Анализ налоговых поступлений Российской Федерации в 2010-2012 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития.
Эта цель реализуется путем решения следующих задач:
1. изучить исторический аспект становления налоговой системы в России;
2. охарактеризовать основные принципы построения налоговой системы;
3. анализировать текущее состояние налоговой системы РФ;
4. выявить основные проблемы, которые характерны для налоговой системы Российской Федерации;
5. рассмотреть налоги зачисляемые в бюджет Рензенской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 История становления налоговой системы в России 5
1.2 Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы Российской Федерации 7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1 Правовое регулирование налоговой системы Российской Федерации 14
2.2 Структура действующей налоговой системы в РФ 18
2.3 Анализ налоговых поступлений Российской Федерации в 2010-2012 г. 20 ГЛАВА 3. НАЛОГИ ЗАЧИСЛЯЕМЫЕ В БЮДЖЕТ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Ставка транспортного налога в Пензенской области 24
3.2 Налог на прибыль организации 25
3.3 Налог на имущество физических лиц 26
3.4 Земельный налог 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы.Налоги.docx

— 59.93 Кб (Скачать файл)

Система налогообложения Российской Федерации  базируется на следующих принципах (часть 1 НК РФ, статья 3):

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут

быть  произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных  прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК. Налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы), местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и (или) сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с НК.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу плательщика налога или сбора. [2]

В мировой  практике налогообложения и построения используются также следующие принципы и правила:

·  презумпции невиновности;

· правило совершившегося факта;

· принцип обложения реально полученного дохода;

· принцип достаточной информированности налогоплательщика;

· принцип стабильности налогового законодательства;

· принцип создания максимальных удобств для налогоплательщиков;

· принцип доступности и открытости информации по налогообложению;

· запрет на введение налога без закона;

· запрет двойного взимания налога;

· запрет налогообложения факторов производства;

· запрет необоснованной налоговой дискриминации.

Экономическая сущность налогов непосредственно  вытекает из их функций.

В условиях развитых рыночных отношений налогам  присущи следующие функции:

1. Фискальная функция

Проявляется в обеспечении государства финансовыми  ресурсами, необходимыми для осуществления  его деятельности.

2. Регулирующая.

Государственное регулирование осуществляется в  двух основных направлениях. Регулирование  рыночных, товарно-денежных отношений.

Регулирование развития народного хозяйства, общественного  производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости.

3. Стимулирующая.

С помощью  налогов, льгот и санкций государство  стимулирует технический прогресс и социально-экономическую деятельность приоритетных для государства направлений, увеличивает число рабочих мест. Эта функция проявляется в  изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой  ставки и др.

4. Распределительная.

Посредством налогов в государственном бюджете  концентрируются средства, направляемые затем на решение народно-хозяйственных  проблем, как производственных; так  и социальных, финансирование крупных  межотраслевых, комплексных целевых  программ - научно-технических, экономических  и др. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер.

Функции налогов отражают реальный базис, т.е. объективные закономерности движения налоговых отношений, используемых государством в налоговой политике.

Цель  налоговой политики государства - выработка  и принятие управленческих решений  в области налогообложения. Инструментами  налоговой политики являются: налоговая  ставка, налоговая база, налоговые  льготы.

Основные  принципы, которые должны находиться в основе налоговой политики:

·  соотношение прямых и косвенных налогов;

· применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии или преобладание пропорциональных ставок;

· дискретность или непрерывность налогообложения;

· широта применения налоговых льгот, их характер и цели;

· использование систем вычетов, скидок, изъятий и их целевая направленность;

· степень единообразия налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков;

· методы формирования налоговой базы.

Можно сделать  следующие выводы:

1. Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений, принимаемых на уровне федерации и регионов.

2. Налоговая система является основной составляющей общей системы экономических отношений и мощным регулятором экономических процессов.

3. Эффективность функционирования налоговой системы достигается путем сбалансированного сочетания всех ее функций с учетом интересов государства и налогоплательщиков.[2]

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

 

2.1 Правовое регулирование налоговой системы Российской Федерации

 

Состав  налогового законодательства включает:

- федеральное налоговое законодательство;

- региональное налоговое законодательство;

- муниципальные налоговые акты.

Федеральное налоговое законодательство состоит  из Налогового кодекса Российской Федерации  и принятых в соответствии с ним  федеральных законов, например, Закона РФ «О налоговых органах в Российской Федерации», а также норм, содержащихся в ряде иных федеральных законов: «О соглашениях о разделе продукции», «О закрытых административно-территориальных образованиях».

Налоговый Кодекс РФ занимает особое место в  системе налогового законодательства. В частности, только им могут устанавливаться виды налогов и сборов, взимаемых в РФ; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращение действия ранее введенных налогов и сборов РФ и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц (п. 2 ст. 1 НК).

Региональное  налоговое законодательство включает в себя законы субъектов РФ. Налоговая  компетенция субъектов РФ ограничена. Они уполномочены устанавливать региональные налоги, вводить указанные налоги на территории субъекта РФ и определять некоторые элементы налогообложения (налоговые ставки и налоговые льготы в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налогов, а также формы отчетности по региональным налогам).

Муниципальные налоговые акты складываются из актов  представительного органа местного самоуправления, которыми устанавливаются  и вводятся местные налоги и сборы. Налоговая компетенция местного самоуправления так же ограничена, налоговые акты могут регулировать лишь налоговые ставки местных налогов  и сборов в пределах, установленных  НК РФ, порядок и сроки уплаты налогов, а также формы отчетности по местным налогам.

Часть первая НК РФ является основополагающим нормативным  правовым актом, комплексно закрепляющим наиболее важные положения об организации  и осуществлении налогообложения  в России.

Налоговый Кодекс РФ дает определения налога и сбора.

Под налогом  понимается обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый  с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении  плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) Ст. 8 Налогового Кодекса РФ.

Согласно  общим условиям установления налогов  и сборов налог считается установленным  лишь в том случае, когда определены налогоплательщики.

К налогоплательщикам относятся, в частности:

- организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;

- организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами;

- налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы).

Также должны быть определены элементы налогообложения:

- объект налогообложения - им могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физические характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога;

- налоговая база - представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения;

- налоговый период - под ним понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога

- налоговая ставка - представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

- порядок исчисления налога;

- порядок и сроки уплаты налога.

Причем  налогоплательщик самостоятельно исчисляет  сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой  базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

За неисполнение обязанностей по уплате налогов налогоплательщики  могут быть привлечены к административной (включая налоговую) и уголовной ответственности.

В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет  Федерации, Президент РФ и Правительство  РФ. Государственная Дума рассматривает  вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации  после подписи Президента РФ вступают в силу.

Главным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, на который  возложены основные функции по надзору  и контролю соблюдения действующего на территории страны налогового законодательства, является Федеральная налоговая  служба России (ФНС).

Федеральная налоговая служба также обязана  следить за правильностью и полнотой исчисления налогов и прочих обязательных платежей. Своевременностью налогов  и сборов внесения в бюджеты соответствующих  уровней, в случаях, предусмотренных  действующим законодательством  РФ.

Налоговые органы действуют в пределах своей  компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют  с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством  реализации полномочий, предусмотренных  НК РФ и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации.

Таким образом, правовое регулирование налоговой  системы РФ осуществляется на основе Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актов. Основу эффективности налоговой  системы составляют принципы ее построение, несоблюдение которых приводит к существенным проблемам.

 

2.2 Структура действующей налоговой системы в РФ

 

В состав налоговой системы входят:

Информация о работе Анализ налоговых поступлений Российской Федерации в 2010-2012 г