Эволюция налоговой системы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 11:23, курсовая работа

Краткое описание

Налоги представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, установленные законодательством и осуществляемые плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему государства. Налоговые системы различаются по набору, способам взимания, ставкам налогов, финансовым полномочиям различных уровней власти. Принципы построения налоговых систем различаются в федеративных и унитарных государствах.
В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоговая система является мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Теоретические и методологические аспекты эволюции налоговой системы 5
Понятие и социально - экономическая сущность налогов 5
Понятие, элементы и принципы построения налоговой системы 12
Понятие и структура Федеральной налоговой службы 17
Анализ эволюции налоговой системы РФ 20
Предпосылки развития налоговой системы 20
Этапы формирования налоговой системы РФ 23
Роль Налогового кодекса в формировании налоговой системы 28
Эффективность действующей налоговой системы и пути ее эволюции 33
Характеристика современной налоговой системы Российской Федерации 33
Анализ эффективности действующей системы налогов и сборов 40
Основные направления развития налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 468.00 Кб (Скачать файл)

Одной из главных проблем экономики России является нежелание хозяйствующих субъектов платить налоги в полном объеме.

У предприятий наблюдается перспектива невозможности продолжения финансово - хозяйственной деятельности после уплаты всех налоговых платежей, а предприниматели пытаются всеми способами обойти закон, чтобы платить меньше налогов.

Проблему «теневой» экономики нужно решать путем снижения налоговых ставок, изменения налогооблагаемой базы и перераспределения налогового бремени, что позволит вывести из «тени» хотя бы часть оборота. В целях уменьшения оборота в «теневой» сфере следует использовать также налоговое администрирование, ужесточение дисциплинарных мер к нарушителям, совершенствование налогового контроля.

  1. Несоблюдение принципа определенности налогообложения. Любой хозяйствующий субъект имеет право знать, какие платить налоги, сколько платить и когда платить. На практике этого обеспечения не существует.

Законодательная и нормативная база налоговой системы весьма сложна и запутана. Введение налогового учета для определения налоговой базы по налогу на прибыль; введение счетов - фактур, книг покупок и продаж при исчислении НДС; зависимость ЕСН от величины заработной платы, исчисленной нарастающим итогом, от пола и возраста работников и вызванные этим весьма сложные вычисления, которые должен проделывать бухгалтер; необходимость представлять одни и те же персонифицированные данные по заработной плате работников в налоговые органы и Пенсионный фонд РФ – вот далеко не полный перечень нововведений, направленных не на упрощение, а на усложнение расчета взимаемых налогов.

Формулировки статей НК РФ настолько запутанны, что зачастую возникают налоговые споры, разбираться с которыми приходится арбитражным судам. Причем нередко суды решают налоговые споры в пользу налогоплательщиков, что является свидетельством того, что даже некоторые работники налоговых органов неправильно понимают и применяют нормы налогового законодательства.

Следует также учесть и тот факт, что многие нормативные документы претерпевают постоянные изменения, что негативно сказывается на качестве бухгалтерского и налогового учета. Это не значит, что налоговая система должна оставаться неизменной. Напротив, эффективность ее функционирования заключается в том, что инструменты налогообложения динамично адаптируются к экономическому положению страны и их воздействие на экономическое развитие отвечает содержанию налоговой политики, проводимой государством. Любые изменения, проводимые при реформировании налоговой системы, должны быть последовательными и иметь четкую направленность.

  1. Отсутствие принципа экономичности налоговой системы. Этот принцип заключается в минимизации затрат по налоговому администрированию при максимальном сборе налогов.

При выборе системы налогообложения ориентация на усиление прямого налогообложения предприятий означает поднятие ставок налога на прибыль. В результате уменьшается размер прибыли, остающийся в распоряжении хозяйствующего субъекта, что ведет, соответственно, к отсутствию у предприятий возможности накопления капитала и торможению экономического роста.

Ужесточение косвенного налогообложения позволяет первоначально увеличить поступления налоговых платежей в бюджет, однако в то же время это сокращает денежные средства предприятия, находящиеся в обращении, нехватка которых ведет в дальнейшем к взаимным неплатежам между предприятиями, накоплению задолженности по платежам в бюджет и т.п.

Увеличение ставок налогов на капитал (налога на имущество, земельного налога) ведет к сокращению инвестиций, отсутствию у предприятий заинтересованности в обновлении основных фондов и увеличении капитала. В результате основные средства хозяйствующих субъектов устаревают и изнашиваются, становится невозможным использование новых технологий в производстве. В итоге выпускаемая продукция теряет свое качество и конкурентоспособность на рынке.

Итак, на современном этапе экономического развития в целях реформирования российской налоговой системы предлагаются следующие шаги:

  1. Снизить ставки НДС, ЕСН и налога на прибыль для легкой промышленности; сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения, для перерабатывающих отраслей АПК, полиграфической промышленности; готовых металлических изделий; предприятий деревообработки.

Такое снижение налоговых ставок, несомненно, будет способствовать выходу доходов предприятий из «тени», росту производства и повышению конкурентоспособности продукции отечественных предприятий. Несмотря на существенное снижение ставок, реальные поступления налогов в бюджет даже возрастут.

  1. Постепенно перейти от налогообложения бизнеса к налогообложению физических лиц. Ввести прогрессивную шкалу НДФЛ, увеличив необлагаемый налогом доход.
  2. Упростить и сократить налоговую отчетность. Отменить обязательную промежуточную отчетность.
  3. Упростить процедуру расчета налогов.
  4. Осуществить углубленный анализ судебной практики рассмотрения налоговых споров между бизнесом и налоговыми органами и подготовить на этой базе соответствующие поправки в законодательство РФ о налогах и сборах с целью урегулирования спорных вопросов.

Дальнейшее реформирование налоговой системы России должно быть связано с превращением налогообложения в действенный механизм экономического роста и развития предприятий, создания предпосылок для расширения производства, активизации инвестиционной и инновационной деятельности, развития и повышения качества жизни населения.

 

 

 

3.3. Основные направления развития налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов

 

Правительство РФ одобрило предложенные Минфином России основные направления налоговой политики на 2013 г., а также на 2014 - 2015 гг. Документ был подготовлен в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Нормативным правовым актом он не является, однако на его основе разрабатываются изменения, которые вносятся в налоговое законодательство. Следовательно, именно на этот документ предприниматели могут ориентироваться при долгосрочном налоговом планировании.

Авторы Основных направлений составили следующий перечень планируемых мер налогового стимулирования:

- поддержка инвестиций  и развития человеческого капитала;

- совершенствование  механизмов налогообложения при  операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операциях;

- совершенствование  специальных налоговых режимов  для малого бизнеса;

- развитие взаимосогласительных  процедур в налоговых отношениях.

Кроме того, в документе приведены меры, направленные на увеличение бюджета:

- налогообложение  природных ресурсов;

- акцизное налогообложение;

- введение налога  на недвижимость;

- сокращение  неэффективных налоговых льгот  и освобождений;

- совершенствование  налога на прибыль организаций;

- совершенствование налогового администрирования;

- противодействие  уклонению от налогообложения  с использованием низконалоговых  юрисдикций;

- страховые взносы  на обязательное пенсионное, медицинское  и социальное страхование (Приложение В).

В целях поддержки инвестиций и развития человеческого капитала авторы Основных направлений предлагают следующие меры. В первую очередь, предполагается освободить от налогообложения некоторые социально значимые выплаты физическим лицам (гранты, выплаты безработным гражданам, суммы оплаты медицинских услуг отдельными категориями работодателей и др.). Кроме того, планируется скорректировать порядок предоставления имущественного вычета по расходам на строительство и приобретение жилья. Предлагается учесть недавно принятые постановления Конституционного Суда РФ о получении имущественного вычета родителями, приобретающими за свой счет имущество в долевую собственность с несовершеннолетними детьми, и пришел к выводу о необходимости установить порядок предоставления такого вычета в части долей несовершеннолетних детей. По мнению финансового, ведомства следует предусмотреть правила получения вычета при оформлении родителями имущества в собственность несовершеннолетнего ребенка. Авторы Основных направлений указали, что процедура распределения вычета в случаях приобретения имущества в общую долевую либо совместную собственность также должна быть уточнена.

Предлагается также ввести налог на недвижимость физ. лиц. В рамках планируемого введения этого налога также будет рассмотрен вопрос налогообложения роскоши, который неоднократно поднимался в разных законопроектах, но пока ни один из них не был принят. Сумму налога планируется рассчитывать исходя из рыночной кадастровой стоимости (а не инвентаризационной, которую определяет БТИ) по ставке от 0,05 до 0,3 процента. Самая высокая ставка будет установлена для совокупной кадастровой стоимости всех объектов недвижимости свыше 300 млн. руб.

Создание единого объекта недвижимости, включающего земельный участок и расположенные на нем здания и сооружения, на данный момент не планируется, однако для владельцев жилья будут предусмотрены стандартные и социальные налоговые вычеты, ставки и размеры которых предстоит определить только после проведения массовой оценки принадлежащего физ. лицам недвижимого имущества. Сроки введения налога на недвижимость также напрямую зависят от периода проведения оценки капитального строительства.

Помимо этого начиная с 2013 года будет введена минимальная ставка транспортного налога (без возможности ее снижения, но с возможностью увеличения законами субъектов РФ) для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 410 л.с. - 300 руб. с 1 л.с.

Также планируется увеличение в 5 раз средних ставок транспортного налога для мощных мотоциклов, гидроциклов, катеров и яхт (свыше кроме спортивных, используемых исключительно для участия в спортивных соревнованиях).

Планируется изменить порядок исчисления налога на прибыль организаций, а именно действующий механизм восстановления амортизационной премии. Авторы документа предлагают уточнить порядок восстановления указанной премии в доходах. Амортизационная премия применяется в случае реализации объектов, в отношении которых данные вложения осуществлены, ранее, чем через пять лет с момента их ввода в эксплуатацию. По мнению Минфина (с которым согласилось Правительство), целесообразно установить следующее условие: при реализации основных средств лицу, являющемуся взаимозависимым по отношению к налогоплательщику, суммы указанных капитальных расходов подлежат восстановлению. Данное предложение направлено на создание механизма, предотвращающего злоупотребление указанной льготой со стороны недобросовестных налогоплательщиков, многократно применяющих амортизационную премию к одним и тем же основным средствам при их перепродаже взаимозависимым лицам.

По замыслу авторов Основных направлений, стимулировать российские компании к инвестициям в модернизацию должно также обнуление налога на имущество с нового оборудования и техники.

С 2015 г. должны ускориться темпы роста акцизов на алкоголь и табак. Кроме прочих мер, предусматривающих увеличение бюджета, планируется подготовить предложения по совершенствованию механизма налогообложения добычи некоторых видов полезных ископаемых. В частности, Правительство РФ одобрило увеличение ставок НДПИ для производителей природного газа (рис.3).

 

Рисунок 3 – Новая система роста НДПИ

 

Как указано в Основных направлениях, планируется разработать методику оценки эффективности налоговых льгот, учитывающей наряду с выпадающими доходами бюджетной системы РФ создание благоприятных условий для инвестирования, а также результаты реализации налогоплательщиками полученных преимуществ. При этом обновление и актуализация перечня налоговых льгот будут проводиться ежегодно.

Планируется также организовать работу, направленную на сближение бухгалтерского и налогового учета (например, предлагается отказаться от правил определения используемых при расчете налоговой базы показателей, отличных от правил бухгалтерского учета).

В целях развития взаимосогласительных процедур предусматриваются, в частности, введение для всех актов налоговых органов обязательных досудебных процедур, а также увеличение с 10 дней до одного месяца срока на подачу апелляционной жалобы в отношении не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности.

Особое внимание в Основных направлениях уделяется специальным налоговым режимам для малого предпринимательства. Так, например, предлагается с 1 января 2013 г. ввести патентную систему налогообложения для предпринимателей путем ее выделения из УСН в самостоятельный налоговый режим. С 2013 г. также планируется установить добровольный переход на систему налогообложения в виде ЕНВД. По мере расширения сферы применения патентной системы к 2018 г. ЕНВД предполагается отменить. Следует отметить, что отмена указанного спецрежима откладывается уже не первый год.

Принявшее Основные направления Правительство РФ четко дало понять, что контролирующие органы собираются всерьез взяться за оффшоры: в ближайшие годы планируется ввести институт налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний. Он заключается в том, что такой доход при расчете налога на прибыль организаций может рассматриваться как результат деятельности материнской компании. Выводить средства в оффшоры при этом будет экономически невыгодно. Однако, прежде чем такая система заработает, законодателю предстоит определить статус иностранной контролируемой компании, установить для российских организаций обязанность указывать в налоговых декларациях все свои иностранные аффилированные лица, скорректировать содержание многих действующих двусторонних и многосторонних договоров об обмене информацией по налоговым вопросам (или заключить новые договоры), ввести в правовое поле понятия фактического получателя дохода и налогового резидентства организаций и т.п.

 

Заключение

 

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства  на  развитие  хозяйства,  определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим  необходимо,  чтобы  налоговая  система  России была адаптирована к новым общественным отношениям,  соответствовала мировому опыту.

Информация о работе Эволюция налоговой системы в России