Шпаргалка по "Налоги"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:21, шпаргалка

Краткое описание

Структура бюджетной системы РФ. Понятие и основные характеристики консолидированного бюджета РФ. бюджетная система РФ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;Бюджетная систем

Вложенные файлы: 1 файл

Билеты.doc

— 360.00 Кб (Скачать файл)

Исполнение  бюджета по доходам предусматривает: • перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета; • распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов; • возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов; • учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.

 Исполнение бюджетов по расходам осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета и подразделяется на этапы: • составление и утверждение бюджетной росписи; • утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств и утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям; • утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств; • принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств; • подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. В процессе исполнения федерального бюджета запрещается осуществление операций, минуя систему балансовых счетов Федерального казначейства. Единый счет федерального бюджета (единый счет Федерального казначейства) находится в Банке России.

 Исполнение бюджета осуществляется на основании сводной бюджетной росписи - документа о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающего распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемого в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется Министерством финансов РФ и утверждается министром финансов РФ в течение 15 дней со дня принятия федерального закона о федеральном бюджете. Утвержденная сводная бюджетная u1088 роспись федерального бюджета передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в Федеральное Собрание и Счетную палату РФ. Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств, представляет собой последовательно совершаемые действия и включает:

• разрешение (распоряжение) на осуществление платежа;

• осуществление платежа.

Финансирование расходов федерального бюджета осуществляется Федеральным казначейством. Федеральное  казначейство совершает расходование средств федерального бюджета после  проверки соответствия составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расхода установленным требованиям, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств. На основании представленных получателем средств федерального бюджета платежных документов, оформленных надлежащим образом, Федеральное казначейство в день совершения разрешительной надписи осуществляет платеж, списав средства с единого счета федерального бюджета и отразив выполненную операцию на лицевом счете. В процессе осуществления платежа соответствующая сумма денежных средств списывается на основании распоряжения Федерального казначейства с единого счета федерального бюджета в пользу физических и юридических лиц. Сумма платежа из федерального бюджета не может превышать сумму, указанную в подтвержденных денежных обязательствах. Исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств (далее - лицевые счета), открываемых в едином учетном регистре Федерального казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета. На лицевом счете отражается объем средств федерального бюджета, которыми располагает распорядитель либо получатель этих средств в процессе реализации процедур санкционирования и финансирования расходов федерального бюджета. Очередность списания денежных средств со счета бюджета и лицевых счетов получателей бюджетных средств регламентируется ст. 255 БК РФ. Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального  бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, в Главной книге Федерального казначейства. Если в процессе исполнения федерального бюджета происходит снижение объема поступлений доходов федерального бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 10 процентов годовых назначений, Правительство РФ вправе принять решение о введении режима сокращения расходов федерального бюджета и ввести указанный режим. Министр финансов своим распоряжением может разрешить перераспределение средств федерального бюджета по разделам, подразделам, видам расходов и предметным статьям в пределах средств, выделенных главному распорядителю или получателю средств федерального бюджета, в размере не более 10 процентов ассигнований, выделенных главному распорядителю средств федерального бюджета и осуществить блокировку расходов при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств. Все операции по доходам и расходам федерального бюджета, а также по привлечению и погашению источников финансирования дефицита федерального бюджета и иные операции со средствами федерального бюджета отражаются Федеральным казначейством в соответствующих регистрах учета. За исполнение доходной части бюджета отвечают Государственная налоговая служба и Государственный таможенный комитет (и их органы на местах), которые, помимо сбора налогов и других платежей в бюджет обязаны представлять информацию об исполнении бюджетов в Казначейство, а также органы, распоряжающиеся государственным (муниципальным) имуществом. Важнейшая задача исполнения бюджета – обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в суммах и в сроки, утвержденные бюджетом.

Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение – неотъемлемый элемент бюджетного процесса. Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Сбор, свод, составление и представление отчетности об исполнении бюджета осуществляются уполномоченным исполнительным органом. Единая методология отчетности об исполнении бюджета устанавливается Правительством РФ. В установленном порядке уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовой и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительный орган и соответствующий контрольный орган, а также в Федеральное казначейство. Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом. Муниципальные образования представляют в установленном порядке сведения об исполнении местных бюджетов в Государственный комитет по статистике. Финансовый год в РФ завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря. Принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение денежных обязательств должно быть завершено органом, исполняющим бюджет, 28 декабря. До 31 декабря включительно орган, исполняющий бюджет, обязан оплатить принятые и подтвержденные денежные обязательства. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря. Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждениям лицевые счета. После завершения операций по принятым денежным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете бюджета подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного финансового года. Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджетов является одной из форм финансового контроля (последующий контроль), осуществляемого законодательными (представительными) органами власти. Для контроля за исполнением бюджета Федеральное Собрание РФ образует специальный орган – Счетную палату (данный орган участвует также в предварительном контроле – при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета). Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей

и получателей бюджетных  средств. Ответственным за составление  отчета об исполнении федерального бюджета  является Министерство финансов РФ. Отчет  об исполнении федерального бюджета  представляется в Государственную  Думу и Счетную палату РФ в форме федерального закона не позднее 1 июня вместе с отчетами об исполнении бюджетов внебюджетных фондов и Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год и готовит заключение по нему в течение 4,5 месяцев после представления отчета в ГД, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты, после чего принимает решение об утверждении или отклонении отчета.

 

  1. Государственные внебюджетные и целевые бюджетные фонды.В результате ограниченности финансовых ресурсов у государства возникает необходимость их перераспределения, которое осуществляется в различных формах (фондовой и нефондовой). Фонды – экономическая форма распределения стоимости общественного продукта, обусловленная необходимостью выделения относительно обособленных целевых частей в его составе. Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства. Внебюджетный фонд – представляет собой фонд денежных средств, образуемый вне бюджета за счет специальных источников, находящийся в распоряжении государственных, региональных и местных органов самоуправления и имеющий целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом. Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Они являются материально-вещественным воплощением финансовых отношений, которые складываются у государства, его федеральных и региональных органов, а также органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу обеспечения социальной, экономической, экологической и других видов защиты общества в целом и каждого из его граждан, улучшения социально-экономической среды обитания. Государство мобилизует в фонды часть доходов организаций и населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: • обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики; • расширение социальных услуг населению.

В настоящее время  государственные внебюджетные фонды  создаются на базе соответствующих  актов высших органов власти, в  которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств. Основными нормативными актами, регламентирующими функционирование внебюджетных фондов, является Конституция РФ, ФЗ «О некоммерческих организациях», ФЗ «О местном самоуправлении», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Бюджетный кодекс РФ (гл. 17), Положения правительства, указы Президента и др. Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей: • учреждаются органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность; • денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет; • денежные средства формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц; • страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы страховых взносов устанавливаются государством и являются обязательными; • на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов (налогов) в фонды, распространено большинство норм и положений Налогового кодекса РФ; • денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

• расходование средств  из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного  на то органа (Правление фонда); •  являются юридическими лицами, освобождены от уплаты налогов и других обязательных платежей. За счет средств внебюджетных фондов обычно финансируются мероприятия по обязательному социальному страхованию в отношении работающих граждан, а за счет средств бюджета – неработающих. Внебюджетные фонды не подлежат непосредственно контролю со стороны законодательных органов власти, освобождены от уплаты налогов, сборов, пошлин. Они могут возникать и ликвидироваться лишь в связи условиями, определяющими потребность их существования. С помощью внебюджетных фондов возможно: • влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования; • обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет штрафов за загрязнение окружающей среды; • оказывать социальные услуги населению за счет выплаты социальных пособий, пенсий; • предоставлять займы зарубежным партнерам. В зависимости от целевого назначения они делятся на: на экономические, социальные, научно-технические, внешнеэкономические, экологические, культурно-просветительные и др. В соответствии с уровнем управления – на государственные и региональные. В зависимости от периода функционирования - бессрочного, краткосрочного и долгосрочного действия. В России с 1996 г. стали создаваться и целевые бюджетные фонды, под которыми понимаются фонды денежных средств, образуемые в составе консолидированного бюджета РФ за счет целевых источников средств предназначенные для финансирования целевых общегосударственных и территориальных расходов (Фонд развития таможенной системы РФ, Государственный фонд борьбы с преступностью, Фонд службы налоговой полиции и др.). С 2001 г. они были упразднены, кроме Фонда Минфина РФ по атомной энергии. Денежные средства фондов были переданы соответствующим министерствам  и ведомствам. Рассмотрим более подробно особенности функционирования государственных внебюджетных фондов, являющихся составной частью системы обязательного социального страхования.

 

  1. Пенсионный фонд Российской Федерации.Пенсионный фонд Российской Федерации самостоятельное финансово-кредитное учреждение, созданное в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. ПФР обеспечивает целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, взыскание с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников, сумм государственных пенсий по инвалидности; контроль с участием налоговых органов за поступлением в ПФР страховых взносов и др.

Структура ПФР сформирована в соответствии с поставленными перед ним задачами (рис.1.).

Согласно пункту 1 Положения  о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования.  При этом Пенсионный фонд Российской Федерации имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Кроме того, устанавливается, что Пенсионный фонд Российской Федерации  и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетным вышестоящим. 
       В то же время, Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации согласно статье 34 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ действует в части, не противоречащей данному Федеральному закону. Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25.06.2001 № 9-П по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» определил, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий. Такие полномочия, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением, наделенным публично-властными полномочиями и имеющим специальную правоспособность.

Следует отметить, что Положением о Пенсионном фонде  Российской Федерации, а также Положением о Правлении Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденным постановлением Правления ПФР от 15.09.2003 № 130п, установлено, что руководство Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляется Правлением ПФР, которое возглавляет Председатель Правления. Правление ПФР проводит свою деятельность по государственному управлению средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, определяет перспективные и текущие задачи системы ПФР. 

Информация о работе Шпаргалка по "Налоги"