Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 15:32, реферат
От других стран Западной Европы национальная налоговая система Франции отличается лишь некоторыми, но заметными особенностями. Во-первых, для Франции свойственны высокие социальные налоги — платежи и взносы в фонды социального назначения (более 40 % общей суммы обязательных платежей и налогов по сравнению с около 30 % в среднем по странам Европейского Союза).
Налоги на собственность.
Во Франции важное место в бюджете занимают налоги на собственность. Обложению налогом на собственность подлежат имущество, имущественные права и ценные бумаги, находящиеся в собственности, по состоянию на 1 января. Некоторые виды имущества полностью или частично освобождены от этого налога. Применяются прогрессивные ставки налога, размер которых приведен в таблице:
Таблица 2.2 - Ставки налога на собственность во Франции
Стоимость имущества, франки |
Налоговая ставка, % |
До 4 260 000 |
0 |
От 4 260 001 до 6 920 000 |
0,5 |
От 6 920 001 до 13 740 000 |
0,7 |
От 13 740 001 до 21 320 000 |
0,9 |
От 21 320001 до 41 280000 |
1,2 |
Свыше 41 280 001 |
1,5 |
Сумма подоходного налога и налога на собственность не должна превышать 85% всего дохода.
К налогам на собственность относятся:
- социальный
налог на заработную плату,
который уплачивают
- налог на
профессиональное образование
- сбор на строительство жилья по ставке 0,65% годового фонда оплаты труда;
- транспортный
налог, ставка которого
- регистрационные и гербовые сборы и т. д.
2.3 Налоговый контроль во Франции
Во Франции действует Налоговый кодекс как целостный документ, который широко использовался при подготовке российского Налогового кодекса. В России НДС, в частности, был введен по образцу французской налоговой системы.
Налоговый контроль - одна из конституционных функций государства. Он обеспечивает поддержание баланса между правами и обязанностями налогоплательщиков. Следует отметить одну из основных характеристик французской налоговой системы: налогоплательщик сам предоставляет данные для определения налогового платежа, при этом 90% налоговых сумм уплачивается добровольно. В качестве исходного принципа принято, что любой налогоплательщик является честным, развитие налогового законодательства осуществляется, исходя из этой презумпции.
Важнейшим принципом налогового
контроля является соблюдение критерия
экономической
Вторым важнейшим принципом является соблюдение гарантий и прав налогоплательщика. Действует презумпция добропорядочности налогоплательщика. Если он задекларировал свои доходы, в срок уплатил налоги, то он пользуется всеми гарантиями и правами. При судебных разбирательствах в первую очередь проверяется, не были ли нарушены права налогоплательщика. К лицам, уклоняющимся от налогообложения, не будут применяться гарантии, так как они нарушили принцип обязательности уплаты налогов [8].
Налоговая служба Франции
находится в составе
Министерство экономики и финансов – определяет основные направления налоговой политики в рамках экономической стратегии правительства;
Генеральная налоговая дирекция – занимается практической деятельностью по сбору налогов и контролю за ними;
Местные налоговые центры – включают около 800 служб. В них хранится документация на налогоплательщиков, сюда стекается дополнительная информация, позволяющая контролировать сбор налогов [2].
Все необходимые меры для
борьбы с уклонением от уплаты налогов
предусмотрены в Налоговом
После создания ЕС сотрудничество между налоговыми администрациям и позволяет лучше отслеживать проблему недобора налогов. США, Великобритания и Германия создали специальную группу для борьбы с уклонением от уплаты налогов в международном масштабе. Уклонению от уплаты налогов способствует создание оффшорных зон, перевод прибылей за рубеж. Эти зоны создавались метрополиями преимущественно по политическим причинам и сейчас существуют только благодаря политической воле государств, "государственному эгоизму".
Любой перевод средств в такие зоны должен облагаться налогом "у источника доходов", поскольку, как правило, суть дела - в "отмывании" средств. Такие положения уже заложены в Налоговый кодекс Франции на том основании, что финансово-экономические отношения с зонами не изъяты из общего режима налогообложения. Данное положение было благосклонно воспринято всеми членами ЕС, кроме Великобритании.
Однако презумпция невиновности действует. Более того, налоговые органы не расценивают как преступление нарушения, не превышающие пяти процентов подоходного налога и 10 процентов - налога на состояние. И все же задолженность необходимо будет заплатить с процентами - 0,75% в месяц. Что же касается уклонения от налогов, то оно довольно жестко наказывается по французским законам. За опоздание с направлением декларации в налоговое ведомство взимается штраф в 10 процентов от налоговой суммы. Месяц опоздания может закончиться 40-процентным штрафом. В случае если вы не направите декларацию и после повторного напоминания, штрафная сумма увеличится еще вдвое.Теоретически вам может грозить даже такое экзотическое наказание, как лишение водительских прав на срок до 3 лет. Злостное уклонение от налогов грозит тюремным заключением от одного года до пяти лет и штрафом от 5 тысяч до 250 тысяч, не считая возвращения всей суммы и процентов за просроченный период. Чтобы заставить неплательщика полностью рассчитаться с казной, существуют и такие способы, как наложение ареста на банковские счета, зарплату и даже опись имущества. Вместе с тем законодательство предполагает для налогоплательщика много возможностей для того, чтобы оспорить решение налоговых органов, вплоть до обращения в судебные инстанции. Существуют специальные методические разработки, с помощью которых рядовой француз может пробираться по юридическим лабиринтам, растянув рассмотрение своего дела на срок до 10 лет [8].
3. Сравнительный
анализ налоговых систем
3.1 Общие черты налоговых систем стран
Доминирующими налогами в налоговых системах России и Франции являются косвенные налоги, в частности НДС (данный налог в 2000 году обеспечил 41,4 % всех доходов федерального бюджета Франции и 40,1% доходов федерального бюджета России) и акцизы (данный налог в 2000 году обеспечил 11,6% всех доходов федерального бюджета Франции и 17,77% доходов федерального бюджета России). Преобладание косвенных налогов может как положительно, так и отрицательно сказываться на состоянии экономик стран. Так, прямые налоги могут использоваться в качестве встроенных стабилизаторов: они достаточно чутко реагируют на смену фаз экономической конъюнктуры и поэтому представляют собой циклически нестабильный источник налоговых доходов. В отличие от них косвенные налоги в целом, также следуя за фазами экономического цикла, более устойчивы к колебаниям конъюнктуры. В фазах экономического спада объем прибыли снижается весьма существенно (вплоть до нуля), тогда как товарооборот, который также может снижаться, никогда не достигнет нулевой отметки. Кроме того, косвенные налоги обладают свойством прямого индексирования по темпам инфляции. Темпы инфляции почти автоматически переносятся на объемы поступлений косвенных налогов в доходы бюджетной системы. Косвенные налоги являются наиболее простыми для государства с точки зрения их взимания, но также достаточно сложными для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательность для государства эти налоги имеют еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы предприятий и организаций. Однако такое количество косвенных налогов неизбежно приводит к неоднократному обложению одного и того же объекта и способствует постоянному росту цен на потребительские товары и услуги, что является характерным для кризисного состояния экономики.
Из прямых налогов преобладают налог на прибыль (данный налог в 2000 году обеспечил 10,6 % всех доходов федерального бюджета во Франции и 9,4 % доходов федерального бюджета России) и налог на доходы физических лиц (данный налог в 2000 году обеспечил 18,1 % всех доходов федерального бюджета во Франции и 3,64 % доходов федерального бюджета России).
В России и Франции подоходным налогом облагаются доходы как резидентов, так и нерезидентов (лиц, пребывающих на территории страны более чем 183 дня). Данным налогом облагается годовой доход. Также существуют различные вычеты, уменьшающие облагаемый доход.
В Российской Федерации
и Франции земельный налог
относится к местным поимуществ
Налог на имущество физических лиц в России и налог на жилье во Франции также относятся к местным налогам. Плательщиками данных налогов, признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Ставки этих налогов прогрессивные и устанавливаются местными органами власти.
Одной из серьезнейших проблем, которую в той или иной степени приходится решать и в России и во Франции, является уклонение от уплаты налогов. Обе страны едины в стремлении осуществлять уголовное преследование лиц, злостно не исполняющих свои обязанности по исчислению и уплате налогов. В качестве основных критериев признания тех или иных незаконных действий уголовно наказуемыми рассматриваются их умышленность и крупный размер неуплаченных налогов.
3.2 Отличительные черты налоговых систем стран
Принципиальным отличием налоговых систем России и Франции является количество уровней. Так, в России функционирует трехуровневая налоговая система, а во Франции – двухуровневая.
Различаются налоговые системы стран и по видам и размерам ставок различных налогов (см. табл. 3.1). Следует отметить, что во Франции в отличие от России налоговая система достаточно стабильна и ставки налогов не подвержены частым изменениям.
В целом, французский НДС представляет собой более гибкую структуру, нежели российский. Это проявляется в широкой системе скидок и льгот. Во многом эти льготы идентичны российским, например, как в случае освобождения от уплаты НДС экспортной деятельности. Но есть и отличительные черты: это освобождение от уплаты НДС предприятий с незначительным оборотом, льготы по уплате, предоставляемые мелким ремесленникам. Важная особенность французского НДС - это возможность его уменьшения на сумму, направленную на инвестиции. Но при всей своей гибкости французский НДС обеспечивает 45% всех налоговых поступлений в федеральный бюджет, что говорит о его эффективности.
Французский подоходный налог представляет собой совершенно отличное от российского налога явление. Значительные различия объясняются его сущностью, которая заключается не в привлечении денежных средств в бюджет в максимальном объеме, а в первую очередь в проведении определенной социальной политики. И с этой точки зрения он представляет собой достаточно эффективный инструмент. Если говорить о его прямом вкладе в бюджет, он ниже, чем в России. Это объясняется его структурой, учитывающей почти индивидуальные особенности плательщика. Но его косвенный вклад в увеличение благосостояния страны, возможно, выше. Главной особенностью подоходного налога во Франции является то, что фискальную единицу представляет собой не отдельный гражданин, а семья.
Транспортный налог в России относится к региональным налогам, а во Франции транспортный налог относится к государственным налогам.
В России наряду с традиционной системой налогообложения действует альтернативная система, которая включает в себя три специальных режима. Упрощенная система налогообложения и сельскохозяйственный налог являются добровольными системами, на которые организации и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица могут перейти на определенных условиях. Единый налог на вмененный доход является обязательной системой, на которую переводят организации, занимающиеся определенными видами деятельности. Во Франции отсутствуют альтернативные системы налогообложения.
В России единый социальный налог зачисляется в государственные внебюджетные фонды, во Франции социальные отчисления входят в состав государственного бюджета.
Во Франции налоговая служба, осуществляющая налоговый контроль, входит в состав Министерства экономики и финансов. Министр финансов осуществляет общее руководство и контроль за деятельностью налоговой администрации. Министр финансов определяет структуру налоговых органов (как центрального, так и местных), а также территориальные границы их деятельности. В России же Федеральная налоговая служба, осуществляющая налоговый контроль, функционирует наряду с Министерством финансов и подчиняется Правительству РФ и Президенту РФ.
Во Франции в 2000 году было проведено 52 тыс. выездных проверок, из них 48 тыс. - на предприятиях (более 4% от общего количества хозяйствующих субъектов) и около 5 тыс. физических лиц. В результате проверок доначислено 48 тыс. франков (6240 тыс. руб.), 2.7% от общего объема налоговых поступлений и 16 млрд. франков взыскано в качестве штрафов. В России в 2000 году налоговыми органами было 690 тыс. выездных налоговых проверок и 664 тыс. - физических лиц. По результатам проверок доначислено платежей в федеральный бюджет и внебюджетные фонды в сумме 75 млрд. руб., при этом сумма взысканных платежей составила 21 млрд. руб. (около 10% от общей суммы поступлений в бюджет и внебюджетные фонды).
Таблица 3.1 - Различия между налоговыми системами России и Франции
Россия |
Франция | |
1.Тип налоговой системы |
трехуровневая |
двухуровневая |
2. Наличие специальных режимов |
налог |
отсутствуют |
3. Действие некоторых налогов |
--- налог на добычу полезных ископаемых водный налог налог на игорный бизнес |
налог на профессиональное образование --- --- --- |
4. Основная ставка НДС |
18% |
5,5% 18,6% |
5. Ставка налога на прибыль |
24% |
34% |
6. Ставка налога на доходы физических лиц |
плоская шкала 13% |
прогрессивная шкала 0 – 58% |
7. Ставки социальных отчислений |
26% в государственные внебюджетные фонды |
4,5% – 13,5% в государственный бюджет |
8. Налоговые органы |
Федеральная налоговая
служба; управления службы по субъектам
РФ; межрегиональные инспекции Министерство финансов РФ работает совместно с ФНС России. |
Государственная налоговая дирекция; местные налоговые центры. Налоговые органы входят в состав Министерства экономики и финансов. |