Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 23:24, реферат
роцессы экономической, научно-технической и культурной интеграции развиваются и ускоряются. Основную роль в правовом регулировании этих процессов играют нормы международного частного права. Они регулируют участие иностранных лиц в гражданских, трудовых и семейных правоотношениях на территории различных государств. В результате участники этих отношений становятся обладателями доходов и имущества, подлежащих налогообложению.
По мере развития и усложнения норм международного частного права государства совершенствуют свои национальные налоговые законодательства, устанавливают правила налогообложения результатов деятельности, которую ведут на их территориях субъекты иностранного права и которую субъекты их собственного (национального) права ведут на территории иностранных государств.
1.Введение………………………………………………………………..............3
2. Понятие и предмет международного налогового права……..……………5
3.Методы урегулирования споров и разногласий на основании международных договоров……………………………………………………..13
3.1 Торговые соглашения.……………………………………………………..14
3.2 Налоговые соглашения.…………………………………………………….15
4. Урегулирование споров на основании международного налогового права…..…………………………………………………………………………..17
5. Заключение…………………………………………………………………….21
6.Список используемой литературы……………………………………...........22
Федеральное агентство по образованию
Псковский государственный университет
Политехнический институт
Кафедра «Управления и экономики»
Контрольная работа
Дисциплина: Налоговая система
Тема: Урегулирование международных споров и разногласий в сфере налогообложения
(вариант№ 9)
Выполнила
студентка группы:
Преподаватель:
Содержание
1.Введение……………………………………………………
2. Понятие и предмет международного налогового права……..……………5
3.Методы урегулирования споров
и разногласий на основании международных
договоров…………………………………………………….
3.1 Торговые соглашения.…………………………
3.2 Налоговые соглашения.………………………
4. Урегулирование споров на
основании международного налогового
права…..…………………………………………………………
5. Заключение……………………………………………………
6.Список используемой литературы……………………………………......
1.Введение
Процессы экономической, научно-технической и культурной интеграции развиваются и ускоряются. Основную роль в правовом регулировании этих процессов играют нормы международного частного права. Они регулируют участие иностранных лиц в гражданских, трудовых и семейных правоотношениях на территории различных государств. В результате участники этих отношений становятся обладателями доходов и имущества, подлежащих налогообложению.
По мере развития и усложнения норм
международного частного права государства
совершенствуют свои национальные налоговые
законодательства, устанавливают правила
налогообложения результатов
При этом государства руководствуются общими принципами международного публичного права (например, принципами невмешательства во внутренние дела государства, территориального верховенства) и специальными принципами международного экономического права (например, принципами взаимной выгоды и экономической не дискриминации). Однако в связи с тем, что эти принципы довольно абстрактны и декларативны, между национальными правовыми системами зачастую возникают конфликтные ситуации в области налогообложения, связанные, в частности, с многократным налогообложением. Поэтому по мере развития норм национального налогового права государства все теснее сотрудничают в области налогообложения, заключая соглашения, направленные на устранение различных конфликтных ситуаций между их правовыми системами.
Налоговые отношения с иностранным элементом можно объединить в две группы. К первой относятся случаи, когда государство взимает налог с налогоплательщика, являющегося субъектом иностранного права, ко второй - когда государство требует исчислять налог с объекта налогообложения, возникшего у субъекта национального права за границей.
Иностранный элемент по-разному проявляется в резидентских и территориальных налогах, а также в налогах, построенных на смешанном принципе.
Территориальные налоги предполагают
возникновение только первого вида
международных налоговых
Если же налог построен на резидентском принципе, то, следовательно, налогоплательщиками могут быть признаны только резиденты (как правило, граждане этой страны, но не иностранцы). Иностранным элементом при этом может быть только объект налога.
И первый, и второй виды налоговых правоотношений с иностранным элементом характерны для налогов, построенных на смешанном принципе. В Российской Федерации к таким налогам в настоящий момент относятся налог на прибыль предприятий и организаций, налог на имущество предприятий и подоходный налог с физических лиц. Так, обязанность иностранного юридического лица по уплате налога на прибыль закон связывает с наличием у него объекта налогообложения (прибыли, доходов), который возник на территории России или за границей, но в связи с деятельностью в России. Обязанность же российской организации по уплате налога закон связывает с самим фактом возникновения у него объекта налогообложения, независимо от того, на территории какого государства он возникает.
2.Понятие и предмет международного налогового права
В современных условиях усиление интеграционных процессов, интернационализация и интенсификация хозяйственной жизни, развитие межгосударственных гуманитарных контактов существенно увеличивают круг проблем, требующих разрешения на международной основе. К их числу относятся и вопросы, имеющие налоговую природу.
Налогообложение как объект межгосударственного регулирования - явление хотя и сравнительно молодое, но уже доказавшее свою важность и особую значимость для международного экономического сотрудничества. Это подтверждается, в частности, практикой заключения налоговых соглашений. Если до второй мировой войны их количество было довольно незначительным, то в настоящее время только в рамках 24 государств Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) действует более 200 конвенций об избежании двойного налогообложения.
Анализ налоговых факторов в международных отношениях приобретает все большую актуальность с точки зрения реализации и повышения эффективности внешнеэкономической деятельности каждого государства, поскольку налоги определяют развитие международной торговли, движение инвестиций, осуществление всех межгосударственных связей.
Российская Федерация в этом отношении не является исключением. В дореформенный период экономические контакты СССР с зарубежными партнерами "осуществлялись в основном в форме отдельных ограниченных по объему внешнеторговых сделок и операций". Поэтому вопросы, затрагивающие международные аспекты налогообложения, для нашей страны, как правило, не возникали. В современных условиях, с переходом отечественной экономики на рыночные рельсы, их недооценка не только влечет за собой крупные финансовые потери в виде недополучения казной значительной части государственных доходов, но и заметно ослабляет позиции России в свете требований нового международного экономического порядка, проявляющегося во взаимодействии отечественной экономики с мировым хозяйством, ее участии в международном разделении труда, обращении к ресурсам межгосударственного рынка капиталов. Так, отсутствие на начальном этапе экономических реформ урегулированных правовыми нормами способов разрешения проблемы двойного налогообложения, отвечающих потребностям зарождающегося рынка, сдерживает расширение внешнеторговых связей России и служит источником крайне негативного с точки зрения налоговой теории и практики явления - уклонения от уплаты налогов.
Проблемы налоговых отношений обсуждаются на таких представительных форумах, как Организация Объединенных Наций (ООН), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация американских государств (ОАГ), Организация экономического сотрудничества и развития, Андский пакт и др.
Налогообложение остается одной из главных проблем гармонизации экономической политики стран ЕС. Деятельность Европейского Союза в этой сфере с момента заключения Римского договора направлена на унификацию налоговых систем стран - членов Союза с точки зрения методики и механизма взимания налогов, размера ставок налогообложения.
Становление и развитие международного налогового права - основного нормативного регулятора налоговых отношений на межгосударственном уровне - вызвало огромный интерес в научном мире и в то же время породило среди ученых множество дискуссий о природе данного явления. Разнообразие высказанных мнений и позиций может быть сведено к двум основным концепциям.
Согласно первой концепции, налогообложение играет все возрастающую роль в функционировании современной системы международных экономических отношений. Следовательно, международное налоговое право является подотраслью международного экономического права, а последнее, в свою очередь, определяется, как отрасль международного публичного права, представляющая совокупность принципов и иных норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с их деятельностью в области международных экономических отношений.
Вторая концепция более распространена в зарубежной, нежели в отечественной правовой науке. Ее представители считают, что международное налоговое право охватывает все нормы национального и международного права, посредством которых регулируются вопросы налогообложения на межгосударственном уровне. Международные отношения сложное комплексное явление, существующее, с одной стороны, в органическом единстве, а с другой - состоящее из элементов, которые серьезно, а подчас и принципиально отличаются друг от друга. В первую очередь следует выделить отношения межгосударственные, специфика которых определяется особым качеством, присущим их основным субъектам.
Это качество суверенитета. Особая грань проявления суверенитета государственный иммунитет и как его разновидность - налоговый иммунитет, то есть освобождение от национальных прямых налогов, вытекающее из того, что государство не подчиняется на иностранной территории местным законодательным актам и предусматриваемым в них мерам воздействия. Уплата налогов возможна лишь при наличии прямого волеизъявления иностранного государства. Конфликт по вопросам налогообложения может быть предметом разбирательства в дипломатическом порядке, а не в местных судах (других органах). Межгосударственные отношения являются предметом международного публичного права.
Другой важный блок отношений, связанных с международным налогообложением, - это отношения с участием физических и юридических лиц. К данной категории субъектов в налоговом праве применяется понятие резидентства.
Каждое государство в национальном законодательстве само определяет круг своих резидентов. Так, в Дании, Италии, Норвегии, Испании, Португалии, Германии и Швеции для приобретения статуса резидента необходимо проживание на национальной территории в течение более чем шести месяцев в каждом календарном году.
Таким образом, гражданство, подданство, домицилий и другие признаки, характеризующие положение физических лиц в гражданском праве, обычно не принимаются во внимание при определении их налогового статуса. Однако имеется несколько исключений. Например, Франция связывает определение статуса физических лиц в сфере налогообложения с критериями гражданства и домицилия; критерий домицилия частично применяется также в налоговом законодательстве Великобритании и т. д.
Основное содержание как национальных, так и международных налоговых правоотношений - одностороннее обязательство налогоплательщика внести в государственный бюджет определенную денежную сумму. Однако отличительной особенностью отношений с участием физических и юридических лиц, входящих в предмет международного налогового права, является то, что они возникают в международной сфере. Последнее поясню на двух примерах. После смерти шведского гражданина или лица, постоянно проживающего в Швеции, осталось имущество на ее территории. Наследниками признаны шведские граждане, проживающие в Швеции. Это имущество подлежит обложению налогом на наследство. Возникающие в данном случае фискальные обязательства не выходят за пределы одного государства и регулируются внутренним налоговым правом Швеции.
Другой пример. После смерти американского гражданина, проживавшего в США и получавшего доходы от недвижимости, расположенной на территории Швеции, возникают правоотношения по уплате налога на наследство с участием наследников - граждан США. Такие отношения являются международными. Они выходят за пределы Соединенных Штатов и Швеции, а следовательно, могут быть включены в предмет международного налогового права.
Международные налоговые отношения должны основываться на уважении принципа суверенного равенства государства. Суверенитет не означает, однако, неограниченной свободы действий государства как в международных отношениях вообще, так и в международных налоговых отношениях в частности. Эти действия не должны быть направлены на нарушение суверенитета других государств, подрыв международного сотрудничества. Всякая суверенная власть может быть ограничена собственной волей (автолимитация), но от этого она не теряет своей самостоятельности. Суверенное государство, приняв на себя в силу заключенного международного договора какие-либо обязательства и ограничения, не лишается присущего ему суверенитета. Более того, в интересах международного налогового сотрудничества просто необходимо самоограничить в какой-то мере государственный суверенитет и производное от него право осуществлять налоговую юрисдикцию (фискальный суверенитет) на началах взаимности.
Следующим важнейшим положением, на котором базируется международное налоговое право, является принцип сотрудничества, предусматривающий взаимодействие государств по налоговым вопросам на справедливой и взаимовыгодной основе. Такое взаимодействие включает возможность разрешения спорных проблем, касающихся двойного налогообложения и применения финансовых законов, а также обмена информацией в целях борьбы с уклонением от налогов.
Информация о работе Урегулирование международных споров и разногласий в сфере налогообложения