Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 14:13, реферат
Процесс формирования норм налогового законодательства выявил особую актуальность установления ответственности за налоговые нарушения. Прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений сделала такого рода ответственность одной из главных составляющих системы налоговых правоотношений и потребовала ее глубокой правовой регламентации. В условиях формирования в России рыночных отношений, многообразия форм собственности, становления защиты экономических прав человека правовая ответственность основывается на новых принципах. Дальнейшее развитие налогового законодательства невозможно без комплексного и системного подхода к применению норм об ответственности за налоговые нарушения. Для понимания пределов полномочий налоговых органов, прав и обязанностей налогоплательщиков важно анализировать их правов
1. Введение.
2. Административная ответственность как один из видов юридической ответственности.
2.1. Понятие административной ответственности.
2.2. Законодательная основа административной ответственности.
2.3. Административное правонарушение и наступление административной ответственности.
2.4. Виды административных взысканий. Наложение административного взыскания.
2.5. Административная ответственность юридических лиц.
3. Нарушение налогового законодательства как один из видов административного правонарушения.
4. Споры, связанные с применением налогового законодательства.
4.1. Практика Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.
4.2. Споры с участием граждан-предпринимателей.
Акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют.
Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего во время и по месту рассмотрения дела о правонарушении.[7]
Лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия.
При малозначительности совершенного административного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.[8]
Не подлежит административной ответственности:
- лицо, не достигшее к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста;
- лицо, хотя и совершившее действие, предусмотренное нормативными актами, устанавливающими административную ответственность за административные правонарушения, но действовавшее в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, государственной или общественной собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред;
- лицо, хотя и совершившее действие, предусмотренное нормативными актами, устанавливающими административную ответственность за административные правонарушения, но действовавшее в состоянии необходимой обороны, то есть при защите государственного или общественного порядка, государственной или общественной собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны;
- лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния.[9]
Полный перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении дан в ст.227 КоАП РСФСР).
2.4. Виды административных взысканий. Наложение административных взысканий.
Административное взыскание - это мера административной ответственности, применяемая к правонарушителю за совершение административного правонарушения.
Цели административного взыскания:
- воспитание правонарушителя в духе соблюдения законов и уважения к правопорядку;
- предупреждение совершения новых правонарушений правонарушителем;
- предупреждение совершения правонарушений другими лицами.[10]
За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:
- предупреждение;
- штраф;
- возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
- конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
- лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств);
- исправительные работы;
- административный арест;
- административное выдворение за пределы России иностранного гражданина или лица без гражданства. [11]
По отношению к должностным лицам действующее законодательство предусматривает только два вида административных взысканий: предупреждение и штраф (в тех случаях, когда правонарушение связано с выполнением должностным лицом его служебных обязанностей).
Законами Российской Федерации могут быть установлены и иные, кроме вышеперечисленных, виды административных взысканий.
Например, Таможенный кодекс Российской Федерации (ст.242) предусматривает следующие виды взысканий, налагаемых за нарушения таможенных правил:
- предупреждение;
- штраф;
- отзыв лицензии или квалификационного аттестата, выданных таможенным органом России на осуществление определенных видов деятельности, предусмотренных Таможенным кодексом;
- конфискация товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу России с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил;
- взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу России с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил;
- конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил.
Административные взыскания подразделяются на взыскания, которые могут применяться только в качестве основных, и на взыскания, которые могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных взысканий.
В качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий могут применяться:
- возмездное изъятие предмета,
- конфискация предмета,
- административное выдворение.
Прочие административные взыскания КоАП РСФСР могут применяться только в качестве основных.
За одно административное правонарушение может быть наложено либо одно основное, либо одно основное плюс одно дополнительное взыскание.[12]
Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме или (в предусмотренных законодательством случаях) оформляется иным установленным способом.
Предупреждение влечет за собой такие же юридические последствия, как и прочие основные административные взыскания. В частности, предупреждение может иметь значение для квалификации правонарушения как повторного, то есть, если лицо, получившее предупреждение за административное правонарушение, в течение года со дня его получения совершит новое административное правонарушение, то наличие предупреждения явится основанием для применения более строго административного взыскания за новое правонарушение.
Устное предупреждение и устное замечание не являются административным взысканием и не влекут отрицательных правовых последствий.[13]
Наиболее распространенным административным взысканием, предусмотренным почти за все виды административных правонарушений, является штраф.
Штраф - это денежное взыскание, налагаемое за административные правонарушения в случаях и пределах, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях.
Штраф выражается в величине, кратной одной из следующих величин:
- минимальному размеру месячной оплаты труда (взятому без учета районных коэффициентов), установленному законодательством на момент окончания или пресечения административного правонарушения (в дальнейшем обозначается как МРОТ);
- стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества;
- размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения.
Штраф может быть установлен в пределах:
- от 0,1 до 100 МРОТ;
- от 0,1 МРОТ до величины, равной 10-кратной стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества;
- от 0,1 МРОТ до величины, равной 10-кратному размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения.
В исключительных случаях, в связи с выполнением обязательств, вытекающих из международных договоров, и особой необходимостью усиления административной ответственности законами Российской Федерации может быть установлен штраф в большем размере.[14]
В ряде статей КоАП РСФСР штраф установлен не в МРОТ, а в твердой сумме (в фиксированной сумме, выраженной в рублях). При применении таких статей производится перерасчет размера штрафа в соответствии с Законом РФ от 14.07.92 № 3293-1 "О порядке перерасчета размеров штрафов, предусмотренных кодексом РСФСР об административных правонарушениях".
Согласно этому закону, если верхний предел штрафа не превышает:
- 10 руб., то верхний предел штрафа считается равным 0,1 МРОТ, а налагаемый штраф не может быть ниже 25 руб.;
- 30 руб., то верхний предел штрафа считается равным 1/3 МРОТ, а налагаемый штраф не может быть ниже 50 руб.;
- 50 руб., то верхний предел штрафа считается равным 0,5 МРОТ, а налагаемый штраф не может быть ниже 0,1 МРОТ;
- 100 руб., то верхний предел штрафа считается равным 1 МРОТ, а налагаемый штраф не может быть ниже 1/3 МРОТ;
- 200 руб., то верхний предел штрафа считается равным 2 МРОТ, а налагаемый штраф не может быть ниже 0,5 МРОТ;
- 300 руб., то верхний предел штрафа считается равным 3 МРОТ, а налагаемый штраф не может быть ниже 1 МРОТ;
- 500 руб., то верхний предел штрафа считается равным 5 МРОТ, а налагаемый штраф не может быть ниже 2 МРОТ;
- 1000 руб., то верхний предел штрафа считается равным 7 МРОТ, а налагаемый штраф не может быть ниже 3 МРОТ;
- 3000 руб., то верхний предел штрафа считается равным 10 МРОТ, а налагаемый штраф не может быть ниже 4 МРОТ.
Штраф в размере свыше 100 МРОТ может быть установлен только законами Российской Федерации. Как пример превышения компетенции в данном вопросе можно привести Закон "О регулировании распространения и рекламе эротической продукции на территории Белгородской области, принятый 13.09.95 Белгородской областной Думой и подписанный главой администрации области. Этот Закон установил, в частности, меру административной ответственности юридических и физических лиц за несоблюдение предусмотренных названным законом положений в виде штрафа в размере от 50 до 500 МРОТ. Прокурор области обратился в суд с заявлением о признании незаконным Закона в части установления им максимального размера Штрафа, как противоречащего федеральному закону - КоАП РСФСР, ст. 27. Белгородский областной суд удовлетворил это заявление, признав установление верхнего предела штрафа свыше 100 МРОТ противоречащим федеральному закону – КоАП РСФСР.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации 29.02.9б оставила решение областного суда без изменения, указав следующее. Белгородская областная Дума в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации имела право принять Закон. Однако, согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 статьи 76. Принятый же областной Думой Закон в части установления максимального размера штрафа - 500 МРОТ за невыполнение содержащихся в нем требований, противоречит федеральному закону - КоАП РСФСР (ст. 27), предусматривающему максимальный размер штрафа не более 100 МРОТ. Следовательно, областная Дума не вправе была устанавливать штраф более 100 МРОТ. Решение суда, признавшее принятый областной Думой Закон в части установленного максимального размера штрафа противоречащим федеральному закону, является правильным.