от долевого участия в других организациях, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы в виде процентов, полученных по договорам займа или кредита и др.).

      При определении объекта налогообложения  не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ (доходы в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров; в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств; в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов в уставный капитал организации и т. д.).

      При определении объекта налогообложения  налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы:

      1) расходы на приобретение, сооружение  и изготовление основных средств;

      2) расходы на приобретение нематериальных  активов, а также создание нематериальных  активов самим налогоплательщиком;

      3) расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);

      4) арендные платежи за арендуемое имущество;

      5) материальные расходы; 

Информация о работе Упрощенная система налогообложения