Экономическая сущность налогообложения физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2014 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследовать место и роль налогов физических лиц в финансовой системе государства, проанализировать налогообложение физических лиц в налоговой системе Российской Федерации и предложить пути совершенствования налогообложения физических лиц.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
Рассмотреть основные этапы становления и развития системы налогообложения физических лиц
Выявить особенности исчисления и уплаты налогов физических лиц в Российской Федерации
Оценить эффективность налогообложения физических лиц в налоговой системе РФ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 100.22 Кб (Скачать файл)

         Существует две формы исчисления и взимания налога у источника выплаты: некумулятивная и кумулятивная.

         Некумулятивная – наиболее простая система, она предусматривает обложение каждой выплаты без учета доходов, полученных из этого же источника ранее. Она не требует ведения сложного учета доходов налогоплательщика источником выплаты, но создает значительные неудобства налогоплательщику, поскольку по результатам года требует сложного пересчета дохода, в результате которого может возникнуть необходимость доплаты крупной суммы налога.

         Поэтому широкое применение получила кумулятивная система, этот метод – исчисление налога нарастающим итогом – применяется и в нашей стране. Бухгалтерия предприятия – источника выплаты на каждый момент выплаты дохода определяет общую сумму выплат конкретному налогоплательщику с начала года.

         По российскому законодательству сочетание кумулятивной и некумулятивной систем применяется в случае, если налогоплательщик, получает доходы из нескольких источников, и нет возможности регулярного подсчета его дохода.

         Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе.

         Налог на имущество граждан уплачивается один раз в год на основании оценочных данных бюро технической инвентаризации и соответствующих инспекций. Налог на строения исчисляется по ставке 0,1 процента от инвентаризационной стоимости, а если такая оценка не производилась, то от стоимости, определяемой при расчете суммы обязательного государственного страхования.

         Платеж вносится равными частями в два этапа: до 15 сентября и до 15 ноября.

      Объектами налогообложения являются: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, любые другие строения (сараи, мастерские, навесы), моторные лодки, вертолеты, самолеты и прочие транспортные средства (кроме автомобилей, мотоциклов и т.п.).

         От налога на имущество движимое и недвижимое полностью освобождаются

    1. Граждане, имеющие особые заслуги перед государством, инвалиды 1 и 2 группы, а также лица, пострадавшие от радиационных аварий
    2. Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица награжденные орденом славы трех степеней
    3. Инвалиды первой и второй групп, инвалиды с детства, из числа как гражданских, так и вольнонаемных, проходивших службу или занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии,
    4. Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста , пребывания на военной службе, состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более.
    5. Члены семей военнослужащих, потерявших кормильца.
    6. Помимо перечисленных выше категорий граждан льготой по налогу на недвижимое имущество пользуются:
    7. Все категории пенсионеров, граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, где велись боевые действия.
    8. Родители, супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей,
    9. Деятели культуры, искусства, народные мастера - собственники строений, помещений, включая жилье, на период организации в них мастерских студий.

         От уплаты налога на транспортные средства освобождаются владельцы моторных лодок с мотором мощностью не более 10 лошадиных сил.                 Налог с  транспортных средств исчисляется налогоплательщиком самостоятельно исходя из мощности двигателя в процентах от минимального размера оплаты труда на единицу мощности(1 л.с.). Мощность, если она не указана в паспорте автомобиля, исчисляется в зависимости от объема двигателя.

         Налог уплачивается ежегодно перед прохождением государственного технического осмотра.

         Плательщиками данного налога являются владельцы автомобилей, мотоциклов, автобусов и прочих самоходных машин, обутых в шины.

        Налог с владельцев транспортных средств не платят инвалиды за специально оборудованные автомобили и мотоколяски.

 

          Земельный налог начисляется исходя из площади участка и утвержденных ставок земельного налога. Земельный налог за участки в пределах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, сенокошения, выпаса скота, садоводства взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного значения административного района. Налоговая ставка принимается местным органом власти в размере от 0,1 до 2 процентов от стоимости. За землю, которая занята жильем, плата исчисляется в размере 3 процентов от ставки земельного налога, но не менее 60 рублей за квадратный метр.

         Налог уплачивается два раза в год равными долями - до 15 сентября и до 15 ноября.

         Объектами налогообложения выступают: сельскохозяйственные угодья, земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, в том числе участки в садоводческих кооперативах, земля под строительство жилья, дачи, гаража. В зависимости от основного целевого назначения, земли, выделенные гражданам, подразделяются на земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения.

         От уплаты налога на землю освобождены

    1. Граждане, занимающиеся народными художественными промыслами,
    2. Участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на которых распространяются льготы, установленные для участников ВОВ.
    3. Инвалиды 1 и 2 групп,
    4. Граждане подвергшиеся воздействию радиации,
    5. Военнослужащие и граждане, уволенные в запас до достижения предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или организационно-штатными мероприятиями, если общая продолжительность их службы 20 лет и более.
    6. Члены семей военнослужащих, УВД, учреждений уголовно-исправительной системы потерявшие кормильца при исполнении служебных обязанностей,
    7. Герои Советского Союза, Герои РФ, Социалистического труда, полные кавалеры орденов Славы и Трудовой Славы, и за "Службу Родине в вооруженных силах СССР".
    8. Граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, на первые пять лет после предоставления земли.
    9. Граждане, получившие для сельхоз нужд нарушенные земли (требующие рекультивации) на первые 10 лет пользования.

В 2012 году наибольший удельный вес в структуре налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов составляют: налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – 51 %; земельный налог – 15 %; налоги, относящиеся к специальным налоговым режимам (единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), упрощенная система налогообложения (УСН), единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) – 14,2 %; неналоговые доходы – 11 %

Рисунок 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ  ЛИЦ

3.1. Совершенствование налогообложения недвижимости

В большинстве стран мира, и в частности в странах Европы владельцы имущества давно уплачивают налог на недвижимость, который объединяет в себе обложение, по крайней мере, двух объектов — недвижимости и земельных участков.

Принятие поправок в НК РФ позволило бы России объединить существующие имущественные налоги в единый налог. Пробный эксперимент по введению в действие налога на недвижимость состоялся еще в 1997 году в Твери и Великом Новгороде. Ставки налога на недвижимость устанавливались в следующих пределах:

  1. по индивидуальным жилым домам, квартирам, жилым помещениям, дачам — не более 0,5 % оценки рыночной стоимости;
  2. по гаражам на одно-два машино-места — не более 1 % оценки рыночной стоимости;
  3. по объектам недвижимого имущества, используемым для целей промышленного производства, — не более 2 % оценки их рыночной стоимости;
  4. по иным объектам — не более 5 % оценки их рыночной стоимости.

За последнее время предложение по полномасштабному введению налога на недвижимость уже не раз высказывались в Государственной Думе; упоминал о такой возможности и Дмитрий Медведев.

По мнению правительства, идея кажется достаточно разумной и привлекательной сразу по нескольким причинам. Во-первых, предполагается, что администрирование этого налога будет относительно простым, поскольку недвижимость крайне сложно спрятать. Во-вторых, данный налог окажет влияние на рынок коммерческой недвижимости.

 В целях сбора и обработки  данных по земельным участкам  и объектам недвижимости Минэкономразвития  издало приказ, согласно которому  территория РФ делится на кадастровые  округа, кадастровые районы и  кадастровые кварталы. Каждому кадастровому  кварталу присваивается уникальный  учетный номер, которые в дальнейшем изменяться не будут.

Налоговой базой будет признаваться оценочная стоимость объектов обложения. Таким образом, налог будет фактически уплачиваться с рыночной стоимости имущества. Ориентировочно, ставка будет находиться в пределах 0,1 %-1 % налоговой базы, хотя мнения по этому поводу еще рознятся. Окончательно определить возможный размер ставок можно будет лишь после проведения массовых оценок. Причем для строительства будут установлены нормативные сроки проектирования и строительства. На этот срок ставки налога на недвижимость в отношении земельных участков будут повышены.

Планируемый налоговый период — календарный год. На начало каждого налогового периода рыночная стоимость будет пересчитываться. Поскольку расчет необходимой суммы налога будет осуществляться специальным органом в отношении всех категорий налогоплательщиков, то в обязанности самого налогоплательщика входит уплата рассчитанного налога в течение двух месяцев со дня получения соответствующего уведомления.

Минэкономразвития предлагает делать натуральный вычет. Что касается налоговых вычетов для малообеспеченных категорий граждан, то на сегодняшний день обсуждалась возможность обложения по нулевой ставке квартир до 55 кв. м и участки менее шести соток . В отношении тех категорий граждан, которые сегодня не уплачивают налог на имущество физических лиц (инвалиды, участники Великой Отечественной войны, пенсионеры и др.), вычет может быть установлен в размере 50–55 кв. м жилья и 10–15 соток земельных участков. Для остальных граждан будет предусмотрен налоговый вычет, который должен быть не меньше норм предоставления жилья. Для индивидуальных жилых домов размер налогового вычета может быть установлен в большем размере. Поскольку налог относят к местным платежам, органы местного самоуправления будут устанавливать льготы для отдельных категорий лиц и ставки.

Помимо простого администрирования и развития рынка недвижимости, как считают инициаторы, положительными моментами разрабатываемого проекта является упрощение процедуры и стоимости взимания налогов, равномерное распределение налогового бремени между населением и возможность для организаций на законном основании вывести из-под налогообложения активную часть основных средств.

Наряду с положительными эффектами от введения данного налога, на которые указывают законодатели, он приводит к целому ряду негативных последствий. Во-первых, произойдет увеличение налоговой нагрузки на собственников обычных квартир. Существует вероятность, по которой текущий доход налогоплательщика, получившего имущество в порядке наследования, не позволит ему платить непомерно много. Несправедливость налогообложения также будет выражаться в различии налоговой нагрузке на налогоплательщиков не только разных регионов, но и разных территорий в пределах одного региона, поскольку в зависимости от месторасположения объекты недвижимости со сходными параметрами могут обладать разной рыночной стоимостью. Увеличение налогового бремени для населения приведет к потерям в строительной отрасли. Приобретение недвижимости как капиталовложение перестанет быть выгодным. Ежегодная переоценка недвижимости потребует дополнительных финансовых и временных затрат. Затруднение вызовет необходимость присутствия собственника при осмотре объекта недвижимости, что не всегда возможно для налогоплательщика. Не выясненным остается вопросом о том, кто станет данную оценку оплачивать.

Таким образом, не смотря на указанные законодателем положительные изменения, связанные с введением налога на недвижимость, который заменит существующие имущественные налоги, появление такого платежа в налоговой системе Российской Федерации станет возможным лишь после значительных преобразований — как правовых, так и организационных. Не смотря на успешную мировую практику применения налога, не стоит забывать, что правительство зарубежных стран предоставляет собственникам и иным плательщикам налога на недвижимость значительные социальные преференции.

3.2. Модернизация налогового администрирования и реорганизации структуры налоговых органов

         В процессе администрирования налогов, исчисляемых кадастровым методом, наиболее серьезной проблемой является обеспечение достоверности обработки налоговым органом данных, представляемых регистрирующими органами в соответствии со статьей 85 НК РФ, которая обусловлена несопоставимостью информационных ресурсов налоговых и регистрирующих органов. Причиной является отсутствие единого подхода к идентификации физических лиц на основе единого номера.

         Другой проблемой является множественность нормативных актов, в соответствии с которыми устанавливаются и вводятся местные налоги. К

местным налогам на основании статьи 15 НК РФ относятся земельный налог и

налог на имущество физических лиц, исчисляемые кадастровым методом.

Решение об установлении конкретных размеров налоговых ставок

земельного налога представительные органы муниципальных образований

также  принимают  самостоятельно.  Существование  такого  множества

законодательных актов и возможные различия в них в части установления

важнейших элементов налогообложения земельным налогом приводит к

серьезному  усложнению  администрирования  этого  налога  налоговыми

органами, являющимися единым централизованным федеральным органом.

         Подводя  итоги  обзора  проблемных  положений  законодательства,

регулирующего налогообложение физических лиц, можно утверждать, что

сегодня  актуальной  является  разработка  комплексной  методики

налогообложения  физических  лиц,  обеспечивающей  соблюдение

основополагающих принципов. В рамках методики, необходимы максимальная

Информация о работе Экономическая сущность налогообложения физических лиц