Упрощенная система налогообложения: проблемы и экономические последствия применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие темы: «Упрощенная система налогообложения, изучение проблем и экономических последствий применения»
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
- Раскрыть сущность упрощенной системы налогообложения в России;
- Дать характеристику субъектов малого бизнеса;

Содержание

Введение
1.Теоретические аспекты использования и применения упрощенной системы налогообложения
1.1 Сущность упрощенной системы налогообложения в России
1.2 Характеристика субъектов малого бизнеса
2 Анализ упрощенной системы налогообложения в современной России
2.1 Практика применения упрощенной системы налогообложения в России
2.2. Преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения
2.3 Предложения по совершенствованию упрощенной системы налогообложения
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по налогообложению исправленный вариант.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Порядок уменьшения налоговой базы на суммы убытков, полученных по итогам налогового периода (ст. 346.18 НК РФ):

Налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял УСН и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Порядок уменьшения налоговой базы на суммы убытков, полученных по итогам налогового периода (ст. 346.18 НК РФ):

Перенос убытка осуществляется в пределах 10 лет, следующих за налоговым периодом, в котором получен этот убыток. Убыток, полученный налогоплательщиком при применении иных режимов налогообложения, не принимается при переходе на УСН. В соответствии со ст. 346.19 НК РФ налоговым периодом признает календарный год. Отчётные периоды - первый квартал, полугодие, девять месяцев.

Налоговые ставки (ст. 346.20 НК РФ):

- 6% - при объекте налогообложения «доходы»;

- 15% - при объекте налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». При этом с 1.01.09 года законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 %.

На территории Свердловской области установлены дифференцированные налоговые ставки:

- 7% - для всех налогоплательщиков, за исключением указанных ниже;

- 5% - для налогоплательщиков, осуществляющих виды деятельности, указанные в Законе Св. обл. № 52-ОЗ.

Сроки уплаты (ст. 346.21 ТК РФ):

Авансовые платежи – не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода:

- организации – не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;

- индивидуальные предприниматели – не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчётный) период, уменьшается налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, на сумму страховых взносов, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных за тот же период времени, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности.

При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 %.

Сроки предоставления налоговой декларации (ст. 346.23 НК РФ):

- организации – не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;

- индивидуальные предприниматели – не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ И НЕДОСТАТКИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

2.1 Практика применения упрощенной системы налогообложения в России

 

Практика показывает, что не во всех случаях переход налогоплательщика на "упрощенку" приносит ему дополнительную выгоду за счет неуплаты ряда налогов, обязательных при традиционной системе налогообложения.

Для оценки экономической целесообразности выбора между различными системами налогообложения предпринимателю следует проанализировать множество факторов. Совершенно очевидно, что однозначного ответа на вопрос, выгодно ли применять упрощенную систему, быть не может, так как во многом это зависит от сферы предпринимательской деятельности конкретного налогоплательщика. Поэтому в настоящем разделе рассмотрена общая методика анализа эффективности применения той или иной системы налогообложения, следуя которой, каждый предприниматель сможет сделать свой собственный расчет с учетом особенностей его деятельности. Для этого ему нужно будет взять либо фактические показатели своих доходов и расходов за прошедший период, либо предполагаемые (прогнозируемые). Последний вариант будет менее точен, поэтому им следует пользоваться в том случае, если предприниматель только начинает свою деятельность. Также он применим и в случаях, когда есть основания считать, что фактические данные за прошедший (текущий) период существенно изменятся в силу каких-либо обстоятельств (изменение в объемах производства, сферах бизнеса и т.п.).

Чтобы выбрать оптимальный налоговый режим, одного только сравнения налоговых обязательств в рамках различных систем налогообложения недостаточно. Предпринимателям необходимо учесть, что при переходе к "упрощенке" они перестают платить НДС и, следовательно, не должны предъявлять его покупателям. Очень часто именно это обстоятельство может являться тем аргументом, который перечеркнет все остальные плюсы "упрощенки". Парадоксальным это кажется только на первый взгляд. Все дело в том, что "упрощенка" не только дает возможность налогоплательщику не уплачивать НДС с сумм, получаемых от своих покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), но при этом лишает его, а также покупателей, приобретающих его товары, работы или услуги для коммерческого использования, возможности зачета "входных" сумм НДС. Именно этот факт при определенных условиях может настолько существенно сузить круг потребителей товаров (работ, услуг) такого предпринимателя, что стоимостные потери от снижения общей выручки перекроют всю возникающую "налоговую" экономию.

Основополагающим при оценке эффективности перехода на "упрощенку" с учетом вышеизложенного будет принцип, что он неэффективен в тех случаях, когда освобожденные от НДС товары (работы, услуги) передаются на следующий цикл производства и (или) реализации. Ведь тогда контрагенты предпринимателя, приобретающие у него производственные ресурсы, товары работы или услуги, освобожденные от НДС, для процесса производства и (или) реализации других товаров (работ, услуг), которые облагаются НДС в общеустановленном порядке, фактически вынуждены уплачивать НДС и за себя, и за лиц, освобожденных от НДС на предыдущей стадии производства (реализации). В результате НДС, не уплаченный на одном цикле производства или реализации товаров, просто перекладывается на участников следующего цикла.

Единственным выходом для предпринимателя-"упрощенца" в борьбе за рынки сбыта в такой ситуации может быть только адекватное снижение цен на товары (работы, услуги), реализуемые таким контрагентам. Однако зачастую по объективным причинам это возможно далеко не всегда. Если это все же возможно, снижение цен практически всегда будет меньше, чем сумма НДС, которую предприниматель-"упрощенец" предъявил бы своим покупателям, являясь плательщиком данного налога. Причина в том, что "входной" НДС теперь включается в расходы, увеличивая тем самым себестоимость товаров (продукции, работ, услуг), в то время как в общем случае он включался в состав налоговых вычетов. Вследствие этого допустимое для самого продавца-"упрощенца" снижение цены, позволяющее сохранить прежний уровень рентабельности, не сможет в полной мере компенсировать покупателям отсутствие "входного" НДС.

Анализ эффективности перехода на упрощенную систему налогообложения с точки зрения НДС, а в конечном итоге и с точки зрения возможности сохранения прежних цен и объемов продаж, безусловно, необходим. Однако он будет лишь предварительным в ходе всего процесса выбора предпринимателем системы налогообложения своих доходов. Окончательный вывод можно сделать только после сравнения налоговых обязательств в рамках различных систем налогообложения, в том числе и двух возможных вариантов уплаты самого единого налога в рамках упрощенной системы, а также возможности применения "патентной упрощенки". Для сравнения результатов применения разных объектов налогообложения единым налогом при УСН имеют значение два показателя. Первый - величина (а точнее сказать, удельный вес к доходам) расходов налогоплательщика, которые по правилам ст. 346.16 НК РФ могут уменьшать его доходы в целях налогообложения единым налогом. Если величина таких расходов равна или даже больше величины полученных ИП доходов в отчетном налоговом периоде, то даже при налоговой базе, определяемой как доходы, уменьшенные на величину расходов, сумма единого налога составит законодательно определенную минимальную величину. Более сложно обстоит вопрос с выбором объекта налогообложения в ситуации, когда сумма расходов находится в интервале от 60% до 80% от величины доходов "упрощенца". В этом случае все зависит от величины уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование. Ведь согласно п. 3 ст. 346.21 НК РФ налогоплательщики, которые исчисляют налог исходя из суммы доходов, уменьшают налог на сумму страховых взносов в ПФР, уплачиваемых за тот же период. При этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50%. Рассчитать величину таких взносов нетрудно. Сумма взносов, уплачиваемых в качестве работодателя, у ИП будет равна произведению расходов на оплату труда на 14%. Взносы же за себя лично в общем случае составляют сейчас фиксированную величину - 150 руб. в месяц.

Важно определить, сколько процентов составляют взносы в ПФР от суммы доходов. Базовая ставка налога составляет 6% от дохода, и при ее максимально допустимом уменьшении она может быть снижена до 3%. Поэтому оптимально, когда пенсионные взносы составляют величину 3% от дохода (6 - 3). При величине же данных взносов, равной нулю, ставка единого налога будет равна максимуму - 6% дохода.

Более наглядным и точным способом, в том числе когда указанная величина колеблется в интервале от 1% до 6%, будет прямое сопоставление фактически рассчитанных сумм налогов при разных режимах налогообложения. Здесь предприниматель может учесть и возможное изменение в доходах, связанное с сужением рынка сбыта или снижением уровня своих отпускных цен, связанных с проблемой отсутствия у него НДС.

Пример:

ООО "Лотос" применяет упрощенную систему налогообложения с 1 января 2011 года. В качестве объекта налогообложения моя организация выбрала доходы. Сумма доходов организации за 1-ое полугодие 2011 года составила 612 561,50 руб. За этот период ООО "Лотос" перечислило в Пенсионный фонд взносы в размере 29 522,03 руб., а также выплатило пособия по временной нетрудоспособности на сумму 309,04 руб., в том числе за счет средств ФСС – 2 163,29 руб. Величина единого налога за I квартал 2011 года составляет 36 753,69 руб. (612 561,5 руб. x 6 процентов). Эта сумма может быть уменьшена на величину взносов, перечисленных в Пенсионный фонд (29 522,03 руб.), и пособий, выплаченных за счет фирмы, но не более чем на 50 процентов, то есть не больше, чем на 18376,85 руб. ( 36 753,69 руб руб. x 50 процентов). Так как величина взносов, уплаченных в ПФР, и пособий, выданных из средств фирмы – 29 831,07 руб. (29 522,03 руб. + 309,04 руб.), превышает половины суммы единого налога, следовательно, организация не может учесть эти суммы в полном размере. Таким образом, к уплате в бюджет за 1-ое полугодие 2011 года причитается 18 376,85 руб.

 

2.1 Преимущества и недостатки  упрощенной системы налогообложения

 

Упрощенная система налогообложения задумывалась в целях поддержки субъектов малого предпринимательства. Об этом не раз заявляли и высшие органы государственной власти. Рассмотрим какие преимущества и недостатки можно выявить у УСН.

К достоинствам УСН можно отнести:

· значительную экономию на налогах и налоговой документации. Фирма платит только один налог (единый) вместо нескольких, соответственно в налоговые органы предоставляется меньшее количество налоговых деклараций;

УСН предусматривает освобождение от обязанности по уплате налогов на прибыль и на имущество организаций, а также ЕСН единый налог исчисляется по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию России;

· право не вести бухгалтерский учет за исключением основных средств и нематериальных активов.

Преимуществом использования данного налогового режима является ведение достаточно простого учета без применения способа двойной записи, утвержденного планом счетов и действующими положениями по бухгалтерскому учету. В связи с тем, что упрощенная система представляет собой особый вид организации и ведения учета, положения большинства нормативных документов, по вопросам организации, постановки и ведения бухгалтерского учета, применяемых при общепринятой системе, не используются в практической работе организации, перешедшей на упрощенную систему. Рациональное сочетание в упрощенной системе бухгалтерского учета основных принципов управленческого и налогового учета является необходимым условием полезности данной системы для субъектов малого бизнеса.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 №129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. Они ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ, а учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

К недостаткам УСН, в частности, относят:

· Вероятность утраты права работать по УСН;

Потеря же права на упрощенную систему происходит из-за десятков различных условий, например, при открытии филиала фирмы, превышении доли других организаций в уставном капитале, превышении численности работающих или стоимости амортизирующего имущества и т. п. Это требует от малого предприятия ежемесячного учета десятков показателей, либо нужно уводить объемы в другие организации, чтобы сохранить возможность применения новой системы налогообложения.

· Отсутствие обязанности платить НДС может привести к потере покупателей - плательщиков этого налога;

Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком НДС и не включает его в цену. Покупатель товара не имеет возможности принять сумму налога к вычету, поэтому для сохранения своего финансового положения ему выгодно работать с продавцами, применяющими общий режим налогообложения.

· При потере права применять УСН необходимо восстанавливать данные бухгалтерского учета за весь период применения упрощенной системы налогообложения;

· У фирм, применяющих УСН нет права открывать филиалы и представительства, торговать некоторыми видами товаров и заниматься отдельными видами деятельности.

Информация о работе Упрощенная система налогообложения: проблемы и экономические последствия применения