Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 18:08, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития.
Эта цель реализуется путем решения следующих задач:
1. изучить исторический аспект становления налоговой системы в России;
2. охарактеризовать основные принципы построения налоговой системы;
3. анализировать текущее состояние налоговой системы РФ;
4. выявить основные проблемы, которые характерны для налоговой системы Российской Федерации;
5. рассмотреть налоги зачисляемые в бюджет Рензенской области.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 История становления налоговой системы в России 5
1.2 Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы Российской Федерации 7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1 Правовое регулирование налоговой системы Российской Федерации 14
2.2 Структура действующей налоговой системы в РФ 18
2.3 Анализ налоговых поступлений Российской Федерации в 2010-2012 г. 20 ГЛАВА 3. НАЛОГИ ЗАЧИСЛЯЕМЫЕ В БЮДЖЕТ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Ставка транспортного налога в Пензенской области 24
3.2 Налог на прибыль организации 25
3.3 Налог на имущество физических лиц 26
3.4 Земельный налог 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Система налогообложения Российской Федерации базируется на следующих принципах (часть 1 НК РФ, статья 3):
1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут
быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
5. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК. Налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы), местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и (или) сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с НК.
6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу плательщика налога или сбора. [2]
В мировой практике налогообложения и построения используются также следующие принципы и правила:
· презумпции невиновности;
· правило совершившегося факта;
· принцип обложения реально полученного дохода;
· принцип достаточной информированности налогоплательщика;
· принцип стабильности налогового законодательства;
· принцип создания максимальных удобств для налогоплательщиков;
· принцип доступности и открытости информации по налогообложению;
· запрет на введение налога без закона;
· запрет двойного взимания налога;
· запрет налогообложения факторов производства;
· запрет необоснованной налоговой дискриминации.
Экономическая сущность налогов непосредственно вытекает из их функций.
В условиях развитых рыночных отношений налогам присущи следующие функции:
1. Фискальная функция
Проявляется
в обеспечении государства
2. Регулирующая.
Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях. Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений.
Регулирование
развития народного хозяйства, общественного
производства в условиях, когда основным
объективным экономическим
3. Стимулирующая.
С помощью
налогов, льгот и санкций государство
стимулирует технический
4. Распределительная.
Посредством
налогов в государственном
Функции налогов отражают реальный базис, т.е. объективные закономерности движения налоговых отношений, используемых государством в налоговой политике.
Цель налоговой политики государства - выработка и принятие управленческих решений в области налогообложения. Инструментами налоговой политики являются: налоговая ставка, налоговая база, налоговые льготы.
Основные принципы, которые должны находиться в основе налоговой политики:
· соотношение прямых и косвенных налогов;
· применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии или преобладание пропорциональных ставок;
· дискретность или непрерывность налогообложения;
· широта применения налоговых льгот, их характер и цели;
· использование систем вычетов, скидок, изъятий и их целевая направленность;
· степень единообразия налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков;
· методы формирования налоговой базы.
Можно сделать следующие выводы:
1. Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений, принимаемых на уровне федерации и регионов.
2. Налоговая система является основной составляющей общей системы экономических отношений и мощным регулятором экономических процессов.
3. Эффективность функционирования налоговой системы достигается путем сбалансированного сочетания всех ее функций с учетом интересов государства и налогоплательщиков.[2]
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1 Правовое регулирование налоговой системы Российской Федерации
Состав налогового законодательства включает:
- федеральное налоговое законодательство;
- региональное налоговое законодательство;
- муниципальные налоговые акты.
Федеральное
налоговое законодательство состоит
из Налогового кодекса Российской Федерации
и принятых в соответствии с ним
федеральных законов, например, Закона
РФ «О налоговых органах в Российской
Федерации», а также норм, содержащихся
в ряде иных федеральных законов:
«О соглашениях о разделе продукции»,
«О закрытых административно-
Налоговый Кодекс РФ занимает особое место в системе налогового законодательства. В частности, только им могут устанавливаться виды налогов и сборов, взимаемых в РФ; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращение действия ранее введенных налогов и сборов РФ и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц (п. 2 ст. 1 НК).
Региональное налоговое законодательство включает в себя законы субъектов РФ. Налоговая компетенция субъектов РФ ограничена. Они уполномочены устанавливать региональные налоги, вводить указанные налоги на территории субъекта РФ и определять некоторые элементы налогообложения (налоговые ставки и налоговые льготы в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налогов, а также формы отчетности по региональным налогам).
Муниципальные налоговые акты складываются из актов представительного органа местного самоуправления, которыми устанавливаются и вводятся местные налоги и сборы. Налоговая компетенция местного самоуправления так же ограничена, налоговые акты могут регулировать лишь налоговые ставки местных налогов и сборов в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налогов, а также формы отчетности по местным налогам.
Часть первая
НК РФ является основополагающим нормативным
правовым актом, комплексно закрепляющим
наиболее важные положения об организации
и осуществлении
Налоговый Кодекс РФ дает определения налога и сбора.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) Ст. 8 Налогового Кодекса РФ.
Согласно общим условиям установления налогов и сборов налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики.
К налогоплательщикам относятся, в частности:
- организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;
- организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами;
- налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы).
Также должны быть определены элементы налогообложения:
- объект налогообложения - им могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физические характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога;
- налоговая база - представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения;
- налоговый период - под ним понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога
- налоговая ставка - представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;
- порядок исчисления налога;
- порядок и сроки уплаты налога.
Причем налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
За неисполнение обязанностей по уплате налогов налогоплательщики могут быть привлечены к административной (включая налоговую) и уголовной ответственности.
В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации после подписи Президента РФ вступают в силу.
Главным
федеральным органом
Федеральная налоговая служба также обязана следить за правильностью и полнотой исчисления налогов и прочих обязательных платежей. Своевременностью налогов и сборов внесения в бюджеты соответствующих уровней, в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ.
Налоговые
органы действуют в пределах своей
компетенции и в соответствии
с законодательством Российской
Федерации. Налоговые органы осуществляют
свои функции и взаимодействуют
с федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления и государственными
внебюджетными фондами
Таким образом, правовое регулирование налоговой системы РФ осуществляется на основе Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актов. Основу эффективности налоговой системы составляют принципы ее построение, несоблюдение которых приводит к существенным проблемам.
2.2 Структура действующей налоговой системы в РФ
В состав налоговой системы входят:
Информация о работе Анализ налоговых поступлений Российской Федерации в 2010-2012 г