Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 14:13, реферат
Процесс формирования норм налогового законодательства выявил особую актуальность установления ответственности за налоговые нарушения. Прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений сделала такого рода ответственность одной из главных составляющих системы налоговых правоотношений и потребовала ее глубокой правовой регламентации. В условиях формирования в России рыночных отношений, многообразия форм собственности, становления защиты экономических прав человека правовая ответственность основывается на новых принципах. Дальнейшее развитие налогового законодательства невозможно без комплексного и системного подхода к применению норм об ответственности за налоговые нарушения. Для понимания пределов полномочий налоговых органов, прав и обязанностей налогоплательщиков важно анализировать их правов
1. Введение.
2. Административная ответственность как один из видов юридической ответственности.
2.1. Понятие административной ответственности.
2.2. Законодательная основа административной ответственности.
2.3. Административное правонарушение и наступление административной ответственности.
2.4. Виды административных взысканий. Наложение административного взыскания.
2.5. Административная ответственность юридических лиц.
3. Нарушение налогового законодательства как один из видов административного правонарушения.
4. Споры, связанные с применением налогового законодательства.
4.1. Практика Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.
4.2. Споры с участием граждан-предпринимателей.
Длящееся преступление характеризуется непрерывным осуществлением состава определенного преступного деяния. Оно начинается с какого-либо преступного действия или с акта преступного бездействия. Следовательно, длящееся преступление можно определить как действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой уголовного преследования. Оно начинается с моментов совершения преступного действия (бездействия) и кончается вследствие действия самого виновного, направленного к прекращению преступления, или наступления событий, препятствующих совершению преступления (например, вмешательство органов власти). Срок давности уголовного преследования в отношении длящихся преступлений исчисляется со времени их прекращения по воле или вопреки воле виновного (добровольное выполнение виновным своих обязанностей, явка с повинной, задержание органами власти и др.).
Продолжаемое преступление складывается из ряда тождественных преступных действий, направленных к общей цели и составляющих в своей совокупности единое преступление. Его началом считается совершение первого действия из числа нескольких тождественных действий, составляющих одно продолжаемое преступление, а концом - момент совершения последнего преступного действия. Срок давности в отношении продолжаемых преступлений исчисляется с момента совершения последнего преступного действия из числа составляющих это преступление.
Административное взыскание может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения.
В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо его прекращении, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.
Указанные сроки не распространяются на случаи применения конфискации предметов контрабанды, производимой на основе Таможенного кодекса Российской Федерации. [23]
Как пример действия этой нормы, можно отметить, что незаконность привлечения к административной ответственности по истечении 2 месяцев после совершения правонарушения отмечается в приказе Госналогслужбы России от 21.07.94 № ВГ-3-14/47 "О мерах по устранению нарушений законности в деятельности налоговых органов, установленных Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, могут налагать административные взыскания только в пределах предоставленных им полномочий и лишь при исполнении служебных обязанностей.
Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового адмистративного правонарушения, то это лицо считается вообще не подвергавшимся административному взысканию. То есть, срок погашения административного взыскания - один год, причем этот срок отсчитывается не со дня вынесения постановления о наложении взыскания, а со дня фактического окончания исполнения наложенного взыскания. Для административного взыскания в виде штрафа таким днем является день полной выплаты суммы штрафа; для административного взыскания в виде предупреждения срок отсчитывается со дня его наложения.
По истечении указанного срока совершенное тем же лицом аналогичное административное правонарушение не может быть квалифицировано как повторное.
Срок погашения административного взыскания установлен единый для всех административных правонарушений и всех административных взысканий по ним.
Факт погашения административного взыскания не требуется оформлять каким-либо специальным документам, поскольку он наступает автоматически - по истечении срока погашения, если в течении этого срока не совершено новое административное правонарушение. [24]
Если в результате совершения административного правонарушения причинен имущественный ущерб гражданину или юридическому лицу, то компетентный орган при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение имеет право (но не обязан) одновременно решить вопрос о возмещений виновным и имущественного ущерба. Таким компетентным органом является:
- административная комиссия (если в ее компетенцию входит рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложение административных взысканий),
- администрация органа местного самоуправления (при том же условии),
- комиссия по делам несовершеннолетних,
- районный (городской) судья,
- районный (городской) суд.
Районный (городской) суд вправе решить вопрос о возмещении имущественного ущерба любого размера, а прочие органы - только о возмещении имущественного ущерба в размере до 0,5 МРОТ.
В прочих случаях вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, решается в порядке гражданского судопроизводства.
Решение, принятое в порядке административного производства, может быть обжаловано в суд.
На должностных лиц административные взыскания налагаются в том же общем порядке наложения административных взысканий, который предусмотрен для физических лиц.
2.5. Административная ответственность юридических лиц.
Нормы, предусматривающие административную ответственность юридических лиц, в КоАП РСФСР отсутствуют. Но, хотя вопрос административной ответственности юридических лиц еще является предметом дискуссий специалистов и пока не получил в отечественном праве ни концептуально определенного, ни практически приемлемого разрешения, тем не менее немало действующих нормативных правовых актов уже предусматривают такую ответственность. В федеральных нормативных правовых актах понятие административной ответственности юридических лиц применяется редко; чаще оно встречается в актах субъектов Российской Федерации - обычно в сочетании с административной ответственностью руководителей юридических лиц. Основной, если не единственной, мерой административной ответственности юридических лиц в современной правоприменительной практике является штраф.
Дискуссионность административной ответственности юридических лиц обусловлена рядом причин, которые здесь не обсуждаются. Одна из причин та, что согласно КоАП РСФСР (ст.23) административное взыскание применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Очевидно, что говорить о воспитании можно только применительно к физическому лицу.
В юридической литературе можно встретить различные мнения по поводу правомерности привлечения к административной ответственности юридических лиц. Преобладают, по мнению автора, скептическое и отрицательное отношения. Так. например, в книге "Налоги и налоговое право" (под ред. А.В.Брызгалина. - М.: Аналитика-Пресс, 1997) говорится (стр.512), что "субъектом, т.е. лицом, которое может нести ответственность за совершение административного проступка, может быть только физическое лицо (гражданин, индивидуальный предприниматель, должностное лицо предприятия)".
В этом плане достаточно симптоматичен понятийный аппарат, использованный в "Положении о порядке применения экономических санкций за нарушение порядка применения цен и тарифов и условий, их ограничивающих", утвержденном постановлением Правительства Москвы от 26.08.97 № 651 "О совершенствовании контроля за соблюдением дисциплины цен". Это Положение (п.З) к нарушениям порядка применения регулируемых цен и тарифов, цен и тарифов субъектов естественной монополии относит нарушения дисциплины цен, указанные в пункте 2 статьи 2 закона г. Москвы от 2б.02.97 № 3 "О государственном контроле за соблюдением порядка применения регулируемых цен и тарифов, цен и тарифов субъектов естественной монополии".
В Положении везде, где речь идет о нарушениях дисциплины цен применительно к юридическим лицам, говорится не о мерах административной ответственности, а об экономических или финансовых санкциях по отношению к этим лицам. В то же время там, где речь идет об ответственном должностном лице предприятия, виновном в нарушении дисциплины цен, там появляется ссылка на статьи 146 "Нарушение государственной дисциплины цен" и 224 "Органы Государственной инспекции цен" КоАП РСФСР и говорится уже об административном правонарушении.
Однако, на практике приходится считаться с тем, что действующее законодательство содержит правовые нормы, служащие основанием для применения к юридическим лицам мер административной ответственности в виде штрафов, иногда довольно значительных. Поэтому безусловно, обосновано включение разделов об административной ответственности юридических лиц в книги по административному праву Российской Федерации. Очевидно, что полностью эта проблеме будет разрешена новым кодексом об административных правонарушениях.
3. Нарушение налогового законодательства как один из видов административных правонарушений.
Составы нарушений налогового законодательства, то есть закрепленные нормативными правовыми актами совокупности описаний признаков правонарушений, наличие которых влечет административную ответственность, определены следующими законами:
- Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (КоАп РСФСР, посл. ред.);
- Закон РФ от 27.12.91 №2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в ред. Законов РФ от 16.07.92 № 3317-1, от 22.12.92 № 4178-1, от 21.05.93 № 5006-1; Федеральных законов от 01.07.94 № 9-ФЗ, от 21.07.97 № 121-ФЗ);
- Закон РСФСР от 21.03.91 № 943-1 "О государственной налоговой служ6е РСФСР" (в ред. Законов РФ от 24.06.92 № 3119-1, от 02.07.92 " 3181-1, от 25.02.93 № 4549-1; Федеральных законов от 13.06.96 № 67-ФЗ, от 16.11.97 № 144-ФЗ);
- Закон РФ от 24.06.93 № 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" (в ред. Указа Президента России от 24.12.93 № 2288, Федерального закона от 17.12.95 № 200-ФЗ, с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 17.12.96 № 20-П).
О распространенности административных штрафов за нарушения налогового законодательства свидетельствует, например, такой факт: в 1 полугодии 1996 г. по результатам налоговых проверок 18760 малых предприятий к 11308 руководителям предприятий на основании Закона РФ "О Государственной налоговой службе РСФСР" были применены административные штрафы на общую сумму 1495,2 млн. руб. [25]
Авторы книги "Налоги и налоговое право" разделили налоговые правонарушения, влекущие административную ответственность, на 4 основных группы в зависимости от субъекта административной ответственности.
Первую группу в этой классификации составляют налоговые правонарушения, за совершение которых к административной ответственности привлекаются только должностные лица предприятий, организаций, учреждений - виновные в сокрытии (занижении) прибыли (дохода); сокрытии (неучтении) иных объектов налогообложения; отсутствии бухгалтерского учета или ведении его с нарушением установленного порядка; искажении бухгалтерских отчетов; непредставлении, несвоевременном представлении или представлении по неустановленной форме бухгалтерской отчетности и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных платежей в бюджет.
В первой группе правонарушений выделены 3 подгруппы: правонарушения, повлекшие недоплату налогов; правонарушения, связанные с ведением бухгалтерского учета; правонарушения, связанные с представлением документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.