Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 22:09, курсовая работа
Цели исследования - теоретическое и практическое рассмотрение имущественного налогообложения, выявление перспектив и путей дальнейшего развития такого налогообложения.
Для достижения целей ставились следующие задачи:
изучить исторические аспекты возникновения налога на имущество организаций;
определить основные характеристики элементов налога на имущество организаций;
проанализировать применение льгот по налогу на имущество организаций
По данным таблицы 2 видно,
что поступление налога на имущество
организации имеет
Увеличение поступления налога на имущество организаций в 2010 году по сравнению с 2009 годом произошло на 6 072 307 тыс. рублей. Поступление налога в большем, по сравнению с прошлым годом, размере обусловлено несколькими причинами - это изменение окружного законодательства, в части отмены льготного налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков. Следующей, немало важной причиной, является увеличение налоговой базы и соответственно суммы налога к уплате.
Данную динамику поступлений налога на имущество организаций можно представить в виде диаграммы.
Рисунок 2 – Поступление налога на имущество организаций
Проанализируем поступление налога на имущество организаций в общем объеме поступлений и в бюджет округа. Удельный вес налога на имущество организации в общем объеме поступлений в 2010 году по сравнению с 2009 годом уменьшился на 0,2%.
Размер задолженности по налогу на имущество организации в 2009, 2010, 2011 гг., изменение задолженности и темпы прироста по годам представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Анализ задолженности по налогу на имущество организации
Наименование задолженности |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Измен. (2011; 2010 гг.) |
Темп роста, % (2011; 2010 гг.) |
Задолженность налогов и сборов во все уровни бюджета, тыс. руб. |
11 813 140 |
12 072 468 |
13 394 586 |
+1 322 118 |
111 |
В том числе недоимка, тыс. руб. |
9 401 795 |
10 247 944 |
10 033 087 |
-214 857 |
97,9 |
Из них задолженность налогов и сборов в федеральный бюджет, тыс. руб. |
10 166 819 |
10 277 590 |
11 281 734 |
+1 004 144 |
109,8 |
В том числе недоимка, тыс. руб. |
7 928 080 |
8 620 645 |
8 272 227 |
-348 418 |
96 |
Задолженность налогов и сборов в региональный бюджет округа, тыс. руб. |
1 194 534 |
1 314 636 |
1 586 901 |
+272 265 |
120,7 |
В том числе недоимка, тыс. руб. |
1 079 550 |
1 224 033 |
1 323 304 |
+99 271 |
108,1 |
Задолженность по налогу на имущество организаций, тыс. руб. |
151 048 |
95 404 |
187 617 |
+92 213 |
196,7 |
Уд. вес задолженности налога на имущество организации в бюджете округа, % |
12,6 |
7,26 |
11,8 |
+4,6 |
162,5 |
По данным таблицы 3 видно, что задолженность по налогу на имущество организаций в 2010 году сократилась на 55 644 тыс. руб. по сравнению с предыдущим годом. В 2011 году задолженность по налогу увеличилась на 92 213 тыс. руб., что составляет 196,7%.
Отражением низкой собираемости налогов является устойчивый рост недоимки в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Неплатежеспособность одних организаций вызвана кризисной ситуацией, сложившейся в расчетно-платежной сфере, а также несвоевременным финансированием государственных заказов из бюджета. Другие, не платя налоги, по сути, пользуются бюджетными средствами как дешевым кредитом, не предполагая, что по собственной инициативе встали на путь, ведущий к банкротству. Следует иметь в виду, что значительная часть организаций, проведя необходимые мероприятия на начальной стадии образования недоимки, может рассчитаться с бюджетом. Однако сложившаяся практика показывает, что большинство из них предпринимает конкретные действия по восстановлению своей платежеспособности только после применения налоговыми органами жестких мер принудительного взыскания.
3 Проблемы и перспективы развития налога на имущество организаций
3.1 Проблемы, связанные с исчислением и уплатой налога на имущество организаций
Несомненно, что налог на имущество может значительно увеличить налоговую нагрузку организации, особенно если существенную часть его имущества составляют дорогостоящие основные средства или нематериальные активы.
Однако большинством льгот по налогу на имущество, установленных законодательством, могут воспользоваться лишь фирмы, которые занимаются специфическими видами деятельности.
Самые значительные
проблемы подстерегают налогоплательщика
при определении состава
Вместе с тем, срок представления налоговой декларации, согласно определению п.6 ст.80 Налогового кодекса РФ, должен быть установлен законодательством о налогах и сборах. Законодательство о налогах и сборах составляют НК РФ, а также принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах (ст.1 НК РФ). Принимаемые МНС РФ приказы, инструкции и иные нормативные акты согласно ст.4 НК РФ не могут изменять либо дополнять законодательство о налогах и сборах.
Статьей 119 Налогового кодекса РФ предусмотрена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета. При этом следует учитывать, что необходимой составляющей ответственности является вина налогоплательщика в совершении конкретного налогового правонарушения. В случае же, когда срок представления налоговой декларации законом не установлен, ответственность применена быть не может.
Налоговые органы зачастую ссылаются на то, что Законом «О налоге на имущество» установлен срок уплаты налога, а, следовательно, и налоговая декларация должна быть представлена не позднее данного срока. В то же время, срок уплаты налога и срок представления декларации различны по своей правовой природе, т.к. опосредуют различные обязанности налогоплательщика, за невыполнение либо несвоевременное выполнение которых последний несет различную ответственность. Общий подход к определению срока представления налоговой декларации изложен в п.6 ст.80 НК РФ, ответственность – в ст.119 НК РФ. Срок уплаты налога (ст.45 НК РФ) относится к существенным элементам налогового обязательства и в случае нарушения сроков исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан уплатить соответствующую сумму пени согласно ст.75 НК РФ.
Таким образом, установление в законе срока уплаты налога не влечет за собой автоматического установления срока представления налоговой декларации.
Особое внимание хотелось бы уделить применению льгот по налогу на имущество.
При применении льготы для сельскохозяйственных производителей необходимо учитывать, что в случае не ведения организацией предпринимательской деятельности, и, следовательно, отсутствии выручки от реализации товаров (работ, услуг), пользование такой льготой неправомерно. Указанной льготой может пользоваться только организация, использующая имущество для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции. Причем, если имущество налогоплательщиком не используется, отсутствуют и основания для пользования льготой.
Множество вопросов возникает и при использовании налогоплательщиком льготы по налогу в части железнодорожных путей сообщения (п. «г» ст.5 Закона «О налоге на имущество»). Дело в том, что Инструкция №33 (п.6) устанавливает льготу для железнодорожных путей сообщения, в том числе подъездных путей, принадлежащих железной дороге. На основании положений Инструкции налоговые органы отказывают налогоплательщикам в применении льготы на основании, что организация не относится к системе Министерства путей сообщения, т.е. к железной дороге.
Аналогичные проблемы возникают и при использовании налогоплательщиком льготы, предусмотренной под п. «а» ст.5 Закона «О налоге на имущество». Указанная норма устанавливает, что из налогооблагаемой базы исключается стоимость объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, находящихся на балансе налогоплательщика. Для применения названной льготы не имеет значения, кто фактически использует соответствующие объекты – налогоплательщик либо иные лица. Единственным условием применения льготы является наличие такого имущества на балансе налогоплательщика.[19]
Как видно из
приведенной арбитражной
Налог на имущество является одним из самых проблемных для налогоплательщика обременений, и сложность его оптимизации заключается в том, что он является «прямым» налогом, то есть обложение им не предусматривает возможности уменьшения его на суммы каких-либо вычетов.
В сущности, очевидно, что данный налог является достаточно высоким. Так, организация, обладающая основными средствами на сумму 100 млн. рублей обязана (если не брать в расчет амортизацию) уплачивать по большинству субъектов РФ 2,2 млн. рублей в год с данного имущества.
При этом, отягощает данный налог и тот факт, что он взыскивается и с транспортных средств, что не вполне справедливо по отношению к налогоплательщику, уплачивающему с них еще и транспортный налог. По сути, это двойное налогообложение одних и тех же объектов налогового учета.
3.2 Перспективы налогообложения имущества в РФ
В ходе проводимой налоговой реформы отменены некоторые виды налогов и сборов и существенно трансформированы сохраняющиеся налоги. Определенные изменения произошли и в системе имущественного налогообложения организаций.
Концепция имущественных
налогов предусматривает
Одним из этапов перехода на налогообложение недвижимости является новый налог на имущество организаций, предусмотренный главой 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ.
На сегодняшний день
схема определения порядка
В настоящее время база налога на имущество скорректирована таким образом, чтобы вывести из налогообложения товарные запасы, готовую продукцию и другие части актива баланса организации, а объектом обложения данным налогом является непосредственно амортизируемое имущество, учитываемое на балансе организации по его остаточной стоимости.
В то же время, на этом реформирование налоговой системы в области налогообложения имущества не заканчивается.
В рамках реформирования
такого налогообложения
Несомненно, любая методика расчета налога предполагает хорошее знание объекта налогообложения. Понятие недвижимого имущества появилось давно – еще в 1714 г. Петр I издал указ о порядке наследования движимого и недвижимого имущества.
В современном Гражданском кодексе РФ в ст.130 дано следующее определение недвижимости: «К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания и сооружения. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимости может быть отнесено и иное имущество».
Предприятие в целом как имущественный комплекс также является недвижимостью (ст.132 ГК РФ).
Исходя из этого, позиция
авторов налоговой реформы
Однако Россия имеет
собственную специфику. Сегодня
налог
реально ниже рыночной стоимости. Согласно определению, рыночная
стоимость – это наиболее вероятная цена,
за которую объект может быть продан на
открытом рынке при соблюдении определенных
условий. Подразумевается, что есть некое
множество сделок, по которому вычисляют
эту среднюю цену. Министерство финансов
утверждает, что оценку имущества станут
производить не по рыночной стоимости
и не по стоимости БТИ, а по некоей массовой
оценке, которая приближена к рыночной.
После корректировки стоимость объекта
недвижимости будет примерно на 30 % ниже
рыночной. И при расчетах рыночную оценку
начнут просто умножать на коэффициент
0,7. Однако даже такая поправка не сделает
налогообложение по рыночной стоимости
экономически эффективным и справедливым
в глазах населения.
Информация о работе Экономическая сущность налога на имущество организаций