В последней
трети XVIII в Европе активно разрабатывались
проблемы теории и практики налогообложения.
В этот
же период создавалась теория налогообложения.
Ее основоположником считается шотландский
экономист и философ А. Смит.
Именно
в конце XVIII в. закладывались основы современного
государства, проводящего активную экономическую,
в том числе финансовую и налоговую, политику.
Это касается, как стран Западной Европы,
так и России. Еще при Петре I были образованы
12 коллегий, из которых четыре заведовали
финансовыми вопросами. Екатерина II(1729-1796)
преобразовала систему управления финансами.
В 1802 г. манифестом Александра I «Об учреждении
министерств» было создано Министерство
Финансов и определена его роль. На протяжении
XIX в. главным источником доходов оставались
государственные прямые (главные - подушная
подать и оброк) и косвенные (главные -
акцизы) налоги. Отмена подушной подати
началась с 1882 г. Кроме государственных
прямых налогов существовали земские
сборы, специальные государственные сборы,
пошлины.
В 80-х гг. XIX
в. начало внедряться подоходное налогообложение.
Был установлен налог на доходы с ценных
бумаг и т.д.
Ставки налога
в России, вне всякого сомнения, стимулировали
промышленников к получению максимальной
прибыли (т.к. рост ставки налога на прибыль
в зависимости от размеров прибыли был
достаточно мал).
В России в
к. XIX в. начался период урбанизации и развития
капитализма, росли доходы бюджета, происходили
не только количественные, но и качественные
изменения.
Но развитие
России было прервано: сначала I мировая
война (увеличение бумажно - денежной эмиссии,
повышение сборов, налогов, акцизов, падение
покупательной способности рубля, уменьшение
золотого запаса, увеличение внутреннего
и внешнего долгов и пр.), потом февральская
революция (нарастание инфляции, развал
хозяйства, эмиссия необеспеченных денег).
Очередной спад во всей финансовой системе
наступил после Октября 1917 г.
Основным
источником доходов власти опять стала
эмиссия и контрибуция, что отнюдь не способствовало
налаживанию хозяйства.
Определенный
этап налаживания финансовой системы
наступил после провозглашения НЭПа (20-e
годы XX века). Появились иностранные концессии,
разработана система налогов, займов,
кредитных операций. Период НЭПа показал,
что нормальное налогообложение возможно
только при правовой обособленности предприятий
от государственного аппарата управления.
Но НЭП быстро свернули.
В течении
1922-1926 г. доля прямых налогов возросла
от 43% до 82%.Важную роль в налоговой системе
играл налог с оборота. В Европейских странах
он эволюционировал в НДС, в России же
он больше тяготел в сторону акцизов. На
протяжении многих лет налог с оборота
вызывал отклонение цен на товары от их
стоимости, препятствовал установлению
рыночных цен и развитию хозрасчетных
отношений. Другим важным налогом был
подоходно-поимущественный налог. Он представлял
собой, прежде всего, налог на капитал.
Поимущественное обложение было прогрессирующим.
В результате всякое слияние капиталов
было практически невозможным. Подобный
налоговый гнет толкал частных предпринимателей
на путь спекуляции, препятствовал рациональной
концентрации и накоплению капитала даже
на самом примитивном уровне.
В дальнейшем
финансовая система России эволюционировала
в направлении, противоположном процессу
общемирового развития. От налогов она
перешла к административным методам изъятия
прибыли предприятий и перераспределения
финансовых ресурсов через бюджет страны,
что привело страну, в конце концов, к кризису.
1.3. Основы
налогообложения доходов физических лиц
в Российской Федерации.
Метод налогообложения – это порядок
изменения ставки налога в зависимости
от изменения налоговой базы. В зависимости
от изменения налоговой базы используют
четыре метода налогообложения:
равное (для всех налогоплательщиков применяется равная сумма налога);
пропорциональное (для каждого налогоплательщика равная ставка налога);
прогрессивное (с ростом налоговой базы растет ставка налога);
регрессивное (с ростом налоговой базы уменьшается ставка налога).
В зависимости от содержания различают
следующие ставки:
а) маргинальные, которые непосредственно
даны в нормативном акте о налоге;
б) фактические, определяемые
как отношение уплаченного налога к налоговой
базе;
в) экономические, определяемые
как отношение уплаченного налога ко всему
полученному доходу.
По способу взимания различают:
Прямые налоги, которые взимаются непосредственно
с имущества или доходов налогоплательщика.
Окончательным плательщиком прямых налогов
выступает владелец имущества (дохода).
Эти налоги подразделяются на:
реальные прямые налоги, которые
уплачивают с учетом не действительного,
а предполагаемого среднего дохода плательщика;
личные, прямые налоги, которые
уплачивают с реально полученного дохода
с учетом фактической платежеспособности
налогоплательщика;
косвенные налоги включаются
в цену товаров и услуг.
Окончательным плательщиком косвенных
налогов является потребитель товара.
В зависимости от объектов взимания косвенные
налоги подразделяются на:
косвенные индивидуальные которыми облагаются, строго определенные группы товаров;
косвенные универсальные, которыми облагаются большинство товаров и услуг;
фискальные монополии, которыми
облагаются все товары, производство и
реализация которых сосредоточены в государственных
структурах;
таможенные пошлины, которыми
облагаются товары и услуги при совершении
экспортно-импортных операций.
Экономические отношения налогоплательщика
и государства определяются посредством
принципа постоянного местопребывания
(резидентства), с учетом которого различают
два вида субъектов налогообложения: резиденты
и нерезиденты.
Резиденты имеют постоянное местопребывание
в государстве; налогообложению подлежат
их доходы, полученные на территории данного
государства и за рубежом (полная налоговая
обязанность).
Нерезиденты не имеют постоянного местопребывания
в государстве; налогообложению подлежат
только те их доходы, которые получены
в данном государстве (ограниченная налоговая
обязанность).
Предмет налогообложения – это реальные
вещи (земля, автомобили, другое имущество)
и нематериальные блага, с наличием которых
закон связывает возникновение налоговых
обязательств. Другими словами, предмет
обусловливает и предопределяет объект
налогообложения.
Объект налогообложения - юридические
факты (действия, события, состояния), которые
обусловливают обязанность субъекта заплатить
налог. К ним относятся: совершение оборота
по реализации товара, владение имуществом,
совершение сделки купли-продажи, вступление
в наследство, получение дохода и др.
Источник налога – это резерв, используемый
для уплаты налога. Существуют два источника
– доход и капитал налогоплательщика.
Масштаб налога – установленная законом
характеристика измерения предмета налога.
Масштаб налога необходим для определения
налогооблагаемой базы.
Налоговая база – количественное выражение
объекта налогообложения. Для правильного
определения момента возникновения налогового
обязательства важное, значение имеет
метод формирования налоговой базы.
Существуют два основных метода
– кассовый и накопительный.
При
использовании кассового метода доходом
считаются все суммы, реально полученные
налогоплательщиком в конкретном периоде,
а расходами – реально выплаченные суммы.
При накопительном методе доходом признаются
все суммы, право на получение, которых
возникло в данном налоговом периоде,
вне зависимости от того, получены ли они
в действительности, а расходами - сумма
имущественных обязательств, возникших
в отчетном периоде.
Кассовый метод используется, например,
при налогообложении имущества, переходящего
в порядке наследования; накопительный
– при исчислении подоходного налога
с физических лиц.
Налоговый
период – срок, в течение которого формируется
налоговая база и окончательно определяется
размер налогового обязательства. Согласно
ст. 55 Кодекса «под налоговым периодом
понимается календарный год или иной период
времени применительно к отдельным налогам,
по окончании которого определяется налоговая
база и исчисляется сумма налога, подлежащая
уплате».
Ставка
налога – это размер налога на единицу
налогообложения. В зависимости от способа
определения суммы налога выделяют: равные
ставки, когда для каждого налогоплательщика
устанавливается равная сумма налога;
твердые ставки, когда на каждую единицу
налогообложения определен зафиксированный
размер налога; процентные ставки.
Налог
на имущество физических лиц взимается
по всей территории страны.
В соответствии
с Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах
на имущество физических лиц» (далее –
Закон № 2003-1), плательщиками налога на
имущество физических лиц являются граждане
Российской Федерации, иностранные граждане
и лица без гражданства, имеющие на территории
России в собственности:
- Приватизированные квартиры,
домовладения, дачи, гаражи, нежилые производственные,
торговые и бытовые помещения – с момента
регистрации прав собственности в учреждениях
юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- Квартиры в домах жилищных, жилищно-строительных
кооперативов, дачи в дачно-строительных
кооперативах, садовые домики в садоводческих
товариществах, гаражи и гаражные боксы
в гаражно-строительных кооперативах
– с момента выплаты паевого взноса.
С 2010 г. урегулирована проблема
определения суммы налога на имущество,
которое находится в общей собственности.
Теперь доля в праве общей собственности
на жилые дома, квартиры, комнаты, дачи,
гаражи и иные строения, помещения, сооружения
признается отдельным объектом налогообложения
( п. 7 ст. 2 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1).
Из всего сказанного выше можно сказать
что, современная теория налогов предполагает
для эффективного функционирования налоговой
системы налогообложения имущества физических
лиц соблюдение следующих основополагающих
принципов налогообложения:
Принципа справедливости, т.е.
всеобщности обложения и равномерности
распределения между гражданами в зависимости
от их дохода;
Принципа определенности, т.е.
сумма, способ и средство платежа должны
быть заблаговременно известны налогоплательщику;
Принципа удобности, т.е. налог
должен взиматься в то время и тем способом,
который наиболее удобен налогоплательщику;
Принципа экономии, т.е. система
налогообложения должна быть наиболее
рациональной, иметь минимальные издержки
своего функционирования
Принципа недопущения двойного
налогообложения.
2. АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В НАЛОГОВОЙ
СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Анализ отчета по налоговой
базе и структуре начисления по местным
налогам
Земельный налог — уплачивают организации
и физические лица, обладающие земельными
участками на праве собственности, праве
постоянного (бессрочного) пользования
или праве пожизненного наследуемого
владения.
Налоговая база в отношении
каждого земельного участка определяется
как его кадастровая стоимость по состоянию
на 1 января года, являющегося налоговым
периодом. Налоговая база определяется
отдельно в отношении долей в праве общей
собственности на земельный участок, в
отношении которых налогоплательщиками
признаются разные лица либо установлены
различные налоговые ставки.
Кадастровая стоимость земельного участка - это публичный эквивалент
стоимости земельного участка, который
учитывается при исчислении земельного
налога, арендной платы за пользование
земельными участками, выкупной стоимости
земельного участка при его приобретении
из государственной и муниципальной собственности, а также в иных случаях,
предусмотренных законодательством.
Плательщиками
земельного налога признаются организации
и физические лица, на которых возложена
обязанность уплачивать земельный налог
и которыми в соответствии с п. 2 ст. 11 Налогового
кодекса РФ (НК РФ) являются: