Экономическая сущность налога на имущество организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 22:09, курсовая работа

Краткое описание

Цели исследования - теоретическое и практическое рассмотрение имущественного налогообложения, выявление перспектив и путей дальнейшего развития такого налогообложения.
Для достижения целей ставились следующие задачи:
изучить исторические аспекты возникновения налога на имущество организаций;
определить основные характеристики элементов налога на имущество организаций;
проанализировать применение льгот по налогу на имущество организаций

Вложенные файлы: 1 файл

Конечный результат.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)

На протяжении нескольких лет в Твери и Великом Новгороде проводили масштабный эксперимент по налогообложению недвижимости. Анализ результатов выявил более четкую зависимость качества жилья и стоимости квартир, рассчитанной по моделям массовой оценки, по сравнению с расчетами на основе оценок БТИ. Но в рамках тех массивов, которыми располагали математики, отклонения в оценке рыночной стоимости жилой недвижимости в Новгороде составило 30%, а коммерческой недвижимости – до 100 %.

Эксперты признали, что  итоги эксперимента в Новгороде  и Твери показали: нет достаточных условий для создания точной оценки недвижимости. Рынок недвижимости развивался в условиях нестабильной правовой и налоговой среды, что противодействовало его прозрачности. Операции с недвижимостью характеризовались наличием теневых, незадекларированных денежных потоков. Бюджетные отношения не стабилизировались в той степени, чтобы стало возможным эффективно использовать налог на недвижимость как фискальный инструмент. Поэтому единовременная замена действующих налогов новым налогом на недвижимость вероятнее всего повлечет за собой резкие изменения налогового бремени граждан.

Анализ эксперимента в Новгороде показал, что введение налога на недвижимость является относительно приемлемым вариантом только для  полных собственников жилья и земли, прежде всего для людей состоятельных, готовых тратить большие средства на благоустройство и ремонт. Относительно общих затрат на покупку и обстановку нового жилья налог на недвижимость в размере 0,25–0,5% от покупной цены не является непосильным бременем.

Владельцы же приватизированного жилья – средне- и малообеспеченные граждане – в данной ситуации оказываются в положении проигравших. В одночасье они, не понимая причины происходящего, вдруг получат из налоговой инспекции извещение о необходимости уплаты налога, в многократном размере превышающего прежние суммы.

Сложности возникнут  и у граждан, состоящих в дачных и земельных кооперативах. Кооператив – юридическое лицо, и налог будут исчислять по ставке 2 % от рыночной стоимости. Это значит, что для всех членов кооператива налоги вырастут в 50 раз.

Очевидно, что налоги на недвижимость окажутся чувствительными  для малых предприятий. Уже в 2005 году арендная плата для частных  предпринимателей в Москве существенно  выросла, а с принятием налогового законодательства вырастет еще.

Закон устанавливает  вилку налогообложения от 0,1 до 1 % стоимости недвижимости, а окончательное  решение о ставке налога остается за субъектами Федерации. Очевидно, что  любой муниципалитет будет заинтересован  в максимальной ставке, поскольку это позволит пополнить местный бюджет. Защитники идеи введения так называемой вилки взимания налога от 0,1 до 2 % считают свой подход обоснованным, поскольку появится возможность учитывать различие жилищных условий граждан.

Таким образом, исходя из сегодняшней ситуации, вводить единый налог пока что нецелесообразно. Но если все-таки соглашаться на него, то необходимо делать налог добровольным, то есть предоставить возможность налогоплательщикам самим выбирать, по какой схеме платить – по старой или по новой.

Кроме того, следует четко  зафиксировать оспоримость налога. Принцип оспоримости – самый  фундаментальный при исчислении рыночной стоимости, которая является величиной случайной, всегда сопряженной  с ошибками (а они в отдельных  случаях могут быть очень большими).

Таким образом, введение обязательного налога на недвижимость возможно только при создании необходимых  условий для его введения, к  которым, в первую очередь, относится  разработка механизма рыночной оценки объектов недвижимости для целей налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе были рассмотрены  особенности налогообложения имущества  организаций в соответствии с  нормами действующего законодательства.

Согласно нормам законодательства, плательщиками налога на имущество являются предприятия, учреждения (включая банки и другие кредитные организации) и организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству РФ, филиалы и другие аналогичные подразделения указанных предприятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет.

Максимальная ставка налога 2,2% (конкретная ставка устанавливается на региональном уровне).

Объект имущественного налогообложения – основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе у плательщика, учитываемые по остаточной стоимости.

Имущество, признаваемое для целей налогообложения, учитывается  при расчете налоговой базы по остаточной стоимости, то есть в оценке, принятой правилами ведения бухгалтерского учета.

Для иностранных фирм, которые не образуют на российской территории постоянных представительств, в качестве налоговой базы определена инвентаризационная стоимость объектов недвижимости.

Налоговые расчеты и  налоговые декларации налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по своему местонахождению, местонахождению каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, местонахождению каждого объекта недвижимого имущества, в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога.

В практической части  работы были проанализированы применение льгот, поступления и задолженность по налогу на имущество организации.

 В результате использования льгот сумма, не поступившая в бюджет области, в 2009 году составила 7471 млн. руб., по итогам 2010 года - 6841 млн. руб., в 2011 – 5999 млн. руб.

Поступление налога на имущество организации имеет положительную динамику. Так, поступление налога в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилось на 3 794 702 тыс. руб., что составляет 123,3%. Увеличение поступления налога на имущество организаций в 2009 году по сравнению с 2008 годом произошло на 6 072 307 тыс. рублей. Причинами увеличения поступлений налога являются, во-первых, это изменение окружного законодательства, в части снижения льготного налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков. Во-вторых, это повышение уровня контрольной работы налоговых органов и как следствие увеличение сумм доначисленного налога и снижение задолженности по налогу. В-третьих, увеличение налоговой базы и соответственно суммы налога к уплате.

Задолженность по налогу на имущество организаций в 2008 году сократилась на 55 644 тыс. руб. по сравнению с предыдущим годом. В 2009 году задолженность по налогу увеличилась на 92 213 тыс. руб., что составляет 196,7%. Отражением низкой собираемости налогов является устойчивый рост недоимки в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.

В перспективе ожидается, что налог на имущество предприятий, а также вместе с ним налог на имущество физических лиц и налог на землю будут заменены единым региональным налогом – налогом на недвижимость. Однако в настоящее время для этого пока не созданы необходимые экономические и правовые условия.

Как видится, введение такого налога приблизит налоговую систему Российской Федерации к более качественному процессу налогообложения, в полной мере отвечающему потребностям защиты и развития рыночной экономики и прав человека.

Таким образом, существующая налоговая система в РФ достаточно молодая и требует доработки. Для достижения этой цели в настоящее время государство принимает меры по её совершенствованию.

 

Список используемой литературы

  1. Налоговый кодекс Российской федерации, Ч. 1 и 2. – М: ЭЛИТ, 2007
  2. Закон Волгоградской области – от  
    28.11.2003 № N 888-ОД «О налоге на имущество организаций»
  3. Федеральный закон от 30.10.2009 N 242-ФЗ "О внесении изменения в статью 373 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
  4. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / [И.А. Майбуров и др.]; под ред. И.А. Майбурова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 559 с.
  5. Косарева Т.Е., Юринова Л.А., Баранова Л.Г. и др. Налогообложение организаций и физических лиц / Под ред. Т.Е. Косаревой. – 5-е изд., испр. и доп. – Спб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2008. – 256 с.
  6. Петухова Н.Е. История налогообложения в России IX-XX вв.: Учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 416 с.
  7. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / [Д.Г. Черник и др.]; под ред. Д.Г. Черника. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 367 с.
  8. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 509 с.
  9. Налоги и налогообложение. 6-е изд. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – Спб.: Питер, 2007. – 496 с.
  10. Налоги и налогообложение: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / [Д.Г. Черник и др.]; под ред. Д.Г. Черника. – м.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 311 с.
  11. Ушак Н.В. Теория и история налогообложения: учебное пособие / Н.В. Ушак. – М.: КНОРУС, 2009. – 336 с.
  12. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 464 с.
  13. Лебединская Т.Г. Налогообложение недвижимости: опыт стран ОЭСР и перспективы России / Т.Г. Лебединская. // Налоговая политика и практика. – Эконом.-правовая лит. – 2010. №1 – с. 34-41
  14. Медведева О.В. Налог на недвижимость: возможны варианты / О.В. Медведева. // Налоговая политика и практика. – Эконом.-правовая лит. – 2010. №4 – с. 64-71
  15. Гаврилов Н.А.  Налог на имущество организаций / Н.А. Гаврилов. // Налоговый вестник. - 2010. №7.
  16. http://volgoduma.ru/ – Официальный сайт Волгоградской области.
  17. http://www.r34.nalog.ru/ – Федеральная налоговая служба по Волгоградской области.
  18. «Консультант-Плюс»
  19. «Гарант»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экономическая сущность налога на имущество организаций